Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мать и сын в трагедии Шекспира Гамлет.






Гертруда больше королева, чем мать. Только в конце диалога, когда успокоит себя тем, что Гамлет сумасшедший, героиня обратится к нему как мать (”О дорогой сын”). Гамлет в присутствии матери не говорит о власти или о троне, он вспоминает об отце. Тем не менее в мыслях королевы нет короля Гамлета, ее бывшего мужа, отца ее сына. Клавдий занял место своего брата не только на троне, а и в сердце королевы.

И даже сомнения, которые посеял Гамлет в душе королевы, исчезли после того, как она успокоила себя мысленным взором о его сумасшествии. Доводы сына не заставили ее отказаться от того, что она получила. И в том Гертруда и Клавдий похожи. Королева пообещала сыну не рассказывать королю об их разговоре, тем не менее согласилась на его отъезд - так спокойнее. Для кого? В сцене разговора короля с Лаэртом Гертруда демонстрирует готовность прикрыть

Клавдия, защитить его, обвинив во всех бедах Гамлета. Тем не менее не только любовь к Клавдию встала между сыном и матерью. Желание власти соединяет сильнее любви. Гертруда совсем не напоминает нерешительную, раздавленную влюбленную женщину, когда Клавдий в ситуации опасности теряет равновесие и готов запаниковать. Она жестко ведет себя с сторонниками Лаэрта Слова, с которыми она обращается к ним, стилевое оформление

фразы и особенно интонация, которая помогает расставить акценты, доказывают: королева не является слабой и немощной духом. Читатель наблюдает за двумя историями сумасшествия: первая - имитирование потери ума, к которому удается Гамлет, вторая - настоящее сумасшествие Офелии, которое символизирует бегство от жестокости и безнадежности, что после потери возлюбленного разрушат жизни героини. Гамлет - игрок. Его сумасшествие - своеобразное проявление высокого актерства.

В трагедии У. Шекспира «Гамлет» очень мало женских образов, что обусловлено самим сюжетом — сын должен отомстить убийце своего отца, родному дяде. Тем не менее образы Гертруды, королевы Датской, и Офелии, дочери королевского советника Полония, играют в трагедии весьма значимую роль.

В этих двух образах не просто нашли воплощение многие типичные для женского характера черты — как достойные, так и не очень. В процессе общения с этими женщинами глубже раскрываются характеры Гамлета и его врага, короля Клавдия, а также отчасти и характеры покойного отца Гамлета и Полония, который ради королевской благосклонности готов поставить под удар собственную дочь.

«О женщины, вам имя — вероломство!» — восклицает Гамлет, сокрушаясь о том, что его мать очень быстро позабыла его отца и вышла замуж за его брата. Однако едва ли можно с полным правом называть Гертруду вероломной — скорее легкомысленной. Знай эта женщина всю правду о смерти своего первого мужа, она бы, конечно, едва ли решилась бы соединить свою судьбу с его убийцей. Однако это незнание не оправдывает поступка женщины. «В лета, как ваши, живут не бурями, а головой», — укоряет мать Гамлет, указывая на то, какого человека она позабыла неприлично быстро и променяла на того, кто «словно колос, пораженный порчей». Но, несмотря на легкомыслие, которое никак не подобает матери, имеющей взрослого сына, а тем более королеве, Гертруда отнюдь не лишена достойных качеств. Так, несомненна ее искренняя любовь к сыну:

Ты знаешь сам, что я скорей умру,

Чем соглашусь предать тебя.

Как всякая мать, она мечтала о том, чтобы ее сын был счастлив. Героиня искренне оплакивает гибель Офелии, которую хотела бы видеть женой Гамлета.

Но в то же время королева никак не может быть сыну поддержкой — нет, она послушно следует указаниям своего нового супруга, который пожелал, чтобы Полоний подслушивал беседу матери и сына. Гертруда ни на миг не сомневается в том, что Клавдий не желает зла ее сыну. В начале пьесы королева уговаривает Гамлета не уезжать из Дании — очевидно, в большей степени из любви к сыну, но также и вторя речам своего мужа, о подлинном смысле которых Гертруда не задумывается. Однако когда Клавдий отправляет Гамлета в Англию, Гертруда не пытается помешать этому: она опять-таки не подозревает, что король намерен погубить ее сына чужими руками, а королева искренне верит, что муж просто старается обезопасить ее сына от неприятных последствий, которые может для Гамлета возыметь случайное убийство Полония.

Легкомысленная, доверчивая и недалекая — такой предстает королева Гертруда, мать Гамлета. И все же первый муж, отец ее сына, глубоко и преданно любил эту женщину, несмотря на то что после своей смерти узнал о свадьбе жены с его убийцей. Призрак отца Гамлета не единожды обнаруживает заботу о своей неверной вдове. Так, он напоминает сыну, что

… как бы не сложилась месть,

Не оскверняй души и умышленьем

Не посягай на мать.

«Но посмотри, что с матерью твоею», — говорит Призрак, являясь в комнату королевы, чтобы напомнить Гамлету о его долге. Покойный король Дании, обеспокоенный тем, что его смерть не отомщена, тем не менее проявляет участие к своей ветреной вдове. Вероятно, и преступный Клавдий, второй муж Гертруды, по-своему к ней привязан: «Не оставляй меня, жена. Душа в тревоге и устрашена». Вероятно, искренность это женщины, хоть и не подкрепленная прочностью чувств и постоянством, ее живое участие к тому, кто находится с ней рядом в данный момент, придавали ее мужьям уверенности в себе. Но, будучи привязан к ней, Клавдий не моргнув глазом намеревается погубить ее сына — главное, чтобы она ни о чем не догадалась:

И даже мать, не заподозрив козней,

Во всем увидит случай.

Однако водоворот страшных событий, сменяющих друг друга, увлекает и ее. Гертруда погибает случайно, выпив отравленное вино, которое Клавдий предназначал Гамлету. Точно также в трагедии гибнет Полоний — от удара, который Гамлет желал бы нанести убийце своего отца, королю Клавдию. Но Клавдий мог бы еще предотвратить гибель жены, однако он весьма вяло пытается остановить Гертруду, когда она подносит к губам бокал с ядом. Но у Юшвдия стремление погубить Гамлета оказывается сильнее привязанности к королеве: король не только допускает, чтобы его жена выпила отравленное вино, но и пытается представить ее агонию как обморок. Лишь в последние мгновения королева понимает, куда завлекло ее легкомыслие, с каким человеком она соединила жизнь—жизнь, которая вот-вот оборвется по его вине. Как и все образы в «Гамлете», образ королевы трагичен — своей доверчивостью, слепой верой в благородство второго мужа, а также благодаря своей неожиданной, нелепой и трагической кончине.

Однако влияние Гертруды оказалось значимым не только для ее двух мужей, но и для сына. Следует заметить, что это влияние в основном отрицательного характера. Наглядный пример матери заставляет Гамлета сомневаться в женской верности вообще, тем самым отравляя его любовь к Офелии.

Образ Офелии, разумеется, трагичен в еще большей степени, чем Гертруды. Как королева в своих поступках во многом зависит от мужа, так и Офелия зависит от отца. Как и Гертруда, Офелия никого не подозревает в дурных замыслах: она искренне верит клятвам Гамлета, что вызывает нарекания со стороны ее отца, к которому она глубоко привязана. Но Офелия, конечно, не способна ни проникнуть в тайные козни своего отца и короля, ни понять душевные терзания Гамлета, которые прорываются наружу в колких и жестоких словах. При всей любви к Офелии Гамлет, конечно, не может ей полностью доверять, как и своей матери, и дело тут не в «вероломстве» чистой, благородной девушки, а в ее дочернем послушании. «Вот что мне дочь дала из послушанья», — заявляет Полоний, зачитывая королю и королеве письмо Гамлета.

Можно сказать, что Офелия погибает по вине человека, которого она любила, — по вине Гамлета, хоть это и невольная вина. Намереваясь покончить с убийцей своего отца, Гамлет по ошибке убивает отца Офелии, смерть Полония становится причиной безумия девушки, а безумие, вызванное скорбью по отцу — причиной ее смерти. Таким образом, напрашивается несколько неожиданный вывод: и Гертруда, и Офелия гибнут по вине мужчин, которых они любили. Стремясь уничтожить друг друга, Гамлет и Клавдий невольно истребляют всех, чьи судьбы связаны с их собственными. Хотя Клавдием руководит преступное желание устранить законного наследника престола, а Гамлетом — жажда справедливой мести за отца, оба эти мотива в равной степени оказываются разрушительными. Там, где сердцами людей прочно завладела вражда, нет места для любви — и возлюбленные противников погибают. Это тоже требует возмездия: «За матерью последуй!» — восклицает Гамлет, закалывая короля. Королева отравлена, следовательно, сын должен отомстить не только за отца, но и за мать. Однако и Гамлет не уходит от наказания за смерть Полония и Офелии, которую принц Датский любил «как сорок тысяч братьев».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал