Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инвалидность
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: " Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни". Таким образом, инвалидность - одна из форм социального неравенства. Она - социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты. Основные категории жизнедеятельности: • способность к самообслуживанию; • способность к самостоятельному передвижению; • способность к обучению; • способность к трудовой деятельности;
• способность к ориентации во времени и в пространстве; • способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации); • способность контролировать свое поведение. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании Классификаций и временных критериев, установленных Министерством -руда и социального развития и Министерством здравохранения Российской Федерации. В большинстве случаев глухим присваивается инвалидность с детства III группы. При определе нии инвалидности принимаются во внимание социальная недостаточность, требования по социальной защите или помощи, степени нарушения здоровья и расстройства функций организма, характер последствий травм или дефектов, степени ог-раничений жизнедеятельности или их сочетание. К примеру, для установления группы инвалидно- сти (глухота, слепоглухота) обязательно учитываются следующие показания: • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха); • способность к общению - способности к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации; • ограничение самообслуживания; • способность к обучению в учебных заведениях общего типа, потребность в соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала); • способность к выполнению трудовой деятельности, уровень квалификации или объем производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии; • способность к общению, скорость и объем усвоения, получения и передачи информации. В 1995 г. Президентом РФ был подписан Феде-) ральный Закон " О социальной защите инвалидов в | Российской Федерации". Этот закон имеет боль-' шое значение, так как ранее действовавшее законодательство не имело единого правового акта об инвалидах. Инвалидность трактовалась только как частичная или полная утрата трудоспособности, что означало невозможность причисления к категории инвалидов детей до 16 лет (с выходом приказа Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 г. в нашей стране официально появился термин " дети-инвалиды", однако данный приказ не являлся правовым документом). В соответствии с указанным Законом инвалидом считается лицо, имеющее нарушение здоро-вья, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, связанное со стойким расстройством функций организма и ведущее к ограничению жизнедеятельности организма. Именно последнее вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов. Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ (№ 117 от 4 июля 1991 г.) (" О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет". К этой категории относятся дети, имеющие " значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем". Согласно действующей нормативной классификации в России, реабилитация инвалидов - это процесс и система медицинских, психологических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Цель реабилитации определяется как восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Закон " О социальной защите / инвалидов в Российской Федерации" обозначил смену приоритетов социальной политики государства по отношению к инвалидам: целью государственной политики ныне является не социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им рав- ных с другими возможностей полноценного участия в экономической и общественной жизни, т.е. их активная реабилитация и социальная интеграция. В соответствии с указанным Законом, образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение детьми-инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Государство гарантирует необходимые условия для реализации права инвалидов на образование. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Предусмотрено создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных образовательных учреждениях общего типа. В 1996 г. Постановлением Правительства РФ была утверждена комплексная программа " Социальная поддержка инвалидов", включающая 5 целевых программ: - " Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов"; - " Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов"; - " Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"; - " Разработка и производство технических средств реабилитации инвалидов"; - " Разработка и производство средств протезирования; строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий".
|