Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество и глухие после Второй мировой войны






С начала XX столетия до 1970-х гг. развитые
государства проходят путь от понимания необхо-
димости специального образования детей с откло-

нениями в развитии до осознания необходимо
предоставить образование всем таким детям. '
было время совершенствования и дифферен
ции национальных систем образования, стано
ния новых типов специальных школ и новых ти
специального обучения.

Конец 1960-х - начало 70-х гг. ознаменовал
социально-педагогическим движением в подде
ку социальной и педагогической интеграции,
вящим целью предоставление всем детям с особ
ностями в развитии равных прав на получение о
разования " в общем потоке" с их сверстниками
общих школах и т.д. Эти идеи возникли в конт
сте развития открытого гражданского общее
общественного противостояния идеям дискри
нации людей по расовому, половому, возрастав
политическому, религиозному, этническому и дру-
гим признакам. Формируется новая культурная
норма - уважение к различиям между людьми, но-
вое понимание мира как сообщества, включающе-
го различные микросоциумы. Специальные шко-
лы признаются учреждениями сегрегационными, а
изолированная от массовой система специального
образования - дискриминационной; общество ста-
ло рассматривать помещение ребенка в специаль-
ную школу как нарушение его прав и " навешива-
ние социального ярлыка" (см. Малофеев Н.Н.
Специальное образование в России и за рубежом.
Часть I. Западная Европа. М. 1996). Направление
ребенка в специальную школу (интернат) воспри-
нимается как попытка его изоляции от родителей,
сверстников, полноценной жизни. В докладе " Пра-
ва человека и инвалидность" (1991) Комиссии по
правам человека ЮНЕСКО (раздел III " Предрас-
судки в отношении инвалидов и их дискримина-
ции') отражена официальная позиция европейско-
го сообщества: "...в большинстве случаев инвалид-
iii»и» сама по себе не служит препятствием, дис-
криминация - вот что мешает ребенку получить
образование в общей системе. В ряде случаев за-
конодательными нормами предписывается детям-
ин пал идам в обязательном порядке посещать спе-
циальные школы, что является официальной сег-
регацией".

В 1975 г. Организация объединенных наций
приняла Декларацию " О правах инвалидов". Демо-
кратические изменения в отношении общества к
цям с особенностями в развитии нашли свое от-
ражение также в соответствующих законах, при-
нятых парламентами многих государств. Согласно
ним законам глухие дети получили право обу-
читься в массовых школах. Сторонники интегра-
ции полагали, что в среде нормально слышащих
де гей они, находясь в ситуации, требующей посто-

I о словесного общения, смогут получить рав-

MOI со слышащими образование. Но на самом деле

■ и | унция еще более осложнилась, поскольку фак-
hi |i нарушения слуха никуда не исчез. Развитие ре-
чи г nyxoгo ребенка даже при раннем начале обуче-
ни I i использованием звукоусиливающей аппара-

■ | на не идентично речевому развитию его слышащего сверстника; глухие, даже с хорошо развитой

тесной речью, испытывают серьезные затруд-
ния в восприятии устной речи слышащих сверст-
ков. Многие глухие учащиеся и выпускники мас-
тных школ оказываются в социальной изоляции,

.к. при трудностях общения со слышащими они
имеют тесных контактов с другими неслышащ
ми, а следовательно - не реализуется провозгла
Jшенный принцип " максимальной социально,
эмансипации". При организации обучения глухих
совместно со слышащими возникает множестве
сложных вопросов.

В качестве одного из путей создания более бла
гоприятных условий для обучения глухих в обыч
ных школах было предложено использование жес-
тового перевода. Право глухих на помощь перевод
чика, целесообразность использования жестовоп
перевода в условиях интегрированного обучения от
стаивают сторонники " социокультурной" концеп-
ции глухоты, которые считают, что те глухие люди,
которые идентифицируют себя как членов микро-
социумов глухих, имеют право получать образова-
ние на родном жестовом языке. Так понимают идею
равенства глухих в социуме большинство нацио-
нальных ассоциаций глухих, Всемирная федерация
глухих, многие сурдопедагоги.

Таким образом, с одной стороны, распростра-
няются интегративные подходы к обучению, с дру-
гой - результаты интеграции подвергаются крити-
ческому осмыслению, обсуждается полезность и
целесообразность интеграции для большого числа
детей с отклонениями в развитии. В начале
1980-х гг. была сформулирована новая концепция -
" билингвистический подход" в обучении глухих.
Если интеграция демонстрирует реализацию прав
ребенка с отклонениями в развитии на обучение в
общем потоке, то билингвистический подход
демонстрирует реализацию права глухих на

те иную культуру, собственный язык, систему
поучения, преследующую воспроизводство этой
• \ п.туры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал