Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Юнна Мориц
Долгое время жестовая система общения считалась крайне примитивной. Правда, в XIX в. высказывались замечательные идеи (Р.-А. Бебиан во Франции, В.И. Флери в России) о жестовом общении глухих. Несмотря на тонкие наблюдения и некоторые ценные находки ряда специалистов создать лингвистическое описание жестового языка не удавалось. Это объясняется, в частности, тем, что жестовый язык не поддавался анализу при помощи методов традиционной описательной лингвистики, оперирующей такими понятиями и категориями, как " часть речи", " существительное", " глагол", " член предложения" и т.п. Если в жестовом языке нет " частей речи", нет " членов предложения", то казался логичным вывод, что жестовая речь лишена грамматических закономерностей. Многие лингвисты считали жестовый язык грубой имитацией словесного. Лингвистика еще не умела анализировать жестовый язык. Только с развитием нового направления - структурной лингвистики - стало возможным подлинно научное изучение жестового языка глухих. Современная трактовка проблемы впервые была предложена в 1960-х гг. американским ученым Уильямом Стоку, который вспоминал: " Когда я впервые высказал мысль, что жестовый язык - это язык сам по себе, а не просто средство представления разговорного английского, эта мысль не была хорошо принята, но с тех пор произошли колоссальные изменения". В 1957 г. У. Стоку начал работать с глухими Карлом Кронненбергом и Дороти Кастерлайн. Они записали на киноленту жесты глухих. Анализируя жесты, Стоку пытался выделить в жестах " паттерны", определить правила, которым язык подчиняется. Результаты исследований были опубликованы в 1960 г., а в 1965 г. Стоку с двумя ассистентами опубликовали " Словарь Американского жестового языка на лингвистических принципах". Исследования показали, что жестовый язык глухих - многоуровневая лингвистическая система и что жест - основная семантическая единица - имеет сложную структуру; жестовый язык обладает широким набором регулярных средств для выражения смыслов и отношений между смыслами. Проиллюстрируем изложенное выдержками из учебника Г.Л.Зайцевой, известного российского сурдопедагога: «До работ У. Стоку жест рассматривался как неделимая единица, " иероглиф". Стоку показал, что это не так. Чтобы яснее представить
себе ход его рассуждения, давайте проанализируем два жеста: МАТЬ и ОТЕЦ. Эти жесты исполняются правой рукой, все пальцы которой сложены, как при показе дакти-лемы В (будем говорить для краткости - В-кон-фигурация), около лица; кисть руки при исполнении жеста МАТЬ касается сначала правой щеки, затем левой. Рука, таким образом, движется справа налево (рис. 13). При показе жеста ОТЕЦ место исполнения жеста не изменяется, конфигурация — тоже, однако рука подносится сначала ко лбу, затем
к подбородку, т.е. движется сверху вниз (рис. 14). Вы заметили, что при исполнении этих жестов два их компонента одинаковы - конфигурация и место исполнения. Однако характер движения различен - справа налево (МАТЬ) или сверху вниз (ОТЕЦ). Как будто бы просто. Но понадобились долгие годы, чтобы этот, казалось бы, очевидный факт стал общепризнанным в науке. И первым его обнаружил Стоку, выделивший три главных компонента, из которых состоит (как слово из фонем!) каждый жест: конфигурацию, пространственное положение и движение. Он описал характеристики каждого компонента (т.е. все возможные в американском жестовом языке конфигурации, местоположения и движения жестикулирующей руки или рук)»2. Жестовый язык представляет собой сложную лингвистическую систему, имеющую свои грамматическую структуру, стиль, определенные правила. " Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую. Русская жестовая речь (РЖР) - это общение при помощи средств русского жестового языка (РЖЯ) - самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д. Калькирующая жестовая речь (КЖР) -калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Калькирующая жестовая речь - вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной речи. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении" *.
Цитата взята из книги профессора Г.Л. Зайцевой, которая более 30 лет занимается исследованием лингвистических, психолингвистических и педагогических аспектов жестового языка глухих. В дальнейшем изложении особенностей жестово-
го языка глухих авторы будут следовать книге Г.Л. Зайцевой. Двигательная природа жеста и его визуальное восприятие позволяют определенным образом расположить жест в пространстве (ближе, дальше, правее, левее и т.д.), исполнить одновременно два жеста двумя руками и т.д. Глухому рассказчику ничего не стоит быстро и наглядно описать размещение мебели в комнате. Например, он левой рукой выполняет жест КРЕСЛО, а правой - ТОРШЕР -таким образом, что собеседник, воспринимающий информацию визуально, понимает, что торшер находится над креслом. Глухие рассказчики четко описывают, по какой траектории и в какой угол ворот (изображаемых жестом левой руки) влетает футбольный мяч (движение указательного пальца правой руки). В словесном языке такой способ -одновременное произнесение двух слов - совершенно невозможен. В лексике КЖР выделяются два основных класса жестов: жесты, заимствованные из РЖЯ, и жесты, которых нет в РЖЯ. В состав лексических единиц второго класса входят три подкласса: 1) собственно жесты (ДИСКРИМИНАЦИЯ, ИНТЕГРАЛ); 2) слова русского языка, воспроизводимые при помощи дактильной азбуки (к-и-б-е-р-н-е-т-и-к-а, Д-е-р-ж-а-в-и-н); 3) лексемы, содержащие жест и несколько дактилем (к-а-б + КОМНАТА - " кабинет"). Лексический состав КЖР разнообразен. Но достаточен ли он для передачи всех значений русских слов? Ведь в 4-томном словаре И.Ф. Гейльмана " Специфические средства общения глухих" дано описание всего около 3 тыс. жестов (" Словарь русского языка" СИ. Ожегова содержит 57 тыс. слов). Для выражения значения русских слов глухие очень часто прибегают к жестам, позволяющим выразить смыслы ряда русских слов-синонимов, например, значения слов " помогать", " способствовать", " содействовать" передаются одним жестом ПОМОГАТЬ и т.д. Это позволяет расширить возможности КЖР. Многие жесты передают значения целого ряда русских родственных слов синкретично. Так, один и тот же жест используется для перевода слов: " организатор", " организация", " организационный", " организовать" и т.д. Собеседники понимают, какое слово имеется в виду, во-первых, из контекста предложения, например: ПОВТОРЕНИЕ (?) ПОВТОРИТЬ (?) - МАТЬ УЧИТЬСЯ (?) УЧЕНИЕ (?). А во-вторых, глухие могут по губам считать окончания слов, ведь устная речь и КЖР протекают одновременно. При анализе строения жеста в русском жесто-вом языке следует рассматривать характеристики двух основных компонентов: конфигурации и движения, а пространственное положение, по мнению Г.Л. Зайцевой, целесообразно считать одной из характеристик компонента движение. " Компонент конфигурация характеризуется в одноручных жестах положением пальцев и кисти руки (обычно правой), в двуручных - положением пальцев и кисти каждой руки и взаимным расположением обеих рук. При исполнении некоторых двуручных жестов конфигурация правой и левой рук одинакова (как в жестах ПОРЯДОК, УВАЖАТЬ), в других - различна (ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОРУЧАТЬ и т.д.). Характеристики конфигураций удобно давать на основе их сопоставления с конфигурацией руки при показе соответствующей буквы дактильного алфавита или дактильного обозначения цифры. В РЖЯ выделено 20 основных конфигураций: А, Б, В, 1, 5 и т.д. Компонент движение характеризуется местом исполнения жеста (локализацией), направле нием и качеством движения. Каждую из этих трех характеристик движения можно описать при помощи фиксированного набора признаков: 10 признаков позволяют описать все основные локализации жестов РЖЯ; 8 признаков - направления движения; 8 признаков - качество движений" (там же, с. 38). Здесь же приведены примеры, иллюстрирующие, каким образом каждый жест может быть представлен при помощи характеристики его компонентов. Компоненту конфигурация приписывается характеристика по одному параметру, а компоненту движение - по трем (локализация, направление, качество): " РАССКАЗАТЬ - Р-конфигурация; жести исполняется в нейтральном пространстве (перед корпусом говорящего, где естественно и свободно движутся руки); движение от говорящего; большой и средний пальцы совершают щелчкооб-разное, повторяющееся движение (рис. 15). ДИРЕКТОР - П-конфигурация; жест исполняется с правой стороны корпуса, рука касается талии; движение отсутствует" Специфика структуры жеста заключается прежде всего в своеобразии связей между его компонентами: они воплощаются в жесте одновременно, в слове же фонемы реализуются последовательно по времени. Если в жесте, изображающем слово РАССКАЗАТЬ, к примеру, изменяется одна из характеристик компонента движения - его направление, в этом случае движение будет осуществляться не от говорящего, а к говорящему, - это будет показатель того, что говорящий не субъект, а объект действия. В первом случае передается значение " я рассказываю", во втором (движение направлено к говорящему) - значение " мне рассказывают". Можно ли " записать" жест на бумаге? Да! Раскрытие структуры жеста и выявление характеристик его компонентов позволяет разработать особую систему записи. На вид это напоминает загадочный ребус. При помощи этой записи, или нота-
ции, возможна достаточно точная, однозначная и экономная письменная фиксация жеста. В США существует специальный журнал для тех, кто хочет освоить американский жестовый язык по письменной фиксации жестов (рис.16). Авторы помнят, как будучи гостем Московской организации глухих шведский исследователь Томас Хедберг записывал на листочках жестовые названия российских городов. Когда же мы просили его назвать Владивосток, Барнаул и др., он, на секунду заглянув в блокнот, уверенно воссоздавал новые для него жесты. Между прочим, Т. Хедберг коллекционирует именно жестовые названия городов мира. Оригинальное хобби! Для описания жестового языка изобретено множество систем, в которых знаки записаны специальной символикой. Первая и наиболее известная из них была разработана У. Стоку и напечатана в его книге " Структура жестового языка" (1960) (рис. 17). Один из вариантов описания структуры жеста и его нотации предложила Л.С. Димскис из Минска. Она выделяет более 30 конфигураций, около 50 характеристик места исполнения жеста, более 70 характеристик локализации и т.д. (рис. 18). Количества жестов в РЖЯ не знает никто. Но можно определенно сказать: в РЖЯ столько жестов, сколько нужно для того, чтобы успешно обеспечивать нужды неофициального общения глухих. Г.Л. Зайцева считает, что: " Своеобразие двигательной субстанции определяет структуру целого класса жестов, которые выражают некоторые значения, передавая какие-либо внешние признаки предметов, действий и т.д. Например, жесты обрисовывают контур обозначаемого предмета (рисующие жесты): ШЛЯПА, ЛУНА и т.п.; дают пластическое изображение денотата (пластические жесты): КРОВАТЬ, ЧАШКА и др.; имитируют действия: ПИСАТЬ, БЕЖАТЬ и т.п. Субстанция жеста позволяет дифференцированно обозначать смыслы путем изменения направления и качества движения (при одной и той же конфигурации). Так, жесты ПОДНИМАТЬСЯ (в гору) и СПУСКАТЬСЯ (с горы) различаются направлением движения соответственно снизу вверх и сверху вниз; жесты СМОТРЕТЬ и ОСМОТРЕТЬСЯ отличаются качеством движения: в первом случае плавное, во втором - круговое движение и т.п. Подобные явления зафиксированы во многих национальных жестовых языках: американском, английском, шведском и др. Это универсальные
признаки различных жестовых языков, или универсалии" (там же, с. 42). Количество жестов, которые можно рассматривать как аналоги слов, на несколько порядков меньше. Однако это не свидетельствует о бедности РЖЯ. При помощи РЖР ведутся беседы главным образом на бытовые темы. Поэтому для выражения некоторых понятий, например таких, как " дифференциальное уравнение", " классицизм" и т.п., в РЖЯ специального обозначения не появилось. В этом случае глухие люди, если им нужно, пользуются калькирующей жестовой речью или словесной речью. Отсутствие в РЖР такого рода жестов отнюдь не является признаком ее недостаточности, примитивности, а именно и обусловлено особым функциональным назначением. В настоящее время глухие все чаще используют РЖЯ и в сфере официального общения, поэтому появляются новые жесты, необходимые для передачи содержания социально-политического, научного характера. «Синкретизм многих лексических единиц РЖЯ проявляется и в том, что один жест используется для обозначения разных объектов реального мира (денотатов). При этом применение одного жеста для выражения различных значений подчиняется определенным закономерностям. Так, один жест может обозначать: 1) действие -орудие действия (" утюг" и " гладить", " веник" и " подметать" и др.), 2) действие - деятеля - орудие действия (" ходить на лыжах", " лыжник", " лыжи" и т.п.). В то же время в лексическом составе РЖЯ много жестов, передающих значения аналитиче ого, расчленено. При помощи такого рода обозначений передаются смыслы " мебель": СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, РАЗНЫЙ и др. Расчлененность ярко выражена в условиях, когда требуется выразить смысл, для которого нет готового жеста. Например, для наименования ягоды черники используется жестовая конструкция: ЯГОДА ЕСТЬ ЯЗЫК ЧЕРНЫЙ; для значения " бирюзовый" - НАПРИМЕР СИНИЙ ОТРИЦАНИЕ (ЗЕЛЕНЫЙ ОТРИЦАНИЕ) СМЕШАТЬ. Последние два примера свидетельствуют, что в РЖЯ очень сильна тенденция к появлению новых лексических единиц, в которых возникает потребность в процессе общения» (там же, с. 44). В существующих в России жестовых словарях зафиксированы главным образом жесты, общие для КЖР и РЖЯ, а также жесты, свойственные только КЖР. Пока плохо изучен и описан класс жестов, которые используются исключительно в РЖР (включая фразеологизмы, идиоматические выражения и т.д.). Возможен такой подход к изучению морфологии жестового языка, который позволяет создать описание РЖЯ и при том обойтись без необходимости " втискивать" единицы РЖЯ в рамки частей речи. Сущность предлагаемого Г.Л. Зайцевой подхода заключается в анализе морфологии РЖЯ по принципу " от значения к форме", " от смысла к тексту". Этот принцип широко применяется в структурной лингвистике. Указанный подход позволяет адекватно описать морфологию РЖЯ, выявить его специфику и принципиальное отличие от вербальных языков. РЖЯ располагает широким набором специфических средств для выражения различных морфологических значений. Важнейшая особенность морфологии РЖЯ - возможность изменения способа исполнения жеста и его способность к образованию парадигм, представляющих комплекс, где дви-гательно-пространственные характеристики жестов и их конситуативные значения взаимосвязаны и взаимообусловлены. В синтаксисе наиболее отчетливо проявляются специфика субстанции РЖЯ и своеобразие структуры его единиц. Синтаксис РЖЯ отличается богатством и своеобразием структуры простых и сложных высказываний. " Если находится... в наших языках множество выражений, которые приличным образом не могут быть перенесены в мимику, то в сей последней также существует великое разнообразие оттенков и чрезвычайно тонких изменений, коих на бумаге выразить невозможно" 4. Некоторые слышащие говорят, что глухие чересчур гримасничают. Даже сурдопедагоги, терпимо относящиеся к жестам глухих, делают по этому поводу замечания: " правильная жестовая речь", по их мнению, подразумевает сдержанную мимику лица. Но крайне скупая мимика лица как раз разрушает жестовую речь! Она становится малопонятной: мимика - " игра" мышц лица, бровей, губ, прищуривание или " раскрытие" глаз выполняет
|