Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Служения глухим.
Уже в первые годы существования училища глухонемых в Павловске императрица Мария Фе- доровна озабочивалась религиозным просвещени- ем воспитанников, о чем свидетельствуют ее пись- ма аббату Сикару в Париж. В 1816 г. Мария Федо- ровна подарила на содержание училища 256 тыс. рублей. По ее воле в 1817 г. У Красного моста было куплено здание, в которое после перестройки в 1820 г. Переехало училище. В здании архитек- тор П .С. Плавов устроил домовую церковь пг»!
Щение которой состоялось 19 ноября 1821 г честь апостола Павла. Запрестольное " Распятие" для нее написал в 1822 г. глухонемой художник Степан Сергеев. После пожара в 1840 г. новая цер- ковь на 3-м этаже в центральной части корпуса на Гороховой улице была освящена в 1844 г. Сюжеты с описанием 12 праздников для иконостаса нарисовал глухонемой учитель рисования Александр Ьеллер.
Смысл богослужения, порядок служб учени- кам объясняли на уроках Закона Божьего и в осо- бых " беседах" (утвержденных в 1859 г.) при помо- щи жестов, дактиля и письма. В период мимиче- ского обучения на Всенощной один из воспитанни- ков " читал" на пальцах Великое Славословие, а на литургии - Символ веры и Молитву Господню, то- гда как остальные следили за ним, творя поклоны. Так же " произносились" положенные молитвы при причастии. Воспитанники читали жестами также молитвы утренние, вечерние, перед и после еды, перед учением и после. С 1838 до 1875 гг. за- коноучителем в училище служил священник Алек- сандр Братолюбов, переведенный потом в Петро- павловский собор. Протоиерей Александр Брато- любов в 1872 г. издал " Пантомиму молитв или описание мимических молитвенных знаков с при- ложением ручной азбуки", в которой изложил опыт перевода молитв на жестовый язык. Он был также автором первого учебника по Закону Бо- жию для глухонемых. Только в конце XX в., когда чистый устный метод вытеснил " мимический", бо- гослужения в церкви при училище перестали со- провождаться жестами, вследствие чего религиоз- но-нравственное воспитание глухонемых лиши-
лось глубины, а Закон Божий свелся к формально- му заучиванию материала.
В Санкт-Петербургское училище приглаша- лись и законоучители римско-католического и лю- теранского вероисповедований для занятий (раз ■ неделю) с детьми инославных исповеданий.
При директоре Ф.А. Pay при Арнольдо- Третьяковском училище в память покойного по печителя училища П.М. Третьякова была устро ена церковь во имя преподобного Павла Латрип ского. В училище велись занятия по закону Бо- жию, а для способных детей давались уроки ико- нописи. При Мариинском училище глухонемых в Мурзинке имелась церковь в честь апостола Филиппа.
Надо заметить, что в XIX и в начале XX вв. по инициативе православных священников было от- крыто немало школ для глухонемых (Харьков, Перерва, Верхотурье, Уфа, Немда, Вязники и др.), а религиозно-нравственному воспитанию глухих уделялось особое внимание.
20 августа 2000 г. иеросхимонах Серафим Вы- рицкий (Муравьев) в сонме новомучеников и исповедников Российских был причислен к лику святых.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (1865-1949) был последним духовником Александ- ро-Невской лавры. Его служение выпало на тяже- лое время революций, гонений на христиан и бло- кады Ленинграда. Последние годы жизни он про- вел на станции Вырица. Там однажды и произош- ло чудо исцеления глухой от рождения девочки, о котором пишет Дмитрий Балашов:
" Жила в Вырице женщина (Александра) с тре- мя детьми. В Бога не верила. После войны муж не вернулся с войны. Ей посоветовали: " В поселке жи- вет старый монах, который предсказывает - спроси у него, может быть скажет, что с мужем". Пошла она к старцу вместе с глухонемой дочерью восьми лет. Ждать пришлось довольно долго. Але- ксандра стала уже нервничать, порываясь уйти. Наконец, зашла в келью к батюшке, постояла и ничего не спросила. Старец махнул ей рукой: " Иди". А девочке захотелось поближе подойти к дедушке, тем более старец что-то говорил, обра- щаясь к ней. Она показывала знаками, что не слы- шит и не понимает. Неожиданно старец заплакал и долго смотрел куда-то вверх. Девочке стало его жаль и она подошла поближе, тогда старец взял со стола конфету (яблоко), подал ей, и девочка громко сказала: " Спасибо". Батюшка обратился к ней: " Иди, скажи: извините, что я задержала дедушку". Девочка вышла из кельи и произнесла эти слова.
Александра рассказывала впоследствии: " Бо- же, мой! Я как услышала свою дочь говорящей, она ведь родилась глухонемой, прибежала в келию старца и упала на колени: " Батюшка, простите! ". Он сказал строго: " Ты в Бога не веришь, пришла ко мне как к гадалке. Я не гадаю, а молюсь, вот Гос- подь дал, чтобы твоя дочь исцелилась. Так вот, не забывайте об этом, я скоро отойду, приходите на могилку, только не забывай, приходи! Ты хотела узнать о своем муже — он жив и вернется...".
|