Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Биолого-медицинская концепция
В биолого-медицинской концепции глухоты ин- дивид рассматривается как отклонение от " нормы", Которую воплощает слышащий человек, и, соответ- втнснно, видение проблемы фокусируется на вопро- | п\ приведения глухого человека в норму", то есть Ни вопросах лечения ушных болезней, постановки произношения, обучения чтению с губ и пр. Нару- шение слуха - биологическая патология (поэтому згу концепцию часто называют патологической); с медицинской точки зрения это - болезнь, требую- мыя лечения. Последствия глухоты, прежде всего • • к v 1 етвие или неразвитость устной речи, отрывают глухого человека от общества; только реабилита- ция медицинская, педагогическая, психологиче- ская может вернуть его в социум, сделать возмож- ным его активное участие в жизни общества. Глухие люди, не соответствующие " стандартам слыша- щих", рассматриваются как группа инвалидов, кото- рым нужна помощь, забота, которые плохо владеют словесным языком, имеют эмоциональные пробле- мы и т.д. С этих позиций глухие разделяются на ка- тегории по степени потери слуха (в децибелах), ('дышащие люди, рассматривающие глухоту как ррлезнь, поддающуюся лечению, фокусируются на иуднологических аспектах и, следовательно, не мо- гут понять, почему глухие такие - " другие". Как го- ворят' глухие американцы: " Они (т.е. слышащие) не ■ МЯТ за аудиограммой человека". Большинство об- рнтонательных институтов придерживаются пато- логической перспективы рассмотрения глухих лю- дей и имеют цель: заставить глухих детей по воз-
можности выглядеть и действовать как слышащи-. При этом специалистами не принимается во внима- ние набор адаптивных стратегий, вырабатываемых самими глухими, их опыт бытия в этом мире.
Подобный взгляд слышащих на глухих в ко- нечном итоге подчеркивает только то, что глухие могут или не могут делать (то, что без труда дела- ют слышащие). Эта " патологическая" модель глу- хоты имеет дело с дефектами глухих людей и их " примитивными жестами" (последние оценивают- ся или как " ручная форма" языка устной речи, или как набор ручной сигнализации, не имеющей оп- ределенного лингвистического статуса).
Выше были рассмотрены две основные педа- гогические системы обучения глухих детей, в исто- рической ретроспективе восходящие к сформиро- вавшимся в XVBI в. " устному (оральному) методу" и " мимическому методу". Одного из создателей " устного метода" С. Гейнике можно считать пред- шественником нынешних сторонников биолого- медицинской концепции глухоты, в рамках кото- рой проводятся исследования различных аспектов глухоты и ее последствий, но особое внимание уде- ляется изучению устной речи глухих, путей ее со- вершенствования как главного фактора успешной интеграции глухих в общество.
Представители биолого-медицинской парадиг- мы являются горячими сторонниками орализма, по- лагая главной задачей обучения глухих обучение устной речи. В школах сурдопедагоги-оралисты ис- пользуют устную речь в качестве средства обуче- ния, отвергая и жестовую, и дактильную речь. Ши- рокое применение находит звукоусиливающая тех- рОса. В последнее время число специальных ораль- ных школ в мире сильно сократилось. Но это вовсе не означает сдачу позиций орализма: в настоящее время он реализуется в формах современного мэйн- ггрпминга, о котором речь шла выше. Подавляю- щее большинство сторонников биолого-медицин- ской концепции глухоты выступают за интеграцию Неслышащих детей в массовые школы. Сейчас уже десятки стран считают интеграцию стратегическим ни правлением государственной политики в области специального образования. Эта политика оценива- ется как акт освобождения от образовательной сег- регации. Надежды оралистов связаны с ранней диаг- пн( гикой и ранним началом обучения. Основная за- дача программ раннего вмешательства - развитие пс паточного слуха и устной речи. Совершенствова- ние устной речи связывается с использованием сов- ременных звукоусиливающих аппаратов, новых компьютерных технологий типа " видимая речь", ризработкой новых методик занятий по развитию устной речи. Сторонники биолого-медицинской па- ра дш мы приветствуют использование кохлеарных импаантантов, а также достижений генной инжене- рии, которые, как предполагается, в скором време- ни (пособны ликвидировать вероятность рождения I мухого ребенка.
|