Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовые санкции, имеющие финансовый (имущественный) характер






Примером является невозвращение избирательного залога и перечисление его в доход бюджета.

Согласно п.3 § 46 Закона ФРГ о Федеральном КС, вместе с решением о запрете полит партии Федеральный КС может вынести постановление об " изъятии имущества, принадлежащего партии либо ее самостоятельной части, в доход Федерации или земли для использования в общ полезных целях".

8 вопрос Иерархический подход к системе источников конституционного права и теория «иерархического построения правопорядка» («Stufenbau der Rechtsordnung»). Место и функции конституции в иерархии источников прав.

Существует 2 основных подхода к описанию источников конституционного права видовой и иерархический. Видовой подход (см. у Страшуна)

Иерархический подход строится соподчинённости источников КП в зависимости от юридической силы и положения в системе источников права, обусловленного положением их норм в нормативной иерархии.

а) Теория «иерархического построения правопорядка» («Stufenbau der Rechtsordnung») Кельзена.

Право как нормативная система имеет такую особенность: право регулирует своё собственное создание постольку, поскольку одна норма права закрепляет порядок принятия другой нормы, а также в определённой степени и содержание нормы, чем обусловливается юридическая сила последней.

Отношение между нормой, регулирующей принятие другой нормы, и этой другой нормой можно представить как отношения господства и подчинения. Норма, определяющая принятие другой нормы является нормой вышестоящей в нормативной иерархии, а норма, принятая в таком порядке является нормой нижестоящей в нормативной иерархии. Согласованость правопорядка как системы норм возможна не благодаря нахождению этих норм на одном уровне, а благодаря иерархии, существованию нескольких уровней норм.

Уровни правопорядка:

· Конституция.

Закрепляет не только статус органов и законодательный процесс, но, в определённой степени, и содержание будущих законов и остальных норм правопорядка (актов исполнительной власти, судебных решений) в негативной формулировке (законы с определенным содержанием приниматься не должны) и содерджание будущих законов в положительной формулировке (законы с определенным содержанием должны быть приняты).

· Общие нормы, принятые на основании конституции; законодательные акты, обычное право.

Общие нормы, созданные законодательным путём или обычаем, образуют уровень, следующий за конституцией в иерархии источников права. Эти общие нормы должны применяться компетентными органами, особенно же судами, а также исполнительными органами. Общие нормы писанного и обычного права имеют двойную функцию: (1) определить статус правоприменительных органов и соблюдаемую ими процедуру и (2) определить статус судебных актов и актов органов исполнительной власти. В свою очередь, правоприменительные органы, своими актами создают индивидуальные нормы, тем самым применяя общие нормы к конкретным делам.

 

Конституция регулирует в основном создание закона; законотворчество является по отношению к ней актом применения ее норм; по отношению к исполнительному акту и другим актам, подчиненным закону, закон является актом создания права, точно так же как и конституция есть акт создания права по отношению к закону. Акт исполнительной власти является применением права по отношению к закону и созданием права по отношению к применяющим его судебным и административным актам. Эти последние в свою очередь являются применением права по отношению к вышестоящему и созданием права по отношению к нижестоящему, то есть по отношению к актам, их исполняющим.

Таким образом, право, беря свое начало в конституции и доходя до актов материального исполнения, конкретизируется от одной ступени к другой ступени. Если конституция, закон, исполнительный акт являются общими юридическими нормами, судебные и административные решения являются индивидуальными юридическими нормами.

Но реальность может отличаться от такого идеального типа. Возможны такие вариации: исполнительный акт может быть принят на основе конституции, а не только во исполнение закона.

б) Иерархия источников права по модели стран общего права на примере США.

1. Писаное право

а) Конституции (федеральная К. и конституции штатов): в практике (главным образом, в судебной) предпочтение отдаётся конституциям штатов неформально, поскольку суды предпочитают в своих толкованиях обращаются к положениям конституций своих штатов, а не Конституции США, и формально, в случае, когда речь идёт о Верховном суде, который не правомочен принимать решения по каким-либо вопросам применения права штатов и отменять конституционные постановления суда штата, за исключением прямого противоречия федеральной К.(но вероятности мало).

б) Статуты (нормативные акты, принимаемые федеральным законодательным органом, законодательными органами штатов и местными законодательными органами). в) Международные договоры (ратифицированные Конгрессом иисполнительные соглашения Президента — акты, сходные по юридической силе с международными до-говорами, но не требующие ратификации Конгрессом).

Все международные договоры - являются частью федерального права, не вправе самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами. Международные договоры находятся на той же ступени иерархии источников права, что и федеральные статуты, поэтому Конгресс может внести изменения в любой международный договор, просто приняв статут, отменяющий те или иные положения договора, также некоторые международные договоры не могут быть исполнены, пока Конгресс не примет имплементируюшее тот или иной договор законодательство.

г ) Правила судопроизводства. Федеральные правила судопроизводства, которые разрабатываются Судебной конференцией США, имеют такую же юридическую силу, как и федеральные статуты. На уровне штатов правила судопроизводства нередко имеют более высокий статус, чем статут, принимаемый законодательным органом штата, а при коллизии правовых норм правила судопроизводства имеют преимущественную силу.

д) Нормы, правила и решения административных ведомств. Иногда принимаемые в ходе административных слушаний решения обретают силу закона. Некоторые федеральные административные ведомства осуществляют соответствующие государственные функции исключительно на основании решений, принятых по каждому конкретному вопросу.

2. Прецедентное право.

В системе общего права нормоустанавливаюшие судебные решения по конкретным делам являются источником права и в совокупности составляют «прецедентное право».

Существуют два вида судебных прецедентов: прецеденты, созданные на основе общего права, и прецеденты, созданные на основе писаного. Указанные виды судебных прецедентов занимают разное место в структурной иерархии источников права.

 

а) Судебные прецеденты на основе общего права.

В правовой системе США общее право занимает самую нижнюю ступень в иерархии источников права. Таким образом, законодатель может по своему усмотрению отменять или изменять нормы общего права. Нормы общего права могут также заменяться конституционными положениями или ведомственными нормами, принимаемыми в установленном законом порядке после публичного обсуждения в соответствии с компетенцией соответствующих административных ведомств.

 

Законодательные полномочия штатов и федеральной власти различны по своей природе. Штаты имеют общее полномочие законодательной инициативы в любой области общественных отношений, за исключением ограничений, предусмотренных федеральной Конституцией, тогда как законодательные полномочия федеральной власти ограничены изначально.

Таким образом, общее право штатов регулирует различные отрасли права соответствующих штатов. Сфера действия федерального общего права значительно уже. Нормотворчество федеральных судебных органов считается правомерным лишь в следующих двух случаях: (1) в случаях, когда Конгресс санкционирует такое нормотворчество при надлежащем исполнении его перечисленных в Конституции полномочий, а также (2) при наличии явной и настоятельной необходимости обеспечить защиту интересов федеральной власти.

 

б) Судебные прецеденты, созданные на основе писаного права (судебные прецеденты, создаваемые толкованием писаного права)

 

Судебный прецедент, созданный толкованием писаного права, можно рассматривать ка совершенно самостоятельный источник права, отдельно от интерпретируемой правовой нормы. Такой подход отражает существующее мнение о том, что судебное решение по делу, толкующее и применяющее писаное право, расширяет границы права за пределы, установленные отдельно взятой нормой писаного права. Границы расширения правового поля принятым судебным решением зависят от того объема толкования, в котором нуждается писаное право. Поэтому здесь имеет место нормотворчество.

Как источник права, судебный прецедент на основе толкования писаного права, тем не менее, считается производным от интерпретируемых норм такого права. Поэтому данная категория судебного прецедента находится на том же уровне иерархии источников права, что и толкуемая норма писаного права. Таким образом, судебный прецедент, созданный толкованием положений Конституции имеет преимущество перед противоречащими ей нормами статута, а судебный прецедент, созданный толкованием норм статута, имеет преимущество перед нормами общего права, и так далее.Отмена соответствующего судебного прецедента возможна только внесением изменений или дополнений в соответствующий нормативный акт.

Писаное право Прецедентное право
Федеральная констиция Судебный прецедент, установленный на основе толкования положений Конституции США
федеральные статуты, международные договоры и правила судопроизводства. Судебные прецеденты, создаваемые толкованием федеральных статутов.
нормы и правила федеральных административных ведомств  
федеральное общее право СП, основанные на федеральном общем праве.
конституции штатов СП, создаваемые толкованием конституций штатов.
статуты и правила судопроизводства штатов СП, создаваемые толкованием статутов штатов.
правила административных ведомств штатов  
общее право штатов СП, основанные на общем праве штатов.

9 вопрос Конституционные принципы (нормы-принципы) как источник права.

Конституционные принципы - это руководящие идеи, лежащие в основе всего содержания конституции определенной страны.

 

Признаки:

- обладают высшей степенью нормативной обобщенности;

- носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений;

- о бщеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.

- особенность этих основополагающих принципов в том, что как сами принципы, так и способы их толкования изначально признаются обязательными.

 

Задача современного государства и общества:

· внедрить конституционно установленные принципы в жизнь,

· оформить их в качестве норм действующего законодательства

· добиться безусловного исполнения.

(Практически вся первая глава Основного Закона ФРГ содержит в себе базовые принципы КП)

 

Статья 3 ОЗ ФРГ:

(1) Все люди равны перед законом.

(2) Мужчины и женщины равноправны.

(3) Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, происхождения, расы, языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, религиозных или политических взглядов.

10 вопрос Международное и национальное право. Теории монизма и дуализма. Соотношение решений ЕСПЧ и национальных (конституционных) судов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал