Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Селективная поддержка отдельных регионов
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ). В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Бурное развитие свободных экономических зон во многих странах обусловлено следующими факторами: ü со стороны государства - политикой стимулирования внешней торговли, иностранных инвестиций и технологического обмена, использованием новых форм экономического партнерства; ü со стороны местных властей - стремлением развить инфраструктуру и решить проблему занятости; ü со стороны международных компаний (т.е. нерезидентов) - стремлением к наиболее льготным условиям для собственной деятельности и получению прибылей в данной стране; ü со стороны национального капитала (т.е. резидентов) - намерением завязать деловые контакты с зарубежными партнерами и выйти на мировые рынки со своей продукцией. СЭЗ, как правило, создаются с использованием выгод экономико-географического положения территории: на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, туристических центров, в отдельных промышленных районах. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста: определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности, концентрации ресурсов с использованием благоприятных факторов. Это позволяет решать взаимосвязанные экономические, социальные и научно-технические цели. В мировой практике создания СЭЗ существуют два пути. В первом случае во главу угла ставят «территориальный подход», т. е. рассматривают СЭЗ как конкретную, определенную территорию, на которую распространяется соответствующий льготный порядок существования. Другой подход - «режимный»: зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предоставлены определенные преимущества при соблюдении определенных условий. Большое значение для развития СЭЗ имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы разработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфраструктуры, ускорения реализации проектов. По мнению руководителей МАРСЭЗ, для создания и нормального функционирования свободных экономических зон необходимо обеспечение определенных предварительных условий, а именно: ü наличие крупных акционерных обществ, располагающих солидным капиталом, берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы создания зон; ü создание специального залогово-страхового инвестиционного фонда (страховое общество), который обеспечивал бы привлечение валютных поступлений в объемах, необходимых для решения задач по развитию зоны; ü создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование бюджета зоны, контролировал использование бюджетных и кредитных средств, координировал взаимоотношения с федеральным бюджетом; ü разработка специальных зональных законодательств на региональном и федеральном уровнях; эти законодательные акты должны регулировать вопросы зонального налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий, трудового и социального порядка; ü разграничение функций между руководством зоны (например, советом зоны) и местными (региональными) органами власти, установление договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различных льгот; ü утверждение федеральными органами программ развития конкретных экономических зон; в этих программах предусматриваются задачи, решаемые СЭЗ с позиции интересов государства, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются размеры льгот и сроки их получения; делегирование властным структурам регионального и местного уровня органами управления свободных экономических зон, а также отдельными производствами, предприятиями, фирмами, расположенными в зонах, определенных прав, которыми обладают вышестоящие органы управления, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельности. Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Специалисты насчитывают до 25 их разновидностей. Но в настоящее время еще не разработана универсальная классификация типов СЭЗ. В данной работе я приведу лишь одну из возможных классификаций СЭЗ по признаку хозяйственной специализации – профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (см. схему 1). Схема 1
|