Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Понятие, особенности и структура органов местного самоуправления






Тема 27. Органы местного самоуправления

Понятие, особенности и структура органов местного самоуправления

Особый правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), члена выборного органа местного самоуправления

Общая характеристика органов местного самоуправления

Вопрос 1. Понятие, особенности и структура органов местного самоуправления

 

Местное самоуправление, с одной стороны, является одной из форм осуществления народовластия (публичной власти) в Россий­ской Федерации, с другой — представляет собой независимую от государства, признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ систему власти, создаваемую для самостоятельного и под свою ответственность решения населением муниципальных образова­ний соответствующих вопросов местного значения исходя из их интересов, с учетом исторических и иных местных традиций.

В целях дальнейшего развития демократических процессов на муниципальном уровне и эффективного решения вопросов местного значения в ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправ­ления закрепляются организационно-правовые формы (элемен­ты) осуществления местного самоуправления. Ими являются формы прямого волеизъявления населе­ния муниципального образования, выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления относятся к числу конституционно-правовых институтов. О них в разном их значении говорится в ст.ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130 — 132 Конституции РФ.

Анализ правового положения любого органа местного са­моуправления, в том числе представительного органа муници­пального образования, следует осуществлять путем последова­тельного рассмотрения таких его признаков, как:

1) функции (предмет ведения);

2) полномочия;

3) состав и порядок формирования;

4) основные формы, порядок и организация работы.

Функциональное предназначение (предмет ведения) предста­вительного органа местного самоуправления вытекает из его названия: этот орган призван представлять инте­ресы населения муниципального образования. Представитель­ская функция характерна также для Федерального Собрания РФ и законодательных органов государственной власти субъ­ектов РФ. Однако указанные органы в отличие от представи­тельного органа муниципального образования являются парла­ментами с характерными дня данного органа государственной власти признаками, к которым относятся:

- постоянный характер деятельности парламента и депутатов;

- оплачиваемость депутатской работы;

- неприкосновенность депутата;

- социальные гарантии деятельности депутата;

- отсутствие возможности совмещения депутатского ман­дата с другой работой;

- свободный депутатский мандат и т.д.

Народное представительство на местном уровне обеспечи­вается посредством проведения периодических свободных му­ниципальных выборов, где каждый правоспособный и дееспо­собный житель муниципального образования вправе выразить свое волеизъявление путем голосования по приемлемым кан­дидатурам.

Непосредственно путем проведения прямых выбо­ров формируется представительный орган муниципального об­разования. Для реализации функции народного представительства п. 9 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного са­моуправления наделяет представительный орган местного са­моуправления следующими исключительными полномочиями, ко­торые не могут исполняться другими органами власти.

Особенности правового статуса органов местного само­управления определяются положениями Конституция РФ о том, что они:

- согласно ст. 12 не входят в систему органов государствен­ной власти;

- в соответствии с ч. 1 ст. 132 самостоятельны в решении вопросов местного значения (управления муниципальной соб­ственностью, формирования, утверждения и исполнения мест­ного бюджета, установления местных налогов и сборов, осу­ществления охраны общественного порядка и т.д.);

- согласно ч. 2 ст. 132 могут наделяться подконтрольными со стороны органов государственной власти отдельными госу­дарственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Анализ норм Конституции РФ, а также принятых в их раз­витие федерального и региональных законов свидетельствует о двойственности (дуализме) правового положения органов местного самоуправления, которые, с одной стороны, не явля­ются государственными органами, а с другой стороны, не мо­гут быть отделены от единой системы народовластия, от реше­ния общегосударственных задач и функций, а поэтому входят в систему органов публичной власти.

Органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципаль­ного образования органы, наделенные собственными полномочиями по ре­шению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления обретают статус юри­дического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения. Они от имени муниципального образования и от своего имени приобретают и осуществляют имуществен­ные и иные права и обязанности.

Согласно ст. 48 ГК РФ, юридиче­ское лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество. Второй признак юридического лица — самостоятельная имуществен­ная ответственность; третий — самостоятельное выступление в гражданском обороте от сво­его имени; четвертый — организационное единство, т.е. обладание устойчивой структурой, единством воли, обеспечиваемым едиными руководящими органами.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправле­ния в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и реше­ние о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридиче­ского лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

= для представительного органа муниципального образования — протокол заседа­ния представительного органа муниципального образования, содержащий реше­ние о наделении этого представительного органа правами юридического лица;

= для иных органов местного самоуправления — решение представительного орга­на муниципального образования об учреждении соответствующего органа мест­ного самоуправления с правами юридического лица.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципаль­ного образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Вместе с тем законодательно установлено, что в поселениях с численностью насе­ления менее 1 тыс. человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного орга­на поселения и главой местной администрации, представительный орган муниципаль­ного образования может не наделяться правами юридического лица.

Органы местного са­моуправления — это органы самоуправляющихся территориальных со­обществ, каковыми по сути являются муниципальные образования. Данные органы формируются непосредственно населением либо пред­ставителями населения (представительным органом) и несут ответст­венность за ненадлежащее осуществление своих полномочий перед жителями муниципального образования. Им принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и госу­дарством, и оно определяется тем, что наличие органов са­моуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управле­ния, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению ин­тересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Осуществление народом своей власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния означает, что и государственные органы, и органы местного само­управления — это органы власти народа, органы, через которые народ реализует свою власть. Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они соглас­но Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государствен­ной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реа­лизации народом своей власти.

Право­вое положение государственных органов и органов местного са­моуправления определяется такими признаками, как:

- функциональное предназначение (основные направления деятельности);

- властные полномочиями, т.е. совокупности прав и обя­занностей, закрепляемых в Конституции РФ и действующем законодательстве;

- структура; - основные формы работы;

- порядок формирования и реформирования.

С учетом изложенного и опираясь на представлен­ные в Законе от об общих принципах организации местного самоуправления основные термины и понятия,

► под органами местного самоуправления следует понимать из­бираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления органы, имеющие определенную структуру, наделенные властными пол­номочиями для осуществления деятельности по решению вопро­сов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций и в организационно- правовых формах, установленных законодательством.

Классификации органов местного самоуправления

Содержательная классификация органов местного самоуправления сводится к их делению на пред­ставительные, исполнительные и иные.

Представительные органы по характеру своей деятельности являются органами, осуществляющими учредительные и нормотворческие функции, которые заключаются в выявлении и формировании интересов населения му­ниципального образования, т.е. в выработке на основе обсуждения и согласия большин­ства депутатов решений, определяющих пути развития муниципального образования.

Эти стратегические решения требуют, в свою очередь, решений и действий, направлен­ных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительные органы, которые могут быть выборными и невыборными (назначаемыми).

Поскольку органы местного самоуправления являются органами народовластия, а народ осуществляет свою власть непосредственно (путем выборов и референдума) или через представителей, формиро­вание невыборных органов местного самоуправления должно быть, хотя бы косвенно, связано с волеизъявлением граждан. В связи с этим невыборными ор­ганами местного самоуправления могут считаться не любые структуры муниципальной власти, участвующие в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), получившими свои полномочия в хо­де непосредственного волеизъявления граждан (представительный орган, глава муници­пального образования).

Следует иметь в виду, что выборность и невыборность органов местного само­управления является лишь признаком их разграничения по порядку образования и не дает полного представления о функциональном их назначении.

По назначению или компетенции органы местного самоуправления подразделяются на орга­ны общей и специальной компетенции. Общей компетенцией обладают представительные орга­ны, глав муниципальных образований, местные администрации. Специальной компе­тенцией обладают контрольные органы, избирательные комиссии, отделы, управления, комитеты, службы местной администрации.

Компетенция — это круг постоянных и устойчивых полномочий, отраженных в нормативных правовых актах местного самоуправления.

По способу принятия решений: коллегиальные и единоличные. Представительный орган интегрирует интересы различных групп населения, представленных депутатами. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэто­му свои решения от имени всего населения представительный орган принимает в коллегиальном порядке. В муниципальном образовании могут формироваться наряду с представительным органом иные коллегиальные органы для выполнения отдельных функций местного са­моуправления. Однако по закону они не могут выполнять те функции, которыми наде­лены представительные органы. Вопросы в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, когда конкретными участниками деятельности руководят профес­сионалы, и они же несут персональную ответственность за результаты своей деятельно­сти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал