Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из отчета ООН: сохранение цифрового наследия






В мире печатной продукции ее сохранность можно обеспечить путем сохранения бумажно­го объекта или, если это нецелесообразно, пу­тем создания долговечного заменителя, напри­мер, микропленки. В цифровом мире такую со­хранность можно обеспечить, например, путем записи информации на CD-ROM или же путем перевода его содержания на другой тип носи­теля. Однако таким путем достигается лишь сохранение самих битов, из которых состоит файл. Хотя это, очевидно, и является необходи­мым условием сохранения информации, его все же недостаточно, чтобы обеспечить возмож­ность прочтения и интерпретации материалов в долгосрочной перспективе. Поскольку форматы файлов и программы также устаревают, сохранение цифровых материалов сопряжено с необходимостью не только следить за состоянием самих файлов, но и изыскивать пути обеспечения свободного доступа к ним. Это означает, что либо необходимо также сохранять и программы и каким-то образом поддерживать их работу на новых платформах, либо переводить

файлы в другой формат, который можно было бы интерпретировать с помощью новых программ. Учитывая то, что цифровой мир все время дви­жется вперед, этот процесс должен быть посто­янным, если мы хотим, чтобы доступ к материа­лам обеспечивался в течение десятилетий (или даже вечно). Во многих случаях рано или поздно это приведет к потере информации, ее функци­онального характера и/или ее представления на экране, особенно в случае сложных мультиме­дийных материалов, сочетающих целый ряд фай­ловых форматов и приложений. Некоторые национальные архивные службы, например, Государственное управление по де­лам архивов и Национальный архив Австралии, расширили сферу применения своей политики в области электронного документоведения, включив в нее веб-сайты правительственных учреждений (общественные сайты, а также внут-рисетевые сайты), и разработали руководящие принципы на примерах наиболее эффективных практических решений. Государственное управ­ление по делам архивов предупреждает, что материалы на веб-сайтах не всегда признают­ся как документы. Для веб-сайтов также требу­ется строгое документоведение. В Швеции в

3 Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002. № 8.С 116-117.

4 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. 164 ЕХ/21. Па­риж, 9 апреля 2002 г. // https://www.ruj.ru/unescomlO.htm

ных материалов, которые всегда собирались и хранились библиотеками. Для обеспечения постоянного доступа ко всей массе научных электронных журна­лов, включая использование прямых каналов связи, различных форм представ­ления данных и мультимедийных средств, в настоящее время и другие библио­теки пытаются договориться с издателями о сдаче обязательных экземпляров, хотя пока это часто делается на добровольной основе.

Первые полномасштабные архивы эмпирических данных начали создавать американские социологи еще в первой половине XX в., а с 1960-х гг. в процесс аккумуляции социологической эмпирики подключается Западная Европа. Пер­выми коллективный информационный центр (архив социальной статистики) — Мичиганский межуниверситетский консорциум по социальным и политическим исследованиям (1962). В 1970-е гг. аналогичные центры были созданы во всех странах Западной Европы, с 1976 г. их деятельность координируется Европейс­ким архивом социологических данных. В России первым свой архив или базу данных начали создавать в 1970-е гг. сотрудники Института социологии РАН.

В мире достаточно много электронных архивов для социологов, хранящих в электронной форме исследовательские и журнально-книжные документы. Ча­сто они носят название «Архивы рабочих документов» (Working Paper Archive). У каждого архива, создаваемого конкретным отделом5, лабораторией, группой или частным лицом, собственные правила, определяющие, кто имеет право помещать документы в архив, как это должно быть сделано процедурно, кто

рамках проекта «Kulturarw3 Heritage» начиная с 1996 г. собираются материалы, размещенные на шведских веб-сайтах. В соответствии с финским проектом «EVA» осуществляется сбор всех «сво­бодно доступных, опубликованных, статических документов на языке HTML вместе с их сопут­ствующими материалами, такими как изображе-

ния, видео- и аудио-клипы, приложения и т.д.» в домене.fi. Такая деятельность по сбору всех материалов, свободно публикуемых в финском Интернете, считается дополнением к представ­лению обязательных экземпляров платных ма­териалов уполномоченными издателями. В настоящий момент главная цель этих инициа­тив состоит в том, чтобы спасти материалы на

веб-сайтах, которые в противном случае были бы просто навсегда утрачены. Однако обработка со­бранных на сайтах материалов еще не заверше­на, поскольку собирать онлайновую информацию чрезвычайно сложно. Соединение с внешними сайтами во многих случаях обрывается, и не все­гда удается поддерживать интерактивную нави­гацию. Все больше и больше веб-страниц носит динамичный характер, создается «сходу» на ос­нове баз данных, спрятанных за пределами про­граммы пользовательского интерфейса. По не­которым оценкам, базы данных, находящиеся вне веб-сайтов, которые в своей совокупности назы­ваются «глубокой сетью», содержат объем ин­формации, который во много раз превышает тот, который лежит на поверхности. Информацию, находящуюся в таких базах данных, нельзя со­брать путем копирования веб-сайта, поскольку ее нет на готовых страницах, к которым есть свобод­ный доступ. Кроме того, поскольку электронная архивная деятельность осуществляется всего лишь 5 лет, никто не знает, каким образом мож­но обеспечить сохранность таких материалов че­рез 25-50 лет.

Источник: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. 164 ЕХ/21. Париж, 9 апреля 2002 г. // https:// www.ruj.ru/unescom10.htm

5 Так, Отделом сравнительных исследований ИСПИ РАН сформирован банк данных и архив соци ально-демографической информации за период 1989-2000 гг.

может смотреть содержимое архива. Например, для публикации материалов во многих архивах пользователь обязательно должен пройти регистрацию. В резуль­тате регистрации он получает логин и пароль, необходимые для входа в архив. Их создатели предъявляют к оформлению документа очень либеральные тре­бования, используют простые средства для помещения в них новых докумен­тов и их описаний, а также удобные средства для поиска в архиве по ключевым словам или тематическим разделам. Как правило, в них не рецензируют пред­лагаемые им для хранения документы, а потому такие материалы не являются средством для выражения научного признания, которое остается за традицион­ной публикацией в научной прессе. Главная функция архивов — содействовать быстрому распространению сведений о результатах исследований.

За рубежом известен целый ряд учреждений, собирающих эмпирические данные так же, как библиотеки собирают книги. Такие учреждения называют­ся архивами данных. Они занимаются классификацией данных, имеющей целью облегчение их дальнейшего поиска, а также переводят данные в форму, удоб­ную для последующего, вторичного, анализа. Каждое из этих учреждений пуб­ликует списки и общее описание имеющихся и поступающих в его распоряже­ние опросных данных. Общую информацию об интересующем исследовании можно получить из книги кодов, где указываются все вопросы, задававшиеся в ходе опроса, и объясняется способ кодирования ответов. После этого за плату мы можем получить из архива нужные данные6. Все архивы поддерживаются на современной технической и технологической базе, штат состоит из высококласс­ных специалистов. Услугами архивов пользуются не только университеты, но и государственные учреждения, различные общественные организации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал