Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юнна Мориц






Долгое время жестовая система общения счита­лась крайне примитивной. Правда, в XIX в. выска­зывались замечательные идеи (Р.-А. Бебиан во Франции, В.И. Флери в России) о жестовом обще­нии глухих. Несмотря на тонкие наблюдения и не­которые ценные находки ряда специалистов соз­дать лингвистическое описание жестового языка не удавалось. Это объясняется, в частности, тем, что жестовый язык не поддавался анализу при по­мощи методов традиционной описательной линг­вистики, оперирующей такими понятиями и кате­гориями, как " часть речи", " существительное", " глагол", " член предложения" и т.п. Если в жесто­вом языке нет " частей речи", нет " членов предло­жения", то казался логичным вывод, что жестовая речь лишена грамматических закономерностей. Многие лингвисты считали жестовый язык грубой имитацией словесного. Лингвистика еще не умела анализировать жестовый язык. Только с развитием нового направления - структурной лингвисти­ки - стало возможным подлинно научное изуче­ние жестового языка глухих.

Современная трактовка проблемы впервые была предложена в 1960-х гг. американским уче­ным Уильямом Стоку, который вспоминал: " Ко­гда я впервые высказал мысль, что жестовый язык - это язык сам по себе, а не просто средст­во представления разговорного английского, эта мысль не была хорошо принята, но с тех пор произошли колоссальные изменения". В 1957 г. У. Стоку начал работать с глухими Карлом Кронненбергом и Дороти Кастерлайн. Они запи­сали на киноленту жесты глухих. Анализируя жесты, Стоку пытался выделить в жестах " пат­терны", определить правила, которым язык под­чиняется. Результаты исследований были опуб­ликованы в 1960 г., а в 1965 г. Стоку с двумя ас­систентами опубликовали " Словарь Американ­ского жестового языка на лингвистических принципах". Исследования показали, что жесто­вый язык глухих - многоуровневая лингвистиче­ская система и что жест - основная семантиче­ская единица - имеет сложную структуру; жес­товый язык обладает широким набором регу­лярных средств для выражения смыслов и отно­шений между смыслами.

Проиллюстрируем изложенное выдержками из учебника Г.Л.Зайцевой, известного российско­го сурдопедагога:

«До работ У. Стоку жест рассматривался как неделимая единица, " иероглиф". Стоку пока­зал, что это не так. Чтобы яснее представить

 

себе ход его рассуждения, давайте проанализиру­ем два жеста: МАТЬ и ОТЕЦ.

Эти жесты исполняются правой рукой, все пальцы которой сложены, как при показе дакти-лемы В (будем говорить для краткости - В-кон-фигурация), около лица; кисть руки при исполне­нии жеста МАТЬ касается сначала правой щеки, затем левой. Рука, таким образом, движется справа налево (рис. 13).

При показе жеста ОТЕЦ место исполнения жеста не изменяется, конфигурация — тоже, однако рука подносится сначала ко лбу, затем

 

 

к подбородку, т.е. движется сверху вниз (рис. 14).

Вы заметили, что при исполнении этих жес­тов два их компонента одинаковы - конфигура­ция и место исполнения. Однако характер движе­ния различен - справа налево (МАТЬ) или сверху вниз (ОТЕЦ). Как будто бы просто. Но понадо­бились долгие годы, чтобы этот, казалось бы, очевидный факт стал общепризнанным в науке. И первым его обнаружил Стоку, выделивший три главных компонента, из которых состоит (как слово из фонем!) каждый жест: конфигурацию, пространственное положение и движение. Он описал характеристики каждого компонента (т.е. все возможные в американском жестовом языке конфигурации, местоположения и движе­ния жестикулирующей руки или рук)»2.

Жестовый язык представляет собой сложную лингвистическую систему, имеющую свои грам­матическую структуру, стиль, определенные пра­вила.

" Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидно­сти жестовой речи: русскую и калькирующую. Русская жестовая речь (РЖР) - это общение при помощи средств русского жестового языка (РЖЯ) - самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, граммати­кой и т.д. Калькирующая жестовая речь (КЖР) -калькирует лингвистическую структуру словес­ного языка. Калькирующая жестовая речь - вто­ричная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной речи. Жесты здесь являются эквива­лентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении" *.

2 Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М. ВЛАДОС. 2000. С. 37-38. 3 Там же.

Цитата взята из книги профессора Г.Л. Зайце­вой, которая более 30 лет занимается исследовани­ем лингвистических, психолингвистических и пе­дагогических аспектов жестового языка глухих. В дальнейшем изложении особенностей жестово-

 

го языка глухих авторы будут следовать книге Г.Л. Зайцевой.

Двигательная природа жеста и его визуальное восприятие позволяют определенным образом расположить жест в пространстве (ближе, дальше, правее, левее и т.д.), исполнить одновременно два жеста двумя руками и т.д. Глухому рассказчику ни­чего не стоит быстро и наглядно описать размеще­ние мебели в комнате. Например, он левой рукой выполняет жест КРЕСЛО, а правой - ТОРШЕР -таким образом, что собеседник, воспринимающий информацию визуально, понимает, что торшер на­ходится над креслом. Глухие рассказчики четко описывают, по какой траектории и в какой угол ворот (изображаемых жестом левой руки) влетает футбольный мяч (движение указательного пальца правой руки). В словесном языке такой способ -одновременное произнесение двух слов - совер­шенно невозможен.

В лексике КЖР выделяются два основных класса жестов: жесты, заимствованные из РЖЯ, и жесты, которых нет в РЖЯ. В состав лексиче­ских единиц второго класса входят три подклас­са: 1) собственно жесты (ДИСКРИМИНАЦИЯ, ИНТЕГРАЛ); 2) слова русского языка, воспро­изводимые при помощи дактильной азбуки (к-и-б-е-р-н-е-т-и-к-а, Д-е-р-ж-а-в-и-н); 3) лексемы, содержащие жест и несколько дакти­лем (к-а-б + КОМНАТА - " кабинет").

Лексический состав КЖР разнообразен. Но до­статочен ли он для передачи всех значений русских слов? Ведь в 4-томном словаре И.Ф. Гейльмана " Специфические средства общения глухих" дано

описание всего около 3 тыс. жестов (" Словарь рус­ского языка" СИ. Ожегова содержит 57 тыс. слов).

Для выражения значения русских слов глухие очень часто прибегают к жестам, позволяющим выразить смыслы ряда русских слов-синонимов, например, значения слов " помогать", " способство­вать", " содействовать" передаются одним жестом ПОМОГАТЬ и т.д. Это позволяет расширить воз­можности КЖР.

Многие жесты передают значения целого ряда русских родственных слов синкретично. Так, один и тот же жест используется для перевода слов: " ор­ганизатор", " организация", " организационный", " организовать" и т.д. Собеседники понимают, ка­кое слово имеется в виду, во-первых, из контекста предложения, например: ПОВТОРЕНИЕ (?) ПОВТОРИТЬ (?) - МАТЬ УЧИТЬСЯ (?) УЧЕ­НИЕ (?). А во-вторых, глухие могут по губам счи­тать окончания слов, ведь устная речь и КЖР про­текают одновременно.

При анализе строения жеста в русском жесто-вом языке следует рассматривать характеристики двух основных компонентов: конфигурации и дви­жения, а пространственное положение, по мнению Г.Л. Зайцевой, целесообразно считать одной из ха­рактеристик компонента движение.

" Компонент конфигурация характеризуется в одноручных жестах положением пальцев и кис­ти руки (обычно правой), в двуручных - положе­нием пальцев и кисти каждой руки и взаимным расположением обеих рук. При исполнении неко­торых двуручных жестов конфигурация правой и левой рук одинакова (как в жестах ПОРЯДОК, УВАЖАТЬ), в других - различна (ОБЯЗА­ТЕЛЬНО, ПОРУЧАТЬ и т.д.). Характеристи­ки конфигураций удобно давать на основе их со­поставления с конфигурацией руки при показе соответствующей буквы дактильного алфави­та или дактильного обозначения цифры. В РЖЯ выделено 20 основных конфигураций: А, Б, В, 1, 5 и т.д.

Компонент движение характеризуется мес­том исполнения жеста (локализацией), направле­ нием и качеством движения. Каждую из этих трех характеристик движения можно описать при помощи фиксированного набора признаков: 10 признаков позволяют описать все основные локализации жестов РЖЯ; 8 признаков - направ­ления движения; 8 признаков - качество движе­ний" (там же, с. 38).

Здесь же приведены примеры, иллюстрирую­щие, каким образом каждый жест может быть представлен при помощи характеристики его ком­понентов. Компоненту конфигурация приписыва­ется характеристика по одному параметру, а ком­поненту движение - по трем (локализация, напра­вление, качество):

" РАССКАЗАТЬ - Р-конфигурация; жести ис­полняется в нейтральном пространстве (перед корпусом говорящего, где естественно и свобод­но движутся руки); движение от говорящего; большой и средний пальцы совершают щелчкооб-разное, повторяющееся движение (рис. 15).

ДИРЕКТОР - П-конфигурация; жест испол­няется с правой стороны корпуса, рука касается талии; движение отсутствует"

Специфика структуры жеста заключается пре­жде всего в своеобразии связей между его компо­нентами: они воплощаются в жесте одновременно, в слове же фонемы реализуются последовательно по времени.

Если в жесте, изображающем слово РАС­СКАЗАТЬ, к примеру, изменяется одна из хара­ктеристик компонента движения - его направле­ние, в этом случае движение будет осуществ­ляться не от говорящего, а к говорящему, - это будет показатель того, что говорящий не субъ­ект, а объект действия. В первом случае переда­ется значение " я рассказываю", во втором (дви­жение направлено к говорящему) - значение " мне рассказывают".

Можно ли " записать" жест на бумаге? Да! Рас­крытие структуры жеста и выявление характери­стик его компонентов позволяет разработать осо­бую систему записи. На вид это напоминает зага­дочный ребус. При помощи этой записи, или нота-

 

 

ции, возможна достаточно точная, однозначная и экономная письменная фиксация жеста. В США существует специальный журнал для тех, кто хо­чет освоить американский жестовый язык по пись­менной фиксации жестов (рис.16).

Авторы помнят, как будучи гостем Москов­ской организации глухих шведский исследователь Томас Хедберг записывал на листочках жестовые названия российских городов. Когда же мы проси­ли его назвать Владивосток, Барнаул и др., он, на секунду заглянув в блокнот, уверенно воссоздавал новые для него жесты. Между прочим, Т. Хедберг коллекционирует именно жестовые названия го­родов мира. Оригинальное хобби!

Для описания жестового языка изобретено мно­жество систем, в которых знаки записаны специаль­ной символикой. Первая и наиболее известная из них была разработана У. Стоку и напечатана в его книге " Структура жестового языка" (1960) (рис. 17).

Один из вариантов описания структуры жеста и его нотации предложила Л.С. Димскис из Мин­ска. Она выделяет более 30 конфигураций, около 50 характеристик места исполнения жеста, более 70 характеристик локализации и т.д. (рис. 18).

Количества жестов в РЖЯ не знает никто. Но можно определенно сказать: в РЖЯ столько жес­тов, сколько нужно для того, чтобы успешно обес­печивать нужды неофициального общения глухих.

Г.Л. Зайцева считает, что: " Своеобразие дви­гательной субстанции определяет структуру целого класса жестов, которые выражают не­которые значения, передавая какие-либо внеш­ние признаки предметов, действий и т.д. На­пример, жесты обрисовывают контур обозна­чаемого предмета (рисующие жесты): ШЛЯПА, ЛУНА и т.п.; дают пластическое изображение денотата (пластические жесты): КРОВАТЬ, ЧАШКА и др.; имитируют действия: ПИ­САТЬ, БЕЖАТЬ и т.п.

Субстанция жеста позволяет дифференциро­ванно обозначать смыслы путем изменения на­правления и качества движения (при одной и той же конфигурации). Так, жесты ПОДНИМАТЬСЯ (в гору) и СПУСКАТЬСЯ (с горы) различаются направлением движения соответственно снизу вверх и сверху вниз; жесты СМОТРЕТЬ и ОСМО­ТРЕТЬСЯ отличаются качеством движения: в первом случае плавное, во втором - круговое дви­жение и т.п.

Подобные явления зафиксированы во многих национальных жестовых языках: американском, английском, шведском и др. Это универсальные

 

признаки различных жестовых языков, или уни­версалии" (там же, с. 42).

Количество жестов, которые можно рассматри­вать как аналоги слов, на несколько порядков мень­ше. Однако это не свидетельствует о бедности РЖЯ. При помощи РЖР ведутся беседы главным образом на бытовые темы. Поэтому для выраже­ния некоторых понятий, например таких, как " диф­ференциальное уравнение", " классицизм" и т.п., в РЖЯ специального обозначения не появилось. В этом случае глухие люди, если им нужно, пользу­ются калькирующей жестовой речью или словес­ной речью. Отсутствие в РЖР такого рода жестов отнюдь не является признаком ее недостаточности, примитивности, а именно и обусловлено особым функциональным назначением. В настоящее время глухие все чаще используют РЖЯ и в сфере офици­ального общения, поэтому появляются новые жес­ты, необходимые для передачи содержания соци­ально-политического, научного характера.

«Синкретизм многих лексических единиц РЖЯ проявляется и в том, что один жест ис­пользуется для обозначения разных объектов ре­ального мира (денотатов). При этом применение одного жеста для выражения различных значений подчиняется определенным закономерностям. Так, один жест может обозначать: 1) действие -орудие действия (" утюг" и " гладить", " веник" и " подметать" и др.), 2) действие - деятеля - ору­дие действия (" ходить на лыжах", " лыжник", " лыжи" и т.п.).

В то же время в лексическом составе РЖЯ много жестов, передающих значения аналитиче ого, расчленено. При помощи такого рода обо­значений передаются смыслы " мебель": СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, РАЗНЫЙ и др. Расчленен­ность ярко выражена в условиях, когда требует­ся выразить смысл, для которого нет готового жеста. Например, для наименования ягоды черни­ки используется жестовая конструкция: ЯГОДА ЕСТЬ ЯЗЫК ЧЕРНЫЙ; для значения " бирюзо­вый" - НАПРИМЕР СИНИЙ ОТРИЦАНИЕ (ЗЕЛЕНЫЙ ОТРИЦАНИЕ) СМЕШАТЬ. Послед­ние два примера свидетельствуют, что в РЖЯ очень сильна тенденция к появлению новых лек­сических единиц, в которых возникает потреб­ность в процессе общения» (там же, с. 44).

В существующих в России жестовых словарях зафиксированы главным образом жесты, общие для КЖР и РЖЯ, а также жесты, свойственные только КЖР. Пока плохо изучен и описан класс жестов, которые используются исключительно в РЖР (включая фразеологизмы, идиоматические выражения и т.д.).

Возможен такой подход к изучению морфоло­гии жестового языка, который позволяет создать описание РЖЯ и при том обойтись без необходи­мости " втискивать" единицы РЖЯ в рамки частей речи. Сущность предлагаемого Г.Л. Зайцевой под­хода заключается в анализе морфологии РЖЯ по принципу " от значения к форме", " от смысла к тексту". Этот принцип широко применяется в структурной лингвистике.

Указанный подход позволяет адекватно опи­сать морфологию РЖЯ, выявить его специфику и принципиальное отличие от вербальных языков.

РЖЯ располагает широким набором специфиче­ских средств для выражения различных морфоло­гических значений. Важнейшая особенность мор­фологии РЖЯ - возможность изменения способа исполнения жеста и его способность к образова­нию парадигм, представляющих комплекс, где дви-гательно-пространственные характеристики жес­тов и их конситуативные значения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В синтаксисе наиболее отчетливо проявляются специфика субстанции РЖЯ и своеобразие струк­туры его единиц. Синтаксис РЖЯ отличается бо­гатством и своеобразием структуры простых и сложных высказываний.

" Если находится... в наших языках множест­во выражений, которые приличным образом не могут быть перенесены в мимику, то в сей пос­ледней также существует великое разнообразие оттенков и чрезвычайно тонких изменений, коих на бумаге выразить невозможно" 4.

Некоторые слышащие говорят, что глухие че­ресчур гримасничают. Даже сурдопедагоги, терпи­мо относящиеся к жестам глухих, делают по этому поводу замечания: " правильная жестовая речь", по их мнению, подразумевает сдержанную мимику лица. Но крайне скупая мимика лица как раз раз­рушает жестовую речь! Она становится малопо­нятной: мимика - " игра" мышц лица, бровей, губ, прищуривание или " раскрытие" глаз выполняет

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал