Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Инвестиции и инвестиционный процесс. Региональные инвестиционные программы
Инвестиции и инновации. Инвестиционная деятельность. Инвесторы. Инвестиции прямые и портфельные. Инвестиционный проект, классификация инвестиционных проектов. Инвестиционная программа. Инвестиционный климат и его составляющие. Инвестиционный потенциал. Инвестиционные риски. Формы и особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности. Бюджет развития. Инвестиционное законодательство. Региональные целевые программы Рязанской области. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в г. Рязани.
Инвестиции и инновации. Инвестиционная деятельность. Инвесторы. Инвестиции прямые и портфельные. Инвестиционный проект, классификация инвестиционных проектов. Инвестиционная программа. Одной из важнейших частей социально – экономической политики региона является инвестиционная деятельность. Она имеет свои особенности, особые характеристики и следовательно особенности в управлении, но в целом ее предназначение – укрепление экономики региона, формирование благоприятных условий для функционирования всего экономического комплекса. Эффективность инвестиционной политики во многом обеспечивает результативность всей региональной политики. Результат инвестиционной деятельности – следствие объективных и субъективных причин. Объективные – закономерности воспроизводства капитала; Субъективные – деятельность управления и властных структур. Инвестиции – денежные средства, целевые вклады, паи, акции, технологии, машины, оборудование, интеллектуальная собственность, другое имущество или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения положительного социального эффекта. Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Инвесторы – субъекты, осуществляющие вложения. Портфельные инвестиции связаны с приобретением ценных бумаг, прямые – приобретение например станков и оборудования без акций. Инвестиционный проект – бизнес план, комплексный план. Инвестиционная программа – совокупность инвестиционных проектов. Классификация инвестиционных проектов: 1.по ресурсам (масштабам) проекта в денежном выражении
2.по отраслям (характеру)
3.по длительности 4.по собственникам (государственная, частная) по степени организации проекта, его подготовки и исполнения.
Инвестиционный климат и его составляющие. Инвестиционный потенциал. Инвестиционные риски. Формы и особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности. Бюджет развития. Инвестиционное законодательство. Региональные целевые программы Рязанской области. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в г. Рязани. Инвестиционный климат включает в себя инвестиционные состояния и инвестиционные процессы, это комплексное понятие, состоящее из нескольких процессов: 1. инвестиционный потенциал – совокупность имеющихся в регионе возможностей права и сфер приложения капитала, это некоторая насыщенность территории определенными возможностями, например природными ресурсами, рабочей силой, ОФ, состояние инфраструктуры, наличие финансовых институтов, в том числе потребительский спрос. 2. инвестиционный риск – характеристика, оценивающая вероятность потерь. Виды рисков:
3. законодательные условия – совокупность НПА, обеспечивающих какую-то стабильность деятельности инвесторов. Дифференциация регионов по структуре благоприятности инвестиционного климата весьма существенна, но не устойчива из – за значительных либо изменения самих факторов, либо степени влияния этих факторов. Таким образом климат региона представляет собой некоторую систему отношений, формирующуюся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов, эти процессы подразделяются на региональные, федеральные и местные. Эти процессы имеют характер политический, социально-психологический, финансово-экономический, законодательный, экологический, криминальный, ресурсно-сырьевого, потребительского и институционального воздействия. Факторы инвестиционного климата подвержены изменению. По степени подвижности: 1.факторы, неизменные во времени (ГП); 2.факторы, изменяются во времени
В федеративном государстве инвестиционная политика региона испытывает влияние общегосударственной инвестиционной политики, и в то же время федеральная инвестиционная политика не является суммой или простым объединением региональной политики. Федеральная политика, хотя и реализуется на территории регионов, но по своему содержанию, целям, механизмам реализации она является более масштабным понятием и направлена на достижение общегосударственных целей в первую очередь. У регионов общегосударственных целей быть не может. Однако это не означает, что регионы и федеральная политики не зависят друг от друга. Они взаимозависимы и взаимодополняют друг друга. При формулировке целей, постановке задач федеральной инвестиционной деятельности осуществляется привязка к местности. В связи с этим возникает вопрос о разграничении полном и следовательно разграничении ответственности за практические результаты в вопросе регулирования и стимулирования инвестиционных процессов. Поэтому сама инвестиционная деятельность является одним из наиболее сложных в законотворческой деятельности, так как требует координации управления всех уровней власти. Региональная политика руководствуется общегосударственными приоритетами, и с учетом этого строит свою региональную политику. В связи с этим важным является вопрос о формах и методах государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая должна осуществляться принятием уровнем власти и как правило осуществляется в 2-ух формах: 1.органы власти федерации или субъекта создают условия для инвестиционной деятельности; 2.прямое участие органов власти в инвестиционной деятельности. В рамках каждой из форм используются различные методы регулирования: I.– налоговые условия; - механизм начисления амортизации отчислений; - использование амортизационных отчислений (средства амортизации, вложенные в производство, освобождаются от налогов); - предоставление преференциальных (льготных) условий пользования землей и другими природными ресурсами; - создание условий для расширения использования средств населения и других внебюджетных источников; - расширение возможностей и использование налогов при кредитовании (прочие освобождаются от налогов при инвестиционном кредитовании); - финансовый лизинг. II.– использование программ развития инвестиционной деятельности; - разработка инвестиционных проектов, осуществляемых за счет соответствующих бюджетов; - осуществление экспертирование инвестиционного проекта; - осуществление эмиссий займов; - бюджетный кредит; Органы власти могут оказать поддержку регионам в форме предоставления бюджетных проектов на конкурсной основе. Аналогично они могут предоставить не сами кредиты, а поручительства. Бюджетный кодекс содержит определенные статьи и нормы, регулирующие инвестиционную деятельность территории, в частности в составе бюджета могут быть выделены капитальные расходы, они идут на инвестиционную и инновационную деятельность. Решение об осуществлении инвестиций принимается органами власти при условии, что эти расходы предусмотрены в в целевых программах развития (федеральных / региональных). Сама программа территории состоит из комплекса инвестиционных проектов. Источники финансирования инвестиционной деятельности: 1. бюджетные; 2. внебюджетные. Бюджетные (собственные ресурсы):
Бюджет развития – некоторая самостоятельная часть бюджета, не обязательно выделенная формально. Формальное выделение – соответствующий закон о бюджете развития. Неформальное – отдельный пункт. В Федеральном бюджете РФ, субъектов РФ, муниципалитетов всегда существовали статьи о расходах как на текущие нужды (управление, заработная плата, связь), так и на цели развития отдельных отраслей экономики и отдельных территорий. В условиях экономического спада потребности текущего бюджета были главенствующими, задачи инвестирования отодвигались далеко на задний план. Они были рассчитаны на перспективу, а в тех условиях важно было сохранить хотя бы текущее состояние. В связи с этим по прошествии определенного времени возникла необходимость в специально организационной поддержке инвестиционных программ путем либо выделения им непосредственно средств на условиях возвратности, срочности, платности, либо предоставление инвесторам государственных гарантий. Впервые в современной России термин «бюджет развития» был употреблен в ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ». Однако реально (этот закон был принят в 1992 г.) этот бюджет появился только в 1996 г., на тот момент он преимущественно состоял только из государственных гарантий. Государство предоставляло гарантии не более чем на 5 лет, для их подкрепления был создан специальный резервный фонд бюджета развития. Получателей средств и гарантий бюджета развития определяло Министерство экономики. Главным критерием при отборе являлась бюджетная эффективность, под которой понималась сумма налогов, получаемых федеральным бюджетом после реализации инвестиционного проекта. В основном это были проекты, нацеленные на развитие экспорта, так как они обеспечивал довольно быструю и высокую возвратность вложенных средств. В тот же период (2 половина 90-х гг.) начинает появляться множество различных программ инвестиционного характера, они имели различные наименования (федеральные, президентские, целевые государственные программы, региональные, отраслевые). Но как правило на тот период разработка программ и финансирование исполнения этих программ между собой связаны не были, поэтому подавляющее большинство этих программ исполнено не было. На конец 90-х гг. на 1 россиянина приходилось в среднем ≈ 3$ инвестиций в год. В Польше в тот же период 19$, в Китае 30$. В 1998 г. принят специальный закон РФ «О бюджете развития РФ». В тот же период субъекты РФ начали активно создавать законодательную базу по данному проекту аналогичную федеральной. В бюджетах территорий стал выделяться бюджет развития. Целью создания такой нормативной базы было: 1.создание стимулов и условий для инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций в регион. 2.реализация собственных инвестиционных программ и инициатив. Чуть позже (1998 г.) появляется бюджетный кодекс, который устанавливает, что в составе капитальных бюджетных расходов может быть сформирован бюджет развития. При этом бюджетный кодекс описывает, что относится к капитальным расходам: 1.расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, которая осуществляется в соответствии с установленной инвестиционной программой; 2.средства, предоставляемые в качестве кредита на инвестиционные цели; 3.расходы на проведение капитального ремонта; 4.расходы, при осуществлении которых создается / увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта РФ. У бюджета развития (инвестиционного бюджета) есть особенный статус в отличие от других инвестиционных инструментов. Он является следствием того, что механизм находится в руках органов государственной власти, поэтому эффект от этих инвестиций должен быть не только экономический, но и социальный – создание рабочих мест, улучшение экологической обстановки, решения и инвестиции направленные на структурные преобразования, прекращение спада. В современных рыночных условиях всегда существует конкуренция между предприятиями и между территориями. Это означает, что в бюджетных инвестициях должен быть экономический (коммерческий эффект). В связи с этим среди направлений регионального развития выделяют 2 самостоятельных направления в поддержке регионов: 1. кризисное (неблагополучие экономическое или социальное) (врем. фин. администрация, где главное – план развития, оживление экономики). 2. перспективные «точки роста» (главное – развитие перспективных направлений, с социальным эффектом во главе). Здесь использование инвестиций может принести ощутимо большую окупаемость и высокую эффективность вложений. Инвестиционные предложения Рязанской области: Сборник «Инвестиционные инициативы Рязанской области» 2003 г. Части: 1.общая характеристика области; 2.предложения инвестирования; 3.инновационные предложения; 4.свободные индустриальные площади. I. Инвестиционные предложения (56) разделены на 10 отраслей:
Структура предложения:
Объем инвестиции 17000-150 млн. $ Ср. 7000000 $ Проекты: - малые (17000- 800000 $) – 36; - средние (1 млн. – 10000000 $) – 17; - крупные (56 млн. – 150 млн. $) – 3 (Рязань). Общая сумма инвестиционных проектов 400 млн. $ Наибольшие проекты в отраслях: - радиоэлектроника; - энергетика; - топливная промышленность. Это и есть мегапроекты. Срок окупаемости:
Показатели рентабельности: - СХПК «Шиловский» - рентабельность 70%; - 30% здравоохранение, медицинские приборы; - 17% строительство; - 10% строительство. Инновационные предложения. Структура: - инициатор; - описание проекта; - предложения по проекту. Предложения по покупке Т и У (31% всех предложений) 1.электротехника (145000 $); 2.производство и переработка сельскохозяйственной продукции (68000 $); -инвестирование 7 млн. $; - инновации 70 тыс. $. Нормативно – законодательная база Рязанской области по инвестиционной деятельности. РФ: 1.закон «Об инвестиционной деятельности РФ»; 2.закон «Об иностранных инвестициях в РФ»; 3.закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»Ж 4.закон «О бюджете развития РФ»; 5.бюджетный кодекс; 6.бюджеты на очередной финансовый год. Нормативно – законодательная база Рязанской области: 1.закон «Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области»; 2.закон о государственной собственности Рязанской области, акта о бюджетном развитии бюджетного устройства нет (статьи расходов есть); 3.бюджет Рязанской области на очередной финансовый год; 4.закон «О налоговых льготах» (налоговое законодательство по налогу имеет свой акт, в нем описываются все параметры); 5.региональные целевые программы; 6.концепции развития (промышленные политики в Рязанской области на период 2002-2004 гг., АПК 2002-2004 гг., образования в Рязанской области 2002-2004 гг.), но регулируемые нормы не содержат и правовой силы не имеют. Закон «Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» (1998 г.)
п.1 Конкурс проводится с целью отбора проектов и инвесторов; п. 2 Положение «О конкурсном отборе»
Существует несколько федеральных программ, в которых Рязанская область участвует на условиях софинансирования («Свой дом», создание земельного кадастра, реструктуризация и конверсии оборонной промышленности). Количество программ ≈ 40. 3 региональной программы: 1. развитие газификации Рязанской области в 2002-2004 гг. 2. социальное развитие населенных пунктов 2002-2004 гг. 3. развитие ипотечного кредитования в сфере жилищного строительства до 2010 г. Ипотечное кредитование. Осуществляется перевод системы из финансирования в категорию самофинансирования. Срок возврата – 10 – 15 лет, 30-40% - сумма первоначального взноса. Процентная ставка кредитования банка 0, 5%. Программа для тех, кто имеет работу со средним достатком; наличие старого жилья. Программа газификации. В области действуют 4 магистральных газопровода федерального значения (газопроводы – отводы, их протяженность > 500 км, газопроводы межпоселковые и уличные > 5000 км). Магистральные газопроводы – высокое давление. Газопроводы низкого давления – у нас. Газификация области не связана с газификацией тяжелого давления. Программа направлена на газификацию населенных пунктов путем прокладки газопровода (можно ставить свои баллоны – не газификация). Есть дома, а рядом есть хранилище жидкого газа – берут его с нефтезавода. Кадом и Ермишь – не газифицированы. Цель – перевод котельных на газовое топливо. Программой предусматриваются следующие параметры: Строительство газопроводов средней и низкой (уличные) Рязань – 1350 км. Подавляющая часть > 1000 км – сельская местность. Газифицированность ≈ 25000 квартир. Финансирование:
Как правило, бюджетные средства используются в строительстве межпоселковых газовых сетей среднего давления, для перевода котельных на газовое топливо. Население участвует в финансировании уличных сетей низкого давления. Объем финансирования ≈ 630 млн. руб. по всем источникам. Объем ассигнований утверждается в областном бюджете на очередной финансовый год. Перечень обществ, которое получает деньги, утверждается каждый год в рамках программы, которые являются приложением к областному бюджету на каждый год. Источники финансирования:
Объем финансирований по всем источникам ≈ 750 млн. руб.
|