Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внимание! Около 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушений слуха!
Известны случаи, когда в относительно изолированной группе браки заключались между относительно близкими родственниками, в том числе и страдающими наследственными нарушениями слуха. Со временем число людей с нарушениями слуха в подобных группах резко возрастало, а иногда даже превосходило число слышащих. Так, в Тунисе среди жителей деревни Буржак-ас-Салхи, расположенной среди прибрежных гор Кап-Бон, большинство жителей глухие. Можно привести один пример генетической глухоты. В большой бразильской семье вот уже на протяжении шести поколений наблюдается генетическая глухота. Она обусловлена нарушением одного единственного гена, локализующегося во второй хромосоме. Этот ген кодирует белок, ко торый связан с молекулой ДНК и способствует ее сгибанию в петлю, тем самым контролируя работу собратьев. Среди более чем 100родственников у 49 отмечалась прежде и диагностируется сегодня полная глухота или существенная потеря слуха. Случаи наследственной глухоты отмечаются и в королевских домах Европы, в том числе в Испании и Великобритании. Брат нынешнего короля Испании Хуана Карл оса глух с рождения. В 1911 г. в Мадриде в Совете министров председательствовал сам король Альфонс, т.к. предстояло решить важный вопрос о престолонаследнике, ибо его единственный сын родился глухим. В наше время молекулярно-генетическое тестирование ДНК родителей позволяет уточнить риск рождения детей с нарушениями слуха. За последние 20 лет науке удалось далеко продвинуться в понимании механизмов, приводящих к нарушениям в работе органов слуха. Тщательный анализ молекул ДНК людей, имеющих наследственные формы глухоты и тугоухости, позволил приоткрыть тайны нарушений слуха - сегодня хорошо известны десятки генов, мутации в которых приводят к нарушениям слуха у человека. Однако для разработки принципиально новых методов лечения таких нарушений имеющейся информации пока недостаточно. Дело в том, что молекулярный уровень, на котором происходит поражение слуха у людей, предусматривает сложнейшую технику коррекции поражения (генная инженерия и другие высокие биотехнологии). Существует зависимость распространенности и причины различных видов тугоухости от принадлежности к той или иной возрастной группе: если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. Из детей, взятых на учет в сурдологических кабинетах России в 1999 г., 46, 9% имели I степень потери слуха, 22, 9% - II степень, 13, 1% - III степень, 9% -IV степень, 8, 1% были тотально глухими; 51% состоящих на учете имели кондуктивную форму тугоухости, 38% - сенсоневральную форму, а 11% - смешанную. Причиной кондуктивной тугоухости в последние годы стабильно остается хронический гнойный средний отит. Одной из наиболее частых причин поражения слуха у детей является акушерская патология (краснуха, грипп или гепатит у матери, токсикоз, недоношенность, родовая травма, асфиксия родов) - примерно треть случаев. В 5-8% случаев поражение слуха вызвано применением препаратов с ототоксическим действием - антибиотиков. Причиной потери слуха может быть грипп (около 5%), эпидемический менингит (около 5%), острый и хронический средний отит (около 10%). В 10-15% случаев этиология поражения слуха неясна. Статистика последних лет свидетельствует об увеличении числа детей с врожденной тугоухостью и малозаметном снижении числа детей с приобретенной тугоухостью. У взрослых на первом месте - заболевания среднего уха, т.е. острый и хронический средний отит, за которыми следуют осложнения после приема препаратов седативного действия, и черепно-мозговые травмы. В Великобритании 7, 5 млн людей имеют ту или иную степень потери слуха, что составляет 17% населения страны, по крайней мере треть из которых старше 60 лет. Примерно 3 из 1000 детей
Таблица 4 Уровень потери слуха в Великобритании
рождаются с нарушениями слуха, а 1 из 1000 -серьезные потери слуха (табл. 4, 5). В США в 1971 г. при проведении исследования были получены следующие данные (табл. 6): Таблица 6 Уровень потери слуха в Соединенных Штатах Америки
Все степени Все возрасты 13 362 842 6 603 Двусторонняя Все возрасты 6 548 842 3 236 Глухота Все возрасты 1 767 046 873 Глухота До 19 лет 410 522 203 Глухота До 3 лет 201 626 100
1.4. Методы исследования слуха Снижение слуха у младенцев можно диагностировать в первые часы и дни после рождения и даже до их рождения - с помощью тестов на медицинской аппаратуре. Это обследование называется скринингом. Тип нарушений слуха и степень тугоухости определяются при помощи аудиометрического исследования: существуют тональная аудиометрия, речевая аудиометрия, детская аудиометрия, аудиометрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия, электрокорковая аудиометрия и др. В России специализированная помощь лицам с нарушениями слуха оказывается в сурдологиче-ских кабинетах (их сейчас 165), оснащенных тонально-речевыми аудиометрами, в 68 кабинетах имеются импедансометры, в 19 - компьютерные аудиометры, в 18 - приборы для регистрации ото-акустической эмиссии и в 27 - приставки для игровой аудиометрии. С 1988 г. научно-методическое руководство работой сурдологических кабинетов в стране осуществляет Российский научный центр аудиологии и слухопротезирования. При тональной аудиометрии, когда аудиометр подает простейшие сигналы (тоны), изменяемые п частоте и силе звука (от единиц до 120 дБ), обследуемый внимательно следит за своим восприятием звуков и информирует аудиолога о том, слышит лщ он тот или иной звук. Этот вид аудиометрии применяется при обследовании состояния слуховой функ-* ции у взрослых и детей такого возраста, когда ре нок уже способен ответственно подойти к этой п цедуре (в 8-10 лет). Результаты восприятия осно ных тонов по частоте (в Гц) и по интенсивно (в дБ) фиксируются в виде аудиограмм - кривых, н чертанных на специальных бланках (рис. 3). По г ризонтальной оси откладывается частота звуков колебаний, по вертикальной - пороги интенсивности звуков в дБ. Мерой степени потери слуха служи смещение полученной кривой от нормы. Аудио! граммы чертятся раздельно для воздушной и косц ной проводимости. Речевая аудиометрия направлена на опредм ление у слабослышащего области его речевого
слуха и уровня понимания речи. Восприятие обследуемым специально подобранных списков высокочастотных и низкочастотных слов переменной громкости позволяет определить реальные границы восприятия и понимания им словесной речи. Этот тест позволяет более точно подобрать и настроить для слабослышащего слуховой аппарат. Приемы речевой аудиометрии позволяют родителям без специальных технических средств провести первичную проверку слуха у ребенка при обнаружении симптомов его нарушения. Для исследования слуха у детей от года до трех лет используется метод рефлекторной реакции на звук (ребенок может моргнуть, замереть, сделать паузу в игре и поднять глаза, начать оглядываться, чтобы найти источник звука). Меняя громкость и тональность звука и внимательно наблюдая за реакциями ребенка, специалисты могут составить примерную аудиограмму. Слух считают нормальным, если ребенок воспринимает шепотную речь низких тонов на расстоянии не менее 5-6 м, высоких - около 20 м. Для исследования слуха детей старше трех лет используют игровую аудиометрию - с той же аппаратурой, что и при обследовании взрослых. Ребенка постепенно готовят к обследованию слуха, вводя в ситуацию с помощью доступной ему игры; например, ребенок при каждом восприятии услышанного им звукового тона совершает какое-либо игровое действие. Для получения объективных данных о слухе - когда активное участие человека в процессеобследования не требуется - используются объективные методы: импеданс-аудиометрия (исследование реакции барабанной перепонки), исследование электрических потенциалов мозга и слуховых нервов (электрокорковая аудиометрия). Ежегодно в России проводятся профилактические осмотры детей и подростков для выявления нарушений слуха. В 1988 г. было осмотрено 26, 383 млн чел., при этом у 63, 7 тыс. чел. (0, 24%) были выявлены нарушения слуха. Однако, как отмечает директор РНЦАиС Минздрава России проф. Г.А. Таварткиладзе, на учет в сурдологиче-ских кабинетах были взяты всего 7514 детей (в 1999 г. - 9135 детей). Проблема состоит в том, что во многих регионах нет отоларингологов, а педиатры и родители не проявляют должной настороженности, в результате чего в сурдологические кабинеты направляется незначительное количество детей, причем с большим опозданием. РНЦАиС разработана единая система ранней диагностики нарушений слуха у детей, начиная с самого раннего периода, успешно апробированная на базе роддомов Москвы. Тут объединены усилия врачей сурдологов, неоантологов, педиатров и отоларингологов. Врач-неоантолог при выписке ребенка из родильного учреждения отмечает наличие у него фактора риска к тугоухости и глухоте; в 1999 г. процент таких детей составил 25% от всех новорожденных. Далее ребенок поступает под наблюдение педиатра, после чего детей с подозрениями о наличии нарушений слуха направляют в слухоречевые кабинеты.
|