Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критика патологической концепции глухоты 4 страница
Выпускник специальной школы Альберт Бал- и п м свой опыт и отношение к миру отразил в авто- биографии " Крик глухонемых" (1930). " Крик" цдесь имеет значение: " протест". Автор описывает чувства, испытываемые многими глухими по отно- шению к миру. Мир несправедлив, это вызывает ярость. Глухой находится в слышащем мире, но пи не часть его. Баллин испытывает смешанные чувства к своим слышащим друзьям, это одновре-
менно любовь и ненависть. Он был близок к глав сторонников устного метода обучения А.Г. Беллу, став почти членом его семьи. Белл высоко ценил Баллина, что льстило последнему, но в книге вы- сказывания о Белле противоречивы. " Никогда на этой планете не существовало человека более тон- кого, приятного и веселого, чем доктор Белл", а через несколько страниц Баллин сравнивает " ора- листов" с Торквемадой, инквизиторами, охотника- ми за ведьмами: " Предрассудки против жестового языка имеют среди некоторых такие глубокие корни, что принимают форму гонений". " До самой смерти Александр Грэхем Белл, изобретатель тея лефона, возглавлял оралистов. Из-за своей вели- кой славы, богатства, из-за того, что в молодости был учителем глухих, он смог оказать колоссаль- ное влияние на распространение пропаганды уст- ного метода. Но если бы Белл не изобрел телефо- на и не достиг славы и богатства, его взгляды на этот предмет имели бы влияния и веса не больше, чем гусиное перо на торнадо, т.к. среди прекрас- ных, опытных сурдопедагогов он считался обык- новенным дилетантом в области образования". Да- лее Баллин пишет: " Он потратил значительную часть своего богатства и времени на его любимую теорию, касающуюся глухих. Это было его хобби. Я все же считаю, что его энергия и финансы рас- трачены, к сожалению, впустую. На деле же они принесли лишь несчастье тем, кого он любил и ко- му хотел помочь". Книга Баллина вобрала в себя голос всех униженных: Герасима, Гаргана и дру- гих, чтобы выразить протест, пусть и часто дву- смысленный, " извиняющийся", противоречивым
Это протест по-прежнему закованного в цепи глу- хого " дяди Тома".
Баллин ратовал за использование жестового языка в обучении и специальное образование для глухих (по его выражению, " глухие должны соби- раться в стаи"). Он, пожалуй, впервые пишет о не- обходимости просвещения слышащих, чтобы вос- препятствовать распространению предрассудков в отношении глухих. Баллин считает, что это не глу- хие должны учиться читать с губ, а слышащие обя- заны знать хотя бы дактилологию (здравая мысль: глухой годами учится читать с губ и говорить, а слышащему достаточно двух часов, чтобы вы- учить ручную азбуку - прим. авт.). Баллин спра- ведливо говорит, что глухой не одинок в этом ми- ре - есть еще глухие, а значит, есть надежда.
Одно замечание А. Баллина следует признать абсурдным: он с яростью клеймит появившееся звуковое кино, называет его " говорилкой", " ду- рацким новшеством", предсказывает ему корот- кий век. Но это то же выражение ярости, которое испытали глухие, когда исчезло любимое ими не- мое кино с титрами.
О том, как важно для глухих иметь свое сооб- щество, о приверженности глухих своему кругу, в отличие от других групп инвалидов, пишет в своей автобиографии " Без звука" (1970) Юлиус Виггинс, редактор и издатель самой популярной среди глу- хих США газеты " Silent News" (" Тихие новости"). Книга интересна тем, что описывает каждоднев- ную жизнь глухого человека со всеми ее особенно- стями, маленькими радостями и неприятностями. И одной из глав автор пишет о том, о чем часто и
не подозревают многие слышащие, - многие глу- хие от рождения люди вовсе не хотят слышать. Его родители и преподаватели настаивали на но- шении слухового аппарата, а он " думал, что все это - полная ерунда, но родители хотят, чтобы их дети были такими, как все. Иначе они чувствуют себя неудачниками". Когда доктор сказал, что из- лечение невозможно, то маленький Виггинс по- чувствовал " облегчение, потому что всякого рода надежды - лишь стресс для глухого. Это слыша*! щие люди думают, что глухие хотят слышать. Эт«* не так, не слышать - это нормально для нас. Мы' просто хотим знать, что происходит вокруг нас, и в большинстве случаев нам это удается". Далее ав- тор пишет о своем печальном опыте пользования) слуховым аппаратом, от которого, в конце концов^ пришлось отказаться. Звуки, казалось, производи- ло все - бумаги на столе, собственные шаги, пово- рачивание ключа в замке, вода из крана, а шум улицы, метро и иного транспорта был просто не- стерпим. Из-за головных болей Юлиус забросил аппарат: " Тишина и спокойствие - какое благосло» венное облегчение! ". Сожалеет он лишь о том, что ему недоступна музыка.
Именно подобные произведения глухих авто- ров, написанные от первого лица и раскрывающие положение граждан " второго сорта" в обществе, наиболее интересны. Они отражают не просто личный опыт авторов, но и ценности сообщества глухих в целом.
Ценности субкультуры глухих становятся по нятными лишь тогда, когда они рассматриваются в историческом контексте.
С 1996 г. действует Московский клуб истории глухих, который за 6 лет провел уже три симпози- ума, выпустил в свет сборники материалов иссле- дований. В ряде городов России открыты музеи ис- тории Общества глухих (первый музей истории глухих на территории бывшего СССР был открыт еще в 1967 г. в Киеве необыкновенным человеком В.В. Скурчинским). Первая международная кон- ференция по истории глухих состоялась в Вашинг- тоне в 1991 г.; с тех пор истории глухих были по- священы четыре международные конференции, опубликованы их материалы. Членом бюро DHI (Международного клуба истории глухих) был быв- П1ий председатель Московской организации ВОГ И. А. Абрамов, ныне Россию представляет К.А. Сильянова, член Московского клуба истории глухих.
История глухих - это новая научная дисципли- на, наука о глухих людях и их сообществах. Здесь глухой человек изучается не как объект, а как дей- ствующий субъект, творец своей судьбы. Станов- ление новой научной дисциплины отражает рост самосознания глухих, а также развитие истории, лингвистики, психолингвистики, социологии.
История глухих, как и история вообще, изуча- ет факты. Однако историки могут подходить к до- кументам, свидетельствам прошлого с разными вопросами, изучать их под разными углами зрения и разными методами, и у них будут разные исто- рии. На основании одних и тех же документов один исследователь напишет главу истории сурдопеда- гогики - историю методов обучения глухих, а дру- | oii - историю дискриминации глухих (запрет жес-
тового языка и пр.). Ныне, когда центральное ме сто в исторической науке занимают вопросы чело веческого самосознания и восприятия мира, обра социального целого и оценка разных групп, разря дов и сословий, система ценностей индивида и об щества и т.д., история глухих, обращаясь с вопр сами к прошлому, ставит такие проблемы:
сущность глухоты человека как биологиче ского (медицинского) и социального феномена;
глухой человек как член общества - макро социума; общность и своеобразие образа мира жизненных стратегий глухих и слышащих, их вза имоотношения; политика государства в отноше нии людей с недостатками слуха;
глухой человек как индивид микросоциум глухих; его самооценка; жестовый язык и культу ра глухих в системе естественных языков челове чества и общечеловеческой культуры (Зайце ва Г.Л. История глухих: предмет и объект // Мат риалы Первого Московского симпозиума по исто рии глухих. М. 1997) и др.
Можно сказать, что история глухих отвечав на определенный " социальный заказ". Глухи больше не желают и далее быть объектами патер налистской опеки, не хотят терпеть пренебрежи тельное отношение к жестовому языку, наруше ния их прав на беспрепятственное получение ин формации... И историк обращается к прошлому.
Что же является объектом истории глухих? " Сообщества глухих" во времени и в пространст- ве? Это верно для историка, изучающего сообще- ство глухих, так сказать, изнутри. Предметом для него может быть, допустим, развитие жестового языка или борьба глухих за гражданские права. Для историков, изучающих сообщества глухих (предмет) с внешней точки зрения, объектом вы- ступает само общество, его менталитет, отноше- ние к " аномальным" в ту или иную эпоху.
История глухих - молодая дисциплина. Можно выделить основные направления изучения исто- рии: проблемы методологии истории глухих как научной дисциплины; социологические и фило- софские аспекты глухоты; возникновение и разви- тие обществ глухих; история обучения глухих; про- блемы общения, жестового языка и перевода; культура глухих; жизнь и творчество отдельных глухих. Такая классификация приведена в статье Комаровой А.А. " Развитие исследований по исто- рии глухих" (Материалы Первого Московского симпозиума по истории глухих).
Г.Л. Зайцева полагает, что при анализе мате- риалов по истории глухих могут оказаться продук- тивными методологические подходы, разработан- ные историками школы " Анналы".
Одним из главных принципов " Анналов" явля- ется стремление воспроизвести " видение мира" людьми прошлого - " ментальность". В истории монтальностей " культура" интерпретируется как Образ жизни и мышления людей данной социаль- ной общности. Предлагается антропологическое исследование истории: человек изучается не в ка- честве внешнего объекта, а как действующий, мыслящий и чувствующий объект. Для извлечения информации о глухих людях в прошлом требуется тщательная проработка различного рода источни- ков - с учетом ментальностей людей, создавших
изучаемые историком источники. Плодотворным для изучения истории сообществ глухих является также использование методов феноменологиче- ской социологии.
Особое место занимает так называемая " устн история", т.е. запись на видео устных рассказов, вос- поминаний о тех или иных переживаниях событий и " состояний Deaf body (глухого человека)".
В наше время большинство историков пришло к признанию полицентричности окружающего ми ра, плюральности типов мышления, множествен- ности методов и подходов познания прошлого и настоящего. В 1990-х гг. " уравнение в правах" всех концепций (лозунг постмодерна - " признание дру- гого") послужило поводом к оживлению некото- рых ранее принижаемых методов научного поис- ка. Специалисты по тендеру и историки-фемино- логи, исследователи истории и культуры черных жителей Америки и другие особое внимание уде- ляют изучению скрытых за языком стратегий вла- сти. Написаны тома " женских" историй, историй различных меньшинств. В том же потоке плывет и " корабль" истории глухих.
Э. Эриксон писал про негритянских писателей: " Они упорно отстаивают существующую, но не- проявленную, в каком-то смысле безгласную идентичность, которая не может пробиться сквозь заслоняющие ее стереотипы". Так и глухие исто- рики стремятся донести до людей голос своего со- общества.
Ряд историков, изучающих сообщество глу- хих, рассматривает историю принуждения глу- хих (имея в виду требования следовать культур- ным нормам слышащих) как особую страницу истории насилия. Исторически поведение глухих индивидов подвергалось особому контролю (нриравнение к умалишенным, поражение в гра- жданских правах и проч.). Но это не только ис- тория " угнетения" слышащими и " борьбы про- тив дискриминации", но и форм согласия глухих людей со своим подчиненным статусом, их под- сознательной " помощи угнетателям" в воспроиз- водстве поведенческих моделей и соответствую- щих структур господства.
Очевидно, что история и культура глухих пред- стают как социальные явления, новые феномены общественного сознания и новые области научно- го знания. А раз так, то вполне естественно вклю- чение этих материалов в содержание образования глухих, как и произошло в зарубежных странах, да и в России (Билингвистическая гимназия и Центр образования № 1406 в Москве).
В Галлодетском университете существует ка-1 фсдра " Deaf Studies" - " Изучение проблем глухоты и ! глухих людей" или короче: " Исследования глухих" (известные аналоги - Woman's Studies - женские ис- | 'юдования, Black Studies - исследования афроамери- I (в некой культуры, которые проводятся во многих вузах США), здесь с 1986 г. ведется исследователь- (к ля работа и читается отдельный курс " История со- пищества глухих Америки". Во многих школах-ин- к-рнатах для глухих США преподаются отдельные элементы " Deaf Studies". Рекомендации для подоб- ных учебных курсов начали разрабатываться в пер- Юй половине 1980-х гг. А с 1991 г. в этом универси- iос регулярно проводятся конференции по пробле-
ме, и после каждой - а всего их состоялось пять - выпускались книги с докладами участников.
Кто они - глухие? Просто группа инвалидов, имеющих потери слуха и речевые проблемы? Или некая квази-этническая общность с определенным набором " культурных параметров"? Всех ли глу- хих можно отнести к " культурно-лингвистическо- му меньшинству"? Как влияют социально-психо- логические стереотипы восприятия слышащими людьми глухого человека на " интеграцию" пос- леднего в общество? Можно ли полагать эндога- мию у глухих индикатором их культурной соли- дарности? Эти и другие вопросы являются предме- том рассмотрения подобных исследовательских программ и соответствующих курсов. В США про- граммы " Deaf Studies" включают в сферу своих ис- следований широкий диапазон вопросов (в том числе язык, образование, историю, искусство, ли- тературу, социологию и антропологию и др.), рас- сматриваемых внутри специфической культуры глухих - культуры меньшинства внутри доминант- ной культуры. Особую роль в " Deaf Studies" игра- ют идеи постструктурализма и деконструктивиз- ма. Постмодернистское сознание отвергает бинар- ную логику, логику господства, инструментализм, принцип строгой организованности и иерархиче- ской упорядоченности социальных структур.
Главная цель " Deaf Studies" - лучше понимать жизнь глухих людей, чтобы улучшить ее. Методо- логия " Deaf Studies" - признание права глухих лю- дей быть иными; признание глухих как людей, принадлежащих к особой культурной и лингвисти- ческой группе; утверждение принципа равного до- ступа людей с недостатками слуха к языку, образо- ванию, информации и различным службам; и на- конец, вовлечение глухих людей как активных участников в процессы принятия решений, воздей- ствующих на их судьбу.
" Deaf Studies" - не о " глухоте", не о неспособ- ности слышать и не о недостатках глухих людей. И не о лечении глухоты, и не о помощи глухим стать слышащими. " Deaf Studies" имеет дело с реальны- ми жизнями глухих людей, их достижениями, их языком и культурой, с тем, как они воспитывают глухих детей, развивают культуру сообщества. Глухие - не больные, а личности с уникальным жизненным опытом и потребностями! Главная цель подобных курсов для глухих учащихся заклю- чается в воспитании и укреплении у них чувства идентичности и развитии чувства собственного до- стоинства. Изучая этот предмет, глухие дети и взрослые имеют возможность выразить свои чув- ства и освободиться от " институализированного" взгляда об их неспособности жить продуктивной жизнью. Чтобы глухие люди могли делать выбор, они должны знать свое наследие.
Содержание каждого варианта учебного курса " Deaf Studies", предлагаемого в различных учеб- ных заведениях США, своеобразно.
Программа в Кендалл-школе (при Галлодет- ском университете) рассчитана на три года обуче- ния по шести основным направлениям: культурная идентификация, американский жестовый язык, ис- тория глухих, коммуникация, культура американ- ких глухих, социальные изменения, влияющие на | ишь глухих. Первый год обучения посвящен изу-
чению американской культуры глухих и идентич- ности; второй год - анализу американского жесто- вого языка и других средств коммуникации; тре- тий год - изучению истории и влияния социальных изменений на жизнь глухих.
В ряде школ " Deaf Studies" интегрированы в программу " Социальные науки".
В Рочестерском техническом институте для глу- хих С. Кармел ведет курс " Deaf Heritage" (" Насле- дие глухих"), рассчитанный на 30 часов. Учащиеся не только слушают лекции, но и много работают с книгой глухого профессора Дж. Гэннона " Наследие глухих", а также со справочной литературой. Они готовят доклады, выполняют практические задания, анализируют своеобразие культуры глухих (этике- та, юмора, изобразительного искусства и т.д.) Надо подчеркнуть, что данный курс является частью об- щего курса социальной антропологии.
В Галлодетском колледже с 1986 г. читается курс " История Американского сообщества глу- хих". После введения следует экскурс в историю обучения глухих в Европе, затем учащиеся " пере- бираются за океан", на остров Martha's Vineyard (Мартаз Вайньярд) близ Бостона, на котором глу- хие два столетия назад составляли необычайно вы- сокий процент населения; далее, после темы " Кор- ни сообщества", студенты последовательно прохо- дят историю глухих США. В этом же колледже чи- таются курсы " Deaf studies".
Успешно преподается курс " Жестовый язык и история глухих" в Московской билингвистической гимназии, где наряду с изучением жестового языка рассматриваются различные вопросы субкульту- ры глухих людей, истории глухих, борьбы глухих за свои гражданские права и признание статуса же- стового языка и др.
Третий год один из авторов настоящей книги ведет факультатив " История глухих" в Центре об- разования № 1604 (г. Москва). Накопленный опыт обобщен в пособии " Информационные материалы и методические рекомендации к изучению истории глухих".
|