Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия успешного формирования умений и навыков у школьников в процессе изготовления сувенирных изделий и пошива мягкой игрушки.
Обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия и ситуации, которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Для создания на уроках таких ситуаций, когда каждый ученик стремится максимально выразительно реализовать свой замысел, используются различные педагогические средства: методические, организационные, игровые. Чтобы в процессе творчества ребенок еще и учился, такие ситуации должны включать или задачи, поставленные учителем и направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, или задачи, поставленные самим учеником в своем замысле. Не менее важен и эмоциональный настрой ребенка, и общий психологический климат в классе. Какие же условия нужно создать для оптимального развития художественно-творческих умений и навыков и творческих способностей ребенка в целом? Существуют разные подходы и рекомендации. Так, например, американский психолог Дж. Смит написал на эту тему книгу, которая особенно ярко отражает типичный подход к обучению, существующий сегодня у большинства зарубежных авторов. Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание следующих условий: 1. Условия физические, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними; 2. Условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых; 3. Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний. Но роль учителя или родителей в этом процессе не ограничивается лишь созданием условий. Она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. На этот счет полезные рекомендации разработал американский психолог Дж. Гауэн. Вот наиболее интересные их них: 1. Создайте уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которых он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями. 2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка. 3. Будьте терпимы к страшным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими и нелепыми. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают. 4. Давайте ребенку возможность побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может затруднить творчество. Желание и цели детей принадлежат им самим, а помощь взрослого может порой восприниматься как «нарушение границ» личности. 5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи, наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он, в свою очередь, будет и сам ценим другими. 6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. 7. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи славами и делать их таким образом понятными для окружающих. 8. Находите слова поддержки для новых творческих начинай ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. 9. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие. 10.Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем больше вы предоставляете возможностей для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении. Итак, необходимо создать определенную психологическую атмосферу, в которой ребенок мог бы проявлять и развивать свои творческие способности, вместе с тем, для успешного формирования художественно-творческих умений и навыков необходимо еще правильно организовывать творческую деятельность ребенка. Сюда входит и организация рабочего места, и ознакомление с материалами и инструментами, которые ребенок будет использовать.
|