![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С книги Петровича. № 50. Разработайте схему психологического анализа урока
Психологический анализ урока – это многосторонне и многобъективное явление, который помогает учителю мысленно охватить весь процесс обученияа так же каждый отдельнвй его момент.. С помощью психологического анализа формируется и развивается педагогическое самопознание учителя, совершенствуется педагогическое мастерство. В организацию урока входит: 1) самоорганизация учителя: а) творческое рабочее самочувствие, психологический контакт с классом; 2) организация познавательной деятельности учащихся: восприятия, наблюдения, внимания, тренировка памяти, формирование мышление, воспитание, воображения, формирование умений и навыков. В организованность учащихся входит: 1) уровень умственного развития 2) отношение учащихся к изучению; 3) самоорганизация умственного труда; 4) обучаемость. Обучение должно вносить изменения в интеллектуальную сферу и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если ученик действует по собственному побуждению. В плане анализа урока выделяют пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль урока, деятельность педагога, организация познавательной деятельности и организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся. 1. Содержание и структура урока развивающего обучения: а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мышления; б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой; в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска; г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие -учащимися (кто ставит проблему, кто формирует, как формулирует, кто решает); д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.)». 2.Особенности самоорганизации учителя: «а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием урока, осознания психологической цели, готовности к ее осуществлению); б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в поставленной цели, оптимистический подход, педагогическая находчивость и др.); в) педагогический такт учителя (проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности); г) психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения)». Для анализа организации познавательной деятельности учащихся учителю предлагают ответить, в какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения: а) как он добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отличать инвариантные признаки от вариативных; б) какие установки использовал и в какой форме (убеждение, внушение); в) как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся; г) какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.). Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений предполагает ответы на вопросы: а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.п.); б) на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников; в) с помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.); г) какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов; д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как руководил учитель творческим воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
____________________________________________________________________________________
Пример: Анализ урока психологии на тему ''Ответственность''
|