Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ж.-Ж. Руссо. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании.
Ле. Точно так же, если бы мы захотели изобразить бегущего коня или какое-нибудь другое животное, ты ведь знаешь, мы бы всем своим телом и его положением постарались походить на них. Гермоген. Безусловно, это должно быть так. Сократ. Таким образом, подражание чего-либо с помощью тела - это подражание тому, что выражает тело, которому подражаешь. Гермоген. Да". Один из христианских просветителей Аврелий Августин (354-430) в 388 г. написал книгу " Об учителе", которая представляет собой диалог между Августиным и его 16-летним незаконнорожденным сыном Адеодатом, готовящимся принять крещение. В ряду очень тонких рассуждений по поводу понятий " знак", " слово", " имя", " смысл слова" и т.п. встречается следующее: " Августин. Разве ты никогда не видел, как с глухими ведут особого рода разговор посредством жестов, а сами глухие при помощи жестов же ц спрашивают, и отвечают, и показывают, и учат, и высказывают все что хотят или по крайней мере очень многое? Когда так делают, то без слов показывают не только видимое, но и звуки и вкусы и прочее в том же роде. Да и комедианты часто показывают и развертывают в театрах целые фабулы большей частью без слов, пляской. Адеодат. Не имею ничего возразить, кроме того, что значения слова " из" не только я, но и плясун мим не сумел бы показать тебе без слов. Августин. Пожалуй, правда твоя; но представим себе, что сумел: полагаю, ты не усомнишься, что каким бы ни было движение тела, каким он постарается показать мне обозначаемую этим словом вещь, то будет не сама вещь, а знак. Так что и тут будет указывать пусть не слово словом, но все же знак знаком, и односложное " из" и его телодвижение будут нечто обозначать, то самое, что я хотел бы видеть показанным мне без обозначения". Далее собеседники называют слова знаками, относящимися к слуху, а жесты - знаками, относящимися к зрению. Августин был первым, который, классифицируя знаки, встречающиеся в природе и человеческой деятельности, одной из их разновидностей признал не только словесную, но и жестовую речь! В 1637 г. выдающийся французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650) в " Рассуждениях о методе" писал: " Между тем, люди, рожденные глухонемыми, лишенные подобно животным или еще более, органов, служащих другим людям для речи, обыкновенно сами изобретают знаки, которыми они объясняются с людьми, находящимися возле них и имеющими досуг изучить их язык". Первая часть фразы просто неверна: глухие не лишены органов речи, но зато вторая - очень точна. Перейдем к " движениям пальцев и рук" глухих.
|