Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды полевых исследований: опрос, наблюдение, эксперимент, панель, их достоинства и недостатки, сфера применения
Маркетинговая деятельность направлена на обеспечение конкурентоспособности бизнеса в сложившихся условиях внутренней и внешней среды, что предполагает сбор и анализ качественной маркетинговой информации. Маркетинговой информацией принято называть информацию, получаемую в процессе исследования всех аспектов предпринимательской деятельности и используемую на всех уровнях управления для принятия обоснованных решений. Маркетинговая информация может быть получена на основе первичных и вторичных данных. Первичные данные получают в результате полевых маркетинговых исследований, проводимых для решения конкретной маркетинговой проблемы. Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор и анализ первичных данных, позволяющих как уточнить вторичные данные, так и получить большой объем новой информации. Вторичные – это данные, полученные из внешних и внутренних ранее собранных источников. Источниками внутренних вторичных данных являютсявнутренние документы предприятия: · планы: производства, НИОКР, по функциональным направлениям деятельности; · отчеты: о результатах производственно-хозяйственной деятельности, отчеты торговых агентов, отчеты о предыдущих исследованиях, об участии в выставках и т. д.; · беседы с сотрудниками; · обзор жалоб потребителей. Источниками внешних вторичных данных являются: · законодательные и подзаконные акты; · справочно-информационные издания исследовательских организаций, консалтинговых и аудиторских фирм; · данные отчетности органов государственной статистики; · издания международных организаций; · периодические печатные издания: книги, журналы, газеты; · публикуемые бухгалтерские и финансовые отчеты предприятий - конкурентов; · бюллетени торговых палат, бирж, банковские бюллетени; · электронные базы данных. Достоинствами вторичных данных являются дешевизна, быстрота сбора, легкость использования. Кроме того, они повышают эффективность использования первичных данных. Для сбора первичных данных разрабатывается специальный план сбора первичных данных:
Таблица 3.1.1 - План сбора первичных данных
В зависимости от целей и объекта исследования выбирают различные методы: наблюдение; эксперимент; опрос – или их комбинацию. При поисковом исследовании, как правило, используется метод наблюдения с привлечением специалистов и экспертов, которые отслеживают состояние и динамику рынка и делают соответствующие выводы. Непосредственное наблюдение - визуальный сбор информации об отдельных рыночных процессах (например, различия цен на разных предприятиях; насыщенность ассортимента в магазине, покупательские потоки и т.п.). Наблюдение часто применяется при оценке колебаний цен, а также в конкурентном анализе. Опрос – процесс выявления мнений и определенных действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом (вопрос - ответ). Опросы считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке. В зарубежной практике до 9/10 информации получают методом устного опроса. Обычно используют следующие типы опроса: по телефону; групповое, диагностическое, неформализованное, глубинное интервью; тестирование; фокус-группы, панельные обследования, анкетирование. Фокус-группа – большая группа людей, объединенная по определенным критериям, способности и интеллект которых ограниченное время сконцентрированы лидером на заданной теме. Целью фокус-групп выступают генерация новых идей, изучение эмоциональной и поведенческой реакции, выявление мотивации конкретных потребностей, изучение разговорного словаря потребителей и др. Панель – выборочное обследование / опрос совокупности респондентов, проводимое периодически или систематически. Панель формируется методом случайной или механической типологической выборки, что позволяет обеспечить представительность всех типов респондентов и репрезентативность полученных результатов панельного обследования. Для составления оптимального размера выборки определяют: 1) объект исследования (выборку), т. е. кого опрашивать; 2) порядок отбора членов выборки (вероятностный или детерминированный); 3) размер (объем) выборки (считается достаточно 1 % аудитории). Основными способами связи с аудиторией являются анкетирование по почте, телефонные интервью и персональные (личные) интервью. Анкетирование – опрос с помощью анкеты. Анкета – список вопросов, на которые должен ответить респондент. Вопросы бывают открытыми (с указанием реальных целей исследования) и закрытыми (без указания реальных целей). К открытым вопросам относятся вопросы без заданной структуры, подбор словесных ассоциаций, завершение предложения, завершение рассказа, завершение рисунка, тематический текст и др. К закрытым вопросам относят: 1) альтернативный вопрос, предполагающий выбор из двух вариантов («да», «нет»); 2) вопрос с выборочным ответом, в котором предполагается три и более вариантов ответа; 3) шкальный вопрос: · со шкалой Лайкерта, где предполагается указать степень согласия или несогласия с предложенным заявлением («решительно не согласен», «не согласен», «не могу сказать», «согласен», «решительно согласен»); · семантической шкалой, представляющей противоположные определения (биполярные шкалы – «дорогой – недорогой», «крупный – небольшой», «надежный – ненадежный»); · шкала важности - с ранжированием любой характеристики по степени важности («исключительно важно», «очень важно», «довольно важно», «не очень важно», «совсем не важно»); · оценочная шкала - с ранжированием любой характеристики по оценкам («отличное», «очень хорошее», «хорошее», «удовлетворительное», «плохо», «ужасно»). Для сбора первичных данных может использоваться ряд механических устройств: · Гальванометры – используются для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением. Прибор фиксирует малейшие выделения пота, которыми сопровождается эмоциональная реакция. · Тахитоскоп – прибор, который экспонирует для опрашиваемого рекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунды до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел увидеть и запомнить. · Специальный аппарат для фиксации движения глаз, с помощью которого определяют, на какие участки падает взгляд в первую очередь, как долго задерживается взгляд на определенных участках. · Аудиметр – электронное устройство, подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен. В тех случаях, когда анализ информации предполагает использование специальных знаний, опыта и интуиции, проводят экспертное исследование. Экспертной оценкой называют среднюю (модальную) характеристику из высказанных группой компетентных специалистов мнений, когда достигнута их согласованность. Экспертные методы используются при изучении рыночной конъюнктуры, в прогнозировании рыночных параметров, при составлении прогнозных сценариев, при принятии стратегических управленческих решений. Наиболее распространенными методами экспертных оценок являются методы Дельфи, мозгового штурма, логико-смыслового моделирования проблемы, перечисления признаков, принудительного сочетания, морфологический и др.
|