Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монистическое учение решает вопрос о коллизии норм двумя способами
1. Большинство ученых исходит из так называемого примата (преимущество действия) международного права в рамках единого правопорядка. Из примата международного права следует, что противоречащие международному праву нормативные акты внутреннего права государства признаются безоговорочно противоправными. 2. Частичное признание примата внутригосударственного права. Согласно второму подходу международное право применяется при условии противоречивости внутригосударственного права. Ø Согласно указанным двум монистическим течениям нормы международного права должны применяться без каких-либо оговорок на внутригосударственном уровне, если подобное противоречие отсутствует. v В дуалистической теории, напротив, международному праву отводится роль на внутригосударственном уровне только в том случае, если это урегулировано национальным правом. Отдельные внутригосударственные правопорядки с давних времен и поныне по-разному обходятся с нормами международного права. Конституции предусматривают приоритет международных норм и применение различных механизмов в явной или скрытой форме; в конституциях также содержатся прямые отсылки к международному праву. В большинстве случаев внутригосударственные правопорядки дифференцируют отдельные области международного права (например, по их источникам, территориальной сфере действия5, а также по содержанию норм). Сравнительный анализ практики имплементации решений ЕСПЧ показывает, что, несмотря на различающиеся положения национальных конституций, судебная практика в целом демонстрирует следующий единообразный подход: (1) Высшие национальные (конституционные) суды руководствуются презумпцией следования правовой позиции ЕСПЧ, провозглашая возможность отхода от данной презумпции лишь в исключительных случаях для защиты фундаментальных конституционных ценностей; (2) Несмотря на имевшие место единичные случаи отступления от правовых позиций ЕСПЧ, высшие национальные (конституционные) суды ни разу не отказывались имплементировать решения Большой Палаты ЕСПЧ либо сложившуюся единообразную практику палат ЕСПЧ; (3i) высшие национальные (конституционные) суды регулярно пересматривают свои собственные правовые позиции на основании решений ЕСПЧ. 11 вопрос Многозначность понятия конституции. Основные теории. 1) Конкретно-историческое явление: порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития общественного и государственного строя определенной страны и мировой цивилизации. (внутренний + внешний фактор) 2) Социально-политическое явление: социальный регулятор общественных отношений, отражающий расстановку политических сил в обществе, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом между ними компромиссе, согласии. => (этот подход позволяет раскрыть социальную и политическую сущность конституции.) 3) Правовое явление: основной закон гос-ва, обладающий верховенством и высшей юридической силой, который определяет принадлежность, принципы организации и осуществления государственной власти и основы правового положения личности и устанавливает правовые пределы для власти и нормативную меру свободы для человека. 4) В материальном смысле: писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. 5) в формальном смысле: закон, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам. Конституция в данном смысле – это в своем роде закон для законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать. *Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. 6) Юридическая конституция: это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект.
7) Фактическая конституция – это сами общественные отношения, то есть то, что реально существует. (это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране)
*Расхождение между фактической и юридической конституцией– обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала или изначально была и остается фиктивной. Фиктивность конституций обычно характерна для стран с авторитарными и особенно тоталитарными политическими режимами. 8) В либеральном смысле: Конституция — система ограничений высшей власти в государстве путем обеспечения свобод граждан.
Теории понятия конституции: 1. Формально-юридическое направление: конституция определяется как юридический документ, в котором содержатся установленные нормы и институты. (Маклаков, Юдина) 2. Естественно-правовая теория: Конституция— это совокупность норм естественного права, открытых, обсужденных и закрепленных государством и обеспеченных силой государственного принуждения. (Руссо, Радищев, Гоббс) 3. Социологическая концепция: конституционные вопросы — прежде всего вопросы силы, а не права, действительная конституция страны источается лишь в существующих в стране реальных фактических отношениях силы». Конституция является действительным отношением общественных сил страны.+ Деление Лассаля конституций на писанные и реальные. (Лассаль, Спекторский) 4. Классово-волевая теория: государство и право — это надстроечные явления, которые предопределены состоянием производственных отношений, составляющих в своей совокупности экономический базис общества; конституция (государство и право в целом) — это надстройка над экономическим базисом. ИЛИ конституция любого государства рассматривается «как продукт классовой борьбы», как инструмент, с помощью которого тот или иной класс закрепляет свое политическое господство. То есть конституция, по сути, рассматривается как акт насилия одного класса над другим. (Маркс, Энгельс) 5. Институционалистское направление: конституция - статут не только государства, но и нации как корпоративного целого (Ориу). 6. Аксиологическая: конституция, как выражение основных ценностей в общество (ФКС Германии). 7. Американский реализм: «Конституция есть то, что говорят о ней судьи», конституция, как результат деятельности органов власти по её применению 8. Деционизм: конституция, как решение субъекта учредительной власти о типе и форме государства (К. Шмитт). 9. Теория Интеграции: конституция, как средство интеграции граждан в государство (Р. Сменд). 12 вопрос Социальная сущность конституции. Теория сущности конституции Ф. Лассаля и В.И. Ленина. Любая конституция, наряду со своей политической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент её принятия. Это своего рода общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть (класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность ) защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции à без этого в обществе не мог существовать никакой порядок.
Впервые характеристика сущности К. была высказана германским социалистом Ф. Лассалем: «Действительная К. страны – это фактическое соотношение сил (имеется ввиду соотношение разнородных групп от сословий до общ. мнения), существующих в стране; писаная К. тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил.»; «Конституция является, как мы пока нашли, той силой, которая направляет все другие законы и общественные правовые учреждения, направляет неослабно и непрерывно»
Ленин: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе».
13 вопрос Юридическая сущность конституции. Теория сущности конституции Е.В. Спекторского и Г. Кельзена. Каждая конституция имеет кроме социально-политической юридическую сущность, которая заключается: - в особом ее содержании; - высшей юридической силе; - роли конституции как юридической основы текущего законодательства; - принципах действия конституции; - повышенной стабильности, связанной с более сложным порядком ее принятия и изменения, чем обычных законов. Кельзен видел главную сущность конституции в том, что она определяет принципы, направления, границы и основное содержание законов, является «нормой норм». Конституция является нормой, определяющей не только процедуру принятия нормативных актов, но также и нормой, определяющей их содержание. Всю совокупность норм, регулирующих общественную жизнь, Кельзен видел как ступенчатую иерархическую систему, в которой Конституция занимает высшее место. Спекторский считал, что Конституция необходима для каждого государства. «Мало сбросить устаревшие формы политической жизни. Надо установить новые формы. Мало завоевать свободу. Надо ее обеспечить. И обеспечить ее надлежит не только силой, а правом и законом». Конституционным государством является такое, где власть не только организованна, но еще и ограничена и притом не фактически только, а юридически или правомерно. Совокупность таких ограничений образует конституцию данной страны, не ту, о которой говорил Лассаль и которая представляет лишь фактический учет реальных сил страны, а ту, о которой учат юристы и для которой право выше факта. 14 вопрос Аксиологическая теория конституции. Толкование в соответствии с ценностями конституции (аксиологическое толкование) (Дело Люта). Аксиологическая концепция толкования конституции, как системы ценностей и принципов в государстве, возникла во второй половине 20 века в Германии в доктринах ФКС. Представители данной теории: Хессе и Рюфнер. Удобнее всего аксиологическую торию рассмотреть на решении ФКС по «Делу Люта». Обстоятельства дела. Файт Харлан был популярным в годы нацизма кинорежиссером и продюсером печально известного антисемитского фильма «Еврей Зюсс». Эрих Лют, глава информационного департамента Гамбурга и активный член организации, ставившей перед собой цель восстановить отношения между христианами и евреями, был возмущен. Выступая перед аудиторией, состоявшей из кинопродюсеров и кинопрокатчиков, он призвал слушателей к бойкоту фильма «Бессмертная возлюбленная». Суд расцепил действия Люта как подстрекательство, нарушающее § 826 Германского Гражданского Уложения («Лицо, причинившее ущерб другому лицу преднамеренно и с нарушением норм морали, обязано возместить этот ущерб другому лицу»). Доктрина. Основной закон в своем разделе об основных правах установил объективную иерархию ценностей, и также правильно то, что как раз в этом выражается принципиально более весомое значение основных прав. Эта система ценностей, ставящая в центр внимания свободно развивающуюся личность и ее достоинство в условиях социальной общности, должна распространяться в качестве основного конституционно-правового решения на все области права; она дает импульсы и указывает перспективы развития законодательству, администрации и судопроизводству. Она влияет, разумеется, также и на гражданское право; никакая гражданско-правовая норма не должна противоречить ей, любая норма должна быть истолкована в смысле этой системы. Суд самостоятельно подвергает сравнительной оценке интересы Люта и интересы Харлана и кинокомпаний. Суд приходит к заключению, что суд первой инстанции уделил недостаточное внимание мотивам обратившегося с жалобой и историческому контексту его заявлений. Если речь идет о том, что общественное мнение формируется при решении вопросов, затрагивающих общее благо, то частные и собственно экономические интересы отдельных лиц должны отступить на задний план. Эти общие интересы потому и защищены, что значимость основного права состоит, прежде всего, в том, чтобы им мог воспользоваться каждый. Итог. Решение суда земли основывается на недооценке значимости основного права и нарушает таким образом основное право истца. По этой причине решение земельного суда подлежит отмене. Конституция образует определенную систему ценностей и принципов в государстве, которые должны учитываться при толковании нижестоящего права, так как все законы в определенной степени конкретизируют эти положения. 15 вопрос Онтологическая классификация конституций К. Лёвенштейна. Под Конституцией в онтологическом смысле Левенштейн понимал совокупность норм, которые реально регулируют процесс функционирования и осуществления государственной власти, вне зависимости от формы их фиксации. Левенштейн подразделяет Конституции на нормативные, номинальные и сематические. à Нормативная конституция – реально эффективно действующая Конституция, чьи нормы действуют в качестве эффективного «надзирателя» за субъектами власти, а также в качестве «защитника» объектов власти от произвола. Нормативная конституция обладает культурной значимостью, она уважительновоспринимается всеми жителями страны, а ее нормы с заинтересованностью исполняются. à Номинальная Конституция – Конституция, чьи нормы хоть и остаются формально значимыми, но де-факто не реализуются на практике. Сам Левенштейн отмечал, что большинство нынешних мировых конституций являются номинальными в некоторой степени. Со временем номинальная конституция может стать нормативной. à Семантическая конституция (которую он также назвал " псевдоконституцией") – является всего лишь фундаментальным законом, проведенным в жизнь для того, чтобы формализовать и легализовать монополию на власть. Ее назначение à дать внешнюю формализацию в тексте конституции существующей политической конфигурации. Именно такие Конституции используют диктаторские правительства, чтобы замаскировать свой авторитаризм или даже тоталитаризм. Т.е. вместо того, чтобы, например, ограничить власть правительства в пользу частных лиц, она закрепляет совершенно противоположное. Такая Конституция нужна для того, чтобы укрепить/усилить уже репрессивную предыдущую политическую систему. 16 вопрос Теория учредительной власти Сийеса. (Е. Танчев председатель КС Болгарии в отставке, проф, д.ю.н. фамилию аббата пишет через «е») Т. Пейн (современник аббата) - конституция представляет собой объект, предшествующий власти. Власть является творением конституции, и конституция представляет собой не акт власти, но акт народа, который образует власть, и власть без конституции - это власть без права. Аббат Э. Сейес применил данную конструкцию к ее последствиям и элементам накануне Французской революции 1789: - учредительной власть начинается с создания первой писаной конституции с нуля (но не добавил каких-либо различий и уточнений относительно изменений конституции, без обозначения различных типов и ограничений, налагаемых в дальнейшем на учредительную власть); - Конституция - все ее части - создается не учреждаемой властью, но только учредительной властью. Никакая учреждаемая власть не может изменить конституцию, следуя границам своих полномочий и условий, на которых она была создана.
Особенность деспотизма - игнорирование разграничения учредительной и учреждаемой власти и изменение конституции пo воле тирана. В ученой среде существует почти единодушное мнение, что учредительная власть является хранилищем суверенной власти народа, действующего непосредственно или делегирующего ее специально избранным органам или представительным органам. Миссия учредительной власти: 1 создание основы верховенства права для конституционно ограниченной власти путем установления правил осуществления политических полномочий для властных субъектов 2 для защиты основных прав человека 3 учреждаемые органы не могут выполнять задачи учредительной власти и не должны пытаться изменить конституционные правила политической игры, но должны использовать свои полномочия, которыми они наделены в силу конституции, не пытаясь их изменить. ******** Учреждаемые власти - законодательная, исполнительная и судебная ветви - связаны конституцией и исполняют возложенные на них властные функции управления без попыток изменить конституционные положения. Они также не в состоянии изменить правила внесения изменений в конституцию.
Краткий обзор типологии учредительной власти будет включать: 1) изначальную абсолютную и неограниченную учредительную власть, создающую первую писаную конституцию из ничего, например полномочие по подготовке конституции при отсутствии ранее действующей конституции; 2) учредительную власть, создающую структуру абсолютно новой конституции, заменяющей действующую конституцию; этот новый акт может быть продолжателем тенденций ранее существовавшей конституции или обозначать разрыв с ней - реакционная конституция; 3) учредительную власть, инициирующую конституционную ревизию или постепенное изменение действующей конституции; конституционные поправки изменяют действующую конституцию, но не приостанавливают ее действия. Две модели конституционных изменений используются в разных правовых системах. В рамках континентальной правовой традиции (civil law) в Европе обычно это делается путем замены положений внутри действующей статьи конституции принятой конституционной поправкой. Страны, принадлежащие к правовой семье (комон ло) общего права, восприняли американскую практику добавления текста поправок в конец текста конституции как отдельных положений вместо включения их в изменяемые положения. 17 вопрос Изменение и преобразование конституций. Теория преобразования конституции Г. Еллинека.
|