Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жестовый язык и обучение глухих
Много лет в сурдопедагогике идут споры о це- лесообразности использования жестового языка в обучении глухих
Сурдопедагог Э.И. Леонгард высказывает по этому поводу свое мнение:
" Возраст до трех лет имеет огромное значение для развития человека, его формирования. И если этот период будет отдан жестовому языку, то, с моей точки зрения, в дальнейшем человек никогда не овладеет культурой родной речи....в начальном19 " В едином строю". 1991. № 9.
20 " Радуга звуков". 2001. № 4 (7).
| периоде основное право выбора языка за родителя- ми. Они должны знать, что глухой ребенок может и должен сначала овладеть речью в устной форме. Паши ребята, получившие хорошую речевую под- готовку, свободно овладевают жестовым языком, по я не знаю ни одного случая, чтобы глухой, владе- ющий жестовым языком, свободно освоил разго- ворную речь" 19. " При использовании системы фор- мирования речевого слуха и речевого общения у глухих и слабослышащих детей формируются но- вые функциональные системы - слуховая и слухо- речевая. Вследствие этого у глухих детей начинают взаимодействовать те же области мозга, что и у слышащих, и любое изменение знаковой системы - использование на ранних этапах обучения дактило- логии и языка жестов - неизбежно влечет за собой изменение (по сравнению со слышащими) функци- ональной организации взаимодействия разных цен- тров в коре головного мозга" 20. Итак, использова- ние жестов и даже дактилологии на раннем этапе обучения препятствует развитию устной речи. Так ли? Вопрос очень спорный. Можно только сказать, что в Московском обществе глухих немало " жесто- виков", которые говорят и пишут грамотно. Речь идет не о слабослышащих, а именно о глухих с ро- ждения или с раннего возраста; активное использо- вание жестового языка не помешало им развить устную речь, посещая логопедические кабинеты, овладеть навыками чтения и письма (см. выше - о билингвистическом подходе).
Может быть, дело в трудно поддающихся из- мерению " природных способностях"? Ведь если брать тех же " леонгардовцев", то рядом с практи- чески глухим, который вполне хорошо говорит и общается со слышащими без особых проблем, можно встретить слабослышащего, чья грамот- ность оставляет желать лучшего, а устная речь та- кова, что отпугивает потенциальных собеседников из числа слышащих.
Между прочим, не так уж много " леонгардов- цев", которые " свободно овладевают жестовым языком". Э.И. Леонгард следовало бы осторожнее говорить на эту тему: получается, что если знаешь словесный язык, то ничего не стоит освоить жес- товый язык, а если наоборот - увы!.. Жестовый язык намного сложнее, чем считают некоторые сурдопедагоги!
Вот что пишет глухая выпускница Московской школы-интерната № 101 для глухих детей Г.Н. Гаврилова в своей статье " И снова о языке жестов..." 21:
21 " Мир глухих". 1999. № 11.
| «Круглый стол обнажил существующий сум- бур в оценке самого понятия " жестовый язык" и его роли в жизни и интеллектуальном развитии глухого. Для подавляющего большинства слыша- щих жестовый язык глухого - это нечто " прими- тивное", не играющее важной роли в умственном развитии глухого человека. Для слабослышащего же жестовый язык - это почти всегда калькиру- ющий, то есть не самоценный язык, а своего рода " одежка" для устного слова. Для массы глухих жестовый язык - эффективное, самое доступное средство коммуникации с себе подобными, созда- ющее чувство комфорта.
Я, глухая с рождения, знаю и люблю русский словесный язык, всю жизнь общаюсь устно со слышащими родителями, братьями, сестрами, со своим сыном и его друзьями. Но тем не менее рус- ский жестовый язык (РЖЯ) для меня — это имен- но тот язык, которым пользуюсь в общении с глухими друзьями, и я не испытываю никакого дискомфорта из-за " бедности" этого языка.
Убеждена: если человек постоянно использу- ет подлинный жестовый язык - это вовсе не зна- чит, что он " неграмотный". Я знаю таких глу- хих, которые (хотя они не в большой дружбе с русским языком) мыслят глубоко и оригинально и выражают такие мысли на РЖЯ, которые не- доступны иному " говорящему попугаю".
... Для многих людей, даже работающих в на- ших школах, жестовый язык - суррогат языка, который мешает глухому " нормально" разви- ваться. А так ли это? Что постыдного в рус- ском жестовом языке? О каких пороках языка можно говорить? Считаете, что он обедняет глухого человека? Лишает запаса слов? Но что мешает глухому наряду с жестовым знать и рус- ский язык? Не грешат ли родители и педагоги на жестовый язык, списывая на него неудачи глухих детей в овладении русским языком?
Между прочим, как-то упускается из виду, что умение писать и читать - искусство, дос- тупное далеко не каждому человеку, даже слыша- щему: недавние социологические исследования в
Курской области выявили, что 75% людей в воз расте от 40 до 80 лет не умеют читать. Другие исследования, проведенные в России и за рубежом, фиксируют устойчивый небольшой процент (чуть более 10%) учащихся, которые успевают в школах — только потому, что не испытывают затруднений при чтении текста. Ученый Мило- слав Балабан даже считает, что так называемая функциональная неграмотность - скорее норма для абсолютного большинства взрослых.
Да, я из " неговорящих", но мышление у меня зиждется на слове. Это я к тому, что одна дама (неслышащая) категорично высказала: глухого с детства надо " учить читать! мыслить! гово- рить! " Ну что с того? Неужели этот совет от- носится только к глухим детям? Всю жизнь ме- ня этому и учили. Выросла я, читать умею, мыс- ли иногда забредают в голову, но хорошо гово- рить так и не выучилась. Мне, глухой, с детства внушали, что жестами говорить — фу-фу! Если я буду говорить жестами, то потеряю голос, на- прочь забуду русские слова. Надо быть, как слы- шащий человек, вести себя, говорить, как слыша- щий! Но я не слышу и никто мне слух не вернет! И я имею право быть сама собой.
Но я ловлю себя на том, что вместо того, чтобы поступать так, как мне удобно, я иногда по привычке стараюсь " подлаживаться" под слыша- щих. Среди незнакомых слышащих я невольно ста- раюсь выглядеть " как все", так как помню отно- шение общества к глухоте и жестовому языку!
Эти проклятые комплексы, думаю, не дают многим и многим из глухих реализовать себя как личность, отстоять свое " я". А все из-за того, что нас заставляли и заставляют притворять- ся, внушают мысль, что мы должны " быть как все". Я стремлюсь выдавить из себя эти рабские
предрассудки.
" Надо развиваться! Читать! Мыслить! " А если я развита, умею мыслить, но не гово- рить?! Велик ли мой грех? Когда надо постоянно напрягаться, вчитываться в губы, с муками про- износить звуки, а тебя не понимают, как тут будешь " развиваться"? Я училась в школе, где ис- пользовался оральный метод, дополненный дак- тилологией. Частенько происходили характер- ные недоразумения. Как-то в школе мы заучива- ли стихи. Перед учителем - голосом, а между со- бой, естественно, руками. Меня удивило и рассме- шило, что у одной из девочек " служить Родине" на жестах произносилось как " слушать Родину". Вместо " Дорогой Ленина идем к коммунизму" - " ДорогойЛенин! Мы идем к коммунизму", " плат- форма" передавалась как " платье и форма"... Другая постоянно путала слова " противополож- ный" и " приблизительный". Когда ей жестами объяснили разницу, все встало на свои места. Если совсем обходиться без жестов в учебном процессе, то некоторые глухие впоследствии не смогут различать по смыслу схожие по звучанию слова: " лоджия" (лодка) или " желчный" (жел- тый), " ордер" (орден), они передают их одинако- выми жестами.
Все эти примеры и говорят, что учителя что-то упускают в обучении глухих. Поэтому разглагольствования некоторых дам о том, что
глухих сперва надо учить устному русскому язы- ку — без жестов! — это дилетантство. Сколько их, выпускников школ для глухих детей, которых " сперва усиленно учили устной речи", но в конеч- ном счете плохо знающих русский язык! Думаю, что просчет сурдопедагогов в том, что они не- достаточно учитывают особенности развития глухого человека, самоуверенно отвергая жесто- вый язык. Процесс обучения слышащего они про- ецируют на глухого ребенка. А этот ребенок просто другой!
Для него важно быть самим собой, незакомп- лексованным человеком, самостоятельно проек- тирующем свою жизнь в этом не совсем госте- приимном, но все же прекрасном мире.
" Косить" под слышащих - это убожество, отбрасывать жестовый язык — это и есть " не говорить своим голосом".
" Результатом использования системы является социокультурная реабилитация детей с нарушени- ем слуха и их полная интеграция в общество слы- шащих", - пишет Э.И. Леонгард.
Успехи Э.И. Леонгард бесспорны, можно толь- ко восхищаться ими. Но " полная интеграция"... это приемлемо для лиц с ощутимыми остатками слуха. С глухими сложнее. Даже при благоприятных ус- ловиях и старании им редко удается преодолеть коммуникационный барьер, отделяющий их от слышащих. И в подростковом возрасте они часто стараются выучить жестовый язык, выбирают друзей из числа тех, с кем можно общаться на этом языке. Если же глухие живут исключительно в ми-
ре слышащих, то они редко бывают счастливы. Хорошо, если любящая мать поможет найти пару глухому юноше (девушке). Самим это сделать трудно: сказываются годы плотной родительской опеки, развиваются инфантилизм или чрезмерная " резкость" - из-за установки на " я - такой, как все" они находятся в постоянном напряжении. Это - " синдром стула": ребенка ставят на стул, родствен- ники в умилении водят вокруг него хоровод и вос- клицают: " Ах, он говорит! Он большой и умный! ", ребенок вырастает, но по сути ничего не меняет- ся - гордая родительница демонстрирует родствен- никам и знакомым успехи своего чада: " Он - про- граммист! Он пользуется мобильником! ", а он " стреляет" глазами: не дай бог пропустить речь, обращенную к нему, он же должен " соответство- вать". Никаких жестов - родительница взвоет: " Я столько труда в тебя вложила, а ты - как эти глу- хонемые! " К счастью, не все родители так " непри- миримы" к использованию жестового языка; удов- летворившись тем, что сын или дочь выросли " го- ворящими", они ограничивают дальнейшее вме- шательство в его судьбу.
В Центре комплексной реабилитации инвали- дов по слуху при Московском высшем техниче- ском университете им. Баумана в параллельных группах наряду с глухими и слабослышащими из специальных школ обучаются студенты с наруше- ниями слуха, окончившие массовые школы. Осо- бой дружбы между этими группами нет. Глухие и гнабослышащие из спецшкол между собой обща- ются нормально, дружат. А что они говорят про " других"? Глухой: " Они - странные, инфантиль-
ные какие-то, поговорить о жизни - никак. Об- щаться трудно: многие не желают переходить на жесты, даже не стараются артикулировать, видите ли, они - как слышащие! Со слышащими, смешно сказать, могут общаться только слабослышащие " леонгардовцы", а остальные общаются с такими, как они сами. Мы, глухие, общаемся и даже дру- жим со слышащими сверстниками, они стараются артикулировать, а кое-кто осваивает дактилоло- гию". Слабослышащий: " Среди них есть интерес- ные личности, я с ними общаюсь. Говорим вслух. А остальные... ну, ничего особенного в них нет"; Такова реальность.
|