Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 11. Первые битвы и жертвоприношения таврам.
То, что ахейцам было необходимо заполучить базу на азиатском берегу Гелеспонта, прежде, чем начать войну с Троей, было очевидно не только студентам подполковника Иванова, жрецу Калхасу, но и самому тупому ахейскому царьку. И ахейцы попытались привлечь к своему союзу царя Телефа, соседа Трои, сына Геракла. Тот не захотел участвовать в кампании. И это было вполне логично. Владения Телефа не были отделены от царства хеттов морем. И месть хеттского царя неверному вассалу была вполне реальна. Поэтому Телеф отказался. И тогда ахейцам пришлось попытаться силой принудить сына Геракла к союзу. Гомер описывает этот эпизод противоречиво и с привлечением мотивов, явно сказочных. Однако студенты подполковника Иванова прокомментировали эпопею с Телефом предельно просто. Ахейцам поначалу не удалось силой принудить сына Геракла нарушить нейтралитет. И они вернулись в Авлиду.
Может быть, теперь они разбредутся по домам, - думал Одиссей, проходя по лагерю. Разношерстное войско пьянствовало, ссорилось, а в последнее время еще и болело. В лагере было грязно, и царил беспорядок. Одиссей подошел к шатру Агамемнона, где собирался военный совет. Вздохнув, он откинул полог, прикрывающий вход и вошел внутрь. - Сколько можно ждать?! - грозно вопрошал Ахилл. – И чего мы вообще ждем? - Не все еще корабли собрались. Многих по пути разметала буря, - заметил Агамемнон. - Кого ты хочешь обмануть, царь?! – взорвался Ахилл. – Какая буря? Как здесь в виду у берегов можно заблудиться? Да многие просто разбежались! И правильно сделали. Ты пока не выполнил ни одного из своих обещаний. Где провиант, где вино, где все другое, то, что ты обещал союзникам?! - Ну, вина здесь больше, чем надо, - заметил Паламед. – Так продолжаться не может. Скоро здесь все перепьются и передерутся. Скотина, - подумал Одиссей, - ему всегда больше всех надо. Между тем, Паламед продолжал. - Надо занять воинов. Давайте, организуем соревнования в боевых искусствах. А победителям предложим награду. Эти соревнования займут воинов. Хотя бы на время.
Предложение Паламеда было принято. И в лагере воцарился относительный порядок. Так всегда бывает, когда люди увлечены чем-нибудь. Впрочем, порядок может базироваться и на страхе. Однако добровольцев, к тому же имеющих разных независимых командиров, не так-то просто было держать в узде страхом. Поэтому в отличие от египтян, которые пороли до полусмерти провинившихся офицеров, а провинившихся солдат просто убивали, греки были вынуждены искать иные методы поддержания боеспособности и управляемости войск. И ведь нашли! Нашли, на посрамление иным потомкам, не мыслящим любого управления без устрашения. Впрочем, Одиссею от этого было не легче.
Опять этот старик, - зло думал царь Итаки, наблюдая возвращение энтузиазма в ряды ахейцев. – Сначала меня, и таких, как я, заставил участвовать в этой авантюре, а теперь не дает этой авантюре выдохнуться само собой. А зачем ты тогда так искусно привлек Ахилла? - спросил внутренний голос. – Без него все вообще давно бы развалилось. На это Одиссей не мог ответить сам себе. С одной стороны он еще надеялся, что войны удастся избежать. Предприятие этих родственничков олимпийцев выдохнется само собой. Но с другой стороны он уже сам хотел поскорее начать эту войну, пограбить Трою, и вернуться с победой. Однако, удастся ли все это? Вернется ли он из под Трои? Тем более, с добычей. А, будь, что будет! Но Паламед все же скотина.
- Когда ты отдашь за меня свою дочь Ифгению, и как обещал, объявишь своим наследником, - спрашивал Ахилл Агамемнона, когда они остались в шатре одни после военного совета. - Ахилл, ну, не торопись. Многие не поймут такого шага. Видишь, и так все разбегаются. - Да вы, данайцы просто стадо баранов. Если бы не я, вас вообще бы сразу сбросил в море один Телеф. А так его заставили хотя бы сохранять нейтралитет. - Не задавайся, Ахилл! Твоих воинов меньше десятой части войска! - Но без моих конников и колесничих вас разметают, как в Египте! Кого ты пытаешься обмануть, Агамемнон?! - Хорошо, не будем ссориться. Обсудим все несколько позже.
- Великий Зевс! Ахилл может бросить войско, - докладывал царю богов Калхас. - Почему? Чего вы там опять не усмотрели?! - Агамемнон не может объявить Ахилла своим зятем и наследником. Это разозлит многих других царей. А в лагере и так разброд. - Да, вот уж точно, не усмотрели, давая такие обещания Ахиллу. Ладно. Твои предложения. - Пусть Агамемнон подтвердит свои обещания Ахиллу. Но тайно. А в подтверждение отправит дочь в Тавриду, во владения Ахиллу. - Но этот шаг ясно покажет другим, что Ифгению делают заложницей неких обещаний сыну Пелея. Кого мы этим обманем? - Громовержец, отправим ее тайно. - Как? Не много ли тайн, Калхас. Война еще не началась, а клубок интриг уже такой тугой, что голова идет кругом. Не запутаться бы нам с тобой. - Громовержец, царь богов. Ты умеешь отводить глаза. Давай якобы принесем Ифгению в жертву. А сами отведем глаза толпе и отправим Ифгению в Тавриду к Ахиллу. - Хорошо. Я подумаю.
Да, воистину трудно быть богом, - думал Зевс над предложением Калхаса. – Верит ведь, дурак, что я все могу. А я уже не могу ничего, кроме как давать указания другим. Выполнят ли они, эти другие, мои указания? И если да, то как долго это будет продолжаться. А может, действительно, бросить эту войну? Нет, уже поздно. Надо доводить дело до конца. Бывший волхв, а ныне эллинский царь богов и людей Зевс, не знал, что войны все же лучше не начинать. И остановить войну в любом случае гораздо разумнее, чем продолжать во что бы то ни стало.
- Что мне делать, Афина? – устало спросил Зевс свою приемную дочь-любовницу ночью. Она давно стала лучшей советницей царя богов и была ему, в отличие от других обитателей Олимпа, предана искренне и глубоко. Она была одной из немногих богинь Олимпа, которая не являлась по рождению ведуньей с севера. И поэтому вела себя поначалу с царем богов гораздо почтительнее остальных, считавших Зевса земляком и родней. Но потом, как это нередко случается, стала гораздо преданнее ему, чем остальные. Именно поэтому очень многие религии считают неофитов кадрами более ценными, чем давние поклонники тех или иных богов. А христиане так вообще выразили эту мысль наиболее четко, утверждая, что «раскаявшийся грешник лучше двух святых». Впрочем, все эти парадоксы верны лишь в случае слияния религии и государства. Свободная и осознанная вера с такими принципами не совместима. Однако, Зевс отнюдь не был воплощением свободной и осознанной веры.
- Я подумаю, Громовержец, - ответила дева Паллада. - Думай, но не долго. Все разваливается на глазах.
Афина застала Афродиту на Олимпе. - Что же ты не со своим мужем? - спросила Паллада. - Каким, сестрица? Гефестом, Аресом, Посейдоном? Я уже сама путаюсь в них. Афина схватила Афродиту за локоть. Схватила жестко и больно. - Отпусти, ты что, сдурела?! - Нет, дорогая, не сдурела, - прошипела Афина, не отпуская ее руки. – Жаль, что у нас нет тех же, - она не могла подобрать слов, ибо не знала соответствующих вещей, - тех же, что у твоего фараона или царя хеттов. - Кого, тех, - Афродита вырвала, наконец, свою руку из железных тисков Афины. - Тех, кто развязывает языки таким, как ты. - Каким? – Афродита пришла в себя и говорила насмешливо и уверенно. - Не заговаривай мне зубы! Я все знаю! И я убью тебя. - Боги бессмертны, дура местная. - Врешь! Еще как смертны. Афродита отошла подальше. - Не приближайся ко мне! Хуже будет, подстилка зевсова. - Глаза отведешь? А потом ударишь в спину? - Хотя бы. Ты ведь этого не умеешь, богиня недоделанная. Дура местная. - Ладно, давай договоримся, - вдруг миролюбиво предложила Афина. - О чем? - Я никому не говорю о твоих шашнях с фараоном, а ты иногда помогаешь нам с Герой. - С каким фараоном? Чего ты несешь? - Зря хорохоришься, куколка. Я знаю не все. Но кое-что все же знаю. Этого достаточно, чтобы почти весь Олимп возненавидел тебя. Тебе не дадут улететь. Тебя продадут в рабство. И будут насиловать и пороть, как в свое время Геру. Но в отличие от нее, не будет Зевса, который придет и спасет. Ну, как, согласна нам помогать? Или я все говорю отцу. - Не отцу, а своему любовнику. Не кривляйся хотя бы перед своими. - Какая ты своя. - Ты права, южанка. Я тебе не своя. И ты мне не своя. Афродита задумалась. Отвести глаза и потом сразу улететь. Но куда? На север что-то пока не хотелось. К Рамзесу или Суппелулимасу? Променять роль богини на роль фаворитки? Глупо и скучно. - Ладно. Уговорила. Что тебе надо? - Отведи глаза толпе в Авлиде. Там дочь Агамемнона якобы принесут в жертву богам. А на самом деле ее надо отдать Ахиллу и отправить в Тавриду, в его владения. - Хорошо, костлявая. Сделаю. - Так то лучше.
Да, надо будет извести их всех под конец, когда они окончательно надорвутся в этой войне, - подумала Афродита. – А то действительно продадут в рабство. И может так случиться, что никакое ведовство не поможет. Она вспомнила кое-что, о чем узнала, общаясь с восточными владыками. И содрогнулась. Права костлявая потаскуха. Хорошо, что у царя-дилетанта Зевса нет службы безопасности.
Так родилась легенда о жертвоприношении дочери Агамемнона Ифгении. Ифгению принесли в жертву богам, чтобы те помогли ахейцам добраться до Трои. Но она якобы исчезла из-под жертвенного ножа прямо на алтаре. А потом объявилась в храме Артемиды в Тавриде. Во владениях Ахилла. Который, впрочем, так и не стал ее мужем и наследником Агамемнона. Но об этом не знала потрясенная толпа ахейских царьков и воинов. Твердость и верность долгу их командующего Агамемнона, не пожалевшего собственную дочь ради пользы дела, произвели на них впечатление. И они в мрачной решимости грузились на корабли, давая клятву быть достойными своего вождя.
Вот так, с помощью угрозы силы, жреческих и колдовских трюков начали все же этот поход на Трою. Дальний потомок сказал бы обо всем этом несколько иначе – сочетанием силового давления, специальных и пропагандистских мероприятий. Впрочем, единственный, кто о чем-то догадывался, Одиссей, при всем своем хитроумии таких слов еще не знал. Хотя, суть дела в целом понял достаточно хорошо.
|