Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение 5 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Фортуну изображали с рогом изобилия, стоящей на шаре или колесе (символах изменчивости счастья), иногда с повязкой на глазах. Известно выражение Цицерона Fortú na caé ca é st («судьба слепа»). Имя богини стало нарицательным, слово «фортуна» означает счастье, удачу. П. М. Алешковский. «Арлекин»: «Тут на радостях многим были оказаны почести, дарованы ордена, чины, поместья, и колесо Фортуны, этот жернов истории, еще раз повернулось, увлекая за собой тех, кому предстояло блистать в звучное Аннинское десятилетие». А. С. Пушкин. «К другу стихотворцу»: Поэтов хвалят все, питают – лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо… 117. Фрина – одна из знаменитых греческих гетер, подруга известного скульптора Праксителя (подругой, а позднее женой Перикла была Аспазия). Это были отличавшиеся красотой и умом образованные женщины, которые вели независимый образ жизни и оказывали влияние даже на общественные дела. Иносказательно Фриной называют женщину легкого поведения. И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»: «Иван Петрович ухаживал за одной из знаменитых тогдашних Фрин...». 118. Фурия – очень злая женщина. В римской мифологии фурии – богини мести, соответствующие греческим эриниям, три сестры (одну из них звали Мегера), которые наказывали людей за грехи. Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (2, 1): «Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену – презлую фурию, которой адский нрав делает несчастие целого их дома». Х 119. Хариты – три древнегреческие богини красоты и женской прелести (в римской мифологии – грации). Изображаются хариты-грации прекрасными обнаженными девушками (Боттичелли, Корреджо, Рубенс, Канова, Торвальдсен) (см. ил. на с. 78). Иносказательно хариты и грации – совершенные красавицы, но иногда эти два слова употребляются иронически. А. С. Пушкин. «Ответ»: … Здесь нет ни ветрености милой, Ни муз, ни Пресни, ни харит. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (VII, 46): Младые грации Москвы Сначала молча озирают Татьяну с ног до головы… 120. Химера (буквально – «коза») в греческой мифологии – огнедышащее тератоморфное чудовище, порождение Ехидны (полуженщины-полузмеи) и Тифона (чудовища с сотней драконовых голов), с тремя головами – льва, козы и дракона. Согласно Гомеру, чудовище было с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи. Химера была убита одним из греческих героев – Беллерофонтом по приказу царя Ликии, которую она опустошала. В переносном смысле химера – это нечто неестественное, результат больного воображения, чушь, несбыточная мечта. В готической скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ (см., например, собор Парижской Богоматери). В биологии химера – организм, состоящий из наследственно различных клеток или тканей. Возникает в результате мутаций, рекомбинаций, нарушений клеточного деления. Химеры могут быть получены искусственно при пересадках тканей у животных или прививках у растений. Химеры – морские рыбы (длиной до полутора метров) отряда химерообразных подкласса цельноголовых. П. М. Алешковский. «Арлекин»: «Правда, Куракин, которому он пожаловался, убеждал в обратном, советовал успокоиться и, не придумывая химер, не волноваться понапрасну». Ц 121. Цé рбер (греч. – Кербер) – одно из тератоморфных порождений Ехидны и Тифона, пес с тремя головами, туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом. Цербер охранял подземное царство Аида, пропускал в него всех, но никого не выпускал. Геракл, выполняя одно из приказаний Эврисфея, доставил Цербера к нему (двенадцатый подвиг), но Эврисфей, испугавшись, велел вернуть пса на место. Орфей (который спускался в преисподнюю за Эвридикой) усыпил Цербера своим пением и смог выйти из Аида. Древним грекам в гроб клали медовую лепешку, чтобы они могли умилостивить Цербера (ср. Гесиод. «Происхождение богов», 311: «Цербер, едящий сырое мясо, собака ада, пятидесятиглавый, дерзкий, сильный»). В переносном смысле цербер – свирепый страж, нечто устрашающее. По преданию, из ядовитой пены лающего трехглавого пса Цербера вырос цветок аконит. Современный аконит – многолетнее травянистое растение семейства лютиковых. Наиболее ядовитый алкалоид, выделенный из него, – аконитин. Клубни некоторых видов аконита используются в медицине как жаропонижающее и болеутоляющее средство. Препарат аллапинин, полученный из аконита бледноустого, обладает антиаритмическим действием. А. С. Пушкин. «Опасный сосед»: Косматых церберов ужаснейшая стая, Исчадье адово вдруг стало предо мной. 122. Дары Церé ры – пища. Церера – древнеримская богиня производительных сил природы, богиня материнства и брака. Отождествлялась с греческой Деметрой. Широкую известность получил миф о похищении ее дочери Прозерпины богом подземного царства Плутоном, у которого Прозерпина проводила большую часть года. Изображается зрелой женщиной в венке из колосьев или с корзиной плодов. 123. Циклопы (греч. Cycló pes – круглоокие) (в классическом произношении – киклопы) в греческой мифологии – сыновья Урана и Геи (то есть древнейшее поколение богов), три великана с одним глазом посредине лба. Они были брошены отцом в глубины земли. Зевс освободил циклопов, и они стали подручными бога кузнечного ремесла Гефеста. Изготавливали для Зевса молнии, с помощью которых тот одолел титанов. По одному из мифов, Аполлон перебил циклопов за то, что они выковали молнию, которой Зевс поразил его сына Асклепия (за то, что он воскрешал мертвых и тем самым нарушал установленный богами порядок). У Гомера циклопы – это гордые и злые великаны, живущие в пещерах, не знающие ремесел, не почитающие богов. Знаменит эпизод об ослеплении циклопа Полифема Одиссеем, избежавшим участи своих спутников, съеденных циклопом. Иносказательно циклопами называют кузнецов. Циклопические сооружения – огромные постройки в различных областях Греции и Италии. Считают, что только циклопы могли сложить стены из каменных плит такой массы и размера. В медицине циклопы (Cycló pidae) – подотряд ракообразных, а также представители некоторых родов возбудителей гельминтозов (Cý clops Pá racyclops, Mé socyclops). Cyclopí a (синоним – cyclocephalí a) – аномалия развития: наличие только одного глаза, расположенного по средней линии лица (ЭСМТ, т. III, с. 269). А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (IV, 34): … Сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы. Э 124. Быть под эгидой значит быть под чьей-либо защитой, покровительством. Эгида в переводе с греческого – «козья шкура». По одному из мифов, эгида – шкура козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс (см. выражение «как из рога изобилия», п. 102). Коза была вознесена богом на небо, а ее шкуру Зевс натянул на щит, которым наводил ужас на врагов. Затем он отдал щит своей дочери Афине. Известны изображения богини войны с накинутой на плечи и грудь козьей шкурой как предметом женского туалета. По другому мифу, Эгида – чудовище, порожденное Геей, изрыгавшее огонь и опустошавшее многие страны. Афина убила Эгиду, и ее шкуру сделала своим щитом, подвесив на него подаренную Персеем голову горгоны Медузы. Эгида – щит с изображением змей и головы Медузы становится атрибутом божеств, олицетворяющих грозную силу. 125. Эдипов комплекс – сформулированное З. Фрейдом (1856–1939) психоаналитическое представление об особенностях эмоционального отношения мальчиков 3–4 лет к родителям, якобы характеризующееся ненавистью и ревностью к родителям того же пола и любовью к родителям противоположного пола. Эдип в греческой мифологии – сын фиванского царя Лая и Иокасты. Лаю было предсказано, что он погибнет от руки сына. Когда Эдип родился, Лай проколол ему булавкой сухожилия у лодыжек (в слове oé dipus часть oé di означает пухлая, pus, pó dos – нога, ср. pоdá gra буквально – «капкан на ноге») и приказал своему рабу бросить ребенка на съедение зверям. Раб пожалел Эдипа и отдал его пастуху коринфского царя Полиба, который усыновил мальчика и вырастил его. Юношей Эдип узнал предсказание дельфийского оракула о том, что он убьет отца и женится на своей матери. Чтобы избежать этого, Эдип покидает Коринф. Во время путешествия он встретил какого-то знатного мужчину и в завязавшейся дорожной ссоре убил его. Это был Лай, его отец. Единственный оставшийся в живых свидетель – слуга Лая, вернувшись в Фивы, сказал, что царь убит разбойниками. Следуя дальше, на пути в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкса (см. выражение «загадка Сфинкса», п. 108); благодарные фивяне сделали Эдипа своим царем, и он женился на Иокасте – вдове Лая, то есть на своей матери. Они прожили счастливо 20 лет, у них родились два сына и две дочери. Затем, когда в Фивах вспыхнула чума и дельфийский оракул предсказал, что эпидемия прекратится, если из города будет изгнан убийца Лая. Эдип, расследуя обстоятельства давнего преступления, выяснил (с помощью оставшегося в живых свидетеля дорожной ссоры, который к тому же был тем рабом, который не отдал младенца Эдипа на съедение зверям), что убийца Лая – он сам. В ужасе и отчаянии Эдип ослепил себя, а Иокаста повесилась. Сопровождаемый дочерью Антигоной Эдип удалился в селение Колон, где его поглотила разверзшаяся земля. Этот вариант мифа разработан Софоклом в трагедиях «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Подобный комплекс в отношении девочек называют комплексом Электры. Электра – дочь микенского царя Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ифигении и Ореста. Пока Агамемнон воевал с троянцами, Клитемнестра вступила в связь с двоюродным братом мужа Эгисфом, вместе с которым убила вернувшегося с войны мужа. Существует несколько мотивов ее преступления: любовь к Эгисфу; месть за то, что Агамемнон принес в жертву Артемиде их дочь Ифигению – чтобы богиня не удерживала флот греков на пути в Трою; ревность к Кассандре, которую Агамемнон привез из Трои. Электра помещает в безопасное место своего малолетнего брата Ореста, сама же находится на положении рабыни, так как отчим, боясь рождения мстителя, держит Электру взаперти и не позволяет вступать в брак. Все ее существо поглощают ожидание взросления Ореста и жажда мести убийцам отца. Руководствуясь чувством долга по отношению к погибшему отцу и ненавистью к воцарившемуся в родных Микенах Эгисфу, она побуждает Ореста к мести и помогает ему расправиться с отчимом и матерью. Затем, когда Орест становится царем Микен, Электра выходит замуж за его верного друга Пилада. 126. Эзоповский язык – аллегорический язык. Эзоп – греческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Будучи рабом, он был вынужден выражать свои мысли иносказательно, прибегая к аллегориям, притчам, намекам и т. п. В своих баснях Эзоп талантливо сочетал развлекательные сюжеты с рассуждениями на моральные темы. 127. Синдром Эльпенора – сочетание затрудненного восприятия окружающего, дезориентировки, бесцельного блуждания и расстройства координации движений; наблюдается при переходе от сна к бодрствованию после алкогольного или наркотического опьянения (ЭСМТ, т. III, с. 116). Эльпенор – спутник Одиссея, гибель которого так описана в поэме Гомера «Одиссея» (10, 551–561): Но и оттуда не мог я отплыть без утраты печальной: Младший из всех на моем корабле, Эльпенор, неотличный Смелостью в битвах, нещедро умом от богов одаренный, Шумные сборы товарищей, в путь готовых, услышав, Вдруг он вскочил и, от хмеля забыв, что назад обратиться Должен был прежде, чтоб с кровли высокой сойти по ступеням, Прянул спросонья вперед, сорвался и, ударясь затылком Оземь, сломал позвонковую кость, и душа отлетела В область Аида. 128. Сын Эскулá па – образное наименование медика. Эскулап (Aesculá pius) – латинская форма имени греческого бога врачевания Асклепия, сына Аполлона и смертной женщины Корониды (дочери царя одного из племен в Беотии). Отец отдал Асклепия на воспитание кентавру Хирону, который научил его врачеванию (Хирон научился этому у Аполлона, которому мифы приписывают роль бога-целителя). Асклепий не только лечил людей, но и воскрешал мертвых, за что Зевс поразил его молнией. Священные животные Асклепия – змея и петух. Эпиона – жена Асклепия родила ему семь детей (сыновья – Махá он и Подалирий, дочери – Панацé я, Гигиé я, Иá со, Акé со, Эгла), из которых наиболее известны Панацея («все лечащая») и Гигиея («все оздоровляющая»). В искусстве Асклепия изображают величественным, немного похожим на Зевса, с обвитым змеей посохом или чашей со змеей (как Гигиея) (см. ил. на с. 79 и 80). А. С. Пушкин. «N. N. (В. В. Энгельгардту): Я ускользнул от Эскулапа Худой, обритый – но живой; Его мучительная лапа Не тяготеет надо мной. Я 129. Яблоко раздора – причина ссоры. По древнегреческому мифу, богиня раздора Эрида, не приглашенная на свадьбу Пелея и Фетиды в отместку богам подбросила им (покатила по столу, за которым они сидели) золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Три богини – Афродита, Гера и Афина (римские Венера, Юнона, Минерва) поссорились между собой, и спор их, по велению Зевса, разрешил Парис (см. выражение «суд Париса», п. 86). 130. Двуликий Янус в переносном смысле – лицемер, двуличный человек. Янус (от лат. iá nua – двери, ворота) – древнейшее римское божество, изображался с двумя лицами: одно из них было молодое, смотрящее вперед, в будущее, другое лицо – старческое, обращенное назад, в прошлое. Эта двуликостъ означала символ мудрости. Янус был богом входов и выходов, всякого начала (поэтому первый месяц в году назван его именем) и конца, покровителем дорог и путешествий. Он ведал вопросами мира и войны. В мирное время ворота храма были закрыты, когда начиналась война, их открывали и через них проходили отправлявшиеся в поход войска. Атрибуты Януса – ключи и посох. На пальцах его рук изображалась римская цифра СССLXV (где С обозначает 100, L –50, X – 10, V – 5) – число дней в году.
|