Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия является основной необходимостью каждого человека!
Русский религиозный критик Николай Бердяев свел это к следующей формулировке: " Человек неизлечимо религиозен." Допущение высшего начала или практикование молитв и ритуалов, согласно определениям с (1) по (4), еще не является необходимой предпосылкой для религии. Их наличие, однако, достаточно для того, чтобы говорить о соответствующей системе как о религии. Каждый человек нуждается в законченном объяснении мира, в котором он живет, ему нужны нормы, по которым он мог бы равняться. Это исходный пункт религии: " В тот момент, когда люди из какого-то мировоззрения делают выводы для своего образа жизни, когда они из общих ценностных и целевых представлений, имеющих для них смысловой характер, создают норматив своей жизни, - тогда начинается религия". В этом смысле к религии относится не только христианство, но и марксизм является ее специфической формой. И марксист верит в не подлежащие сомнению положения, а именно, что для него материя вечна, что для него труд создал человека и что, согласно его вере, диалектическое развитие истории приведет к коммунистическому обществу. Подобные убеждения были свойственны и национал-социализму, так что и эта система представляет собой религию. Гитлер неоднократно говорил о " провидении" как о некоей высшей сути. В свидетельстве рейхсфюрера молодежи Балдура фон Шираха о Гитлере легко проглядывает молитвенная форма: Мы часто слышали звучание твоей речи И, сложив руки, слушали, как каждое слово проникало в наши души. Все мы знаем: придет конец, который освободит нас от скорбей. Великий год, поворотный момент судьбы! Разве есть что-нибудь, могущее воспрепятствовать? Чистая вера, которую ты нам дал, пульсирует в нас, молодых. Мой фюрер, только ты есть путь и цель! Искусство тоже может стать религией. Так, например, Рихард Вагнер (1813-1883) написал следующий символ веры, который лишь чисто внешне напоминает христианские формулировки, но по содержанию не имеет с ним ничего общего: Верую в Бога, Моцарта и Бетховена, а также в их учеников и апостолов; верую во Святого Духа и истину единого, неделимого искусства; верую, что это искусство исходит от Бога и живет в сердцах всех просвещенных людей; верую, что, кто хотя бы раз вкусил возвышенное наслаждение этого высокого искусства, тот навечно должен остаться преданным ему и никогда не может ему изменить; верую, что все освящаются этим искусством, а поэтому всякому дозволено умереть за него; верую, что смерть глубоко оcчастливит меня; верую, что здесь на земле а был диссонирующим аккордом, который может разрешиться благородно и чисто только через мою смерть. Верую в судный день, когда прокляты будут все те, которые осмелились в этом мире заниматься ростовщичеством высокого чистого искусства, которое они беcчестили и развенчивали вследствие испорченности своих сердец и низкой похоти чувств; верую, что в вечности участь таковых будет слушать свою музыку. Верую, что, напротив, приверженцы высокого искусства будут покоиться в небесном сиянии солнца, будут преображенными в благом звучании облаков и в вечности соединятся с божественным источником всякой гармонии. Да будет ко мне проявлена милость! Аминь. Определение религии, выведенное на основе Библии: При последующем исследовании вопроса мы будем возвращаться не к одному из многих определений различных сравниваемых религиозных учений, но предпочтем определение, сделанное на основе Библии. Мы сделаем это на том основании, что хотим судить о религиях не с собственной, субъективной, но с библейской точки зрения (смотрите главу 5.3). Слово " религия", как таковое, не встречается в Библии, и все же тема религии описывается в ней удивительно точно. Важное высказывание на эту тему мы находим в Псалме 95, 5: " Все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил". Принимая во внимание последующие используемые нами библейские высказывания, мы даем следующее определение религии: Определение религии (данное на основе Библии) (Д1): " Всякое какое бы то ни было представление о Боге у разных народов земли, или же всякая мыслительная система с не подлежащими сомнению вероисповеданием и нормами поведения, сознательно или бессознательно выступающими вместо названного в Библии Творца, являются религией". Согласно этому нашему определению Д1, из которого мы будем исходить при рассмотрении дальнейших проблем, вера в библейского Бога и вера в Иисуса Христа не попадает, таким образом, под рубрику " религия". После этого Евангелие Иисуса Христа ни в коем случае не должно, таким образом, смешиваться с религией. Следует заметить, что в ходе истории христианство непременно выступало как религия. Поэтому 95 тезисов Лютера являются призывом порвать с религией и обратиться к Евангелию. И " христианские" секты, в зависимости от особенностей, все больше и больше вступают на путь религии. Какие же системы, таким образом, мы cчитаем религиями? Облегчить эту классификацию нам поможет подразделение на следующие три группы: 1. Религии в более узком смысле этого слова: Системы, которые мы обозначим как религии, исходя из общепринятого мнения, поскольку в них официально имеются боги или духи, священники и храмы. Молитвы и ритуалы играют важную роль (напр. ислам, индуизм). 2. Философские системы, в которых, в общем, не существует поклонения богам, но которые явно претендуют на роль библейского Творца (напр. марксизм, национал-социализм (фашизм), антропософия). И эволюционное учение, согласно определению Д1, явно относится к религии, так как Творец не рассматривается в нем как первопричина жизни, но подменяется другим объяснением. Так, биолог сэр Джулиан Хаксли говорит: " Лично я испытываю огромное духовное облегчение, вытекающее из отрицания идеи Бога, как сверхъестественного существа... Дарвинизм удалил идею Бога-Творца из сферы рационального обсуждения". В этом смысле Эдуард Остерман на основе многочисленных цитат представителей эволюционного учения сформулировал символ веры этой религии. В эволюционном учении мутация и селекция, случай и необходимость, неограниченность периода времени являются богами-заменителями личности Творца. В Иеремии 10, 11 говорится про таких богов: " Боги, которые не сотворили неба и земли, иcчезнут с земли и из-под небес". 3. Незаметные религии, которые вначале вовсе не кажутся нам религией, а, скорее, индивидуальным укладом жизни. К ним относится, например, маммона. Маммона является понятием из арамейского языка, означающим богатство и роскошь. В Ев. от Луки 16, 13 Иисус говорит: " Не можете служить Богу и маммоне". Здесь маммона выступает альтернативой Богу. Любовь к деньгам и материализм занимают место веры в библейского Бога. Вот почему и эту систему, согласно нашему вышеприведенному определению Д1, следует отнести в разряд религии. Иными словами, религией является все то, что выступает конкурентом библейской веры: На что а полностью полагаюсь? Что является источником смысла моей жизни? К чему привязано мое сердце? Чем а руководствуюсь, принимая основополагающие решения в моей жизни? Что а люблю более всего? Откуда а черпаю основные принципы своего поведения? Иисус говорит: " Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мат. 6, 21). О религии маммоны ми читаем уже в Ветхом Завете. Иов ставит следующие вопросы: " Полагал ли я в золоте опору мою, и говорил ли сокровищу: " ты надежда моя"? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? " (Иова 31, 24-25). И он cчитает маммону подменой живого Бога, когда справедливо заключает: " Потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего" (Иов. 31, 28б).
|