Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Особый правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), члена выборного органа местного самоуправления
В ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определяются три группы лиц, имеющих особый статус: - депутаты представительного органа муниципального образования; - выборное должностное лицо местного самоуправления (глава муниципального образования); - члены выборных органов местного самоуправления. ► Депутаты — это члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. ► Выборным должностным лицом местного самоуправления (главой муниципального образования) является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. ► Членом выборного органа местного самоуправления является выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Особый правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), члена выборного органа местного самоуправления возникает в силу того, что они непосредственно от избравшего их населения получают мандат (наказ, поручение, полномочия) на представление, защиту, выражение его интересов при решении вопросов местного значения. Понятия «правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления» и «статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления» различны по своему объему и содержанию. ► Под правовым статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления понимается определяемое правовыми и иными социальными нормами фактическое положение, социальный статус данных лиц. Под статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) понимается правовое положение, характеризующееся совокупностью предусмотренных в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях, уставах и законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах их прав, обязанностей, форм деятельности, срока, оснований досрочного прекращения полномочий и ограничений, связанных с их осуществлением, основных гарантий деятельности; муниципально-правовой ответственности. Следовательно, правовой статус является основной, но все же частью особого статуса. Юридические понятия «правовое положение депутата и выборного должностного лица местного самоуправления» и «правовой статус депутата и выборного должностного лица местного самоуправления» являются взаимосвязанными муниципально-правовыми институтами, отличающимися друг от друга только перечнем включаемых в них законодателем элементов. Применительно к правовому статусу депутата и выборного должностного лица местного самоуправления часто применяется такое понятие, как «императивный мандат», который рассматривается как определенная форма их взаимоотношений с избирателями, определяемая сущностью и политико-правовой природой такого мандата. К основным элементам статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и главы муниципального образования относятся: 1. срок осуществления полномочий; 2. основания досрочного прекращения полномочий; 3. ограничения, связанные с осуществлением полномочий; 4. гарантии деятельности; 5. формы работы; 6. права и обязанности; 7. основания и порядок наступления муниципально-правовой ответственности. Правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления не зависит от порядка регистрации и официального опубликования результатов выборов, а также формирования и организации деятельности представительного органа муниципального образования. В соответствии с п. 3 и 4 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления и законодательством субъектов РФ полномочия депутата прекращаются со дня начала работы нового представительного органа муниципального образования, а выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) — в день вступления в данную должность вновь избранного лица. Полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно по основаниям, определенным в п. 10 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в частности: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления. Кроме этого, государство может досрочно прекратить их полномочия на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов РФ большое значение придает регламентированию несовместимости мандата депутата представительного органа местного самоуправления с занятием другой деятельностью. При этом речь идет не о депутатах, работающих в представительном органе на постоянной основе, а обо всех других депутатах местного самоуправления. Принцип несовместимости связан с конституционным положением о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, необходимостью гарантировать свободу, самостоятельную деятельность депутата, не зависимую ни от каких влияний, которые возможны, если одновременно исполняются обязанности на другой должности, наконец, с потребностью в эффективной работе депутата. В п. 6 и 7 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет две группы ограничений, связанных с осуществлением полномочий лицами, имеющими особый правовой статус: 1) выборные должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования) не могут одновременно быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы; 2) осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Правовые гарантии деятельности депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) связаны прежде всего с их неприкосновенностью (иммунитетом), а социальные — с индемнитетом депутатов и главы муниципального образования. Такого рода индемнитет следует рассматривать не только как их право на вознаграждение, а несколько шире: как совокупность всех организационных, материальных, социальных, трудовых и других гарантий деятельности, финансируемых за счет средств местного бюджета и позволяющих указанным лицам эффективно осуществлять свои полномочия. К числу организационных гарантий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления можно отнести предоставление служебного помещения, оборудованное мебелью, оргтехникой и средствами связи, а также право иметь помощника для организации приема граждан и осуществления иных полномочий, предусмотренных законом. Законы субъектов РФ дифференцированно определяют социальные (материальные) гарантии указанных лиц, исходя из того, на постоянной или непостоянной основе депутат осуществляет свои полномочия. В частности, депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, наделяются правами на денежное содержание, пенсионное обеспечение в полном объеме, устанавливаемом для муниципального служащего. Депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, наделяются правом на компенсацию расходов, связанных с их деятельностью. Всем депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления, независимо от их статуса, за счет средств бюджета муниципального образования могут быть предоставлены: - возможность повышения квалификации и переподготовки; - бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (за исключением такси) в пределах муниципального образования либо компенсация за проезд; - служебная жилая площадь для проживания вместе с членами семьи (на срок осуществления полномочий); - служебный автотранспорт для осуществления полномочий; - служебный телефон (на срок осуществления полномочий); - страхование на случай причинения вреда их здоровью и имуществу; - социальное страхование на случай утраты трудоспособности. Гарантии трудовых прав депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления законы большинства субъектов РФ связывают с запрещением их увольнения с работы по инициативе администрации по мотивам, связанным с исполнением полномочий депутата и (или) выборного должностного лица местного самоуправления. Более того, таким лицам, работающим в органе местного самоуправления на постоянной основе, по окончании срока их полномочий работодателем должна быть предоставлена прежняя или, с согласия депутата, другая равноценная работа (должность). В п. 9 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закреплено такое свойство рассматриваемого индемнитета, как невозможность привлечения депутата и выборного должностного лица местного самоуправления к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Неприкосновенность депутата и выборного должностного лица местного самоуправления является важнейшей правовой гарантией их деятельности по выражению интересов населения муниципального образования, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности. В отличие от социальных, материальных, трудовых и иных гарантий деятельности депутатов, которые в большей мере воплощаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, иммунитеты проявляются в виде отрицательных льгот, например в освобождении от выполнения отдельных обязанностей (уплаты налогов, пошлин), освобождении от ответственности. Депутат и другое выборное должностное лицо местного самоуправления пользуются иммунитетом только на территории соответствующего муниципального образования. Вне этой территории иммунитет не действует. В п. 1 ст. 447 УПК РФ оговариваются особенности уголовного судопроизводства в отношении депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и в гл. 52 УПК РФ определяются и затрагивают процедуры: = возбуждения уголовного дела (ст. 448); = уголовно-процессуального задержания (ст. 449); = избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст. 450); = направления уголовного дела в суд (ст. 451, 452). К числу элементов правового статуса депутата и главы муниципального образования относятся закрепляемые в законодательстве субъектов РФ их формы работы, права и обязанности. Например, к формам деятельности депутата или главы муниципального образования относятся: 1) участие в работе комиссий и в заседаниях муниципального образования; 2) внесение депутатского запроса; 3) участие в разработке проектов правовых актов муниципального образования; 4) встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей; 5) участие в организации территориального общественного самоуправления и др. Для осуществления своей деятельности депутат наделяется правами и обязанностями, что является важнейшим муниципально-правовым механизмом правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления.
|