Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые попытки индивидуального обучения






Обучение глухих было начато с расширения
деятельности медицинских и естественных фа-
культетов европейских университетов, в которых
исследователи проявили научный интерес к проб-
леме глухонемоты.

В книге " Об открытии диалектики" (публ. 1538)
нидерландец Рудольф Агрикола (1443-1485) писал:
" Как это ни удивительно, но я своими глазами ви-
дел, как один с детства глухой и, стало быть, немой
выучился все понимать, что другой писал и даже
умел записывать все свои мысли последовательно и
точно так, как будто он умел говорить". Он одним
из первых пришел к выводу, что для обучения глу-
хих требуется специальная педагогическая подго-
товка.

Джироламо Кардано (1501-1576) - ученый-эн-
циклопедист, выдающийся медик - предложил фи-
зиологическое объяснение причин глухоты и не-
моты, а также разработал классификацию неслы-
шащих. Его старший сын был глух на одно ухо,

сам ученый заикался. Кардано считал, что не до
таток одного чувства не обязательно влечет ос
лабление умственных способностей, глухие вполн
поддаются обучению. Он выразил мысль, хот
письмо ассоциируется с речью, а та - с мыслью
письмо (доступное глухому) и идеи могут быть свя
заны напрямую - без посредства звуков.

Можно сказать, что именно Кардано заложил
теоретические основы воспитания и обучения глу-
хонемых детей. Свои взгляды на воспитание и обу
чение глухонемых детей Д. Кардано изложил
трактате " О тонкостях" (1550). Он пришел к за
ключению: глухота является причиной немоты.
Такое понимание патологии глухонемоты наноси-
ло удар по существовавшему в средние века мне-
нию, что немота объясняется неправильным уст-
ройством органов речи.

Д. Кардано предложил делить глухонемых на
три вида: а) глухие от рождения; б) рано поте-
рявшие слух (до приобретения речи); в) поздно
оглохшие. Он же впервые высказал мнение, что
звуковые волны могут быть переданы в цент-
ральную нервную систему через костную прово-
димость.

Д. Кардано (вместе с Фабрициусом Аквапен-
денте) пришел к выводу, что овладение речью у
глухонемых не может осуществляться естествен-
ным путем, а поэтому необходимо специально ор-
ганизованное обучение. Он полагал целесообраз-
ным умственное развитие глухонемых посредст-
вом обучения их речи в письменной форме: " Мы
можем достигнуть, чтобы немой путем чтения и
путем письма говорил".

Соотечественники Д. Кардано - анатомы и фи-
зиологи Габриэлло Фаллопио (1523-1562), Барто-
ломео Эустахио
(15247-1574) (вспомните евстахие-
ву трубку), Констанцо Варолия (1543-1575), Фаб-
рициус Аквапенденте
(1537-1619) и Франческо
Лана Терци
(1631-1687) изучили и представили
анатомическое описание строения и функциониро-
вания органов слуха. Однако странно, что ни
Д. Кардано, ни перечисленные ученые не предпри-
няли серьезных попыток учить неслышащих (за
исключением Лана Терци).

Впервые систематическую индивидуальную
помощь детям с нарушениями слуха начали оказы-
вать в испанских монастырях. Иллюстрацией мо-
жет служить отрывок из " Английской испанки"
Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616):

" Два года с небольшим продолжалась эта бо-
лезнь, а потом один монах ордена святого Иеро-
нима, с удивительным искусством и ловкостью
учивший немых изъясняться и понимать чужую
речь и излечивавший людей от сумасшествия,
сжалился над несчастным и, приступив к делу, ус-
пешно и полностью достиг своей цели, вернув
бедняге прежнюю силу суждения, разум и связ-
ность мыслей".

Известно немало фактов, когда люди с отсут-
ствием слуха достигали значительных успехов в
различных сферах деятельности. Например, при-
дворный художник короля Филиппа II Хуан Фер-
нандес Наваретта (1526-1579), известный под про-
звищем " Эль Мудо" - немой, потерял слух в два с
половиной года. Он воспитывался в монастыре ля
Эстрелла ордена Св. Иеронима в Логроно. Он хо-

рошо изъяснялся знаками, писал, читал, знал ист
рию и Библию. Викенте де Санто Доминго обучи
его основам живописи, образование Фернанд
продолжил в Италии, где пробыл 20 лет.

Но первым учителем глухих считается бенеди
тинский монах Педро Понсе де Леон (15207-158
из монастыря св. Сальвадора, расположенном н
далеко от Бургоса, который впервые предприн
попытку обучить глухонемых речи. Он снача
обучал письму и речи глухого аристократа Гасп
ра Бургоса. А далее...

В одном из знатнейших семейств Испании (Be
ласко) глухота передавалась из поколения в пок
ление. После рождения в этой семье двух глух
сыновей возникла угроза отчуждения в пользу к
роля недвижимости и земель семейства, так ка
человек, не умеющий говорить, не признавался на
следником или завещателем. Глухие братья Фра
циско и Педро де Веласко были сыновьями ко
стебля Кастилии (у него потом родился слышащ
наследник Иниго Фернандес). Глухими были и
сестры Каталина и Бернардина. Они были отдан
на воспитание в монастырь св. Сальвадора, где мс
нахи владели жестовым языком бенедиктинце
Под руководством Педро Понсе де Леона дети
нарушением слуха овладевали не только письмо
счетом и чтением на родном языке, но также ла
тынью и греческим языком. Франциско де Вел
ско умер молодым, а его брат Дон Педро де Вел
ско (15407-1572) прожил дольше и позже писа
" Так как я был мал и глуп, как камень, то я учи
ся вначале списывать то, что писал учитель; пото
я записывал все кастильские слова в маленьку
книжечку; после я выучился читать по складам и
выговаривать отдельные буквы и слова со всей
возможной для меня силой, причем у меня изо рта
обильно текла слюна. Потом я начал читать исто-
рию и в 10 лет прочитал историю всего света. По-
том я учился по-латыни".

Из официального отчета Понсе: " Я получил
учеников, глухих и немых от рождения, являющихся
сыновьями знатных людей, которых я учил гово-
рить, читать и считать; молиться, помогать при про-
ведении мессы, осваивать доктрины христианства; а
также знать, как исповедоваться самостоятельно с
помощью речи; некоторые из них освоили латынь,
другие - латынь и греческий, они понимают италь-
янский; один ученик был посвящен в сан, имеет при-
ход и отправляет службы; кроме того, ученики по-
лучили знания по натуральной философии и астро-
логии; один добился успехов в управлении поместь-
ем; еще один вступил в армию, и в дополнение к дру-
гим своим достижениям освоил все виды оружия,
стал превосходным наездником. И сверх того, неко-
торые ученики стали великими знатоками истории
Испании и других стран, сведущими в науках, поли-
тике и дисциплинах, в возможности освоения кото-
рых Аристотель им отказал" (Winzer М.А. The histo- j
ry of special education: from isolation to integration.
Washington, 1993). Дату составления этого отчета
(1578) принято считать началом истории сурдопеда-
гогики. На могильном камне Понсе вырезано: " Пед-
ро Понсе обучал глухих и немых, хотя Аристотель
утверждал, что это невозможно".

Понсе обучил около 10 человек. Две сестры
Веласко стали монахинями. Глухой сын главного

судьи Арагона дон Гаспар де Гурреа стал прекрас-
ным переписчиком рукописей и хорошим миниа-
тюристом и был оставлен в сакристии монастыря.
Однако речь даже у хороших учеников была " ме-
ханическая", а лучший ученик Педро де Веласко
говорил " сильно запинаясь" и при посещении род-
ственников общался с ними с помощью ручной аз-
буки.

Педро Понсе де Леон сыграл огромную роль в
изменении официального отношения к глухим.
\ Испанское духовенство и дворянство начало при-

/ знавать интеллектуальную состоятельность обра-

\ зованных глухонемых.

После П. Понсе попытки индивидуального

обучения глухонемых детей предприняли Хуан
Пабло Боннет
(1579-1633), служивший секрета-
рем у констебля Кастилии, и Рамирес де Каррион
(1579-1652), у которого в 1615-1619 гг. учился вну-
чатый племянник учеников Понсе Луис де Вела-
ско (1610-1664), оглохший на третьем году жизни.
Свой опыт Боннет изложил в трактате " О приро де звуков и искусстве научить глухого говорить",
изданном в 1620 г. в Мадриде. Первая часть книги
* посвящена обучению произношению, фактически
это был первый в мире текст, посвященный фоне-
тике, которая лишь в XIX в. стала наукой. Во вто-
рой части детально описаны методы обучения глу-
хих речи и языку. Обучение у Боннета в Испании
начиналось с письменной речи. Для объяснения се-
мантики слов использовались наглядные средства,
дактилология и " мимико-жестикуляторная" речь.
Потом шло обучение устной речи: в своем руко-
водстве Боннет описывает образование каждого
звука и устанавливает функции звукопроизводя-
щих органов. Схема: " письменные буквы - дак- ■
тиль - звуки речи - обучение чтению" стала назы- у
ваться " испанским методом".

Эммануэль Рамирес де Каррион обучал глухо-
го аристократа маркиза Присго. Свой метод он
описал в книге " Чудеса природы", опубликован-
ной в Мадриде в 1629 г.

Йохан Бон (1640-1718) в своей книге по анато-
мии, изданной в Лейпциге (1686), опроверг теорию
античных мыслителей, гласившую, что слух и не-
мота вызваны связью лицевых и слуховых нервов.

В XVII в. в Испании была начата разработка
физиологии органа слуха (дю Верней), появились
первые клиники ушных болезней. Получены экс-
периментальные данные в пользу того, что у глу-
хонемых имеется нормальный звукопроизноси-
тельный аппарат, а следовательно - они могут ов-
ладевать речью. Ряд врачей, занимавшихся проб-
лемами глухонемоты, сами пытались практически
обучить глухонемых. Тогда же наметилось два на-
правления в теории и практике индивидуального
обучения глухонемых детей: одно из них условно
было названо английским (развитие положений
испанской школы), другое - голландским (обучен^
ние исключительно с помощью устной речи).

В 1623 г. Испанию посетил принц Уэльский в
сопровождении сэра К. Дигби; последний встре-
тился и пообщался с глухим Луисом де Веласко.
Кенелм Дигби описал встречу с учеником Каррио-
на в книге " Treatise on the nature of bodies" (1644):
Луис де Веласко говорил ясно и разборчиво, но
монотонным голосом. А принц, став позже коро-

лем Чарльзом I, издал распоряжение (1662), пре
писывающее Лондонскому Королевскому Научи
му Обществу организовать специальные исслед
вания в области природы языка и речи, в результ
те таких исследований появилось немалое чис
работ, посвященных проблеме глухоты. Это бы
в основном философские и филологические тр
таты, в которых опыт обучения глухих служил и
люстрацией к авторским теориям " искусствен!!
речи.

Джон Уоллис (1616-1703) - профессор геоме
рии Оксфордского университета, один из основ
телей Королевского Научного Общества, успеш
обучал 25-летнего Даниэля Вэли, которого
1662 г. представили Научному Обществу, а также
королевскому двору. Его речь была понятной, хо
тя и " глухой". Свои взгляды на обучение глухо! к-
мых Уоллис изложил в книге " Рассуждение о речи
или картина гласных звуков" (1653). Джон Уоллис
и врач Джон Булвер предложил приемы первых
этапов обучения произношению звуков. Но когда
они попытались использовать устную речь как
средство воспитания и обучения, то пришли к вы
воду, что " глухонемые дети выучиваются гово
рить механически, от такой их речи нельзя ждан,
практических выводов" (Дж. Булвер. Философуе
или друг глухонемых, 1694). Удобным средством
обучения Уоллис считал использование двуручной
дактилологии: " Усвоив ручную азбуку глухоне-
мых, учить языку так же, как и всех других детей,
только слышащие изучают звук на слух, а глухо-
немой изучает знаки на глаз". " Мимико-жестику
ляторную речь" он оценивал как значительное
средство в усвоении глухонемыми словесного язы-
ка и как средство, дающее возможность более глу-
бокого воспитания глухонемого ребенка. Уоллис -
отец письменного метода обучения глухих.

Больших успехов в индивидуальном обучении
глухонемых добились и другие члены Общества -
В. Холдер (1616-1698) и Дж. Далгарно (1626-1687).
Директор школы в Оксфорде Далгарно был сторон-
ником обучения глухонемых через игру.

Врач Джон Булвер (1614-1684) в 1648 г. издал
первую в Британии работу о глухих " философуе"
(" Друг глухого"), а затем в 1654 г. - " Хирология
или натуральная речь руками". Он заметил, что у
глухонемых даже в условиях семейного воспита-
ния формируется своеобразный язык, который да-
ет им возможность общаться со слышащими
людьми. Д. Булвер рассматривал " мимико-жести-
куляторную речь" как эффективное средство обу-
чения и воспитания глухонемых, в практической
работе придерживаясь тех же взглядов, что и
Х.П. Боннет. Он же выдвинул инициативу по орга-
низации в стране " Академии для немых". Это бы-
ла первая попытка созданияТосударственного уч-
реждения специального образования. Но проект
Ьулвера был отвергнут как " столь парадоксаль-
ный, удивительный и преувеличенный, что скорее
позабавил оппонентов, чем удовлетворил их стре-
мление к пониманию".

Двуручной алфавит, предложенный Уоллисом
в 1652 г., был напечатан в новелле Даниеля Дефо
" История жизни и удивительных приключений ми
стера Дункана Кэмпбелла" (1720). В первой главе
новеллы изображается жизнь глухого предсказа-

теля Кэмпбелла, очаровавшего лондонское обще-
ство, и дается описание метода Уоллиса.

Любопытно, что Генри Бэйкер (1698-1774
натуралист, член Королёвского Общества, жена*
тьГй на дочери Дефо Софи, после прочтения книги
воспылал интересом к обучению глухих. Начал он
с глухой дочери родственника Джэйн Форестер, а
после первых успехов " переквалифицировался" в
приходящего учителя глухих. Считается, что Ген-
ри Бэйкер был первым профессиональным учите-
лем глухих.

В XVII-XVIII вв. довольно удачные попытки
индивидуального обучения глухих предпринимали:
швейцарский врач, работавший в Нидерландах,
И.К. Амман (1669-1724), химик из Фландрии ба-
рон ван Хельмонт (1614-1699) - в Нидерландах;
профессор риторики Лана-Терци (1631-1687) - в
Италии; Г. Вильям (1615-1696), Г, Рафель
(1673-1740), И.Л.Ф. Арнольди (1737-1783) - в Гер-
мании и др.

Врач и химик барон ван Хельмонт в 1667 г.
издал книгу " Краткое описание натурального ал-
фавита святого языка, с помощью которого рож-
денные глухими могут понимать и говорить". На ос-
нове изучения положения речевых органов им
создано 36 медных гравюр с изображением поло-
жения органов речи при произнесении различных
звуков. Позже он создал гипсовые фигуры, изо-
бражавшие то же самое, но только в объемном
плане (у испанца Боннета наглядная модель пред-
ставляла собой гибкий " кожаный язык"). Следует
отметить, что ван Хельмонт верил в метафизиче-
ское происхождение языка и, считая еврейский
язык натуральным языком человечества, пы-
тался демонстрировать, как форма и вид каждой
буквы еврейского алфавита преобразуются в по-
ложение органов речи при произношении. Он да-
же пытался учить своих глухих учеников еврей-
скому языку. A /

Иоганн Конрад Амман считается основопо-
ложником теории обучения глухонемых устной
речи. Изданный им труд " Говорящий глухонемой
или способ, по которому можно глухонемого нау-
чить говорить" (1692) оказал значительное влия-
ние на развитие теории и практики обучения глу-
хонемых в западноевропейских странах.

Амман полагал, что основным принципом обу-
чения и воспитания глухонемых должно быть обу-
чение устной речи, которая, по его мнению, пред-
ставляет собой как единственную форму мышле-
ния, так и средство общения глухонемых. Исходя
из этого принципа, Амман сформулировал и вто-
рой принцип: устная речь в процессе воспитания и
обучения глухонемых - это и средство, и цель обу-
чения.

Амман считал, что глухонемой ребенок оста-
ется вне влияния на него окружающей социальной
среды: " Какая глупость в глухонемых, как мало
они отличаются от животных... С того времени,
как я начинаю обучать подражать речи, я создаю
ум глухонемого, так как до обучения он представ-
ляет собой " tabule rasa" (" чистую доску")". Амман
был убежден, что речь, " представленная знаками и
жестами", " низменна и ограничена", и оплакивал
" жалкое положение тех глухих индивидуумов, ко-
торые вынуждены употреблять подобные вещи".

теля Кэмпбелла, очаровавшего лондонское обще-
ство, и дается описание метода Уоллиса.

Любопытно, что Генри Бэйкер (1698-1774
натуралист, член Королёвского Общества, жена*
тьГй на дочери Дефо Софи, после прочтения книги
воспылал интересом к обучению глухих. Начал он
с глухой дочери родственника Джэйн Форестер, а
после первых успехов " переквалифицировался" в
приходящего учителя глухих. Считается, что Ген-
ри Бэйкер был первым профессиональным учите-
лем глухих.

В XVII-XVIII вв. довольно удачные попытки
индивидуального обучения глухих предпринимали:
швейцарский врач, работавший в Нидерландах,
И.К. Амман (1669-1724), химик из Фландрии ба-
рон ван Хельмонт (1614-1699) - в Нидерландах;
профессор риторики Лана-Терци (1631-1687) - в
Италии; Г. Вильям (1615-1696), Г, Рафель
(1673-1740), И.Л.Ф. Арнольди (1737-1783) - в Гер-
мании и др.

Врач и химик барон ван Хельмонт в 1667 г.
издал книгу " Краткое описание натурального ал-
фавита святого языка, с помощью которого рож-
денные глухими могут понимать и говорить". На ос-
нове изучения положения речевых органов им
создано 36 медных гравюр с изображением поло-
жения органов речи при произнесении различных
звуков. Позже он создал гипсовые фигуры, изо-
бражавшие то же самое, но только в объемном
плане (у испанца Боннета наглядная модель пред-
ставляла собой гибкий " кожаный язык"). Следует
отметить, что ван Хельмонт верил в метафизиче-
ское происхождение языка и, считая еврейский
язык натуральным языком человечества, пы-
тался демонстрировать, как форма и вид каждой
буквы еврейского алфавита преобразуются в по-
ложение органов речи при произношении. Он да-
же пытался учить своих глухих учеников еврей-
скому языку. A /

Иоганн Конрад Амман считается основопо-
ложником теории обучения глухонемых устной
речи. Изданный им труд " Говорящий глухонемой
или способ, по которому можно глухонемого нау-
чить говорить" (1692) оказал значительное влия-
ние на развитие теории и практики обучения глу-
хонемых в западноевропейских странах.

Амман полагал, что основным принципом обу-
чения и воспитания глухонемых должно быть обу-
чение устной речи, которая, по его мнению, пред-
ставляет собой как единственную форму мышле-
ния, так и средство общения глухонемых. Исходя
из этого принципа, Амман сформулировал и вто-
рой принцип: устная речь в процессе воспитания и
обучения глухонемых - это и средство, и цель обу-
чения.

Амман считал, что глухонемой ребенок оста-
ется вне влияния на него окружающей социальной
среды: " Какая глупость в глухонемых, как мало
они отличаются от животных... С того времени,
как я начинаю обучать подражать речи, я создаю
ум глухонемого, так как до обучения он представ-
ляет собой " tabule rasa" (" чистую доску")". Амман
был убежден, что речь, " представленная знаками и
жестами", " низменна и ограничена", и оплакивал
" жалкое положение тех глухих индивидуумов, ко-
торые вынуждены употреблять подобные вещи".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал