Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вестник Попечительства. 1914. № 9 -10.
доктором в беседу. При этом он не в переносном, а в самом прямом смысле все время смотрел доктору в рот. У молодого человека оказался неприятный высокий голос, на повышениях впадавший в металлический фальцет. ...Тогда Юрий Андреевич зажег спичку, чтобы посмотреть, что с его соседом, не вышел ли он из купе в такое короткое мгновение и не спит ли, что было бы еще невероятнее. Но нет, тот сидел с открытыми глазами на своем месте и улыбнулся свесившемуся сверху доктору. Спичка потухла. Юрий Андреевич зажег новую и при ее свете в третий раз повторил, что ему желательно было выяснить. - Поступайте, как знаете, - без замедления ответил охотник. - У меня нечего красть. Впрочем, лучше было бы не закрывать. Душно. " Вот так фунт! - подумал Живаго. - Чудак, по-видимому, привык разговаривать только при полном освещении. И как он чисто все сейчас произнес, без своих неправильностей! Уму непостижимо! " ...Молодой человек сказал, что в родных местах он и охотился, и похвастал, что он великолепный стрелок, и если бы не его физический порок, помешавший ему попасть в солдаты, он на войне бы выделился меткостью. Уловив вопрошающий взгляд Живаго, он воскликнул: - Как? Разве вы ничего не заметили? Я думал, ты догадались о моем недостатке. И он достал из кармана и протянул Юрию Андреевичу две карточки. Одна была его визитная. У него была двойная фамилия. Его звали Максим Аристархович Клинцов-Погоревших, или просто Погоревших, как он просил звать в честь его, так именно называвшего себя дяди. На другой карточке была разграфленная на клетки таблица с изображением разнообразно соединенных рук со сложенными по-разному пальцами. Это была ручная азбука глухонемых. Вдруг все объяснилось. Погоревших был феноменально способным воспитанником школы Гартмана или Остроградского, то есть глухонемым, с невероятным совершенством выучившимся говорить не по слуху, а на глаз, по движению горловых мышц учителя, и та-к им же образом понимавшим речь собеседника". У читателя, видимо, сложилось впечатление, что глухие, как правило, свободно читают с губ? Увы! Чтение с губ скорее искусство, нежели навык. Некоторые глухие могут практически безошибочно читать с губ, даже если смотрят не на лицо говорящего, а в профиль. Таких глухих иногда привлекают для расшифровки речи людей, заснятых на кинопленку во времена " великого немого". Известен факт, что лучшими осведомителями фашистского режима Гитлера были глухие. Фашистская разведка часто использовала их умение считывать с губ. В Японии глухих даже используют для промышленного шпионажа - был снят фильм на эту тему. Но таких глухих - немного! Глухим трудно считывать речь говорящего. Артикуляция у каждого человека своя и далеко не у всех она четкая. И не дай бог, чтобы лицо человека " украшали" усы или борода. Кроме того, требуется еще хорошее освещение. Скорость восприятия речи по губам лежит в пределах 300-400 букв в минуту, что примерно вдвое меньше скорости чтения текстов дикторами радио. Лишь немногие звуки имеют настолько характерные признаки, что их нельзя спутать с другими. Многие фонемы характеризуются одинаковым видимым положением губ, например: К, Г, X или С, 3. Как же глухие распознают звуки и слова, когда такое значительное число фонем имеют почти одинаковые видимые образы? Во-первых, благодаря из-ыточной информации: чтобы понять смысл сказанного, часто бывает достаточно нескольких верно схваченных звуков. Во-вторых, для понимания речи важно знание предмета разговора и догадка. Наглядный пример, поясняющий последнее, приводил известный сурдопедагог Ф.А. Pay. Глухому мальчику сообщают: " Папа ушел на работу". Слово " папа" с губ читается почти так же, как " мама" или ■ " баба". Но мальчик знает, что если б первое слово было " мама", начало фразы звучало бы " Мама ушла", а концы слов " ел" и " ла" четко различаются. Глухому важно владеть хоть минимальными навыками чтения с губ, иначе общение со слышащими - на работе, в магазине, в учреждении будет сильно затруднено. Глухим очень трудно учиться в одиночку в техникумах или вузах: чтение с губ требует большого напряжения, ведет к быстрой утомляемости, даже если преподаватель имеет хорошую артикуляцию и почти не поворачивается спиной к аудитории. Может не хватить сил и внимания на усвоение смысла речи. Вот почему глухие юноши и девушки предпочитают групповое обучение при помощи переводчиков жестового языка, обеспечивающих синхронный перевод. В этом случае речь воспринимается без излишнего напряжения, учебный материал доходит до сознания без затруднений, которые присущи при считывании с губ. Существует метод " кодовой речи" (cued speech). Система помогает почти стопроцентно считывать с губ речь. Эту систему разработал профессор О. Корнетт из Галлодетского колледжа. Буква указывается положением руки у верхней губы, у нижней губы, ладошка вниз или к зрителю и т.д. Например, слоги " да", " на", " та", " па", " ба", " ма" выглядят при чтении с губ почти одинаково; при произнесении слога " да" слушателю показывается наклоненная кисть с одним вытянутым пальцем, при слоге " на" - кисть с четырьмя вытянутыми пальцами и т.д. Эта система может быть полезна при обучении детей чтению с губ.
|