![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы управления педагогическими системами
Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. Под принципами управления следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. Принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. выделяются основные принципы управления: Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация внутреннего управления прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Проблема гуманизации управления школой заключается в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика, проявлять уважение к достоинству человека и доверие к нему. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Системность и целостность в управлении. Руководитель должен иметь Ясное представлениео школе как системе, видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. Это Предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива, важность всех управленческих функций. Рациональное сочетание централизации и децентрализации создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Коллегиальность предполагает опору на опыт и знания коллег, их участие в разработке и обсуждении решений, принятии оптимальных решений. Реализация данного принципа находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единоначалия и коллегиальности. Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. В управлении образовательными системами важна любая информация, но прежде всего — управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, неведомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и другие. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.
№ 40 Управленческая культура руководителя. Управленческая культура это оптимальная система управленческих действий отвечающих текущим, перспективным и глобальным задачам развития общества. Управленческая культура —это синтез деловых, профессиональных и личностных качеств руководителя, необходимых для успешной реализации административных и социально-психологических функций управления. В структуре управленческой культуры различные компоненты, по мнению В.А. Сластенина, компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий. Аксиологический компонент управленческой включает управленческо-педагогических ценности которые представлены имеющими в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знаниями, идеями и концепциями. Технологический компонент управленческой культуры включает способы и приемы управления педагогическим процессом, решение специфических педагогических задач, которое основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса.. Личностно-творческий компонент управленческой культуры раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности, он включаетделовые и личностные качества руководителя. Деловые и личностные качества руководителя. Деловые качества: способность к организаторской деятельности; личная организованность, способность организовать себя, свое время, труд; работоспособность и трудолюбие; чувство ответственности; распорядительность; активность; настойчивость в достижении цели; инициативность творческая и исполнительская; умение доводить дело до конца и требовать этого от других; дисциплинированность в трудовой и общественной деятельности; способность видеть положительные стороны и недостатки в деятельности сотрудников; требовательность к себе, самокритика; требовательность к другим; практичность — способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении управленческих задач; способность находить каждому работнику наилучше применение; способность устанавливать справедливую меру воздействия. Организация труда руководителя школы: классифицировать виды управленческой деятельности по существенным признакам с определением затрат времени на каждый вид; четко планировать свой труд, регламентировать его во времени; определять приоритеты в перспективе и на каждый день; выполнять наиболее важные, ключевые дела во время рабочего дня; начинать рабочий день вовремя и с решения наиболее важных задач, не отвлекаться на мелкие текущие вопросы; делегировать отдельные виды работ подчиненным, сообразно способностям и возможностям сотрудников; регламентировать труд подчиненных при выполнении различных видов деятельности; вести учет затрат личностного времени; совершенствовать формы и методы организации труда. Личностные качества руководителя: объективность в оценке деятельности учителя; доброжелательность в отношениях с людьми; способность замечать и отмечать положительное в работе коллег; способность видеть недостатки в деятельности работников, критиковать без предвзятости; способность проявлять теплоту взаимоотношений с коллегами; способность видеть индивидуальные особенности работников и находить им наилучшее применение; способность понимать индивидуально-психологические особенности коллег и выстраивать линию поведения с их учетом; психолого-педагогический такт; критичность мышления; умение наблюдать, изучать людей по их поступкам, словам, а также с помощью невербальной информации; способность заряжать своих коллег творческой энергией; умение прислушиваться к критике со стороны учителей, стремиться и уметь преодолевать свои недостатки.
Успешность в реализации административно-управленческих функций. Сбор и обработка информации: определение цели, анализа; полноты, своевременность, объективность поступающей информации; сбора и хранения информации; использование компьютера для систематизации информации. Педагогический анализ: охват анализом основных компонентов педагогического процесса; умение системно подходить к анализу педагогических явлений; определение дефектов в системе и управлении ею; выявление главных противоречий в развитии управляемой системы; установление причинно-следственных связей между целями управления и результатом. Планирование: определение цели предстоящей деятельности на основе диагностики; постановка задач, определение главного направления на различных этапах деятельности; отбор содержания, средств, форм и методов деятельности для достижения цели; способность к декомпозиции целей (взаимосвязь плана работы школы, методических объединений, классных руководителей и др.). Культура принятия управленческого решения. Четко и своевременно ставить проблему, выявить и обозначить проблемную ситуацию; проводить диагноз проблемы; привлекать членов коллектива к принятию решений, (дискуссии, мозговой штурм, деловая игра и т. д.); принимать единоличные решения на основе своей компетентности и должностных полномочий; давать четкую формулировку принятому решению с указанием исполнителей и сроков; вызывать положительную мотивацию; контролировать и доводить до конца принятое решение. Развитие инновационной деятельности, управление ею. Генерировать перспективные идеи, которые улучшают качества образовательного процесса; мотивировать и воодушевлять педагогический коллектив по освоению инноваций; поощрять инициативу учителей, создавать творческие группы, оказывать своевременную и квалифицированную помощь педагогам (консультации, семинары, показ опыта, практикум, рекомендации) Профессионально-педагогическая культура руководителя- выделение норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. целостно, системно видеть, анализировать педагогический процесса, анализировать школьные учебные планы, программы, учебники, методические пособия; оказывать квалифицированную помощь учителям; проводить диагностику профессиональной деятельности учителя; анализировать систему воспитательной работы. Социально-психологическая культура руководителя школы (создание творческого педагогического коллектива). Обеспечивать сплоченность и единство коллектива, направлять его на достижение целей школы, создавать актив (ядро) из опытных и высокопрофессиональных педагогов. Мотивирование коллектива. Стимулировать положительную трудовую мотивацию учителей; создавать условия для удовлетворения потребности педагогов в самореализации в процессе трудовой деятельности; создавать ситуацию успеха в труде, создавать комфортную материально-пространственную учебную и рабочую среду. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Организовывать продуктивную работу коллектива, вызывающую у педагогов чувство удовлетворенности; укреплять доверие членов коллектива друг к другу, к руководителю; грамотно и эффективно разрешать конфликты, возникающие в системе деловых и межличностных отношений. Культура общения руководителя. Эффективно пользоваться методами убеждения (аргументированность, доказательность); поощрять деловые дискуссии и руководить ими; использовать методы суггестивного воздействия на коллектив, на человека; систематически анализировать стиль общения с учителями, учащимися, родителями; внимательно слушать собеседника, располагать к откровенности; в случае возникновения напряженности проявлять толерантность; при необходимости проявлять волевые качества, уметь говорить «нет», отстаивая интересы дела, производства и коллектива.
№ 50. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА. Психологический анализ урока – это многосторонне и многобъективное явление, который помогает учителю мысленно охватить весь процесс обучения а так же представить каждый его отдельный момент.С помощью психологического анализа формируется и развивается педагогическое самопознание учителя, совершенствуется педагогическое мастерство.
1. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. ТЕМА, ЗАДАЧИ, УЧИТЕЛЬ, ДАТА 2. ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ: а) подготовленность учителя к уроку; (психологические особенности в построении учебного материала б) подготовленность классного помещения и учащихся. 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ: ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ Организация внимания по этапам урока: вхождение учителя в класс, приветствие; начало занятия; создание рабочего состояния; призывы к тишине и др. Приемы организации внимания: непосредственное обращение; подчеркивание значимости информации; постукивание, повышение (понижение) голоса; использование наглядных пособий; Виды проявляющегося внимания: непроизвольного; произвольного; их смена. Сосредоточенность внимания: высокая, средняя, поверхностная. ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Подготовка учащихся к восприятию материала урока: мотивация; постановка цели; установка; интерес, любопытство, удивление и т.д.; создание ситуации ожидания; личностный смысл и др. Особенности наглядных иллюстраций, их применение: создание наглядных образов; схемы, чертежи, графики и др.; ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами; функции наглядности; иллюстрации того, что описывает учитель словами; восприятие сущности явления. Избирательность восприятия: отсутствие лишней детализации; структура объекта (расчленение на части и др.); выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др. Осмысленность восприятия: по возникновению у учащихся вопросов; по высказываниям и дополнениям учащихся; пояснение словом наглядного материала. Формирование чувственного опыта учащихся: с опорой на имеющиеся знания; с опорой на опыт; соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся. Формирование наблюдательности учащихся: постановка цели наблюдения; выделение этапов наблюдения; фиксирование общего, существенного; подведение итогов. Ошибки в восприятии учащихся: причины ошибок и их предотвращение. МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ Применяемые методы на уроке: рассказ, беседа, лекция; программированное, проблемное изложение; учебные ситуации; поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др. Мотивация мыслительной деятельности учащихся. Формирование понятий: от конкретных операций к общему, абстрактному; от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа); выделение признаков понятия: существенных и второстепенных; установление связей между предметами; уровень усвоения понятий. Обучение в учебных ситуациях: постановка проблемы, ее формулировка; решение проблемы с помощью учебных действий; контроль и оценка результатов. Использование приемов активизации мышления учащихся: проблемные учебные ситуации; обсуждения, дискуссии; задачи с недостающими данными и др.; «мозговой штурм» и др. Степень самостоятельности: умение рассуждать (суждения и умозаключения); умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; выделять существенные признаки понятий; дополнение и исправление отвечающих учеников; ошибки при рассуждениях. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация; конкретизация понятий, правил, положений. Как учитель учит приемам мыслительной деятельности: ставить цель мыслительного поиска; работать в учебных ситуациях; осуществлять мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения предметов и явлений, моделирование и др.; устанавливать причину и следствие; контролировать и оценивать свою работу; учит приемам коллективной мыслительной деятельности. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся: наглядно-действенное; наглядно-образное; абстрактно-логическое. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся. ПАМЯТЬ УЧАЩИХСЯ Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала: цель и план урока, запись их на доске; установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.; выделение главного в материале; запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д.; привлечение учащихся к практическому применению правил, законов. Составлению таблиц, моделей и т.д. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома: смысловая группировка материала; установление ассоциаций по сходству; соотношение образа и слова при запоминании; составление плана, конспекта; перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей; Виды памяти, используемые на уроке: наглядно-образная; словесно-логическая; эмоциональная; двигательная. Использование непроизвольного, произвольного запоминания: Индивидуальные особенности памяти учащихся: запечатление, узнавание; сохранение, воспроизведение; забывание. Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся: проверка усвоенного материала; осмысление материала; закрепление материала. 4. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ Встреча учителя с классом. Психическое состояние учителя: положительное - спокойствие, уверенность, энергичность доброжелательность и др.; отрицательное - скованность, нерешительность раздражительность, апатия и др. Манера обращения к учащимся: доброжелательное, уважительное; требовательное, строгое; оскорбительное (насмешки, прозвища и др.); способность проникнуть во внутренний мир ученика; «эмоциональный климат» в классе. Речь учителя: громкость, темп, дикция, паузы; выразительность, эмоциональность; мимика Организация учебной работы: руководство самостоятельной работой учащихся; групповая работа (позиция учителя и ученика в группе); соревнование, взаимный контроль; комментирование выполняемой работы и др. Контакт с классом: распределение внимания на всех учащихся и их деятельность; переключение внимания на работу отдельных учащихся: способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину; реакция на поведение отдельных учащихся. Замечания учителя: по характеру выполняемых работ; по культуре речи, логики изложения; по дисциплине, манере поведения; по отношению к товарищам. Учёт особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние. 5.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь: при изучении нового материала; вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное; при проверке домашних заданий; при самостоятельной работе учащихся; Цель обратной связи: проверка уровня знаний, умений, навыков; уточнение правильности действий учащихся; уточнение этапов мыслительной деятельности; предупреждение ошибок в рассуждениях. Как учит учащихся учиться: — слушать, делать записи, моделировать; работать с книгой, осуществлять учебные действия; контролировать самого себя и др. 6. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ Внимательность, активность и работоспособность учащихся. Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей. Особенности групповой работы учащихся: роль ведущего и ведомого. Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке. Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы. Воздействия учащихся друг на друга: взаимное обучение; взаимное «дисциплинирование». 7. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА Достигнута ли цель урока: — по организации учебной деятельности учащихся; — по наличию интереса; — по организации внимания; — по развитию психических процессов; — по проявлению эмоций и т.д.; — по уровню усвоения учебного материала; — по воспитанию учащихся и др. Значение материала урока для учащихся: — познавательное, научное; — эстетическое (нравственное или художественное); — практическое (деловое); — социальное (общественное); — воспитательное (педагогическое); — личностно-значимое. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.
|