Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Либерально-попустительский стиль педагогической деятельностиСтр 1 из 5Следующая ⇒
Авторитарный стиль педагогической деятельности Учитель считает своих учеников объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Преподаватель отделяет себя от учебного коллектива, и от каждого ребенка. Основные его методы воздействия на обучаемых – поучение, приказ, выполнение своих заданий контролирует жестко и не всегда корректно. Требует полного и беспрекословного подчинение. Причины приказов, запретов и разрешений объяснять не считают нужным. Они эмоционально холодны, это волевые люди с твердым характером. При этом у очень многих наблюдается неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью. При таком стиле воздействия ученики становятся замкнутыми, контакт с педагогом отсутствует, это ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое. Демократический стиль педагогической деятельности Это любовь учителя к детям, высокие нравственные качества, профессионализм, и это залогом успешного развития детской личности. Такой преподаватель доброжелателен к воспитанникам, терпелив и терпим, он стремится построить отношения субъект-субъект. Старается создать деловую и спокойную атмосферу на уроках. Самостоятельность и отстаивание своего мнения детей ценится, существует ненавязчивый контроль. Основан на чувстве заботы, ответственности. Считает нормальным и объясняет, почему одного не стоит делать, а другое стоит, и дети к этому прислушиваются. Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности Это непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся, а зачастую вообще не контролирует их, не особо даже интересуется что дети делают. Отсутствует: образец для подражания, опора в учебной деятельности, человек ответственный за себя и за них. № 27 Классификация методов психолого – педагогических исследований. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методы психологии и педагогики подразделяется по степени общности на: - диалектический - всеобщий (общее) метод научного исследования в разных науках - общенаучные логические - (особенные) методы познания применяемыев психологии и педагогике я являются общими для ряда наук - частные - (единичные) методы - присуще только психологии и педагогике. Владимир Петрович Давыдов выделил 3 группы методов психолого – педагогического исследования и предложил классификацию методов психолго – педагогических исследования: теоретические, эмпирические, математический и статистический. 1. Теоретические методы исследования: анализ разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения синтез объединение частей в целое абстрагирование – выделение интересующих свойств изучаемого предмета обощени е – логический процесс перехода от единичного к общему, установление общих свойств и признаков предметов. индукция – обобщение результатов экспериментов от единичного к общему(выборка - контрольная и экспериментальная) дедукция - познание от общего к единичному (П. проблемы в подрост. возрасте – индивидуально) моделирования – воспроизведение характеристики объекта на другом объекте специально созданном для их изучения. 2. Эмперические методы- это изучениедокументации(образовательных организаций(планы работ, отчетная документация, приказы и распоряжения руководителей, журналы)наблюдение, беседа, опросные методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия: 2. Наблюдение. Это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для эффективности оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным. Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым; констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации). Средства наблюдения: схемы, длительность, записи, сбор данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Для организованного наблюдения необходима программа наблюдения, которая состоит: а) из выбора объекта наблюдения.(Всем учителям нравится отличник Миша, а ученики не любят, надо выяснить, с чем связано, помочь;) б) определение целей и задач наблюдения: выявление положительных и отрицательных качеств. в) разработка схемы наблюдения, создание условия для наблюдения: (наблюдения на уроках разных учителей, наблюдения во всех внеклассных мероприятиях в домашних условиях и т.д.) При наблюдении результаты фиксируются и данные обрабатываются. Достоинства: изучаем ученика, но иногда принятие каких-то действий чтоб изменить ситуацию. Недостатки: большое количество времени, затраченных сил и энергии, - нет вариантов программ наблюдений (для каждого отдельно) - нет полной объективности информации, люди меняют свое поведение под наблюдением. Наблюдение чаще применяется на начальных этапах исследования. Метод психолого – педагогического эксперимента – комплексный метод исследования, который обеспечивает научно – объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Сущность эксперимента активное вмешательство исследователя в процесс целью его изучения в заранее запланированных условиях.(используются наблюдения, беседы, опросы и т.д.) Различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях маскируя его содержание, цели. Лабораторный –выделяется группа испытуемых, исследователь применяет специальные методы исследования – беседы, тестирования, обучения и наблюдает за эффективностью своих действий. После завершения сравниваются начальные и окончательные результаты. Также выделяют констатирующий и формирующий эксперименты- констатирующий экс.- исследователь констатирует факты и наличия связей между явлениями. Формирующий экс.- исследователь активно влияет на изучение явления применяя специальную систему мер на повышение результативности учебной или трудовой деятельности. Этапы проведения эксперимента: 1. подготовительный – гипотеза(вывод о правильности которые надо проверить), экпериментальные объекты, длительность, разработка и проведение методик, анкеты, опросы, и тд., определение изменений под воздействием. 2. проведение эксперимента- создаётся ситуация когда изучаемая закономерность проявляется чисто без воздействия случайных, неконтролируемых факторов. 3. завершающий- подведение итогов, описание конечных результатов(состояние уровня знаний, умений, воспитанности и тд), характеррстика условий где создались благоприятные условия (учебно материальные, гигиенические и т.д), данные о затратах времени, усилий средств. 3. Беседа – получение информации об изучаемом явлении от личности, членов изучаемой группы, и от окружающих людей,. (возможность получить данные, уточнить их в виде собеседования.) Беседа может быть: Формализованная - стандартная постановка вопросов и регистрация ответов, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по сложившейся ситуации достигается тесный контакт и получение наиболее полной информации. В практике выработаны определенные правила применения метода беседы: – беседовать только по вопросам, связанным с исследуемой проблемой; – формулировать вопросы четко и ясно, учитывая компетентность собеседника; – подбирать и ставить вопросы в понятной форме; –избегать некорректных вопросов, учитывать настроение и состояние собеседника; – вести беседу чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни; – не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии; – выбирать место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу. В процессе беседы протокол не заполняется, делаются пометки, для восстановления хода беседы. Протокол регистрации результатов, лучше заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях с разрешения использоваться технические средства ее регистрации – магнитофон или диктофон. С помощью беседы получаешь ценную информацию, которую нельзя добыть другими методами. Достоинства: чувство удалось ли установить контакт. Недостатки: большое количество времени, сложность фиксации результатов, для хороших результатов необходим опыт и умение вести беседу. Методы опроса письменные или устные, непосредственные или опосредованные вопросы и ответы раскрывающие изучаемой проблемы(о событиях и фактах, о мнениях и предпочтениях) Информация богаче и подробнее, легко обрабатывается, получается оперативно и дешево. Недостатков методов опроса: - субъективность получаемой информации (переоценивание некоторых фактов, своей роли); -искажение информации, за счет методических ошибок при исследовании, определении выборки, интерпретация - это необходимые сведения которые неизвестны опрашиваемым. Методы опроса применяются в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования, а также с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей. Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации с целью установления общих взглядов, мнений людей по интересующим вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений. Различают личностное анкетирование (контакт исследователя и респондента) опосредованное (раздаются, ответ в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное. Желательно чтобы анкета включала: Вводную часть, содержащую цель и мотив анкетирования, значимость участия, гарантию тайны ответов и правило заполнения анкеты; основную часть состоящую из вопросов, на которые надлежит дать ответ; социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого. Интервью - специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе беседа с целью получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. Отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер задаёт вопросы респонденту, но не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов. Успех интервью, зависит от характера общения и взаимопонимания сторон. Интервью имеет Преимущества: - учёт уровня подготовки и отношение к теме опроса, отдельным проблемам, фиксация интонации и мимики; - возможность менять вопросы с учетом личности опрашиваемого и содержания ответов; - постановка дополнительных уточняющих, наводящих, поясняющих вопросов. - способствует непринужденной обстановке общения и повышения искренности ответов; - интервьюер может вести наблюдение за реакциями собеседника, при необходимости корректировать беседу. Недостатк: большая трудоемкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов. Экспертный опрос - эффективный метод сбора информации, с помощью суждений специалистов. Метод экспертного опроса применяется для решения следующих задач: - Для уточнения методик исследования, определение вопросов, методов и приемов сбора и обработки информац. - Для оценки достоверности и уточнения данных опросов, если существует искажение; - Для глубокого анализа результатов исследования и прогнозирования изменений изучаемого явления; - Для подтверждения и уточнения сведений, полученных другим методом; - Для анализа результатов исследования, если разное толкование. Повышение достоверности результатов экспертного опроса достигается с помощью логических и статистических процедур, обработки полученных данных специалистами. Социометрический метод - позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью простых вопросов “С кем бы, Вы желали провести свободное время? ”, “С кем бы Вы желали работать? ” и т.п. Достоинства: возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно; - возможность регистрации отношений между всеми членами группы. Недостатки: фиксация эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях; - нет истинных мотивы выбора; взаимный выборов отражает дружественные связи отдельных микрогрупп. Метод тестирования - это стандартизированное или связанные между собой задания, с помощью которых можно определить уровень развития некоторого свойства у испытуемого, и сравнить его с эталоном. Тесты характеризуются с признаками: объективностью (исключением влияния случайных факторов на испытуемого), модельностью (выраженностью в задании какого-либо сложного, комплексного целого явления), стандартизированностью (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов). Тесты по направленности - делятся на тесты достижения, способностей и личности: а) тесты достижений – определяют уровень овладения учебным материалом. б) тесты способностей -связаны с диагностикой познавательной сферы личности, мышления (тест Равена, субтесты Векслера и др.; в) тесты личности, определение свойств личности – направленности, темперамента, характера. Надежность теста – ответы одной и той же личности при неоднократном тестировании совпадают. Валидность теста – мера измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить. Метод тестирования должн применяться в совокупности со всеми другими методами. Все методы, являясь специальными, используются в комплексе со всеми другими методами психолого-педагогических исследований, представляют их составную часть. Методы изучения продуктов деятельности позволяет изучить сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, свойств личности на основе анализа продуктов деятельности(сочинения, контрольные, рисунки и т.д.) Метод изучения документации (характеристики, личные дела, приказы и т.д.) Анализ этих документов выявляет динамику развития личности, чтобы составить официальное менение и получить объективные данные. Метод контент –анализ –(работа с документами, текстами) метод выявления и оценки спецефических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписи, интервью и тд) Методы математческой статистики- с их помощью решаются: обработка фактического материала, получение новых и дополнительных, обоснование научности и т.д. Процедура и технология использования различных методик: обработка, анализ, и ннтерпретация полученых результатов. Организация опытно – экспериментальной работы- составление практических рекомендацийна основе исследовательских данных.
№ 39 Основные функции педагогического управления
|