Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительный метод
Институциональный – сравнение формально схожих институтов. ○ Сравниваются институты Функциональный – сравнение функций схожих институтов. ○ Сравниваются функции институтов. 4 вопрос Проблемы субъективизма в толковании конституции, иерархии методов конституционно-правовой интерпретации и разрешения конфликтов между получаемыми на их основе результатами. Практика: Правоприменитель может интуитивно правильное решение проблемы, не обращаясь к методике толкования права. Используются: методы, которые должны подтверждать желаемый результат → субъективизм полученных в процессе толкования выводов. Использование единой методики толкования: 1) Максимально рациональные, объективные рамки интерпретации 2) Лучшее понимание и обоснование решения, особенно для проигравшей стороны 3) Самоконтроль правоприменителя, т.к. он опирается на определенные правила
Методически проработанные решения позволяют установить диалог между теорией и практикой. Как результат, повышается уровень научной дискуссии и качество принимаемых решений. В противном случае будет все очень грустно L
5 вопрос Основные концептуальные подходы (теории) к определению предмета отрасли конституционного права. (На всякий случай: ответ содержится в учебнике О. Е. Кутафина) Применительно к конституционному праву вопрос о предмете правового регулирования относится к числу наиболее дискуссионных. Его обсуждение в отечественной литературе началось еще в дореволюционный период. 1) Впервые в русской литературе особое внимание определению предмета государственного права уделил Н.М. Коркунов. Он считал, что содержание предмета КП— это государственное властвование. К отношениям государственного властвования сводили содержание предмета государственного права и И. Андреевский, и А.Д. Градовский, и Н.И. Лазаревский. 1.1) Несколько иную позицию по этому вопросу занимал А.С. Алексеев, который считал, что предмет государственного права охватывает не только отношения властвования, но также и правовое положение граждан. Наиболее активно вопрос о предмете государственного права диску тировался в советский период. 2) Академик А. Я. Вышинский в своем учебнике писал, что предмет государственного права составляют общественные отношения, регулируемые правовыми нормами и институтами, отражающими, закрепляющими и развивающими общественный и государственный строй данного общества, систему общественных и государственных учреждений, принципы их взаимоотношений, объем их обязанностей и прав, методы их деятельности, а также общественные отношения, регулируемые различного рода публично-правовыми институтами, определяющими права и обязанности как в их взаимоотношениях с обществом и государством, так и в их взаимоотношениях между собой. 2.1) И.П. Трайнин считал, что предметом советского государственного права является: «общественное и государственное устройство СССР, формы, функции и принципы деятельности советского государства, вытекающие из суверенных прав трудящихся, основные права и обязанности граждан СССР». В отличие от А.Я. Вышинского и И.П. Трайнина ряд исследователей сводили предмет государственного права исключительно к области политической. 3) Например, М.А. Аржанов писал: «Советское государственное право может быть определено как отрасль права, имеющая своим предметом нормы, определяющие социально-политические основы государства, построение, компетенцию и форму образования органов государства, формы участия масс в управлении государством и т.п., т.е. регулирование тех отношений, которые на этой основе складываются». Аналогичной точки зрения придерживались С.А. Голунский и М.С. Строгович. 3.1) В таком же ключе разрабатывал этот вопрос и И.Д. Левин, считая, что государственное право «регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования государственной власти». Исследуя предмет государственного права, некоторые государствоведы утверждали, что этим понятием охватываются отношения, характеризующие основы социально-экономической системы и политической организации советского общества, сводя эти отношения лишь к тем из них, которые возникают в процессе формирования и функционирования органов государственной власти. 4) Так, С.С. Студеникин считал, что предметом государственного права являются основы социально-экономической системы и политической организации социалистического государства и общественные отношения, которые складываются в процессе формирования и функционирования государственной власти и ее органов. 4.1) С.С. Кравчук полагал, что этими нормами «регулируются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти...». При этом и социально-экономические стороны общественного устройства, по его мнению, также являются результатом деятельности государственной власти, поскольку соответствующие отношения возникают в процессе осуществления государственной власти. Точку зрения С.С. Кравчука разделял М.Г. Кириченко. 5) Исключительно к отношениям государственного властвования сводил предмет государственного права и ГС. Гурвич. Дискуссия о предмете государственного права продолжалась и в последующие годы. 6) Определяя предмет советского государственного права, В.Ф. Коток исходил из того, что его составляют общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации советского общества и выражающие суверенитет советского народа и советских наций. 7) С. М. Равин считал, что предмет советского государственного права составляют общественные отношения, которыми охватывается организация всего советского строя, основы советской государственной власти и вся ее система. Эти отношения охватывают: область организации государственной власти; сферу советской федеральной системы; сферу основных прав и обязанностей советских граждан; осуществление советского избирательного права. К числу тех ученых, которые полагали, что отношения, составляющие предмет советского государственного права, охватывают лишь сферу организации и осуществления государственной власти, принадлежал прежде всего А.И. Лепешкин. 8) С его точки зрения, советское государственное право призвано регулировать ту область общественных отношений, которая связана с закреплением политической основы государственной власти в центре и на местах, взаимоотношениями этих органов с гражданами в связи с реализацией последними своих прав и обязанностей. Постсоветский период также характеризуется отсутствием единства в понимании предмета конституционного права. 9) Например, по мнению Е.И. Козловой, конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. При этом предметом конституционного права являются только те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. 10) С точки зрения М.И. Кукушкина, в предмет регулирования конституционного права входят: отношения, связанные с установлением основ организации государства и гражданского общества, чем обеспечиваются единство общества и характер его государственной организации; основы правового статуса человека и гражданина в этом обществе; формы и механизм осуществления государственной власти. 11) А.Е. Козлов полагал, что предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти; б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством). 6 вопрос Конституционализация отраслей права. Толкование отраслевых норм в соответствии с конституцией. Горизонтальный эффект конституционных (основных) прав (Дело Люта). Конституционализация отраслей права. Содержание основных прав как объективных норм раскрывается в частном праве посредством действующих в этой отрасли права норм. Как новое право должно соответствовать системе ценностей основных прав, так ныне действующее право содержательно ориентируется на эту систему ценностей; от него (от действующего права) оно (новое право) получает специфически конституционно-правовое содержание, определяющее с этого момента его толкование. Спор между частными лицами о правах и обязанностях, исходящий из обусловленных основными правами норм поведения, регулируемых гражданским правом, остается в материальном и процессуальном плане гражданско-правовым спором. В данном случае применение и толкование гражданско-правовых норм должно следовать публичному праву, то есть конституции. ( Ответ на основе дела Люта: пример конституционализации гражданы) Толкование отраслевых норм в соответствии с конституцией. Судья в силу конституционных полномочий должен проверить, не оказывают ли основные права влияние на применяемые им материальные гражданско-правовые нормы вышеописанным образом; если это имеет место, то он должен учесть при толковании и применении этих норм вытекающую из этого модификацию частного права. Основных прав к частному праву: общие законы, ограничивающие своим влиянием основное право, должны со своей стороны рассматриваться в свете значения этого основного права и интерпретироваться так, чтобы сохранить особое ценностное содержание этого права. (Ответ на основе дела Люта: пример нормы ГГ и нормы ГП) Горизонтальный эффект конституционных (основных) прав. На примере дела Люта, в котором истец подал жалобу в ФКС на нарушение его основного права на свободу выражение мнения. Понятая таким образом свобода выражения мнения как таковая, то есть в ее в чисто идейном воздействии, ничем не ограничена; но если она посягает на охраняемое законом правовое благо другого, защита которого представляется приоритетной по сравнению со свободой слова, то это вмешательство не может быть оправдано свободой выражения мнения. Поэтому необходимо соотнести «ценности». Право на высказывание мнения должно отступить, если свобода мнения нарушает защищаемые государством интересы другого более высокого порядка. На основании всех обстоятельств конкретного дела следует установить, затронуты ли подобные доминирующие интересы. Дело Люта. Файт Харлан был популярным в годы нацизма кинорежиссером и продюсером. В 1950 г., через несколько лет после того, как Харлан был оправдан по делу в связи с предъявленным ему обвинением в совершении нацистских преступлений, он снял новый фильм под названием «Бессмертная возлюбленная». Эрих Лют, глава информационного департамента Гамбурга и активный член организации, ставившей перед собой цель восстановить отношения между христианами и евреями, был возмущен «воскрешением» Харлана в качестве кинорежиссера. Выступая перед аудиторией, состоявшей из кинопродюсеров и кинопрокатчиков, он призвал слушателей к бойкоту фильма «Бессмертная возлюбленная». Необходимость бойкота была, по его мнению, продиктована нацистским прошлым Харлана. Продюсер и прокатчик фильма добились вынесения Гамбургским земельным судом (судом первой инстанции) судебного решения, которое требовало от Люта прекращения призывов к немецким зрителям не смотреть фильм, а к владельцам кинотеатров и кинопрокатчикам — не показывать его. Суд расцепил действия Люта как подстрекательство. После того, как апелляционный суд оставил жалобу Люта без удовлетворения, он подал в Федеральный конституционный суд жалобу на нарушение его основного права на свободу выражения мнения. В итоге ФКС, руководствуясь тем, что если речь идет о том, что общественное мнение формируется при решении вопросов, затрагивающих общее благо, то частные и собственно экономические интересы отдельных лиц должны отступить на задний план. пришел к убеждению, что суд земли в своей оценке поведения истца не усмотрел особого значения, присущего основному праву на свободное выражение мнения даже в тех случаях, когда оно вступает в конфликт с частными интересами других лиц. Решение суда земли основывается на недооценке значимости основного права и нарушает таким образом основное право истца, предусмотренное предл.1 абз.1 ст. 5 Основного закона. По этой причине решение земельного суда подлежит отмене. 7 вопрос Состав конституционно-правового деликта. Классификация (виды) конституционно-правовых санкций. Конст деликт – деяние (действие или бездействие) субъекта конст-пр отношений, не соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами КП, и влекущее за собой применение установленных мер конст-пр о-ти. Конст пр деликт – фактическое основание возникновения конст-пр о-ти, подкрепленное конст-пр нормами (наряду с нормативным и процессуальным основаниями) Этими действиями или бездействием не исполняются или ненадлежащим образом исполняются конст обязанности, нарушаются права и законные интересы участников конст правоотношений. Формулировка " несоответствие должному поведению" охватывает любое деяние, отклоняющееся от конституционной модели, нарушающее запреты, выходящее за пределы дозволенного поведения. Таким образом, конст деликт - один из видов юридических фактов (неправомерных действий). Классификация конст-пр деликтов По способу: невыполнение обязанности, злоупотребление правом По субъектам: деликты госорганов, граждан, общ объединений По объектам: в сфере прав и свобод, фед отношений, осуществления гос власти, МСУ, в законодат сфере и сфере изменения и пересмотра Конституции… Конст-пр деликты мало исследовались, не были раработаны критерия отделения от др правонарушений. Необходимо особо подчеркнуть, что только при наличии состава конституционного деликта (пусть даже в усеченном виде) субъект, его совершивший, может быть привлечен к конст-пр о-ти. Состав конст-пр деликта (В.А. Виноградов) Субъект – различные виды субъектов, без выделения каких-либо общих признаков Объект – высшие конст ценности (права и свободы человека, федерализм, гос суверенитет, многопартийность и др.) Субъективная сторона – вина, мотив и цель. Объективная сторона – деяние, противоправность, общ вредность, вредные последствия и причинная связь между ними, способ и другие обстоятельства совершения деликта, (неоднократность, систематичность, повторность, время) - неприменение гос-пр нормы - недолжное применение гос-пр нормы - прямое нарушение гос-пр нормы
Классификация санкций:
|