Великобритания. В Великобритании после окончания школы глухие выпускники имеют широкий выбор для дальнейшего образования: в стране существует сеть различных учебных
В Великобритании после окончания школы глухие выпускники имеют широкий выбор для дальнейшего образования: в стране существует сеть различных учебных заведений, на базе кото- рых осуществляется подготовка специалистов из числа глухих. Такие заведения можно классифици- ровать по видам:
Массовые государственные учебные заведе- ния, в которых учатся глухие: лицеи, колледжи, университеты в Ньюкастле, Дарэме, Бристоле, Лондоне, Манчестерский политехнический инсти- тут и др.
Специальные учебные заведения для глухих: колледжи в Донкастере, Дерби, Бервуде, Парке, Корт Грейдже.
Частные учебные заведения - в них глухие полностью за свой счет покрывают все расходы, связанные с учебой.
Примерно в 407 учреждениях различного ти- па обучается около 4000 глухих учащихся - преи- мущественно в области технологии производства, искусства, сельского хозяйства, изготовления ме- бели, здравоохранения, социальных наук. Глухие проходят курсы по широкому диапазону профес-
сий и специальностей: бухгалтерский учет, управ- ление, столярное дело, строительство, графика и дизайн, агрономия, промышленное производство, сантехника, самостоятельный бизнес и др.
По запросам глухих студентов им специально для записи лекций в индивидуальном порядке вы- деляется нотетакер, труд которого оплачивается за счет учебного заведения. В некоторых учебных заведениях глухим выделяются портативный ком- пьютер (ноутбук) или видеокамера для записи лекционных материалов.
В Великобритании отсутствуют какие-либо нормативные акты, ограничивающие перечень профессий и специальностей, по которым возмож- на подготовка специалистов из числа глухих. Сте- пень их профессиональной пригодности определя- ет сама организация, осуществляющая прием на учебу или работу, либо конкретный работодатель. Для глухих специалистов при поступлении на ра- боту устанавливается испытательный срок, и пос- ле успешного его прохождения окончательно ре- шается вопрос о приеме на работу.
Германия
В настоящее время в Германии действует сеть учебных заведений: массовых и специальных, на базе которых ведется профессиональная подго- товка специалистов из числа глухих.
В г. Эссен (ФРГ) действует Рейн-Вестфальская профессиональная школа, обеспечивающая уча- щимся с нарушениями слуха свободный доступ к широкому спектру профессий. Здесь учебная про- грамма составляется с расчетом на различные уровни школьных знаний поступающих; каждый учащийся может получить полное среднее образо- вание, профессиональное образование, а также уг- лубленное профессиональное образование (на- чальное, высшее профессиональное образование). Как правило, каждый выпускник, прошедший обу- чение в течение двух лет в профессиональной школе, может поступить в гимназию или универ- ситет. С 1980 г. в этой школе стало возможным предоставлять высокоодаренным учащимся свиде- тельство о прохождении усложненной программы профессионального обучения (программа гимна- зии). Кроме того, школа в Эссене имеет курсы по- вышения квалификации по различным професси- ям в сфере полиграфии, металлообработки, элек- трической промышленности, коммерции.
4.6.2. Профессиональное образование
глухих в России С сентября 1925 г. при Северо-Западной профессионально-технической школе НКСО им. М.В. Фрунзе в Ленинграде было открыто отде- ление для глухонемых, которым в первый год бы- ло выделено 50 мест. В 1927 г. была выпущена первая группа глухих курсантов, и в том же году 11аркомпрос издал циркуляр " О допущении глухо- немых к производственному обучению в проф- школах и учебно-производственных мастерских".
В 1929 г. в Москве на химическом Рабфаке им. Бухарина начала заниматься первая группа глухих (19 чел.). В 1931 г. на Рабфаке им. Рыкова в
Москве было открыто отделение для глухих. В 1930-е гг. глухие обучались группами на рабфаках в Ленинграде, Кудиново под Москвой, Томске. В сентябре 1931 г. на рабочем факультете при Пла- новом институте в Новосибирске начала обучаться группа глухих, в 1933 г. ее перевели на рабфак Том- ского технологического института (штатных пере- водчиков при группе не было, их заменяли добро- вольцы из числа слабослышащих студентов).
Были организованы также группы глухоне- мых при ФЗУ 1-го подшипникового завода, ФЗУ механического завода в Кемерово, ФЗУ завода " Ростсельмаш" и др.
Для 1920-30-х гг. было характерно профессио- нальное обучение глухих в школах с фабрично-за- водскими отделениями и на базе фабрично-заво- дских училищ при промышленных предприятиях. Специально выделенных для обучения глухих фа- брично-заводских отделений (ФЗО) и фабрично- заводских училищ до 1953 г. не было, но в каждом отдельном случае договаривались с какой-либо школой ФЗО и ФЗУ о единовременном обучении группы глухонемых в составе 20-25 человек. На- пример, с 1 сентября 1933 г. начались занятия в группе глухонемых в составе 20 человек при ФЗУ Кемеровского механического завода с двухгодич- ным сроком обучения
Начало обучению глухих в техникумах было положено в 1931 г., когда в Ленинградском индуст- риальном техникуме НКСО им. М. Фрунзе глухие начали обучаться в одних группах совместно со слышащими на металлообрабатывающем и дере- вообрабатывающем отделениях.
До Великой Отечественной войны рабфаки за- кончили 396 глухих, 122 из которых получили в дальнейшем высшее образование.
После войны начался прием глухих в Москов- ский машиностроительный им. Дзержинского и Московский кислородно-сварочный техникумы. С 1948 г. глухие могли получить специальности то- каря-универсала, столяра, слесаря-инструменталь- щика в Тульском специальном ремесленном учили- ще. В первой половине 1950-х гг. для групп глухих были организованы школы ФЗО на базе Горьков- ского автозавода, Челябинского тракторного заво- да, на заводе в г. Верхняя Тура Свердловской обла- сти. В 1949 г. при Златоустовском машинострои- тельном техникуме им. П.П. Аносова была органи- зована группа глухонемых учащихся в количестве 20 чел. В следующем году в Челябинский машино- строительный техникум на первый курс было при- мято 32 глухих. В обоих техникумах готовили спе- циалистов по специальности " холодная обработка металлов". С 1952 г. глухие обучались группами в Рыбинском авиационном техникуме и во Владимир- ском авиамеханическом техникуме. С 1965 г. зуб- ных техников из числа глухих готовили в Пятигор- ском медицинском училище. К 1976 г. в РСФСР спецгруппы были открыты при 9 техникумах.
В 1961 г. был утвержден список профессий из 298 специальностей, которые глухие могут полу- чить в техникумах и вузах.
В 1965 г. в Павловске открыл двери глухим студентам выстроенный на средства Всероссий- ского общества глухих Ленинградский восстанови- тельный центр (директор - И.Ф. Гейльман), при
котором имелись: политехникум, профессионал ное училище и учебные мастерские.
В 1975 г. при Московском техникуме механиз ции Центрального статистического управлен РСФСР была создана первая группа глухих. Д 1986 г. в техникум для группового обучения (с пе реводчиками) принимали ежегодно по 15-20 глу хих из различных учебных заведений г. Москвы.
В 1981 г. медицинское училище № 1 в Москв открыло двери для первой группы глухих учащих ся в количестве 20 чел. Студентами медицинского училища стали выпускники московских школ-ин- тернатов для глухих и слабослышащих детей № 30, № 10 и НИИД.
В 1980-1990 гг. при содействии Московской организации ВОГ были организованы группы глу- хих учащихся в различных средних специальных учебных заведения г. Москвы, в которых и поны- не осуществляется подготовка неслышащих спе- циалистов.
Начало обучению глухих в вузах положено в 1932 г. в Московском институте химического ма- шиностроения, принявшего более 10 глухих, быв- ших рабфаковцев. В 1934 г. в Московский механи- ко-машиностроительный институт (нынешний МГТУ им. Н.Э. Баумана) было принята первая группа глухих и слабослышащих. Базой для подго- товки глухих в МВТУ стал рабфак им. СМ. Киро- ва, на котором по инициативе Московской органи- зации ВОГ была создана группа глухих. В 1934 г. нарком тяжелой промышленности Серго Орджо- никидзе, у которого на приеме побывали председа- тель Центрального правления ВОГ и молоденькая
переводчица Д.Н. Стопановская, поручился за бу- дущих студентов института из числа глухих. Так началась многолетняя история обучения глухих в престижном техническом вузе.
Такие же группы были организованы в середине 1930-х гг. при МГУ на химическом факультете, при Сельскохозяйственной академии им. К. Тимирязева (факультет агрохимии и почвоведения). Глухие обу- чались также в Ленинградском индустриальном и Ленинградском химико-технологическом институ- тах. В 1935 г. первая группа глухих рабфаковцев по- ступила в Томский технологический институт.
В 1935 г. СНК принял постановление " Об уве- личении размера стипендии глухонемым учащим- ся в высших учебных заведениях, техникумах и ра- бочих факультетах".
К 1947 г. в вузах обучалось 76 глухих студен- тов, в 1951 г. их число выросло до 202 человек.
В 1959 г. группа молодых выпускников МВТУ им. Баумана была направлена в Конструкторское бюро СП. Королева.
В 197О-80-е гг. глухие занимались на вечерних и заочных отделениях Московского заочного по- литехнического института, Ленинградского инсти- тута точной механики и оптики и др.
В России выбор специальности, перспективы получения той или иной профессии молодым чело- веком с нарушением слуха зависят не только от ка- чества общего образования, степени потери слуха, умения пользоваться остатками слуха, уровня раз- вития словесной речи, но и от готовности системы профессионального образования к включению в Существуют также ограничения на овладение определенными профессиями - теми, которые свя- заны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельно- сти на слух, а также дающих нагрузку на вестибу- лярный аппарат. Перечень производств и профес- сий, в которых противопоказана работа глухим, глу- хонемым и лицам с крайней степенью тугоухости, был утвержден 27 апреля 1963 г. Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС и Министерством социального обеспечения. В этом перечне упомяну- ты: подземные работы в шахтах и рудниках, взрыв- ные работы, подводные работы, работы, связанные непосредственно с валкой, заготовкой и сплавом ле- i са, работа на всех видах железнодорожного, автомо- бильного, водного и воздушного транспорта как по службе движения, так и по службе пути, строитель- ные работы на больших высотах с открытыми пло- щадками и в котлованах и др. Производства, связан- ные с воздействием мощного производственного шума (клепальщики, гвоздильщики, обрубщики, ис- пытатели моторов и т.п.), объявлялись противопо- казанными людям с крайней степенью тугоухости и хроническим гнойным отитом.
Но несмотря на это в 1970-1980-х гг. сотни глу- хих работали именно обрубщиками, прессовщика- ми (несколько лет работы на вредном производст- ве давали право на получение так называемой " го- рячей" пенсии). Надо заметить, что в России пере- чень профессий, доступных глухим, резко сужен по сравнению с зарубежными странами, во многих из которых подобный " запрет на профессии" юри- дически даже не оформлен.
В нашей стране отсутствует правовая основа профессиональной подготовки глухих в професси- онально-технических училищах и других учебных заведениях. Не приняты нормативные документы, регулирующие правила сдачи глухими лицами вступительных экзаменов в средних специальных учебных заведениях, вопросы стипендиального обеспечения глухих учащихся, нет указания на не- обходимость разработки специальной учебной программы для обучения инвалидов по слуху в профессионально-технических училищах, техни- кумах и других учебных заведениях.
Нормативные документы по организации обу- чения глухих в сопровождении переводчиков жес- тового языка носят туманный и необязательный характер. До сих пор нет конкретных положений о правилах организации групп глухих учащихся.
Выпускники специальных школ дЛя глухих и слабослышащих детей приобретают специально- сти, обучаясь группами или в одиночку в профтех- училищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях, в том числе и на социально-реаби- литационных (ранее - учебно-производственных) предприятиях Всероссийского общества глухих. В большинстве учреждений профессионального об- разования, где организовано групповое обучение неслышащих, предлагаемые профили профессио- нальной подготовки отстают от требований совре- менного производства и далеко не в полной мере учитывают возможности лиц с нарушениями слу- ха. Преобладающими профессиями для глухих ос- таются инженерно-технические. Реже они получа- ют профессиональную художественную, культур-
но-просветительную, а также экономическую, п дагогическую и медицинскую подготовку.
В Павловске под Санкт-Петербургом находит своего рода аналог Галлодетского университета Межрегиональный реабилитационный центр (быв- ший Ленинградский восстановительный центр). Сейчас в Центре учится более 200 студентов на дневном отделении и примерно столько же - на за- очном. Действуют отделения " Дизайн", " Социаль- ная педагогика", " Социально-культурная деятель- ность и народное художественное творчество", " Сурдоперевод", " Право и организация социально- го обеспечения".
В столице во второй половине 1990-х гг. на базе бывшей вечерней школы неслышащей рабочей мо- лодежи при поддержке Правительства Москвы и го- родского Комитета образования была открыта экс- периментальная площадка - " Модель комплексной общеобразовательной и профессиональной подго- товки подростков-инвалидов по слуху". Эта специ- альная общеобразовательная школа № 483 (ныне Центр образования № 1406) для неслышащих и сла- бослышащих детей и подростков дает ребятам сред- нее образование и профессиональную подготовку. Контингент формируется из получивших основное среднее образование выпускников школ для глухих и слабослышащих Москвы и других городов. Клас- сы комплектуются по профилю подготовки и в со- ответствии с требованиями соответствующего учеб- ного заведения профессионального образования. Общеобразовательная подготовка осуществляется опытными учителями-дефектологами по програм- мам средней школы, а профессиональную подготов- ку учащиеся получают в профессиональных учеб- ных заведениях столицы, с которыми школа заклю- чила договоры о сотрудничестве. Схема примерно такая: сегодня учащиеся посещают уроки в школе, занимаются в слуховых кабинетах, а завтра они при помощи переводчика жестового языка изучают профилирующие предметы в одном из техникумов
(колледжей).
Школа, в конце 2001 г. переехавшая в новое здание, представляет собой образовательное учре- ждение нового типа: здесь общее образование лиц с нарушениями слуха сочетается с профессиональ- ным, обеспечивается правовая, социальная под- держка, частично осуществляется трудоустройст- во выпускников.
В настоящее время в этой школе обучается свы- ше 200 учащихся по более чем 10 специальностям.
В 1996 г. совместно с МПГУ был открыт пер- вый лицейский класс для лиц с нарушениями слуха. Выпускники лицейских классов, проучившиеся два года в школе, пополнили ряды студентов дефекто- логического факультета МПГУ. Немало выпуск- ников школы поступили в МГТУ им. Баумана и
другие вузы.
С 1998 г. Московский городской педагогиче- ский колледж № 4 осуществляет набор в группы и проводит обучение глухих студентов по специаль- ности " воспитатель коррекционных учебных заве- дений".
Глухие и слабослышащие, имеющие хорошую образовательную подготовку, могут при большом желании поступать в престижные вузы. Такие примеры не редкость.
В соответствии с Федеральным Законом " О с циальной защите инвалидов в Российской Федер ции" (ст.19(1)), " дети-инвалиды и инвалиды с детс ва при условии успешной сдачи (получении успеш ных оценок) вступительных экзаменов в... государ- ственные или муниципальные образовательные уч- реждения высшего профессионального образова- ния принимаются в указанные образовательные уч- реждения вне конкурса и обеспечиваются стипенди- ями, если... им не противопоказано обучение...". Та же статья гласит, что государство гарантирует ин- валидам необходимые условия для получения обра- зования и профессиональной подготовки, а госу- дарственные органы управления образованием обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков. На практике, к сожа- лению, вузы стараются " отфутболить" глухих оди- ночек, а переводчики жестового языка - большой дефицит, да и никто не желает брать на себя опла- ту их услуг. В результате большинство неслыша- щих выпускников школ выбирает одно из высших учебных заведений, где уже обучаются группы глухих с переводчиками. Таких немного: Москов- ский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский педагогический го- сударственный университет, Российский государст- венный педагогический университет им. А.И. Гер- цена в Санкт-Петербурге, Государственный специа- лизированный институт искусств, Институт соци- альной реабилитации Новосибирского государст- венного технического университета. Два последних являются специализированными высшими учебны- ми заведениями для инвалидов.
В 1934 г. в МВТУ им. Н.Э. Баумана началось групповое обучение глухих с переводчиком жесто- вого языка, к 1994 г. МВТУ (ныне - МГТУ) окон- чил 201 молодой специалист с нарушением слуха, 21 из них - с отличием.
С 1993 г. при МГТУ действует Учебный центр для глухих (инициатором его создания выступил председатель Мосгорправления ВОГ И.А. Абра- мов); ныне это - Московский Центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху при МГТУ. Его задача - оказание социально-реабилитационной поддержки учебного процесса неслышащих сту- дентов: обеспечение студентов на всех этапах обу- чения переводчиками жестового языка; индивиду- альными слуховыми аппаратами, индивидуальны- ми консультантами; здесь работают методисты учебных программ, специалисты по слухоречевой реабилитации, социологи, психологи. В Центре со- здана мощная инфраструктура образовательных программ для студентов с нарушениями слуха.
Первый этап обучения (3 года) организован для адаптации студентов с нарушениями слуха к образовательному пространству университета и получения ими базового высшего образования. Второй этап предполагает получение степени ба- калавра - через 5 лет обучения, затем диплома специалиста или магистра - через 7 лет. На этой ступени обучения студенты занимаются в общем потоке (на самом деле это верно для студентов с приличными остатками слуха, для остальных же " полная интеграция" не достигается, они учатся малыми группами в окружении слышащих и поль- чуются услугами переводчиков). В настоящее вре-
мя более 160 глухих студентов обучаются по 7 спе- циальностям, в том числе и престижным.
С 1991 г. на кафедре сурдопедагогики Москов- ского педагогического государственного универ- ситета проводится обучение групп студентов с на- рушениями слуха. Срок обучения - 5 лет. Здесь в настоящее время обучается 80 глухих и слабослы- шащих студентов. С 1996 г. МПГУ закончили бо- лее 70 человек с нарушениями слуха, более 70% успешно работают в специальных школах учите- лями, социальными работниками, психологами, 6 человек поступили в аспирантуру.
В 1992 г. был создан Государственный специа- лизированный институт искусств инвалидов. Здесь глухие обучаются на факультетах изобразитель- ных искусств (специальности: станковая живопись и графика, срок обучения 6 лет) и театрального ис- кусства (специальность: актер драматического те- атра и кино, срок обучения 5 лет).
Глава V
СУРДОТЕХНИКА
5.1 Слуховые аппараты
Слухопротезирование - важный компонент комплексной (ре)абилитации детей с нарушения- ми слуха. Применение слуховых аппаратов наря- ду с другими техническими средствами реабили- тации обеспечивает реализацию целей комп- лексного процесса реабилитации детей с нару- шениями слуха.
Основным средством реабилитации глухих и слабослышащих является слуховой аппарат. Слу- ховой аппарат состоит из трех основных компо- нентов:
микрофон (преобразует акустические коле- бания в электрические);
усилитель (усиливает электрические колеба- ния и обрабатывает их определенным образом);
телефон (преобразует электрические колеба- ния в акустические).
Человек испокон веков пытался улучшить не- достаточный слух с помощью технических средств. На древнеегипетских фресках изображе- ны люди, которые держат за ухом сложенную ло- дочкой ладонь. Это и есть первый слуховой ап- парат древности, которым пользовались люди.
В Германии в 2000 г. вышла книга Райнера Хюлса " История слухопротезирования - 2000 лет слуха и слуховых аппаратов". Переводы глав из этой увлекательной книги публикуются в газете " Радуга звуков". В поэзии Востока - на арабском языке и фарси - Александр Македон- ский именуется " Двурогим". А почему? Р. Хюлс выдвигает смелое предположение: герой Древнего мира страдал тугоухостью - у него имелась асим- метрия тела, выражавшаяся в искривлении лица, а последнее могло быть связано с деформирован- ной или закрытой ушной трубкой. На одной из монет - тетрадрахме имеется изображение Але- ксандра Македонского в диадеме, к которой при- креплен бараний рог. Широкое отверстие рога на- правлено вперед, а острый конец прилегает к уш- ной раковине, если приглядеться, то можно раз- личить деталь, которая расположена близ от острия рога и похожа на трубочку; она проходит рядом с козелком и загибается внутрь.
Александр Македонский " вел происхождение" от египетского бога Амона, изображаемого в об- разе барана. Но не исключено, что рога при всей их прозрачной символике Александр использовал в качестве закамуфлированного слухового сред- ства. Ведь они практически не отличаются от двойных слуховых рожков, укрепленных на голов- ном обруче, которые выпускались в начале XIX в.
Очевидно, Александр экспериментировал с различными вариантами, потому что данная конструкция на разных монетах представлена по-разному. Например, на одной из монет рог рас- полагается не на ухе, а за ним, точно повторяя
изгиб края ушной раковины и выступая над ним таким образом, что площадь ушной раковины увеличивается, а ее звукоулавливающая способ- ность возрастает. При том головной обруч про- ходит не поверх ушной раковины, а гораздо глуб- же, оканчиваясь сзади уха, — речь идет о металли- ческом зажиме, который давит на рог за ухом и тем самым слегка отгибает вперед ушную рако- вину. Это напоминает распорку для уха, исполь- зовавшуюся уже в новое время.
Сохранилась расписная греческая ваза, на ко- торой бог виноделия Дионис изображен в виде де- ревянной статуи, которой воздавались почести в храме у подножия Афинского Акрополя. Эта статуя украшена венком из виноградной лозы и двумя большими кругами (или чашами) за ушами, служащими в качестве слуховых средств. Дионис выступал в качестве судьи на состязаниях музы- кантов и поэтов, и слух его нуждался в поддерж- ке, чтобы уловить звуки такого тихого инстру- мента, как лира.
Не исключено, что Александр соединил эле- менты культа Амона с элементами культа Дио- ниса: на пирушках он охотно выступал в роли Вакха (Диониса), который рассматривался егип- тянами как сын Амона, а потому также мог изо- бражаться с рогами. Александр " Двурогий" ис- пользовал рога Амона для того, чтобы быть по- читаемым в качестве Вакха, и вместе с тем для того, чтобы замаскировать свой недостаточ- ный слух. При этом он изменил способ их ноше- ния в соответствии с акустическими требовани- ями: основание рога расположено горизонтально,
отверстием вперед, а острие уходит вертикаль- но вниз и загибается к уху.
Прообразом современного слухового аппарата (микрофон плюс телефонная трубка) является те- лефон, запатентованный Александром Грэхемом Беллом в 1876 г.
В 1896 г. англичанин Бертрам Торнтон создал первый электрический слуховой аппарат: он про- сто применил усиление уже существующего теле- фона с угольным микрофоном для улучшения по- нимания речи в обычной комнате.
В 1898 г. в США инженер Миллер Риз Хат- чинсон основал фирму " Akouphone Company" для серийного выпуска слуховых аппаратов, а в 1900 г. он создал переносной вариант слухового аппарата. Его усовершенствованный вариант в 1902 г. был использован во время церемонии ко- ронации в Вестминстерском аббатстве нового короля Великобритании Эдуарда VII. Дело в том, что жена Александра, с детства страдавшая прогрессирующей тугоухостью, хотела активно участвовать в церемонии коронации и правильно отвечать на вопросы. Изображение королевы Великобритании, использующей слуховой аппа- рат, обошло весь мир.
В начале XX в. была изобретена электронная лампа, позволившая во много раз усиливать элек- трические колебания.
Уинстон Черчилль с 1948 г. пользовался слухо- вым аппаратом. Любопытно, что когда выступле- ния в палате общин представителей оппозицион- ной партии лейбористов раздражали его, он де- монстративно отключал слуховой аппарат.
Следующий шаг в усовершенствовании слухо- вых аппаратов был сделан с появлением во второй половине 1950-х гг. полупроводниковых усилите- лей. С тех пор технический прогресс в конструиро- вании слуховых аппаратов был направлен на: ми- ниатюризацию; совершенствование качества пе- редачи звуковой информации; комфортность пользования; учет характера нарушения слуха и индивидуальных особенностей органа слуха и воз- можностей каждого пользователя и надежность.
|