Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные модели организации муниципальной власти






Разнообразие природно-климатических, социально-экономических, политиче­ских, культурных и других условий местной жизни в России предполагает выбор разны­ми местными сообществами различных моделей организации аппарата местной власти. Современное российское законодательство о местном самоуправлении также до­пускает использование разных моделей организации местной власти, что, в силу выше­сказанного, вполне логично и благотворно для страны.

Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования и пред­ставительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Эта модель сегодня широко распространена, она воспроизводит сложившуюся на общефеде­ральном уровне форму полупрезидентского правления с доминирующим положением в ней Президента РФ. На местах, конечно, доминируют над всеми иными органами главы муниципальных образований. Представительный орган выполняет функции нормо­творчества, контроля. Однако глава представительного органа также активно в той или иной форме участвует в их осуществлении и соединяет в своей компетенции полномочия во всех отраслях местно-публичной жизни. Строго говоря, при этой модели глава остает­ся подотчетным Думе только в качестве руководителя местной администрации.

Вторая модель. Так же, как и в первой модели, представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются непосредственно населе­нием. Однако глава такого образования соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного орга­на. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному ап­парату местной власти: он взаимодействует с администрацией как официальный представи­тель жителей и представительного органа. Сильная сторона данной модели состоит в по­пытке организационного соединения лидерских начал в управлении и гарантий от необос­нованной концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглав­ляющего осуществление исполнительно-распорядительных функций, распоряжающегося средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности, и главы муници­пального образования, отдаленного от этих важных полномочий.

Третья модель представляет собой разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципально­го образования из своего состава. Однако это обстоятельство не меняет статус главы как выс­шего должностного лица муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетного в первую очередь населению муниципального образова­ния. Глава подотчетен представительному органу как его председатель.

Четвертая модель. Представительный орган избирается непосредственно населе­нием. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновре­менно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования здесь выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального обра­зования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности. Функциональная специализация представи­тельных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он под­отчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава администрации и как его, представительного органа, руководитель. Изложенная модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек. Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Полномочия последнего осущест­вляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых числен­ность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. Шестая модель. Представительный орган муниципального образования форми­руется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных рай­онов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав му­ниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал