Глухие среди слышащих 4 страница
Школу слепоглухих детей в Харькове закрыли в 1938 г., педагогов обвинили во вредительстве, а три года спустя фашистские оккупанты расстреля- ли всех оставшихся детей: " Зачем таким жить? ".
И. А. Соколянскому удалось доказать обязатель- ность жестового этапа в первоначальном обучении речи: жесты, в отличие от слова, наглядно отража- ют предмет или обозначаемое действие, эта связь жеста с предметом очевидна для слепоглухого ре- бенка. Вместе с тем жест - не непосредственный об- раз предмета, а его обозначение; уже на основе это- го обозначения можно формировать следующую ступень понятийного обозначения - слово. Соколян- ский создал систему обучения слепоглухих грамот- ной письменной речи через освоение текстов, опи- сывающих собственную жизнь ребенка.
Большим успехом И.А. Соколянского было вос- питание слепоглухой Ольги Ивановны Скороходо- вой (1911-1982), которая выросла в высокопрофес- сионального дефектолога, защитила диссертацию, была награждена орденом Трудового Красного Зна- мени. Она - автор знаменитой книги " Как я воспри- нимаю, представляю и понимаю окружающий мир". "...Пусть я не увижу глаз его сиянье, Не ycnbiuiy голос, ласковый, живой. Но слова без звука - чувства трепетанье - Я ловлю и слышу быстрою рукой..."
(О. Скороходова. Из стихотворения " Думают иные").
В 1963 г. учеником И.А. Соколянского А.И. Мещеряковым с помощью О.И. Скороходо- вой удалось открыть в г. Загорске (ныне - Серги- ев Посад) Московской обл. специальный дом-ин- тернат для слепоглухих детей. К 1975 г. обучение в этом интернате прошло более 50 детей, 20 из кото- рых полностью включились в жизнь и работу.
А.И. Мещеряков с помощью философа Э.В. Ильенкова организовал обучение в МГУ, на факультете психологии, четверых выпускников Загорского интерната. Все они блестяще защити- ли дипломы, стали научными сотрудниками или аспирантами. Наиболее известен из них доктор философских наук Александр Васильевич Суво- ров - автор книг " Школа взаимной человечности", " Слепоглухой в мире зрячеслышащих" и др. А. В. Суворову Президиум Международной ассо- циации детских фондов в 1996 г. присудил Золо- тую медаль им. Льва Толстого - " За блистатель- ный личный пример детям-инвалидам всего мира, за выдающийся пример преодоления".
Слепоглухие очень разные. Одни восприни- мают только жестовую речь (руки слушающего накладываются на руки говорящего), кто-то - только дактилологию (обычная и ЛОРМ), а кому- то надо писать печатными буквами на ладони (дермография). При дактильной передаче сооб- щения слепоглухому его рука накладывается на руку говорящего (дактилирующего), и он с опо- рой на тактильные ощущения " считывает" ин- формацию. Между прочим, сейчас в мире широко развиваются научные исследования по изучению контактного языка жестов, его отличий от визу- ального жестового языка, особенностей его при- менения и т.п.; в развитых странах в программы подготовки переводчиков жестового языка пере- вод для слепоглухих входит как отдельный курс. Для общения со слепоглухими используется также рельефно-точечный шрифт незрячих по системе Брайля.
Слепоглухому человеку многие вещи очень трудно делать самостоятельно: нужен специаль- ный перевод, сопровождение. Соответственно, требуется отдельная служба переводчиков и со- провождающих именно для слепоглухих людей.
" Слепоглухие имеют право на удовлетвори- тельный уровень жизни и право на труд, соизмери- мый с их способностями и возможностями, и право заниматься другой содержательной деятельностью, для чего им необходимо предоставлять возможно- сти в области образования и профессиональной подготовки", - это статья 4 из Декларации прав сле- поглухих, принятой 16 сентября 1977 г.
Особо надо сказать о людях с синдромом Уше- ра, которые являются " юридически слепыми". По данным исследователей, 6-11% людей с нейросен- сорной глухотой страдают серьезным генетиче- ским заболеванием - синдромом Утери. 50% всех слепоглухих людей составляют те, кто потерял зрение из-за последствий синдрома Ушера — на- следственного заболевания, которое характеризу- ется потерей слуха и прогрессирующей потерей зрения (сужение поля зрения, нарушение адапта- ции к смене света и тени, пигментная дистрофия сетчатки глаза) и нарушения чувства равновесия. Большинство людей с синдромом Ушера рождает- ся с тяжелой степенью потери слуха. Один из сим- птомов поражения зрения при синдроме Ушера - ночная (" куриная") слепота. Позже наблюдается постепенная потеря бокового зрения до так назы- ваемого " тоннельного". Некоторые больные в по- жилом возрасте становятся полностью слепыми.
Таким людям необходима психологическая по-
мощь в адаптации к новым условиям. В развитых странах для людей с синдромом Ушера существу- ют специальные службы. Есть и объединения са- мих людей с синдромом Ушера. В России это еще предстоит создать. Пока есть маленькое отделе- ние для слепоглухих в Волоколамском центре реа- билитации слепых. В 1999 г. при Московской орга- низации ВОГ была образована первичная органи- зация слепоглухих, которая большую часть рабо- ты осуществляет совместно с благотворительной организацией " Ушер-Форум", подбирающей при помощи своих сотрудников волонтеров (коммуни- каторов) для сопровождения слепоглухих.
Благотворительная автономная некоммерче- ская Организация попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера " Ушер-Форум" была создана в Москве в 1998 г. Основной целью организации явля- ется создание сети служб социальной поддержки людям, имеющим нарушения зрения и слуха, а так- же членам их семей. В организации получают по- мощь более 100 чел. Немосквичи, за исключением проживающих в ближнем Подмосковье, получают поддержку заочно: консультации по переписке, рас- сылка информационных материалов, либо в ходе нерегулярных личных встреч. Организация издает бюллетень, который выходит два раза в год и рас- сылается всем заинтересованным лицам.
В 2001 г. вышла книга руководителя Организа- ции " Ушер-Форум" И.В. Саломатиной " Синдром Ушера и наши дети", предназначенная для родите- лей детей с нарушениями слуха, педагогов и соци- альных работников. Книгу можно приобрести в Институте коррекционной педагогики РАО.
Консультативную помощь слепоглухим оказы- вают: Институт глазных болезней им. Гельмголь- ца; Институт коррекционной педагогики РАО; Ла- боратория содержания и методов обучения детей со сложной структурой нарушений; Организация попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера " Ушер-Форум".
Для общения со слепоглухими Организация " Ушер-Форум" разработала инструкцию - инфор- мационный буклет:
" При встрече с человеком, страдающим син- дромом Ушера, пожалуйста:
Разговаривая с ним, стойте на небольшом рассто- янии от него - приблизительно в полуметре-метре.
Если Вы хотите привлечь его внимание, подой- дите к нему поближе или попросите рядом стояще- го человека сориентировать его.
Представьтесь сами и назовите ему по имени того человека, который хочет с ним поговорить.
Предложите помощь в сопровождении его в сумерках и темноте.
Если возможно, организуйте беседу с таким человеком в хорошо освещенном месте.
При разговоре стойте лицом к источнику света. При беседе с помощью жестового языка или дактилологии помните об ограниченном поле зре- ния этого человека и предъявляйте знаки прибли- зительно на уровне груди.
Будьте готовы предупредить о наличии пре- пятствий или предметов, находящихся вне поля (рения или под ногами.
Не стесняйтесь спросить, требуется ли Ваша помощь".
Гпава X
ГЛУХИЕ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ЮЛ. Субтитры и перевод на телевидении
Около 1947 г. в Нью-Йорке глухой Энрико Ромеро закупил несколько фильмов и начал де- лать субтитры к ним: он разрезал кадры и поме- щал субтитры на их стыке - между сценами. Фильмы предназначались школам, церквям, клубам глухих. В 1950 г. доктор Боутнер, дирек- тор Американской школы для глухих, вместе с д-ром О'Коннор из Лексингтонской школы по- лучили грант от Юниорской лиги в Хартфорде и основали организацию " Captioned Films for the Deaf (" Субтитрованные фильмы для глухих"). В 1958 г. был принят закон Public Law 85-905, сог- ласно которому Правительство США оплачива- ло расходы на субтитрование фильмов для глу- хих, которые распространялись в школах и орга- низациях глухих.
В 1971 г. Малькольм Дж. Норвуд подписал контракт с ТВ-станцией в Бостоне WGBN-TV, ко- торая согласилась делать программы с субтитра- ми. Вскоре первая программа вышла в свет. С де- кабря 1973 г. WGBN-TV начало трансляцию ново- стей для глухих с открытыми субтитрами. Был от- крыт Центр субтитрования. Субтитрованные но-
562 вости показывались каждый вечер в 23.00 и транс- лировались станциями по всей стране.
Вскоре было изобретено устройство, которое позволяло записывать титры в особой части ТВ- картины, их можно было увидеть при помощи де- кодера. Это были " скрытые" субтитры. В 1976 г. Федеральная комиссия по коммуникациям выдели- ла 21 -ю строку ТВ-развертки для скрытых субтит- ров. Первые передачи со скрытыми субтитрами стали транслироваться в 1980 г.
Национальный институт субтитрования США располагает штатом свыше 200 чел. Это акционер- нос общество: 25% акций - у государства, 75% - у/ коммерческих организаций и частных фирм. Каж- дая телетематика имеет своего спонсора. '
В настоящее время в Америке почти по всем каналам идут передачи со скрытыми субтитрами, в том числе спортивные (американский футбол, профессиональный бокс, баскетбол и др.).
Недавно в США было разработано дисплейное устройство для субтитрования, которое можно " носить" на носу. Это собственно очки со специ- альным устройством, закрепленным на них. Бес- проволочный микроволновый передатчик " посы- лает" субтитры в маленький видеодисплей на сте- кле очков, который высвечивает их в призме так, что субтитры " плавают" в пространстве и накла- дываются на ТВ-картину, когда зритель смотрит телевизор.
В СССР с января 1987 г. информационная госу- дарственная программа " Время" на Центральном телевидении стала сопровождаться синхронным переводом.
До этого глухие в СССР имели лишь возмо ность смотреть лишь немногие фильмы с титрами, хотя в странах " социалистического содружества" (не говоря уже о странах Запада) к тому времени фильмов для глухих было немало.
С января 1991 г. 20-минутные " Новости" с пе- реводом на I программе Центрального телевиде- ния стали идти в полдень по московскому времени, а 30-минутный выпуск - в 21.00. По пятницам по I программе демонстрировался блок телепередач с переводом (" Здоровье", " Клуб путешественни- ков", " В мире животных").
После августовского путча 1991 г. дикторов- переводчиков на 20 дней убрали с экрана, затем перевели на II канал, где они переводили " Вести".
В 1992 г. Президент РФ Б.П. Ельцин издал Указ " О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов", в п. 2 кото- рой ВГТРК было предложено организовать посто- янные передачи, освещающие проблемы инвали- дов, а также решить вопрос о расширении телеви- зионных передач с сурдопереводом и субтитрами.
Последние годы переводчики работали на ка- нале ОРТ, переводя ежедневно два выпуска " Но- востей" (в 12.00 и 15.00 часов по 15 мин.). С пере- водом шли также передачи " В мире животных", " Клуб путешественников".
В ноябре 2001 г. по решению руководства ка- нала вместо переводчиков внизу голубого экрана пошла " бегущая" строка.
Ежедневно, кроме выходных, в 16.30 переда- ются " Новости" с синхронным переводом по кана- лу московского телевидения " Столица". В ряде ре- гионов на местных телецентрах организуются спе- циальные выпуски телепрограмм для глухих с син- хронным переводом.
В Санкт-Петербурге в конце 2000 г. был издан городской закон " Поддержка телерадиовещания в Санкт-Петербурге на 2000-2005 годы". Из бюдже- та города выделяется 34, 5 млн рублей на подготов- ку телепрограмм, доступных для инвалидов по слу- ху, в штат ТВ введены 2 переводчика. По город- скому ТВ около 17 часов в неделю идут програм- мы для глухих. В Нижнем Новгороде налажен пе- ревод теленовостей для глухих по государственно- му областному каналу. Для этого администрация области выделила 21 млн руб.
В 1948 г. Совет Министров РСФСР издал рас- поряжение о выпуске фильмов с субтитрами для обслуживания глухих. Эти фильмы демонстриро- вались в Доме культуры Всероссийского общества глухих.
В 1970-е гг. Специальном конструкторском бюро ВОГ был разработан способ параллельного сопровождения демонстрируемого кинофильма поясняющими титрами, суть которого заключает- ся в том, что титры располагаются не на фильмо- копии, а на отдельной пленке, и в нужный момент демонстрируются специальным диапроектором на дополнительный экран или часть основного экра- на. Этот простой и недорогой метод позволил обеспечить возможность централизованного про- изводства титров для последующей рассылки в республиканские и областные центры глухих. Для производства титров в 1974-76 гг. был организо- ван серийный выпуск (около 300 комплектов) ап-
паратуры АПТ-1 (аппаратура для проекции тит- ров) на киевском заводе " Кинап".
Новые времена - новые песни: сейчас глухие смотрят фильмы с субтитрами дома. Несколько лет культучреждения ВОГ на безвозмездной осно- ве снабжаются видеофильмами с субтитрами, ко- торые изготавливает АО " Фильмэкспорт" соглас- но договоренности с ЦП ВОГ и Министерством культуры России. Но этих фильмов не хватает. Первые видеофильмы с субтитрами, выпускаемые кооперативами при Обществе глухих, появились еще в первой половине 1990-х гг. Ныне видео- фильмы с субтитрами выпускаются несколькими группами глухих и слабослышащих (в этом деле без слуха не обойтись!).
Многие помнят неплохие в общем-то фильмы с открытыми субтитрами, которые демонстриро- вались по образовательному каналу телевидения.
Сейчас все чаще художественные фильмы по телевидению снабжаются скрытыми субтитрами. Эти субтитры готовятся заранее: операторы на специальных компьютерах " стенографируют" зву- ковую информацию. Во время демонстрации фильмов субтитры, т.е. телетекст, переданный на частоте, отличной от частоты сигнала изображе- ния, выводятся на экран - в нижней части - благо- даря специальным декодерам русского телетекста, которыми снабжены телевизоры.
С 1989 г. Центральным правлением ВОГ сов- местно с Телевизионным техническим центром ВГТРК велась работа по организации скрытого субтитрования. Для реализации этой программы было учреждено ООО " Субтитр", которое возгла- вил неслышащий И.Ф. Мельников (в 1970-е гг. - один из авторов метода параллельного сопровож- дения кинофильма поясняющими титрами).
16 октября 1992 г. была проведена экспери- ментальная передача скрытых субтитров в эфир, которая длилась целый час: ровно в 14.00 часов на экране телевизора, установленного в кабинете председателя ЦП ВОГ, по кадрам транслируемого в это время художественного фильма на фоне чер- ных полос появились четкие белые субтитры. Они сообщали: «Уважаемые члены общества глухих! Межгосударственная телерадиокомпания " Остан- кино" и Всероссийское общество глухих начали работу по скрытому субтитрованию телепро- грамм. Субтитрование телепередач будет осуще- ствляться по I каналу " Останкино". Надеемся, что Вы с интересом будете смотреть телепередачи, предназначенные специально для вас...».
С тех пор еженедельно по программе ОРТ де- монстрируется несколько кинофильмов со скрыты- ми субтитрами. Телевизионные программы со скры- тыми субтитрами транслируются на 888-й странице телетекстового журнала " Телеинф" по каналу ОРТ. На 402-405 страницах этого журнала даются объяв- ления о демонстрации телефильмов со скрытыми субтитрами - они помечены буквами " с/с". Для вы- вода на экран скрытых субтитров следует выбрать программу ОРТ, нажать на пульте дистанционного управления кнопку " телетекст". На экране появится изображение титульной страницы (100) телетекст- журнала. Далее на ДУ необходимо три раза нажать кнопку " 8", и после набора страницы " 888" на экра- не появятся скрытые субтитры.
По результатам встреч руководства МГО ВОГ с мэром Москвы Ю.М. Лужковым вышло распо- ряжение Правительства Москвы " О дополнитель- ных мерах по социальной поддержке инвалидов", согласно которому Комитету по телекоммуника- циям и АО " ТВ-Центр" дано поручение с 1999 г. начать работы по субтитрированию телевизион- ных передач по каналу Московского телевидения. В настоящее время на канале " ТВ-Центр" идут передачи со скрытыми субтитрами. Телекомпа- ния " ТВ-Центр" располагает новейшей аппарату- рой для субтитрования фильмов, приобретенной на выделенные Московским Правительством средства.
На этом канале есть страничка в телетекст- журнале, содержащая новости Московской орга- низации глухих, а также расписание мероприятий в Московском культурном центре при Театре мими- ки и жеста.
В Дании, например, субтитрами в общей слож- ности снабжено около 90% всех передач. Телепро- граммы, выпущенные в самой Дании, имеют скры- тые субтитры. Передачи из других стран снабжа- ются субтитрами для всей зрительской аудитории (т.е. субтитры не " скрытые").
В России почему-то принято дублировать худо- жественные фильмы или обеспечивать синхрон- ный перевод на русский язык. Хотя очевидно, что звукоряд не будет нарушен, если фильм будет снабжен субтитрами. Кроме того, это была бы хо- рошая практика для желающих освоить иностран- ный язык.
10.2. Телевидение глухих
На венгерском телевидении с 1981 г. два раза в месяц выпускалась специальная программа для глухих, включающая информационные материалы и школу жестового языка. Более 8 лет по I программе телевидения Польши два раза в месяц транслировалась получасовая пере- дача " В мире тишины" - публицистическая про- грамма о глухих и для глухих. Схожими по сво- ему содержанию и направлению были передачи " Экран" (ГДР), " Эхо" и " Телеклуб" (Чехослова- кия), информационно-познавательная и куль- турная программа телевидения Болгарии, кото- рые передавались в эфир 1-2 раза в месяц по 30—45 минут. Они освещали актуальные полити- ческие события, рассказывали о жизни Союзов глухих, поднимали различные вопросы из жизни глухих. Во всех этих программах нашлось место для уроков жестового языка.
В Великобритании по ТВ компании " Би-би- си" каждый день по 5 минут идут новости для глухих. Программа задумана как тележурнал. Кроме того, еженедельно идет передача о глу- хих " See Hear".
В США имеется ТВ-программа для глухих " Тихая сеть" - ежедневная программа, работаю- щая в утренние часы. Шоу " Тихие перспективы", " Конец радуги" были популярны на протяже- нии ряда лет. " Мозаика глухих", демонстриро- вавшаяся в Вашингтоне, в 1987 и 1988 гг. награ- ждалась премией Эмми как лучшая телепро- грамма. В 1982 г. было основано кабельное теле-
видение для глухих SNSS, передававшее общеоб- разовательные программы для глухих, в том числе такие, как " Аэробика в жестах", " Музыка для твоих глаз", " Скажи это жестом".
В Галлодетском университете имеется ка- федра телевидения, фотографии и цифровых технических средств информации (digital media). Ею заведует профессор Джейн Норман, глухая из семьи глухих. В 1970-е гг. она была в числе инициаторов создания телевизионных программ для глухих. По убеждению Дж. Норман, скры- тые субтитры всех ТВ-программ являются од- ним из доказательств равенства прав глухих и слышащих, однако помимо этого необходимы специальные программы на центральных кана- лах ТВ, сделанные самими глухими и с глухими ведущими. В США (как впрочем, и в Великобри- тании, и в Финляндии, и в других скандинавских государствах) большинство сценаристов, режис- серов, операторов специальных программ - сами глухие.
Государственное датское телевидение каждый день передает 10-минутные новости для глухих, которые ведет глухой ведущий на жестовом язы- ке. Существует программа для глухих о глухих, выпускаемая глухими, - Dovefilm.
В начале 1950-х гт. глухой Арне Кнудсен на- чал снимать короткие фильмы: новости, сюже- ты о жизни общества глухих, отдельных людей. С этими фильмами он ездил по стране, показы- вал их в клубах. Председатель Датского общест- ва глухих Оле Мунк Плум поддержал это начи- нание и добился финансирования приобретения
профессионального оборудования и кинопроек- торов. После настойчивых требований общества глухих Правительство Дании издало закон о бес- платном предоставлении глухим видеомагнито- фонов и о финансировании работы видеостудии. На Dovefilm записывались программы на видео- пленку и кассеты рассылались по стране. Такая система просуществовала до 1980-х гг. Затем она преобразовалась в студию Датского телевиде- ния, финансируемую государством в размере
1 млн долларов в год. За год выпускается 36 по- лучасовых программ для взрослых, десять 20- минутных передач для подростков и столько же — для детей. Каждая программа передается
2 раза - в пятницу во второй половине дня и в субботу днем. Содержание программы опреде- ляется Советом студии из 5 человек, трое из ко- торых назначаются обществом глухих. Двое из четырех продюсеров в студии - глухие.
В 2000 г. в Нижнем Новгороде состоялась кон- ференция " Телевидение для глухих России XXI ве- ка". Организовал ее Алексей Спасский, глухой из Нижнего Новгорода. Руководимая им команда из восьми ребят вместе с Нижегородской школой те- левизионного мастерства " Практика" получила грант Фонда Сороса на прохождение краткого курса обучения азам телеискусства. В настоящее время в Нижнем Новгороде " Телекомпания глу- хих" (руководитель - А. Спасский) регулярно го- товит передачи о глухих, которые демонстрируют- ся по местному ТВ-каналу. Первая полуторачасо- вая передача, снятая выпускниками школы " Прак- тика", была показана 8 октября 2000 г.
С августа по декабрь 2001 г. на телеканале М-1 по понедельникам в 7.30 транслировалась почти получасовая передача о глухих " Жест", которую готовила телекомпания VTV в сотруд- ничестве с глухими. Передача была тепло встре- чена неслышащими жителями Москвы и Мос- ковской области. К сожалению, отсутствие стабильного финансирования не позволило про- должить работу над передачей.
Гпава XI
КУЛЬТУРА ГЛУХИХ
11.1. Театр и кино
Василий Борисович Зворыкин, глухой ре- жиссер, артист, художник, сказал такие слова о театре: " Я думаю, что если бы не было театра глухонемых, нам всем пришлось бы очень плохо. По своему физическому недостатку мы лишены радио, звукового кино, музыки и многого друго- го, и единственное, что остается, и что всегда должно быть у нас, - это свой Театр глухоне- мых! "
Тут возникают вопросы... Чем театр глухих от- личается от обычного? Для кого он предназначен? Какие темы он поднимает? Какая драматургия со- ставляет его репертуар? Каковы выразительные возможности жестового языка на театральной сцене?
Глухих, которым присуще чувство прекрасно- го, влечет мир театра. И в этом ничего удивитель- ного нет, поскольку в самой природе жестового языка заложены элементы театральности.
В первых школах глухонемых разыгрывались " сценки" по отрывкам из тех или иных литератур- ных произведений. Например, в Петербургском училище глухонемых к 100-летию со дня рождения
А.С Пушкина дети разыграли " живые картинки" по " Сказке о рыбаке и рыбке".
С первых шагов организаций и клубов глухих их деятельность была тесно связана с развитием самодеятельного творчества.
Вот некоторые свидетельства о творчестве глухих.
" Глухонемые авторы пьесы. 18 января с.г. бы- ла разыграна в зале Заславского (ул. Гоголя, 20), между прочим, пьеса (шарж-пантомима) " Суд над Танго", в одном действии, авторами которой были бывшие воспитанники Варшавского Института глухонемых, братья Павел и Михаил Тагер.
Пьеса была разыграна глухими любителями- артистами и артистками под режиссерством самих же авторов пьесы и имела огромный успех. Между исполнителями заслуживают особого внимания следующие лица: г-жа Биндуль, гг. П. и М. Тагер, Н. Брянцев, П. Беднярский, И. Каммонен, П. Яку- ничев и К. Богданов" (" Вестник Попечительства". 1914. № 1-2).
«27 (декабря). В помещении Петроградского об- щества глухонемых... был устроен рождественский " Вечер цветов" для членов общества и гостей.
Вечер открылся спектаклем. На импровизиро- ванной сцене... шли в исполнении глухонемых лю- бителей артистов маленький одноактный воде- виль " Гимназистки", сочиненный Е. Минасовой и поставленный ее режиссерством, и небольшой драматический эпизод " 1812 год", соч. И. Скотни- кова» (" Мир глухонемых". 1917. № 4).
«12 февраля в помещении Петроградского об- щества глухонемых состоялся интересный костю-
мированный вечер " Спорт"... При переполненном гостями зале дан был сначала в 8 час. веч. Спек- такль, состоявший из 5 отделений: 1) комедия " В мастерской художника", в участии которой участ- вовали артисты-любители: И. Скотников, А. Сер- геев, И. Червинский, Никандров, Богданов, Мак- симов и Павлова; 2) комические сцены " Люби- тель-фотограф"...; 3)разнохарактерный дивертис- мент " Рассказчик во фраке с цилиндром" исполнил А. Сергеев и " Танец" исполнил И. Скотников...» (" Мир глухонемых". 1917. № 6).
«Для усиления средств Московского Комитета глухонемых 27 мая 1917 г. в помещении общества глухонемых был устроен спектакль-бал. Пьеса " Дачный жених", хотя интересна по сюжету, ока- залась не совсем применимой для мимики глухоне- мых. Тем не менее в этой пьесе роль дочери Поп- лакова красиво и умело сыграла г-жа Попова, роль Сережи превосходно сыграл киноартист М. Казазянц, выдвинулся г. Воронов (Мочалов) в роли отставного полковника, а роль Поплакова играл известный петроградский артист Скотни- ков...
Пьесу " Дорогой поцелуй" играли довольно удачно. Особенно хорошо играли Фаскель и г-жа Преснова (роль горничной).
В конце вечера г. Скотников давал комические рассказы и исполнил несколько характерных тан- цев...» (" Известия Московского Комитета глухо- немых". 1917. №3).
В газете " Известия Московского Комитета глу- хонемых" за 1917 г. было сообщение о вечере, орга- низованном 23 июля с.г. в рекреационном зале Ар-
нольдо-Третьяковского училища в честь делегатов Всероссийского Союза. Глухими артистами-люби- телями были показаны две пьесы: " Глухой жених" и " Маня Гросс". Были показаны также танцы, причем отмечается " неподражаемая тренировка" Е. Мина- совой, исполнившей испанский танец.
В том же номере газеты сообщалось об откры- тии при Московском обществе глухонемых им. И.К. Арнольда Театрального отдела. При нем был учрежден театральный совет (председатель - И.Е. Сергеев). Режиссером был избран М.М. Каза- зянц, а его помощником - Г.Г. Фаскель. Был объ- явлен конкурс на драматические пьесы " из жизни глухонемых". Правление Московского общества глухонемых им. И.К. Арнольда постановило вы- дать из своих средств 500 рублей на " обустройство и нужды Театрального отдела".
|