Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глухие среди слышащих 1 страница
" Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не луч- ше других людей, он несет в себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенст- вования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам''51
В отличие от слепых людей глухой в окруже- нии слышащих находится в положении иностран- ца, лишенного языка. Люди ценят тех, с кем легко общаться, поэтому мало кто желает заговаривать с глухими. У многих при знакомстве с глухим пер- вая реакция обычно негативна: слишком уж не- привычно, когда человек не понимает речь и пло- хо говорит, - слабоумный, что ли? Жесты и мими- ка глухого, пытающегося что-то сказать, непри- вычны для человека, плохо знакомого с глухими. В детстве глухих могли передразнивать слышащие сверстники. Оттого и окружающий мир глухому не всегда кажется дружелюбным. Социологиче- ское исследование, проведенное B.C. Собкиным (1997), показало, что "...для глухого подростка рас- ширение социальной среды связано с усилением фиксации на своем дефекте, поскольку среда час- то оказывается агрессивной к нему именно в связи с его физическим дефектом, и тем самым культи- вирует этот дефект как дефект социальный. Более
Флери В.И. " Глухонемые...". С. 24.
того, с возрастом глухие школьники все реже фи- ксируют позитивное отношение к себе социально- го окружения".
Трагична и судьба одной из представительниц
династии Романовых.
Дочь Анны Леопольдовны, сестра императора Иоанна Антоновича, Екатерина потеряла слух в детстве: как раз в ночь переворота Елисаветы Пе- тровны, когда ей было всего 4 месяца, солдаты уронили ее на лестнице. Вместе с членами своего свергнутого семейства Екатерина находилась в за- точении в Холмогорах. О ней говорилось, что она: " несколько и глуха, и говорит немо и невнятно". В 1767 г. архангельский губернатор доносит в Моск- ву: " Екатерина весьма косноязычна и глуха, затем и ни в какие разговоры не вступает...". В 1776 г. ге- нерал-губернатор А.Н. Мельгунов в докладе для императрицы Екатерины II писал, что Екатерина " весьма косноязычна, братья и сестры общаются с ней по лицам... (т.е. жестами - прим. авт.)". С 1780 по 1807 гг. Екатерина жила в датском Горсенсе. В письме императору Александру I в 1803 г. она пи- сала: "...Я поболше несщаслива потому, что ниче- го не слышу, потому я потеряла совсем слышанья на восмом году жизни моей...".
Еще один пример из российской истории. Ту- гой на ухо с шести лет была младшая сестра Н.В. Гоголя - Ольга Васильевна. Она переписыва- лась с любимым братом.
Ольга Васильевна вспоминала на закате своей жизни: " Много я слез пролила через свою глухоту, часто мне доставалось, если я что невпопад отве- чала гостям, сестры конфузились мною. Как тяже-
ло мне было, но зато приучила себя: до тех пор не отвечать, пока не попрошу громко мне сказать; но, благодаря моему характеру, не предавалась своей скорби...".
Неслышащий аспирант МПГУ Павел Крыса- нов, опросив старшеклассников московских школ № 483 и № 22 для глухих и слабослышащих, уста- новил, что процесс вхождения неслышащих в об- щество сопряжен с рядом трудностей, в числе ко- торых: боязнь привлечения внимания к своему не- достатку, боязнь неадекватных реакций (в виде на- смешек и т.п.) со стороны слышащих, чувство дис- комфорта в процессе общения со слышащими по той причине, что слышащие от них отмахиваются или считают, что неслышащие все равно их не поймут, возникновение у слышащих раздражения по поводу недостатка слуха и речи и др.
На вопрос: " Что Вы считаете необходимым для достижения взаимопонимания между слыша- щими и неслышащими? " ответы глухих и слабослы- шащих старшеклассников представлены в табл. 9.
Важную роль в процессе социализации лиц с нарушениями слуха играет не только их социаль- но-психологическое самочувствие в обществе слы- шащих, но и уровень адекватности отношения слышащих к неслышащим, понимание слышащи- ми проблем, с которыми приходится сталкиваться глухим в процессе общения со слышащими. Ре- зультаты опроса, проведенного П. Крысановым среди студентов дефектологического и факульте- та педагогики и психологии МПГУ и стоматологи- ческого факультета МГМСУ, показали, что по от- ношению к неслышащим слышащие испытывают:
сочувствие (более 50% всех опрошенных); любо- пытство (более 30%); сострадание (менее 30%); жалость (менее 20%); равнодушие (менее 10%); удивление (менее 10%); уважение (5%); интерес
(5%); страх (5%); неприязнь (4%); преклонение
(1%); раздражение (1%).
На вопрос: " В случае непонимания неслыша-
щего собеседника Вы в процессе общения с
ним..." слышащие студенты ответили следую- щим образом: " пытаюсь понять" (более 30%); " делаю вид, что понял его" (26%); " испытываю чувство досады" (22%); " переспрашиваю" (11%); " испытываю чувство раздражения" (4%); " пыта- юсь сохранять спокойствие" (2%); " не общался с такими" (2%); " бывает по-разному" (2%); " отма- хиваюсь от него" (1%); " переписываюсь" (1%); " общаюсь как с равным" (1%); " зависит от те- мы" (1%). Вот из-за такого излишнего проявле- ния к ним сочувствия, любопытства, сострадания и т.п. лица с недостатками слуха испытывают чувство дискомфорта в процессе общения со слышащими.
" Общество считает глухих несчастными, - не основывается ли это общее мнение главным образом на нашей заботе о самих себе и своих ин- тересах, внушающей нам еще большую жалость к ним за то, что они не понимают, о чем мы гово- рим? ", - писал Николас Себастьян Роуч Чеймфорт (Англия).
Слышащие ошибочно полагают, что глухие жа- леют об отсутствии слуха, однако это верно только по отношению к лицам, утратившим слух не в ран- нем детстве. Заслуживает внимания мнение по это- му поводу Лорана Клерка, учителя первой в Амери- ке Хартфордской школы глухонемых: " Кто не имел ничего, тот ничего не терял, тому не о чем сожалеть; глухонемые никогда не слышали, нико- гда не говорили, следовательно, они не теряли ни слуха, ни речи и вследствие этого не могут сожа- леть ни о том, ни о другом; а кому не о чем сожа- леть, тот не может быть несчастным".
Ответы на вопрос, касающийся наличия у слы- шащих опыта общения с неслышащими, выгляде- ли так: " практически отсутствует" (52%); " недос- таточен" (39%); " достаточен" (10%). Большинство слышащих психологически не готовы к общению с неслышащими; только 15% опрошенных заяви- ли, что " достаточно информированы" о проблемах лиц с нарушениями слуха.
На вопрос, касающийся причин трудностей общения неслышащих со слышащими, ответы разделились таким образом: " непонимание" - 47%; " предвзятое отношение окружающих" - 3%; " негативное отношение со стороны слыша- щих" - 22%; " непонимание языка глухих" - 10%; " безразличие окружающих" - 5%; " боязнь глу- хих (со стороны слышащих)" - 3%; " нетерпи- мость слышащих" - 2%. Остальные не смогли ответить на этот вопрос.
Отношение слышащих к глухим меняется мед- ленно. Судите сами: директор фирмы " Мелфон" академик (!) Валерий Сироткин в интервью газете " Московская правда" (1994) заявил, что на Западе " практически нет глухонемых": " Вы можете встретить глухого человека, который прекрасно говорит на двух - трех языках, и вряд ли догадае- тесь, что у него плохой слух. Язык жестов - это ди- кость! " Об отсутствии глухонемых - откровенное вранье. Глухие полиглоты - очень большая ред- кость, и, как правило, они, зная языки, не говорят на них чисто и бегло. Если это слабослышащие, пользующиеся слуховым аппаратом, тогда совсем другое дело. А язык жестов... Что ж, мы не стесня- емся быть " дикарями".
У так называемых " слабослышащих" (вы ники школы для слабослышащих, лица, котор пользуются слуховым аппаратом, могут разгова вать по телефону и пр.) имеется свой опыт вхожде- ния в мир слышащих, общения с ними, в общем-то отличный от опыта глухих. Предлагаем Вашему! вниманию фрагменты сочинений студенток МПГУ:, " Как я чувствую себя в обществе слышащих и в об-; ществе глухих" (один из авторов настоящей книги ведет занятия в этом университете).
Из сочинения слабослышащей выпускницы московской школы для слабослышащих детей (по- теря слуха II—III степени) Светы П.:
" В основном моя жизнь связана со слабослы- шащими. Так уж получилось, что я общаюсь ре- чью и не очень хорошо знаю мимику. Мне легко общаться с такими же, как и я, слабослышащи- ми. Мне трудно понимать глухих, и им — меня то- же.... Со слышащими чуть проще, но и здесь меня часто охватывает страх: а вдруг тебя не пой- мут? А вдруг будут смеяться? У меня есть дру- зья, они хорошо ко мне относятся А вот зна- комиться с новыми людьми не могу, испытываю комплекс, теряюсь при вопросе: " А почему гово- ришь с акцентом? "... Очень жаль, что таким, как я, и мне не повезло, но надо стараться выжи- вать в обществе слышащих (они же везде!), не отрываться от общения с людьми и надеяться, что тебя правильно поймут, ведь ты - такой же человек, как и они, с головой, руками, с сердцем, душой... Мы ничем не хуже".
Пишет слабослышащая выпускница массовой школы Ирина П.:
" Поскольку я училась в массовой школе, име- ла друзей детства, одноклассников, которых я хорошо знаю, и которые хорошо знают меня, то только в их обществе я могу чувствовать себя свободно, легко, уверенно. Правда, новые знаком- ства мне даются с трудом, но этот барьер я стараюсь преодолеть.... Если неслышащий име- ет речь с искажениями, то дефект его заметен: он либо не говорит вообще, либо говорит голо- сом, сопровождая речь жестами, либо использует письменную речь.... В обществе глухих общаться можно свободно и легко, но " смотря с кем". Имею в виду то, что мир глухих очень тесен, все друг друга знают. Если кто чего-то не знает про другого, его тут же " просвещают", начинают обсуждать минусы или плюсы того " другого". Лично я не могу ответить на вопрос: " Какое об- щество мне больше нравится? " Общаться нужно со всеми, а комфортно чувствовать себя можно только в кругу доверенных лиц".
Мнение тугоухой (IV степень потери слуха) выпускницы школы для слабослышащих Анны Д.: " Я часто общаюсь со слышащими... С психо- логической точки зрения мне неуютно в этом об- ществе, потому что слышащие никогда до конца нас не поймут. Они считают, что если мы не слышим, то никогда не сможем достичь в жизни того, что доступно им. Но это неправда! Нужно доказывать, что мы способны на что-то....Есть глухие и слабослышащие, которые учатся, хо- тят расширить свой кругозор... Я поддерживаю это общество, мне нравится там бывать. Дис- комфорта в этом обществе у меня нет: там мы
все равны....Считаю, что надо поддерживать отношения со всеми: со слышащими и с глухими".
" Комсомольская правда" в октябре 2001 г. (по- сле " Недели глухих") проблемам глухих посвятила целый разворот. Бросается в глаза заголовок: " Глухих в Москве не любят". Молодая журналист- ка Лариса Васильева, пытаясь выяснить, " какие ловушки и неприятности подстерегают их (глухих) на улицах нашей столицы? ", прикинулась глухой, подходила к прохожим с записками и жестами спрашивала дорогу. Результат эксперимента - вполне предсказуемый - отражен в заголовке.
Интересным оказался и материал журналистки " Московского комсомольца" Людмилы Дикуль " Взорванная тишина". По идее, поданной председа- телем Московской городской организации глухих, она " запечатала слух" вкладышами и начала новую жизнь - без звона будильника, ТВ-новостей... На ра- боте у нее, естественно, возникли проблемы обще- ния. Первоначально эксперимент должен был длиться неделю, однако его пришлось прервать на третий день, в тот момент, когда на экранах ТВ по- явились первые кадры с падающими башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, - за- глушки были незамедлительно сняты. Но даже толики нового опыта хватило журналистке, чтобы поделиться с читателями впечатлениями о том, что значит быть " в шкуре" глухого человека.
Глухой одинок в толпе, он находится за барье- ром тишины и наблюдает за окружающим, как сквозь стекло.
Быт, труд на производстве, магазин, визит к врачу, поездка в транспорте... С какими трудностя- ми сталкиваются глухие люди, как решают проб- лемы?
Дома для глухих важны хорошие отношения с соседями. С их помощью глухой может, например, позвонить родственникам, друзьям, вызвать ско- рую помощь. С соседями можно договориться, чтобы они звали к телефону, когда будет звонок от друзей или родственников. Уверенней чувству- ют себя именно семьи глухих, у которых налаже- ны добрые отношения с соседями.
О технических средствах бытовой адаптации мы уже рассказывали. В частности, если у глухого есть собака, не обязательно иметь дома световой звонок: она всегда " доложит", кто у двери - знако- мый человек или " чужой". В ряде стран: США, Ве- ликобритании, Австрии и др. есть специальные центры подготовки собак, которых дрессируют на общение с глухим человеком. Собака должна реа- гировать на плач ребенка, на звонок в дверь или по телефону, предупреждать хозяина об идущем сза- ди транспорте. В Великобритании большинство собак поступает в Центр подготовки из приютов для бродячих животных. На заключительном эта- пе четырехмесячной подготовки собаку знакомят с будущим хозяином, который в течение двух не- дель также проходит обучение в Центре. Затем животное бесплатно передается глухому владельцу (рис. 38).
Для глухих характерны некоторые особенно- сти поведения. Первая, понятное дело, - не такая, как у всех, речь, " глухой", немодулированный го-
Рис. 38. Обложка журнала " Слышание собаки для глухих"
лос. Глухие или говорят слишком тихо, или, что бывает чаще, говорят излишне громко. С этим.
как говорится, ничего не поделаешь. На кухне глухие могут громко ставить посуду на стол, шумно мешать ложкой сахар в чашке. Для не- которых характерна шаркающая походка (не слышат!). Слыша- щие могут обратить внимание глухих на это, дело вполне поправи- мое. За границей наши знакомые с улыбкой вспоминали, как роди- тели делали им замеча- ния после похода в туа- лет: " Такой грохот! Кто так делает?! " В другой заход они дога- дались пускать струю вдоль стенки унитаза.
Секс глухих. Иногда спрашивают " А как глу- хие занимаются любовью? ". Один из авторов этой книги присутствовал на международном фестивале театрального и самодеятельного творчества глухих. Во время представления артистами из Голландии " постельной" сцены зрители со смехом реагировали
на представленные в шуточной форме " сложности" первого сексуального опыта глухих. Главная проб- лема состояла в том, что девушка стеснялась зани- маться сексом при свете. В течение всего времени свет постоянно включался, и девушка сердито выго- варивала партнеру за " неверные движения" во вре- мя полового акта, потом снова выключала свет. Мы не имеем фактов обращений глухих к врачам-сексо- патологам. Очевидно, что в таких случаях они не привлекают переводчиков жестового языка, ведь тема обращения очень интимная. Во время опроса некоторых семейных пар выяснилось, что большин- ство из них старается заниматься сексом тихо, без излишнего шума, чтобы не привлечь внимание про- живающих с ними в одной квартире слышащих ро- дителей. Иногда в " желтых" газетах пишут об осо- бенностях секса глухих. Например, в " Экспресс-га- зете" (№21, 1999 г.) было опубликовано интервью с глухой проституткой под заголовком " Я не могу стонать во время секса".
Не следует думать, что глухие совсем не " чувст- вуют" звуков. Напротив, у глухих развито осязание. Глухой может чувствовать кончиками пальцев низ- кие частоты в интервале от 125 до 1000 Гц даже при небольшой громкости. При большой громкости воз- душные звуковые колебания могут ощущаться всем телом. Глухие могут почувствовать, когда сзади громко хлопнут в ладони или когда трамвай проедет мимо дома; они чувствуют удары грома или когда кто-то ходит по комнате: сотрясение земли, пола пе- редается телу глухого. Шум, производимый соседя- ми во время ремонта, работа электродрели раздра- жают глухих не меньше, если не больше, чем слы-
шащих людей. Даже постукивание костяшками пальцев по столу, ритмическая " игра" стопой по со- седству иногда может вывести глухого человека из себя: то, что для слышащего представляется незна- чительной составляющей окружающей его какофо- нии звуков, глухому кажется нестерпимым на фоне привычной тишины.
Патриарх Всероссийского общества глухих И.Ф. Гейльман (слышащий) рассказал интерес- ный случай, приключившийся в войну. Однажды военные попросили его проверить одного моло- дого человека, который утверждал, что он глух. Гейльман пообщался с ним: человек знал дак- тильную азбуку, владел жестами, хотя не так сво- бодно, как прирожденный глухой. Гейльман ненадолго вышел из комнаты, потом вновь во- шел и нарочито громко прошелся позади его сту- ла, произвел шум, но " испытуемый" не среагиро- вал, не повернул голову. Слышащий! Что было дальше с этим симулянтом, история умалчивает. Многие, наверное, помнят сцену в одном из филь- мов с Чарли Чаплиным, в которой глухого проверя- ют, стреляя за его спиной, а он даже не обо- рачивается. Ерунда! Странно, что подобной " трактовке" глухоты не воспротивился сыграв- ший роль глухого - приятель Чарли Чаплина крупный американский художник-пейзажист Грэнвилл Рэдмонд, глухой с детства. Слышащим читателям не следует удивляться, что глухие тан- цуют под современную музыку - громкую и несколько однообразную. Для того, чтобы танце- вать в такт, важнее иметь чувство ритма, нежели тонкий слух.
Пример еще одной необычной судьбы: " Семи- летнюю Рэйчел Тарнер из города Таулей (Англия) многие считают настоящим феноменом. Несмотря на свой юный возраст она уже обладатель сорока наград на конкурсах бальных танцев. И при том, что Рэйчел с рождения ничего не слышит.
Но глухота - далеко еще не все неприятности, выпавшие на долю этой необычной девочки. У Рэйчел врожденный порок сердца и отверстие в трахее. Она перенесла несколько тяжелых опера- ций и имеет только одно легкое" (из газеты " Ора- кул". 2001).
Между прочим, в одной из известных опер XIX в. героиня была немой. Это опера француз- ского композитора Д.Ф. Обера " Фанелла" (" Не- мец из Портичи"), написанная на либретто Э. Скриба. Партия немой девушки Фанеллы - ми- мическая.
Практически не вызывает удивления тот факт, что глухие управляют автомобилями. В конце кон- цов, более 98% информации о внешнем мире дает зрение, этого вполне достаточно, чтобы без проб- лем водить автомобиль. А если что-то забарахлит, то опытный водитель сможет почувствовать это по изменению характера вибрации. В США глухие водители появились уже в самом начале XX в., не- которые даже делали самодельные автомобили. В 1929 г. в Филадельфии была оглашена статистика аварий, из которых следовало, что ни один из 177 глухих водителей, имеющих лицензию, не по- падал в аварию. Обзор 1937 г. выявил, что лишь один человек из 1 011 глухих водителей попал в аварию. Уже накоплены многочисленные стати-
стические данные, позволяющие утверждать, что глухие водители реже попадают в дорожные про- исшествия, чем слышащие.
В России, несмотря на запреты, глухие ездили за рулем автомобиля без водительских прав.
Интересный случай. Глухой брат одного из ав- торов данной книги жил в горах и всю жизнь меч- тал о машине. Он неожиданно ее выиграл по лоте- рее. Каково было его огорчение, когда в милиции ему категорически отказали в приеме в автошко- лу! Машина стояла несколько лет в гараже до тех пор, пока в журнале Всероссийского общества глухих " Жизнь глухих" в 1960 г. не опубликовали статью о потрясающих положительных результа- тах эксперимента по управлению глухими автомо- бильным транспортом в Германии. Брат стал ис- пользовать этот журнал как водительские права и ездил с ними по дорогам Кавказа до тех пор, пока глухим официально не разрешили иметь право на вождение автомобилем.
В августе 1975 г. вышел приказ Минздрава РСФСР " О порядке медицинского освидетельство- вания и допуска к управлению автомототранспор- том глухих и тугоухих лиц". До этого в течение 5 лет в ряде союзных республик бывшего СССР проводился эксперимент по изучению возможно- сти допуска глухих и тугоухих лиц к управлению автомобилями и мотоциклами. Результаты экспе- римента убедительно показали, что глухота не яв- ляется препятствием к управлению автомобилем и мотоциклом.
Вспоминает участница эксперимента Елена Синева:
" Многие глухие ребята - юноши и девушки - мечтали сами водить автомобили, но до 1972 года в нашей стране инвалидам по слуху не разрешали получать права на вождение автомобиля наравне со слышащими. Наконец, ЦП ВОГ и МосгорВОГ добились разрешения у Правительства и Минздра- ва тогдашнего СССР создать первую эксперимен- тальную группу автолюбителей с полным меди- цинским обследованием. Занятия проводились на базе Киевского районного ДОСААФа г. Москвы в автошколе, которая находилась на старом Арбате. Курсы обучения действовали с 24 мая по 9 августа 1972 года.
Первую экспериментальную Группу составили 19 человек: 18 парней и одна-единственная девуш- ка, автор этой статьи; кроме них были еще две ми- лые переводчицы: Людмила и Тамара.
Эксперимент проводился в доброжелательной обстановке. Научные сотрудники ГАИ проявляли к нам большой интерес, предлагали всем участникам различные тесты, усаживали за тренажерные ими- таторы дороги, а в психофизиологической лабора- тории на Новослободской давали нам всевозмож- ные головоломки. В общем, нас обследовали чуть ли не как космонавтов, которых готовят к космосу.
Нас возили в НИИ труда и гигиены у метро " Аэропорт", где брали анализы у всех нас, крутили, слушали, осматривали с головы до ног. Для меня эти медицинские обследования были неприятны, но чего не сделаешь ради достижения заветной цели!
Эксперимент все мы прошли успешно. Считаю, мы дали дорогу всем остальным автолюбителям- глухим. Но постоянные права стали выдавать сов-
Вот что рассказал слабослышащий педагог Андрей Андрейкин про своего финского приятеля Паули Халлинена:
" А мечта стать водителем продолжала ма- нить его. Она была трудноосуществимой... В Финляндии вообще трудно устроиться на ра- боту, не говоря уже о более-менее хорошо опла- чиваемой. В 23 года Паули вместе с группой других инвалидов по слуху идет работать, пе- ревозит грузы на электрокаре в складских по- мещениях и параллельно добивается разреше- ния посещать в порядке исключения курсы обу- чения на водителей автобусов. К нему был при- ставлен сурдопереводчик. Через шесть месяцев администрация принимает его на работу с ис- пытательным сроком. В Финляндии практиче- ски все глухие пользуются мобильными теле- фонами родной фирмы NOKIA, сочетающими в себе функции обычной голосовой связи, факса и электронной почты.
Такие же электронные визуальные " уши" имелись и у Паули, с помощью них он получал за- дания, инструкции, общался с начальством. Ис- пытательный срок прошел успешно, и вот уже четвертый год Паули возит пассажиров в раз- личные города своей страны: от столицы до Ла- пландии; за рубеж: в Швецию, Норвегию, Данию, Голландию. Францию. Прошлым летом он выпол- нял заказ на поездку по нашей Карелии.
А как ты общаешься со своими пассажира- ми? - спрашивали мы его.
Ноу проблем! По губам, по карте, письмен- но. У меня есть специальный значок о том, что я не слышу" (из журнала " В едином строю". 2001. №11).
При трудоустройстве работодатели отдают предпочтение слышащим людям. Даже при отсут- ствии конкурентов глухих не всегда охотно берут из-за трудностей общения. Иногда их считают не совсем нормальными людьми. Мы, работающие в организации глухих, регулярно выслушиваем жа- лобы на предвзятость работодателей. Бывает и так: показывает человек удостоверение токаря 6-го разряда, а ему не верят, поскольку он почти не говорит вслух. Таким руководителям невдомек, что для работы на токарном станке не требуется чисто выговаривать звуки, а нужны лишь золотые руки и светлая голова. Можно только радоваться, что имеются люди, которые больше обращают внимание не на уши. Глухие специалисты - слеса- ри, фрезеровщики, инженеры, печатники, плотни- ки, сварщики, научные сотрудники, художники, ав- томеханики и специалисты многих других профес- сий справляются со своими обязанностями не хуже слышащих коллег. Вот как писал об этом еще в 1900 г. Е.С. Боришпольский в книге " Глухонемой и его душевный мир":
" Глухонемые отличаются также своим приле- жанием и старанием и всякую работу они исполня- ют охотно и без всякого принуждения. Все масте- ра хвалят деятельность и старательность глухо- немых подмастерьев, так как они не проводят вре- мя в болтовне и вследствие этого их работа идет скорее и успешнее. Известно, что существует мно- го глухонемых столяров, переплетчиков, сапожни-
сем недавно. Нас неоднократно гоняли на медицин- ские комиссии (каждые 2 года, вместо 5 лет у слы- шащих), - было много мороки. Но игра стоила свеч: глухой человек дал понять миру слышащих, что он не хуже их. Аварии среди глухих очень редки, это общеизвестная истина" (из газеты " Мир глухих").
В одном из подобных экспериментов участво- вал Л. Камышев, учитель физики Московской ве- черней школы для глухих. Он поленился продлить водительские права и три десятка лет ездил сначала на мотоцикле, потом на автомобиле без водитель- ских прав. Только совсем недавно ему пришлось сдать экзамены в связи с назначением его водите- лем школьного " Москвича"... Когда его спрашива- ли, как ему это удалось, Камышев отвечал, что он просто не давал повода гаишникам тормознуть его. Самое удивительное: Леонид Камышев (глухой!) давно обзавелся мореходными правами, позволяю- щими ему водить большие суда.
Опознавательный знак глухих водителей - желтый круг с тремя черными кружками, располо- женными по углам воображаемого треугольника - был введен в действие в январе 1979 г. (рис. 39).
Водить грузовики глухим в нашей стране пока не разрешено (правда, журнал " В едином строю" в 1991 г. сообщал о глухом водителе КАМАЗа Але- ксандре Михееве из Омской области, который " вот уже три года шоферские рекорды ставит. В ближние и " дальнобойные" рейсы ходит, осо- бенно на вывозе таежного леса отличился"), хотя в Скандинавии, Великобритании и других странах Европы это не представляется как нечто экстра- ординарное.
ков и других ремесленников, равно как и типогра- фов, литографов, различных механиков, которые своими познаниями и исполнением дела обращают на себя серьезное внимание" 52.
В СССР с традиционным приоритетом интере- сов общества над интересами личности многие де- сятилетия существовала патерналистская позиция общества и государства по отношению к инвали- дам, фактически узаконивался применительно к ним статус " граждан второго сорта". Инвалид рас- сматривался как больной человек, которому сов- сем ни к чему учиться, работать, жениться, заво- дить детей... Он не может быть самостоятельным, за него нужно думать, его жизнь должна быть под контролем специалистов. Если его нельзя " отре- монтировать", то его нужно изолировать дома, ли- бо в специальном учреждении, где якобы созданы подходящие условия для его жизни.
|