Специальные технические средства, используемые при обучении лиц с нарушениями слуха
Педагогический процесс в школах для лиц с нарушениями слуха немыслим без технических средств.
В коррекционной работе по формированию речи и улучшению качества ее восприятия исполь- зуются звукоусиливающие устройства: аудиоклас- сы, слухоречевые тренажеры индивидуального и I руипового назначения.
Современные слуховые классы основаны инфракрасном принципе, когда идет беспроводно усиление речи педагога. Эти аудиторные FM-си темы позволяют ученику, сидящему в любом ряд распознавать голос учителя даже при наличии ф нового шума: у учителя имеется передающее у ройство с микрофоном, а у слабослышащих учен ков - принимающие устройства, усиливающие г лос учителя. Подобные FM-системы используют также в кинотеатрах. Есть и проводные униве сальные классы, где каждый ученик имеет допо нительное устройство, настраиваемое один раз начале учебного года.
Предприятием " Исток-Аудио" выпускаете слухоречевой тренажер " Соло", с помощью кото рого можно заниматься с ребенком развитием ре- чи и исправлением дефектов дикции. Тренажер на- страивается на индивидуальные особенности слуха ребенка. " Исток-Аудио" выпускает также провод- ные аудиоклассы " Сонет" и звукоусиливающую аппаратуру на радиопринципе.
Слухоречевые тренажеры индивидуального и коллективного пользования выпускаются НПФ " Унитон", ООО " Глобус-А". ООО " Дэльфа" производит аудиовизуальные тренажеры на базе ПК — для развития речи у слабослышащих детей.
Помимо звукоусиливающей аппаратуры кол- лективного пользования классы в специальных школах оснащаются разнообразными технически- ми средствами, обеспечивающими передачу ин- формации на зрительной основе (средства стати- ческой и динамической проекции, видеотехника и др.). Некоторые учебные видеофильмы снабжа- ются субтитрами.
Примечательно, что Конгресс США еще в 1958 г. законодательным актом предписал образо- вательным организациям и учреждениям приобре- тать или брать в прокат учебные фильмы с субти- трами для инвалидов по слуху. В 1962 г. были при- няты поправки к акту об эффективном производ- стве учебных фильмов для глухих, их широком ис- пользовании в процессе обучения в образователь- ных учреждениях. В 1965 г. такие организации и учреждения получили широкие полномочия по производству фильмов с субтитрами, других форм учебных материалов, диапозитивов. Поправки 1967 г. расширили рамки производства, распреде- ления образовательных информационных средств не только для детей, но и для родителей, препода- вателей, предпринимателей и представителей ор- ганов власти, образования и физических лиц, непо- средственно вовлеченных в работу с инвалидами. Законодательно была предусмотрена необходи- мость исследований в области использования об- разовательных средств информации для обучения глухих.
В практике коррекционно-педагогической ра- боты с глухими и слабослышащими во многих странах используются многочисленные компью- терные программы, предназначенные для разви- тия артикуляционных умений, слухового воспри- ятия, формирования навыков чтения с губ, обуче- ния жестовому и словесному языку и др. Перспек- тивным является направление, создающее компь- ютерные технологии типа " видимая речь". Специ-
алисты разрабатывают интерактивные методы " творческого взаимодействия" глухого ученика с видеомагнитофоном и компьютером. Выяснено, что лингвистическая компетенция глухих и их са- мостоятельная письменная речь улучшаются в процессе создания ими текстов к видеофильмам, снимаемым самими учащимися.
Индивидуализированные компьютерные про- граммы по различным темам и по разным учеб- ным предметам позволяют глухим получать учеб- ную информацию в более доступном для них опти- ческом, а не акустическом варианте.
Глава VI
ВЗГЛЯДЫ НА ГЛУХОТУ
В конце 1940-х гг. ООН приняла Всеобщую де- кларацию прав человека, положив в ее основу уни- версалистскую концепцию. Но уже тогда группа американских антропологов под руководством М. Херсковица выступила с меморандумом, под- вергающем сомнению универсалистскую концеп- цию прав человека. Они подчеркнули, что человек свободен только в том случае, если он может жить согласно тому пониманию свободы, которое при- нято в его обществе, поэтому мировой порядок не будет действенным, если он не будет поощрять свободного развития личностей членов конституи- рующих этот порядок сообществ. В 1978 г. знаме- нитый французский антрополог К. Леви-Строс пи- сал, что " мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным, кроме как коали- цией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность".
С тех пор новые идеи получили значительное развитие. Современная эпоха характеризуется об- щей сменой парадигм в восприятии мира, в науке, новым пониманием культуры, пересмотром базо- вых представлений о человеке и обществе. Унита- ристская концепция равенства, утверждающая право каждого человека " быть как все", уступает
место пониманию и принятию уникальности каж- дой культуры, каждой личности, ее права на со- хранение самобытности. Западное общество рас- сматривает себя как динамическую совокупность различных микросоциумов (религиозных, языко- вых и пр.) и признает за их членами право на соб- ственный стиль жизни - активно утверждается плюралистическая парадигма (мультикультурная модель): наиболее приемлемой формой социаль- ного восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур считается не интеграция, а сопоставление - принятие и признание различий. Более того, «принятие " ситуативной перспекти- вы" делает возможным трактовать появление но- вых форм идентичности или " этничностей по сог- лашению" как нормальную черту любого мульти- этнического общества»22.
Меняется и отношение общества к людям, которых ранее называли инвалидами и которые ныне называются " людьми с особыми потребно- стями". Относительно глухих людей, их места в мире в современной зарубежной научной и пуб- лицистической литературе высказываются диа- метрально противоположные утверждения. Последние обусловлены той или иной концепци- ей глухоты: биолого-медицинской или социо- культурной, которой придерживаются авторы.
|