Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биолого-медицинская концепция






В биолого-медицинской концепции глухоты ин-
дивид рассматривается как отклонение от " нормы",
Которую воплощает слышащий человек, и, соответ-
втнснно, видение проблемы фокусируется на вопро-
| п\ приведения глухого человека в норму", то есть
Ни вопросах лечения ушных болезней, постановки
произношения, обучения чтению с губ и пр. Нару-
шение слуха - биологическая патология (поэтому
згу концепцию часто называют патологической); с
медицинской точки зрения это - болезнь, требую-
мыя лечения. Последствия глухоты, прежде всего
• • к v 1 етвие или неразвитость устной речи, отрывают
глухого человека от общества; только реабилита-
ция медицинская, педагогическая, психологиче-
ская может вернуть его в социум, сделать возмож-
ным его активное участие в жизни общества. Глухие
люди, не соответствующие " стандартам слыша-
щих", рассматриваются как группа инвалидов, кото-
рым нужна помощь, забота, которые плохо владеют
словесным языком, имеют эмоциональные пробле-
мы и т.д. С этих позиций глухие разделяются на ка-
тегории по степени потери слуха (в децибелах),
('дышащие люди, рассматривающие глухоту как
ррлезнь, поддающуюся лечению, фокусируются на
иуднологических аспектах и, следовательно, не мо-
гут понять, почему глухие такие - " другие". Как го-
ворят' глухие американцы: " Они (т.е. слышащие) не
■ МЯТ за аудиограммой человека". Большинство об-
рнтонательных институтов придерживаются пато-
логической перспективы рассмотрения глухих лю-
дей и имеют цель: заставить глухих детей по воз-

можности выглядеть и действовать как слышащи-.
При этом специалистами не принимается во внима-
ние набор адаптивных стратегий, вырабатываемых
самими глухими, их опыт бытия в этом мире.

Подобный взгляд слышащих на глухих в ко-
нечном итоге подчеркивает только то, что глухие
могут или не могут делать (то, что без труда дела-
ют слышащие). Эта " патологическая" модель глу-
хоты имеет дело с дефектами глухих людей и их
" примитивными жестами" (последние оценивают-
ся или как " ручная форма" языка устной речи, или
как набор ручной сигнализации, не имеющей оп-
ределенного лингвистического статуса).

Выше были рассмотрены две основные педа-
гогические системы обучения глухих детей, в исто-
рической ретроспективе восходящие к сформиро-
вавшимся в XVBI в. " устному (оральному) методу"
и " мимическому методу". Одного из создателей
" устного метода" С. Гейнике можно считать пред-
шественником нынешних сторонников биолого-
медицинской концепции глухоты, в рамках кото-
рой проводятся исследования различных аспектов
глухоты и ее последствий, но особое внимание уде-
ляется изучению устной речи глухих, путей ее со-
вершенствования как главного фактора успешной
интеграции глухих в общество.

Представители биолого-медицинской парадиг-
мы являются горячими сторонниками орализма, по-
лагая главной задачей обучения глухих обучение
устной речи. В школах сурдопедагоги-оралисты ис-
пользуют устную речь в качестве средства обуче-
ния, отвергая и жестовую, и дактильную речь. Ши-
рокое применение находит звукоусиливающая тех-
рОса. В последнее время число специальных ораль-
ных школ в мире сильно сократилось. Но это вовсе
не означает сдачу позиций орализма: в настоящее
время он реализуется в формах современного мэйн-
ггрпминга, о котором речь шла выше. Подавляю-
щее большинство сторонников биолого-медицин-
ской концепции глухоты выступают за интеграцию
Неслышащих детей в массовые школы. Сейчас уже
десятки стран считают интеграцию стратегическим
ни правлением государственной политики в области
специального образования. Эта политика оценива-
ется как акт освобождения от образовательной сег-
регации. Надежды оралистов связаны с ранней диаг-
пн( гикой и ранним началом обучения. Основная за-
дача программ раннего вмешательства - развитие
пс паточного слуха и устной речи. Совершенствова-
ние устной речи связывается с использованием сов-
ременных звукоусиливающих аппаратов, новых
компьютерных технологий типа " видимая речь",
ризработкой новых методик занятий по развитию
устной речи. Сторонники биолого-медицинской па-
ра дш мы приветствуют использование кохлеарных
импаантантов, а также достижений генной инжене-
рии, которые, как предполагается, в скором време-
ни (пособны ликвидировать вероятность рождения
I мухого ребенка.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал