Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критика патологической концепции глухоты 2 страница
го иные субъекты (в т.ч. и женщины - прим. авт. оказываются не представленными в социальной мысли" 33. Глухие, отстаивающие свои ценности, " свой голос", во многом повторяют эволюцию фе минизма: с 1980-х гг. феминистки отказываются от " эмансипации", следствием которой является усво- ение женщинами мужского образа жизни, муж- ских практик, а, следовательно, и ценностей. Ка феминистская эпистемология, так и новая Deaf- философия утверждают, что " субъектность про изводится переживаемым опытом индивидов и групп" (там же, с. 8).
Глухие из семей глухих четко идентифицируют слышащих как " других": «Она узнала, что в мире ее родителей и их друзей, когда один желает что- то сказать о ком-либо другом, термины, подобные следующим: " глухой" и " слышащий", обязатель- ны. Даже в возрасте пяти лет она знает, что в раз- говорах о людях нужно указывать их " статус"»34. Налицо явление категоризации. Эта дифференци- ация категоризуемых групп связана с другим ког- нитивным процессом - групповой идентификаци- ей. Единый процесс дифференциации/идентифи- кации приводит к формированию социальной идентичности.
33 Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Феминист- ский перевод: тест, автор, дискурс // Хрестоматия феминист- ских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А Тем- киной. СПб. 2000. С. 7-8.
34 Padden С, Humphries Т. Deaf in America: Voices from a culture. Cambridge: Harvard University Press. 1988. P. 13.
| Цитата эта взята из первой в мире книги, в которой последовательно прослежены аспекты сообщества глухих, - " Глухие в Америке: свиде- тельства культуры". Авторы К. Падден и Т. Хамфриз в введении к книге писали: " Писать о глухих означало фокусировать внимание на том факте, что они не слышат, и интерпретиро- вать все остальные аспекты их жизни как пос- ледствия этого факта... Вопреки долгой исто- риографии, описывавшей их как медицинские случаи, или как людей с " инвалидностью", кото- рые " компенсируют" свою глухоту использова- нием жестового языка, мы стремимся изобра- зить их жизнь, их искусство и спектакли, их дея- тельность, их каждодневные разговоры, их ми- фы и уроки, что они дают друг другу. Мы всегда чувствовали, что акцент на физическом факте глухоты затемняет гораздо более интересные грани жизни глухих людей".
К. Пэдден и Т. Хэмфриз изобразили культу- ру глухих в терминах социокультурной жизни глухих людей. Они одними из первых рассмотре- ли глухоту прежде всего как социальный фак- тор. Ими (и другими исследователями) был обо- значен критерий принадлежности к сообществу глухих: идентифицирует ли себя человек как " Глухого", ведет ли себя как " Глухой"? Чтобы стать членом сообщества глухих, нужно иденти- фицироваться с членами сообщества глухих; иметь общий жизненный опыт (существование в мире слышащих, обучение в спецшколах); участ- вовать в деятельности этого сообщества. Без этого человек не может стать членом сообщест- ин глухих.
Их соотечественник Т. Риган (1990) заклю- чил, что " культурная глухота" - глухота как при- надлежность к сообществу глухих - определяет- ся шестью основными атрибутами, задающими границы сообщества глухих: жестовым языком, " аттитюдной" глухотой (определением себя как глухого), поведенческими нормами, " эндогамны- ми" (внутригрупповыми) браками, историческим наследием (традициями), сетью общественных организаций.
Подчеркиваем: для глухого отказаться от глу- хоты - значит отказаться от большой части своего опыта; глухие возражают не против самого назва- ния " глухой", а против того, чтобы их считали ум- ственно неполноценными, замкнутыми в своем кругу, социально инертными и т.п.
Внутригрупповые браки между глухими дохо- дят до 90% от всех случаев, эта цифра заметно вы- ше, чем в большинстве американских этнических групп. Именно " эндогамные" браки явились осно- вой складывающегося сообщества глухих.
Глухой ребенок из семьи глухих и его глухой сверстник из семьи слышащих родителей по-раз- ному относятся к факту глухоты: " Для Тони быть глухим означало быть в отрыве от семьи и друзей; он был " глухой" и имел " болезнь". Напротив, Сэм, Глухой ребенок Глухих родителей, думал о факте глухоты не как о следствии какого-то события, а воспринимал ее просто как данность" 35. Можно провести параллели с этническими группами: если .; -: г .:.'.ч; /онэп.|' сП'бт> т: -жц; •/ хькогйг' о; Л
35 Padden С, Humphries Т. Deaf in America: Voices from a culture. Cambridge: Harvard University Press. 1988. P. 20.
для детей из однонациональных семей этническая идентичность - это реакция на события внешней жизни, то для подростков из национально-смешан- ных семей это также часть их внутреннего мира. Она не всегда осознается ими, а иногда, вызывая определенный дискомфорт, даже подавляется, отодвигается на подсознательный уровень. Этот факт и обусловливает сложности культурной трансмиссии внутри группы. Если " Тони" воспи- тывается в специальном детском саду, то он пере- нимает у " Сэма" язык жестов и естественные для глухого человека модели поведения. Но скорость и успешность этого процесса во многом зависит от персонала детсада и родителей: допускают они или запрещают употребление жестов.
Примерно 10% глухих (" Сэмы") - те, которые имеют глухих родителей, растут в культуре глухих и изначально имеют сильное чувство идентичности К. Пэдден и Т. Хэмфриз пишут об употреблении в американском сообществе глухих слова " Глухой": " Это одно название для всех членов культурной группы, независимо от степени потери слуха, - " Глу- хой". Действительно, жест ГЛУХОЙ может быть использован в высказывании на жестовом языке, чтобы сказать: " мои друзья", которые и передают культурный смысл слова " Глухой".
Глухие дети (" Тони") слышащих родителей вынуждены решать проблемы собственной иден- тичности. Дело в том, что педагоги обычно вос- принимают глухих детей как монолингвистов, чле- нов " общества слышащих", бессознательно игно- рируя роль жестового языка и специфику социаль- ной идентификации глухих, и именно убеждения
педагогов являются источником многих недораз мений, двусмысленности и амбивалентности, ис- пытываемых глухими относительно своей персо- нальной и социальной идентичности. В оральных школах сурдопедагоги, развивая устную речь школьников, обычно обходят многие насущные социальные вопросы бытия и жизнеустройства глухих людей. Они, например, почти не обсужда- ют с ребятами проблему социально-психологи- ческих стереотипов восприятия слышащими людьми глухого человека. Внутренний мир глу хого школьника - это поле пересечения взаимо- влияющих систем ценностей, норм и стандартов поведения, принятых в разных группах (глухих слышащих). Эти системы норм и ценностей в си- лу внешних обстоятельств не всегда взаимно со- гласуются, и в результате глухому школьник трудно интегрировать свои различные Я-образ в единое целое, он может испытывать внутрен- ний дискомфорт.
В небилингвистических школах для глухих де- тей проблема глухоты и ее психосоциальные пос- ледствия не является предметом психологических рефлексий, практически не рассматривается в культурно-социологическом ключе (основная цель обучения по-прежнему видится в воспитании " говорящего" индивидуума). В результате у мно- гих глухих подростков не сформирована Я-концеп- ция, отсутствует адекватная самооценка, трезвый взгляд на свои профессиональные и социальные перспективы. Принятие субкультуры глухих должно помочь слышащим родителям и сурдопе- дагогам обратить внимание на специфику социали- зации глухих детей, а не фокусироваться исключи- тельно на их коммуникативных умениях. Исследова- ния развития глухих детей, проведенные за рубе- жом, показывают, что глухие дети из семей глухих зачастую больше успевают в учебе, чем дети слы- шащих родителей (это подтверждают и наблюдения В России), а также имеют в своем арсенале больший круг возможностей преодоления жизненных проб- лем, т.е. более адаптированы к миру. Социологиче- ские и психологические исследования постоянно подтверждали, что глухие дети глухих родителей превосходили глухих детей слышащих родителей в академической успеваемости, в способностях к язы- ку, в ментальном здоровье и самооценке, в социаль- ной и эмоциональной зрелости.
Этничность как синтетический термин отно- сится к набору характерных черт, принадлежащих этнической группе. Черты включают общие цен- ности, веру, нормы, вкусы, групповое самосозна- ние и тенденцию к эндогамии. Для различных оп- ределений этничности наиболее существенны ка- тегории, связанные с общим происхождением и общей культурой. Параллели между сообщества- ми глухих и этническими группами вполне очевид- ны. Некоторые исследователи называют сообще- ства глухих квази-этносами. С этносами их роднят многие черты. В отличие от групп, связанных про- сто общим классом, профессией или какими-либо случайными интересами, этнические группы раз- деляют нечто более фундаментальное, например, общую религию или язык. Это относится и к со- обществу глухих. Американский социолог П. Хиг- 111 но (1980) приводит примеры " духовного сродст-
ва": в клубах глухие без стеснения могут обратить- ся к незнакомому человеку: " Привет! Как тебя зо- вут? "; глухие прихожане синагоги охотнее делали подарки глухим лютеранам, нежели своим слыша- щим единоверцам.
Примером симпатии глухих американцев служит оказание в трудном 1999 г. россиянам гума-, нитарной помощи. Глухие Национального техни-. ческого института глухих и Галлодетского универ-, ситета во время кампании " Русская зима" собрали продукты питания для глухих москвичей. В Моск- ву был доставлен груз весом 4 тонны. Помощь по- лучили около 500 членов Московской городской; организации ВОГ.
Это чувство тождества с другими глухими раз-, вивается не у всех. Широко известен факт, что многие слабослышащие, особенно позднооглох- шие, дистанциируются от глухих людей; другой пример: некоторые из занимавшихся в массовых школах или обучавшихся по строго " оральному" методу принимают участие в деятельности сооб-; щества глухих, но при том члены сообщества их не считают их " своими".
Однако в целом сообщество глухих не подхо- дит под этногрупповую модель. Во-первых, к не-i му неприложима концепция общего происхожде- ния: по сравнению с другими группами глухота яв- ляется редким межпоколенческим опытом: хотя; число глухих школьников, имеющих глухоту с ро^ ждения, может доходить до 30%, менее 10% роди- лись в семье глухих родителей. В противополож- ность ситуации в большинстве культур, подавляю- щее число индивидов внутри сообщества глухих людей не принадлежат к ней с рождения. Во-вто- рых, культура глухих реже выявляет автономию, которая обнаруживается в других группах. И еще - особый стиль жизни не столь нагляден для глухих ■ юдей, как в случае некоторых групп, к примеру, в группах кришнаитов или черных мусульман. По этим причинам исследователь Дж. Фишман (1982) рассматривает американское сообщество глухих как квази-этническую группу, которая претерпе- вает растущие процессы этнизации и политизации.
Вместе с тем идея этнической идентичности в некоторых аспектах неплохо приложима к сооб- ществу глухих. Наша идентичность свидетельству- ет, как мы встроены (адаптированы) в мир. Мы ус- ваиваем, кто мы и на кого похожи, сравнивая себя с другими и наблюдая реакции других на нас. Этни- ческая идентичность не дана и не присуща изна- чально - она формируется через процессы интер- акции. Американка Э. Тёрстрип замечает по этому поводу, что, хотя многие глухие идентифициру- ются с другими глухими людьми, существует проб- лема отсутствия аутгрупповой идентификации (со стороны слышащих), " однако, для влияния на Идентичность это, может быть, не столь необходи- мо, чтобы аутгруппа (слышащих) признавала ин- Группу Глухих как этническую, пока ингруппа рас- сматривается как другая36. Она считает, что глав- ное - это само по себе чувство единой коллектив- ной идентичности.
36 Terstriep A.L. Ethnicity, social theory and Deaf culture // Di-iil Studies III: Bridging cultures in the 21st century. Washington. I 'I'M p. 238-239.
До Миланского конгресса в 1880 г. организа- ции глухих рождались благодаря взаимному притя- жению глухих, стремлению к объединению с себе подобными. После Конгресса, на котором оппо- ненты сообщества глухих отрицали не только же- стовый язык, но и весь опыт, накопленный глухи- ми, главной силой развития сообщества глухих становится отчуждение от большого общества.
Именно 1880-ми гг. датируется зарождение коллективной идентичности глухих в США. Дав- ление на глухих со стороны слышащих педагогов, выражающееся в запрете жестового языка в шко- лах, стало сильным мотивационным фактором формирования группы. Реально оппозиция обра- зовалась прежде всего в борьбе за сохранение же- стового языка. Так глухие люди защищали свою уникальность и специфичность. Этот пример ил- люстрирует известный факт, что с появлением сил, действующих в направлении разрушения группы как самостоятельного субъекта межгруп- пового взаимодействия, включаются механизмы, препятствующие этому разрушению. Это - меха- низмы усиления чувства единства " мы", сплоче- ния. В ситуации опасности, внешней угрозы глухие осознают свое единство, воспринимают себя и дру- гих членов группы как имеющих общую судьбу.
Однако попытка понять поведение членов группы не должна привести к переоценке куль- турных различий, иначе это приведет к стерео- типизации и игнорированию вариаций, вызван- ных индивидуальными различиями людей и их жизненным опытом. Сообщество глухих гетеро- генно. Невозможно подвести опыт глухих под какой-то единый знаменатель; не существует единого " взгляда глухих" на мир; у каждого свой опыт. Между глухим как репрезентацией (глу- хой как культурный образ) и глухим как опытом (реальные глухие в реальной жизни) различие сущностное. С глобальными утверждениями, ка- сающимися глухих, надо быть осторожнее: при всех разительных отличиях глухих от слышащих в поведении нельзя игнорировать многообразие форм Deaf-субъектности (ничего плохого в этом разнообразии нет!). Кроме того, каждый глухой находится в воображаемых отношениях с таки- ми переменными, как социальный слой, раса, мозраст, сексуальный выбор - его идентичность предстает как спектр идентификаций. Речь, та- ким образом, идет не о некой " целостности", а о инутренней множественности глухого как субъе- кта. Кроме того, его идентичность неустойчива и текуча.
Ядро любой развитой культуры - это язык, об- ладающий четко выраженными этническими функциями. Жестовый язык глухих - творение ис- торически сложившегося сообщества глухих, он сплачивает глухих в единое образование, отделяя это образование от " слышащего большинства". Язык, на котором говорят глухие дети глухих ро- дителей - это национальный жестовый язык. Осо- бую роль в культурной трансмиссии играют интер- наты для глухих. " Его психологическая способ- ность к речи обратно пропорциональна его физи- ческой способности говорить....глухие без всякого воспитания, вопреки ему, развивали и создавали СВОЙ язык, который возникал из этого тяготе-
ния" 37. Историк американского сообщества глух Дж. Гэннон писал о том, как глухие дети усваива- ли жестовый язык от своих сверстников в школах- интернатах: в период от 1880 до 1970-х гг. в клас- сах до 12-летнего возраста в учебном процессе практически не использовался жестовый язык, а глухих учителей не брали на работу в дошкольные и начальные классы. И в результате жестовый язык передавался глухим детям от других глухих детей с последующей коррекцией со стороны взрослых глухих. Как правило, члены сообщества глухих поддерживают необходимость этого спосо- ба общения. Они выражают возмущение и даже сопротивляются попыткам вмешательства в их язык жестов. Попытки изменить язык жестов, ко- торый вводится главным образом педагогами, ими не приветствуется. Эти попытки принимают раз- личные формы: создание новых жестов, которых не было до этого, замена старых жестов на новые, а также акцент на использование так называемой Стандартной английской жестовой системы (каль- кирующего языка) взамен американского вариан- та языка жестов.
Социальная ценность глухих - это коллекти- визм, подразумевающий единство опыта и целей группы, причастность к социолингвистическому сообществу глухих и его культуре. В этнографиче- ском исследовании с успевающими глухими уча- щимися, проводившемся четыре года, американ- ский исследователь В. Джэйнсик (1991) нашла, что
37 Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Выгот- ский Л.С. Проблемы дефектологии. М. 1995. С. 89.
уровень групповой солидарности в сообществе i iivxhx чрезвычайно высок. Чувство принадлежно- сти к сообществу прошло красной нитью через все интервью глухих учащихся. Глухие, как правило, проносят школьную дружбу через всю жизнь. Джэйнсик также выявила, что работающие в би- купьтурном окружении глухие неизменно радуют- ся, уходя с работы домой, ибо там их ждут глухие супруги, с которыми они " равны", " единого рода".
" В общежитиях, вне структурного контроля классной комнаты, глухие дети вовлекаются в социальную жизнь глухих людей. В неформаль- ной среде интерната дети осваивают не только жестовый язык, но и содержание культуры" 38. О. Райгли называет культуру глухих побочным, не- жданным эффектом таких школ-интернатов, ко- торый не входил в планы их основателей: " Глу- хие люди, коллективно и индивидуально, строи- ми каналы трансмиссии культуры - через язык, намять и коллективную начинку " культур". Эти нити трансмиссии тонки и ведут к получению Юнкого гобелена" культуры, но именно этот недостаток социальных практик и обеспечивает свободу в регенерации культурной динамики, ко- торой не хватает в других культурах" 39. Главные компоненты культуры глухих возобновляются каждой когортой детей. Культуры глухих могут огнь поняты как результат действий сотрудни- чества и возрождения.
38 Padden С, Humphries. Deaf in America: Voices from a out- line. Cambridge. 1988. P. 6.
* Wrigley O. Politics of Deafness. Washington. 1996. P. 27.
Школы-интернаты (сообщества глухих стали зарождаться именно с появлением первых школ в XVIII в.) являются местами кристаллизации контр- идентичностей глухих. Агентами социализации для глухих выступают персонал школы (в основ- ном - слышащие), родители, сверстники, взрослые глухие. Для части выпускников школ результатом гетерогенности социализирующего персонала, опосредования различными значимыми другими разных объективных реальностей может оказать- ся неуспешная социализация в большом сообщест- ве. В этом случае в зависимости от социально- структурного контекста индивида появляются аль- тернативные реальности и идентичности. Глухие подростки начинают вести себя как " глухие". Здесь действует так называемый стилизованный механизм социализации - в рамках субкультуры. При отрицательном опыте дома (или в мире слы- шащих) сообщество глухих становится привлека- тельным выбором глухих подростков. " Позитив- ное чувство идентичности позволяет глухим под- росткам удовлетворять свои персональные и об- щественные потребности, невзирая на неодобре- ние слышащих: сообщество глухих дает своим чле- нам чувство групповой идентичности, которое они нигде больше не могут обрести" 40. В 1856 г. глухой американец Дж. Дж. Флорной выдвинул идею ос- нования штата на Западе страны исключительно для глухих людей и предложил название штата: " Deaf-Mutia" (" Глухонемия") или " Gesturia" (" Стра- на жестов"). По его мысли, глухим людям нужна
40 Holcomb Т.К. The construction of Deaf identity // Deafness: 1993-2013. A Deaf American Monograph. 1993. Vol. 43. P. 43.
" политическая независимость, государственный су- веренитет". На страницах журнала " Annals of the Deaf and Dumb" (" Американские анналы глухоне- мых") ему ответил другой глухой, который сооб- щил, что еще в 1831 г. он и несколько выпускников Хартфордской школы для глухонемых образовали тайную группу (13 чел.), чтобы купить землю на За- паде, на которой они могли бы жить вместе и раз- вивать дружественные связи, завязанные в Харт- форде, но суровая действительность развеяла эти донкихотские планы. Спор о штате глухих продол- жился на страницах журнала и отразил сильное же- вание образованных глухих отгородиться от слы- шащих. Ряд образованных глухих, найдя предложе- ние Флорноя эксцентричным, полагали все же воз- можным подумать о создании поселения, где глухие жили бы по соседству, чтобы " творить вместе не только культуру, но и общество".
И именно в это время, в 1853 г., выпускники Хартфордской школы основали первую в США организацию глухих - Новоанглийскую Галлодет- скую ассоциацию глухих. Обратите внимание: в США до 1960 г. не было организации, созданной слепыми людьми, хотя они тоже учились вместе в специальных школах. Слепые люди имеют сход- ный опыт, но это обстоятельство не создает ка- кую-либо форму культуры, а у глухих потребность ii визуальном" языке и наличие жестового языка создает особую форму культуры! При том сущест- вовали организации, учрежденные для слепых лю- дей, которые не испытывают, в отличие от глухих, недостатка в сочувствующих. Слепые люди не
страдают от дефицита общения - к чему им орга- низации и клубы?! " Слепой ведет слепого" - зву- чит нелепо, да и последствия... мы все знаем карти- ну Питера Брейгеля-старшего. Совсем другое де- ло - глухие люди! Если им трудно разговаривать со слышащими, то они могут общаться друг с дру- гом, и это взаимное тяготение служит катализато- ром рождения многочисленных организаций глу- хих, их клубов, чего почти не наблюдается у дру- гих категорий лиц с физическими недостатками. Для глухих быть со своими все равно, что быть до- ма! В своем клубе глухой находит признание, со- чувствие, обретает чувство безопасности, снимает напряжение. Почти в каждом крупном городе по всему миру существует по крайней мере один клуб для глухих. Клубы глухих редко имеют свое собст- венное здание. Большинство клубов для своей деятельности вынуждено или прибегать к аренде, или использовать помещения, полученные в дар. Типовой клуб глухих имеет бар, столики и стулья для общения. Обычно посетители разбиваются на отдельные группы по возрасту, интересам. Никто никому не мешает: разговор беззвучный. Основ- ными источниками финансовой поддержки клубов являются членские взносы, правительственные субсидии или частные пожертвования.
Существование школ для глухих детей создало структуру, на два столетия обеспечившую глухим чувство преемственности. Каждое новое поколе- ние детей, вступая в какую-нибудь из школ, насле- дует историю, пройденную школой и сообщест- вом, организованном вокруг школы: обычно клу- бы глухих организуются невдалеке от школы для глухих детей. С принятием в 1975 г. закона Public Law 94-142 (" Акт об образовании детей-инвали- дов") роль клубов сильно упала, т.к. многие неслы- шащие начали обучаться в массовых школах. Зна- чит, набирать новых членов группы стало слож- нее. Поэтому новый социальный заказ " мэйнстри- минга" - интегрированные школы - оценивается глухими отрицательно как путь, ведущий их к но- ной разновидности изоляции, как средство ассими- ляции или слияния с " доминантным обществом
слышащих".
Владение национальным жестовым языком яв- ляется решающим требованием для членства в со- обществе глухих: жестовый язык не просто инст- румент для коммуникации, он еще и символ соци- альной или групповой идентичности, " знамя" груп- повой солидарности. Но члены сообщества глухих владеют жестовым языком в разной степени. Си- туация " усугубляется" тем фактом, что до сих пор нет согласия по вопросу, где кончается американ- ский жестовый язык (или русский жестовый язык) и начинаются другие жестовые системы. Глухие лю- ди могут регулярно переключаться с одной версии на другую (в том числе - на калькирующую жесто- кую речь) в зависимости от ситуации общения.
Тут следует подчеркнуть: сообщество глухих - это не просто сообщество людей с нарушением слуха, общающихся жестами. Оно создается бла- годаря бракам, дружественным связям, знакомст- вам, вечеринкам, клубам и прессе. Особую роль в жизни глухих людей играет спорт как своеобраз- ный компенсаторный механизм: на спортивных аренах не только находит выход инстинкт состяза-
тельности, заложенный в глухих, но и завязывает- ся дружба на всю жизнь, часто здесь глухие обре- тают супругов.
Сообщество глухих нельзя отождествлять с субкультурой глухих. Группа глухих представляет собой специфическую среду (или субкультурную общность), порождающую субкультуру глухих. Внутри " субкультурных общностей" при некото- рых обстоятельствах возникают и оформляются однородные и устойчивые образования - субкуль- туры - совокупности людей, объединенных осо- бенностями индивидуальных картин мира и обу- словленных ими стереотипов поведения. В сооб- ществе глухих субкультуру образуют дети (не обя- зательно глухие - поэтому в последнее время ряд специалистов предлагает употреблять не опреде- ление " глухой", а - " пользователь жестового языка") глухих родителей, а также глухие с ранне- го возраста, для которых родным является жесто- вый язык; для них характерны нормы, несколько отличные от общепринятой системы ценностей. В сообществе глухих они составляют его ядро - не- большую группу, которую легко описать, а ос- тальные люди с нарушениями слуха образуют ши- рокую периферию, которую детально охарактери- зовать намного сложнее. Есть даже " говорящие" глухие, которые почти не знакомы с жестовым языком, аналогичны им афроамериканцы, кото- рых называют " орео": в мыслях и действиях они больше похожи на белых, чем на черных, - " чер- ные снаружи и белые внутри". То есть эти " аудио- логически" глухие не являются " социологически" глухими. " Think-hearing" - так " Глухие" называют глухих, которые " думают и действуют, как слыша- щие люди". Термин аналогичен " oral", но " обвине- ние" может быть предъявлено даже тем, кто не прошел оральное обучение, имеется в виду пред- почтение устной речи жестам или употребление искусственного жестового словаря, изобретенного для обучения глухих детей словесному языку.
Некоторые исследователи строят диаграммы: Deaf этничность заключена в границы совершен- ного круга; Deaf культура имеет более свободные границы; пространство Deaf сообщество - еще бо- лее размытые границы. В " совершенный круг" иключаются глухие от глухих родителей (таких не более 10% от общего числа глухих): они наследу- ют культуру, традиции глухих в " их чистоте", они - прирожденные " жестовики". Потерявшие слух в детстве и обучавшиеся в школах-интернатах могут принадлежать Deaf культуре, если, конечно, они успешно усвоили нормы поведения, обычаи, груп- повые ценности глухих от компаньонов из первого круга. " Неудачники" занимают периферию диа- граммы, т.е. являются просто членами сообщества глухих. В зависимости от индивидуальных биогра- фий люди могут смещаться к " ядру", при этом они испытывают амбивалентные чувства в отношении своей идентичности. Часть слабослышащих (с при- личными остатками слуха) по окончании спец- школ идентифицирует себя и со слышащими, и с глухими. Многие глухие, обучавшиеся в массовых школах, идентифицируют себя со слышащими людьми, а про себя они говорят: " оглохший", " с нарушением слуха", те из них, которые вообще не связаны с другими глухими, находятся вне всяких
|