Глухие среди слышащих 8 страница
При. Но испытать счастье триумфа Корнееву не довелось: он умер за год до этого события, прожив всего 42 года. В 1989 г. он победил в конкурсе на официальную эмблему Всемирного фестиваля Путь глухих", который прошел в США.
В Академии художеств на ученом совете НИИ теории и истории изобразительных искусств не- слышащая Любовь Акимова защитила диссерта- цию " Декоративный ансамбль женского народно- го костюма Русского Севера (семантические и зна- ковые аспекты)". Она - искусный ювелир и препо- даватель прикладных искусств в Московском Цен- тре образования № 1406. В этом Центре, между прочим, преподает лепку талантливый глухой скульптор А идын Алиев.
Талантливых неслышащих мастеров резца и кисти можно перечислять долго. Мы лишь немно- го расскажем об одном из них.
Первый диплом - художника-оформителя Александр Мартьянов (р. 1960) получил в ЛВЦ. Затем он закончил Театральное училище им. Б.В. Щукина. После нескольких лет выступле- ния в театральной труппе вновь продолжил обра- зование - в Государственном специализированном институте искусств, на факультете живописи.
Полотна А. Мартьянова приобрели Москов- ская организация глухих и Центральное правление ВОГ. Многие его работы, воспевающие мир рук и отражающие мир глазами глухого человека, нахо- дятся в частных собраниях в Финляндии, Бельгии, Германии (рис. 46).
В живописных творениях Мартьянова просле- живается последовательная попытка выражения внутреннего мира глухого человека. У художника есть работы, где персонажи говорят жестами. Жес- ты для Мартьянова - не " компенсатор", не " косты- ли". Жестовый язык для него - мир символов с бес- численными переливами значений и коннотациями
смыслов. Это его " воздух", источник творческого вдохновения. Приглушенные краски, свето-тене- выс контрасты придают изображению некую зна- чительность; персонажи руками неторопливо ткут ткань разговора, и простое общение возносится на высоту священнодействия. Мартьянов прибегает к тонкому приему: ракурс освещения таков, что тени от рук получаются длинными и " выходят" за рамки холста. 1 I.i Всероссийской выставке произведений глухих художников 1996 г. всеобщее внимание при- влекал его триптих " Жест. Свет. Нить", который ныне украшает кабинет президента Всероссийско- го общества глухих.
А. Мартьянов - автор эмблемы Московской городской организации глухих. Им же выполнена эмблема Государственного специализированного института искусств. Именно в этом институте он преподает студентам жестовый язык. И как все- гда, он подходит к делу творчески - со своей не- обычной методикой. Время от времени Мартьянов выезжает за границу на гастроли: он выступает с представлениями как клоун, пантомимист.
Выдающийся глухой художник Александр Са- енко (1899-1985) продолжал традиции народного украинского искусства. Творческое наследие ху- дожника составляет более 500 работ, среди кото- рых выделяются монументальные панно, выпол- ненные мозаикой из соломы, такие как " Неволь- ник", " Казак Мамай", " Дума про хлеб" и многие другие. ЮНЕСКО внесло его имя в список видных деятелей искусства.
Родившийся на Черниговщине, будущий худож- ник оглох в раннем возрасте. Первые его работы понравились Петру Ге, сыну художника Николая Ге, и он помог мальчику поступить в Петербургское училище глухонемых. Позже Саенко в 1928 г. окон- чил Киевский художественный институт.
В 1996 г в г. Борзна, где он жил и работал, от- крыт художественно-мемориальный музей " Усадь- ба народного художника Украины Александра Саенко".
Матиас Штолтенберг (1799-1871) - выдаю- щийся норвежский художник, в Осло ему постав- лен памятник, его именем названа одна из столич- ных улиц.
Одним из первых учеников первой в США школы для глухих в г. Хартфорде был известный к тому времени художник Джон Брюстер
(1766-1854), которому к моменту поступления в школу исполнился 51 год (!). Его портреты экспо- нируются в музеях изобразительного искусства в Бостоне, в Уильямсбурге, штат Вирджиния.
Джон Карлин (1813-1891) - американский ху- дожник, поэт. Известен портрет Лорана Клерка его работы.
Альберт Баллин (1861-?) потерял слух в 3 го- да. Выпускник Нью-Йоркской школы для глухо- немых, Альберт учился живописи во Франции, стал художником, актером (он был блистатель- ным " жестовиком") и автором интересной книги " Крик глухих" (" The Deaf Mute Howls").
Одним из лучших в мире глухих граверов счи- тался американец Кадуолладер Л. Уошбурн (1866-1965), автор многих офортов.
Дэвид Блох (р. 1910) оглох в раннем детстве и пяти лет был отдан в Королевское учебное заведе- ние для глухонемых Мюнхена. В 1934 г. его зачисля- ют в Государственную Академию прикладного ис- кусства в Мюнхене. Но 2 года спустя он попал в Дахау. В 1940 г. он был освобожден из лагеря смер- ти. Через Германию, Францию, Италию он попал в Китай, где познакомился с местными глухонемыми и, перепробовав множество профессии, вернулся к искусству. Его гравюры получили высокую оценку знатоков искусства. С 1949 г. Д. Блох и его жена-ки- таянка Лиллу живут в США. Художник оформил в китайском стиле помещение в Белом доме, когда президентом был Линдон Джонсон. Его работы имеются в Национальной галерее искусств.
Одним из лучших в США резчиков по дереву был глухой индеец Джон Л. Кларк (1881-1970).
Грэнвилл С. Рэдмонд (1871-1935) учился в школе для глухих в Беркли. Язык искусства он по- стигал в Сан-Франциско и Париже, где выставлял- ся в Салоне. Его имя попало в словарь " Кто есть кто в Америке". Чарли Чаплин коллекционировал его работы. Рэдмонд снялся в эпизодических ро- лях, в том числе и в " Золотой лихорадке".
В одной школе с Рэдмондом учился будущий скульптор Дуглас Тилден (1860-1935). Его работы на парижском Салоне были отмечены критиками. Самые известные его работы: " Охота на медве- дя", " Механики" (установлена в центре Сан-Фран- циско), " День независимости".
В 1930-80 гг. творил скульптор Хиллис Арнольд, глухой с 6 месяцев. Его работы на религиозные темы украшают церкви. Он первым из известных скульпторов стал использовать в работах алюминий.
Один из известнейших в США художников и скульпторов - Фредерик Ламонто (р. 1921). Его скульптурные работы поражают новизной форм и необычным сочетанием материалов.
Художник Роберт Дж. Фреймам (р. 1917) в 1950 г. за свои работы получил премию Француз- ской республики. Его работы имеются в амери- канских галереях, в том числе и в Бостонском му- зее изящных искусств.
Феликс Ковалевски (р. 1913) - не только пре- красный художник, чьи работы выставлены во многих музеях США, но и писатель, поэт, учитель.
Из глухих архитекторов в США наибольших ус- пехов добились: Джилберт К. Дэннинг (р. 1906), Олаф Хансон (1862-1933), Томас С. Марр (1866-1936).
Бетти Миллер является одной из основателей движения глухих художников США " Искусство зрительного образа" (сокращенно обозначаемого как De'VIA), описывающего опыт глухих людей с помощью художественных средств.
После окончания Галлодетского колледжа в 1957 г. Миллер два года работала художником-ил- люстратором и графиком, а в 1959 г. начала преподавать в Галлодетском колледже искусство рекламы. В 1976 г. она стала первой женщиной, получившей в Галлодете степень доктора в облас- ти преподавания искусства.
В 1972 г. состоялась первая выставка Б. Мил- лер в Галлодете, большинство произведений кото- рой отражали ее опыт глухого человека. В начале 1990-х она стала включать в свои работы стеклян- ные трубки, заполненные светящимся неоном, хотя продолжает работать и в традиционной тех- нике.
Один из известнейших глухих художников США Чак Бэйрд входит в группу De'VIA. 10 лет он работал художником-оформителем Нацио- нального театра глухих. По заказу Оргкомитета Международного фестиваля Deaf Way (1989) вы- полнил большую фреску, отражающую внут- ренний опыт глухих людей. Для издательства DawnSignPress Бэйрд выполнил работы к аль- бому, представляющему американский же- стовый язык. Эти работы стали своего рода ви- зитной карточкой направления De'VIA. Ч. Бэйрд - активный участник передвижных вы- ставок глухих художников по городам США в 1999-2000 гг.
11.3. Музыка
«Как ни парадоксально сие звучит, но Иван Лесников, от рождения глухой, обладает превосход- ным музыкальным слухом, легко схватывает ритм и, повторив его " про себя", на его основе сам ищет и предлагает постановщику фигуры танца, мизан- сцен, жестов. Он занят во всех музыкальных спек- таклях театра, играет в них весело, эмоционально, самозабвенно», - так пишет Р. И, Железова об арти- сте Театра мимики и жеста. Известно, что хорошо чувствуют музыку многие глухие актеры. В Театре мимики и жеста многие постановки требовали му- зыкального сопровождения, например, в " Двенад- цатой ночи" или " Слуге двух господ" музыка зада- вала темп и ритм, но глухие артисты не сбивались с ритма, двигаясь по сцене синхронно с ним.
В Великобритании творит удивительная жен- щина - Эвелин Гленни. Она родилась в Абердине в 1965 г. и с самых малых лет проявила отличные музыкальные способности. После школы она бы- ла принята в Королевскую музыкальную Акаде- мию в Лондоне. Уже во время учебы Э. Гленни была удостоена многих престижных премий, а в 1988 г. получила звание молодой солистки года в Великобритании. Гастролировала во многих стра- нах, приобретая из года в год все большую славу. Сегодня она - одна из лучших исполнительниц на ударных инструментах, а каждое ее выступление становится событием. Ее приглашают к сотрудни- честву лучшие оркестры мира. Многие универси- теты присвоили артистке звание Почетного док- тора. Так вот эта Эвелин Гленни - глухая Она начала терять слух в возрасте 8 лет. В 11 лет ее направили к специалистам, которые подтвердили ухудшение слуха. Преподавателям вынесли вердикт: девушка не сможет больше обу- чаться музыке. Однако Эвелин не смирилась. Нау- чилась игре на ударных инструментах. " Я замети- ла, - вспоминает она, - что могу ощущать опреде- ленные ноты разными частями своего тела. Я нау- чилась открывать свой ум и тело на звук и игру". На экзамене в Королевской Академии она достиг- ла одного из наилучших результатов за всю исто- рию учебного заведения. Члены экзаменационной комиссии просто не могли поверить, что Эвелин, безошибочно определяющая высоту звуков, не слышит. Сегодня она уже признанная звезда шоу- бизнеса. Несмотря на продолжительные репети- ции, выступления, записи в студиях, Эвелин Глен- нн умудряется сама сочинять музыку, заниматься литературным творчеством (написала автобиогра- фическую книгу " Добрые вибрации") (рис. 47).
В молодости Эвелин пользовалась слуховым аппаратом, но как только выучилась читать с губ, выкинула его. " Моя глухота, - говорит она, - явля- ется чем-то исключительным. Я воспринимаю ее как сокровище и не хотела бы его терять. Хочу ос- таться такой, как я есть (выделено авт.)". Э. Глен- ни признает, что недостаток слуха побудил ее к развитию способностей: " Музыка не является де- лом звука. Чтобы быть хорошим музыкантом, нужно прежде всего развивать то, что вырастает из сердца. Я это открыла в себе и знаю, что это не имеет ничего общего с технической стороной му- зыки".
На своих концертах она появляется босиком, так как стопами лучше ощущает игру звуков.
В 1992 г. в журнале " В едином строю" появи- лась заметка о почти глухом жителе австрийского |< > родка Ампфанг Зигфриде Марингере. Глухота не помешала ему после школы глухих окончить
музыкальное училище в Франкебурге и виртуозно овладеть игрой на духовых инструментах, а в даль- нейшем выступать в музыкальной капелле. Другое сообщение касалось глухого с детства жителя Га- вайских островов Рона Ясуда, который был масте- ром по производству шести- и восьмиструнных ги- тар. Его инструменты имели хорошее звучание и пользовались спросом.
В Саарбрюккене (ФРГ) жил глухой с детства Вили Шмиц, который имел хобби: изготовление... скрипок, альтов, гитар. Специалисты не забракова- ли ни одного музыкального инструмента, сделанно- го глухим самоучкой. К своему 79-летию (1982) мастер сделал 18 скрипок, 4 альта и несколько гитар.
11.4. Литература
Творчески одаренная личность ищет возмож- ность выразить свой внутренний мир. Если чело- век не слышит ушами, то в каких формах он мо- жет высказать себя? Одни находят себя на теат- ральных подмостках, другие выражают видение мира в красках, а третьи обращаются к художест- венному слову.
Плохо слышали французские поэты " Плеяды" Пьер Ронсар и Жоашен дю Белле. Почти глухим был Олекса Влизько - замечательный украинский глухой поэт, расстрелянный в 1934 г. по обвине- нию в " шпионаже и терроризме". Он прославился уже в 19 лет, когда в 1927 г. вышла его первая кни- га " За всех скажу". " Метеором необыкновенной яркости на литературном небосклоне" называли его в прессе. До своей трагической гибели он успел выпустить девять поэтических книг, писал и прозу. Но эти люди никакого отношения к сообществу глухих не имели...
В " Вестнике Попечительства Государыни Им- ператрицы Марии Федоровны о глухонемых" за 1914 г. впервые в России было опубликовано сти- хотворение глухого поэта Петра Овцына, поме- ченное датой: 5 октября 1911 г.
Летнему утру
Сонет
Привет тебе, утро лучисто-златое!.. С божественным солнцем и пением птиц. Ты снова исходишь на лоно земное И сон изгоняешь с природы зениц! Так пышно твое молодое сиянье, Так дивно-роскошен твой светлый наряд; Весь мир ты приводишь собой в ликованье, К тебе отовсюду приветы летят. Деревья - любовно ветвями кивают, И люди, и звери - с восторгом встречают. Цветы - ароматом, усердно кадят. Журчат ручейки бесконечною хвалою. Плескаясь в брега шаловливой волною, И песенки, пчелки и мошки жужжат. Стихи П. Овцына, выпускника Санкт-Петер- бургского училища глухонемых, нравились самому Александру Блоку.
В следующем выпуске " Вестника" был опуб- ликован рассказ бывшего воспитанника Санкт- Петербургского Императорского училища глухо- немых Бориса Каммонена " Ястреб".
Первый в нашей стране стихотворный сборник глухих поэтов " На баррикаде тишины" был выпу- щен в 1931 г. Правда, по-настоящему художествен- ных стихов здесь было немного, выделялись про- изведения Михаила Шорина, выпускника Ленин- градского литературного института, опубликовав- шего в том же году повесть " Взорванная тишина" об учебе первой группы глухих в Московском раб- факе.
Валентин Григорьевич Дмитриев, оглохший полностью в 12 лет, стал инженером, кандидатом технических наук, литературоведом, поэтом-пере- водчиком французской литературы. В 1950-70 гг. он переводил поэтов французских революций 1848 и 1871 гг., в том числе П.Ж. Беранже, " Трагиче- ские поэмы" Л гриппы д'Обинье, поэта Ж.-Б. Кле- мана, роман " Парижские тайны" Эжена Сю, пьесы Ануя, поэму " Война богов" Эвариста Парни... Ему принадлежит авторство книг " Поэт-коммунар" об авторе " Интернационала" Эжене Потье, " Скрыв- шие свое имя" - о псевдонимах писателей. Извест- ный критик Ефим Эткинд писал о нем: " На приме- ре В. Дмитриева видно, что отсутствие слуха не яв- ляется препятствием для того, чтобы восприни- мать и воспроизводить музыку стиха. Как это ему удается? Скажем его же словами:
" Труден путь, но не падаю духом - Ведь поэзию, род волшебства. Постигаю я внутренним слухом, И мелодия в сердце жива...".
В 1960-е гг. при журнале " Жизнь глухих" обра- зовалось инициативное ядро, которое со временем выросло в литературное объединение " Камер- тон". Под руководством И.А. Исаева объединение проводило творческие семинары в Москве и дру- гих городах. Издавались коллективные сборники стихов " Камертон" (1974), " Тень звука" (1979), " В строю едином" (1989) (последняя книга включала и прозу), а также индивидуальные сборники чле- нов литобъединения.
В 1995 г. член " Камертона" Ярослав Пичугин основал издательство " Загрей", в котором с 1996 г.) стала выходить поэтическая серия " Камертон". За) счет авторов в ней выпущено 9 сборников. И 2000 г. вышла " Антология глухих поэтов России", / подготовленная к изданию глухим с 9 лет поэтом И.А. Исаевым, членом Союза писателей РФ. Н сборник вошли произведения около 80 глухих авД торов. Из книг издательства " Загрей" можно вы-i делить также: культурно-исторический альманах " Московские витражи" (2000), книгу стихов и I, очерков глухих литераторов " Кастальский ключ", посвященную юбилею А.С. Пушкина (1999); сбор- ник стихов и очерков о творчестве неслышащих живописцев и графиков " Зеркала"; сборники рас- сказов и повестей Владимира Опойкова " Вкус Ча- бреца" (1998) и " Колючая пыль" (1999); сборник прозы главного редактора журнала " В едином строю" Василия Скрипова " Моя страна глухих" (2001).
В 1990-х гг. в Киеве было образовано Украин- ское литературное объединение " Вщлуння"
(" Эхо").
Первым глухим писателем в США считается Джеймс Нэк (1809-1879), опубликовавший в
1827 г. сборник стихотворений " Легенда скалы и другие пьесы". Всего им издано четыре поэтиче- ских книги. Глухой американец Ховард Л. Терри (ум. 1964) в 12 лет написал свой первый рассказ. К 21 году он написал три книги. Терри писал прозу, поэзию, драматические произведения, многие из которых были опубликованы. В 1960 г. Р.Ф. Пами- ра. Дж.Х. Макфарлэйн и Т. Дениз издали книгу " Тихая муза: антология поэзии и прозы глухих". Роберт Ф. Панара - поэт, первый глухой профес- сионал, работавший в Национальном техническом институте для глухих (с 1968 г.), где он основал фа- культет английского языка, а также Клуб драмы, который сейчас называется: Экспериментальный образовательный театр. В 1971 г. Уиллард Дж. Мэдсен написал поэму " Ты должен быть глухим, чтобы понимать", переведенную на семь языков. В 1974 г. в Галлодетском альманахе был опублико- ван список из более чем сотни книг, написанных глухими американскими авторами. В 1992 г. в из- дательстве " Галлодет Юниверсити Пресс" вышла антология поэзии и прозы глухих авторов (23 име- ни) " Не нужно каменных стен".
Наиболее известный из глухих поэтов - это, пожалуй, Дэвид Райт. Он родился в 1920 г. в Йо- ханнесбурге (ЮАР), оглох в 7 лет. В 1934 г. он поступил в школу в Нортхэмптоне (Великобри- тания), которая была единственной в то время в Англии школой, где глухие могли получить сре- днее образование. Потом учился в Оксфорде, работал в газете " Санди Тайме". В 1950 г. Райт получил Атлантическую Премию по литерату- ре. Он был весь в творчестве: перевел на совре- менный английский язык поэму " Боевульф", публиковал книги стихов, издал три путеводите- ля по Португалии... В 1958 и 1960 гг. ему вруча- лась премия Гиннесса по поэзии. Д. Райт был избран членом Королевского литературного об- щества. В 1969 г. была издана его книга " Глухо- та. Автобиография", которую один из крупней- ших поэтов XX в. Уистен Хью Оден назвал " чудесной книгой". В 1985 г. был опубликован перевод Райта на современный язык " Кентербе- рийских рассказов" Дж. Чосера. Его сборнику " Поэмы и версии" (1992) специалисты дали вы- сокую оценку. Университет Лейстера избрал Дэвида Райта Почетным доктором литературы.
Глава XII
СПОРТ ГЛУХИХ
12.1. Спортивное движение глухих в России
В 1913 г. при Московском обществе глухоне- мых им. И.К. Арнольда был создан спортивный кружок. В течение года при кружке были органи- зованы спортивные секции по футболу, лыжам и конькам. В 1915 г. московский спорткружок стал спортивным клубом глухонемых. Глухонемые за- нимались такими видами спорта, как футбол, вод- ный спорт, велосипедный спорт, легкая атлетика, тяжелая атлетика, гимнастика и др.
В 1920 г. в Москве при Главной военной шко- ле физического образования трудящихся по ини- циативе слабослышащего И.С. Иванова и по лич- ному разрешению Н.И. Подвойского был открыт специальный класс для подготовки инструкторов физкультуры из числа глухих. 20 человек стали курсантами этой школы. По окончании курсов многие стали инструкторами по спорту и тренера- ми глухих, они способствовали появлению в Моск- ве, Петрограде, Иваново-Вознесенске и других го- родах страны первых спортивных кружков.
Несколько позднее большая группа глухих обучалась в Малаховском техникуме физкультуры (Подмосковье).
В 1925 г. в Москве состоялся международный шахматный турнир с участием Х.Р. Касабланки и Э. Ласкера. Участник соревнований слабослыша- щий Борис Верлинский победил самого чемпиона мира Касабланку.
В 1926 г. по решению Моссовета и ЦП ВОГ в Москве был открыт Центральный клуб физкуль- туры глухонемых, в многочисленных секциях ко- торого к 1947 г. занималось 540 спортсменов.
С конца 1920-х гг. большой популярностью у глухих туристов пользовались агитационные вело- пробеги (Москва - Тула; Москва - Сергиев Посад и др.) - с лозунгами " Береги слух! " и т.п. Зимой 1932 г. группа глухих москвичей совершила лыж- ный марафон " Ленинград - Москва". Летом того же года состоялся Всероссийский шахматный тур- нир глухонемых, прошла 1 Всероссийская спарта- киада глухонемых, на которой командную победу одержала сборная Ленинграда.
В 1933 г. глухонемые спортсмены приняли уча- стие в параде физкультурников на Красной пло- щади.
К концу 1940 г. в РСФСР насчитывалось 7, 5 тыс. глухих физкультурников.
В 1957 г. в Иванове состоялись I Всесоюзные со- ревнования глухих по легкой атлетике и волейболу.
В 1957 г. прошел первый Всесоюзный шахмат- ный чемпионат глухонемых.
В августе 1960 г. был организован Совет по физкультуре и спорту при ЦП ВОГ.
В январе 1964 г. состоялся первый организаци- онный пленум Всероссийской спортивной федера- ции глухих.
В 1963 г. Р. Серова (стрельба) стала первым мастером спорта из числа глухих, а уже к 1966 г. звание мастера спорта СССР имели 32 глухих спортсмена.
В середине 1980-х гг. в распоряжении Всерос- сийского общества глухих было 24 спортивных зала, 120 баскетбольных и волейбольных площадок, 16 футбольных полей, 19 хоккейных площадок, 3 поля для хоккея с мячом, 8 легкоатлетических секторов, 22 лыжные базы, 3 стрелковых тира, 8 спортивно- оздоровительных лагерей, 6 туристических баз.
К 1980 г. в стране насчитывалось около 50 глухих мастеров спорта СССР.
В настоящее время спортивная работа среди глухих России ведется Российским спортивным со- юзом глухих, правопреемником Всероссийской спортивной федерации глухих. РССГ образован в 1992 г. и был признан Олимпийским комитетом России в 1994 г. Возглавляет РССГ Валерий Ники- тич Рухледев.
Спортивный союз ведет активную работу по ор- ганизации региональных отделений Союза, число которых уже превысило 50. Под эгидой РССГ созда- ны федерации по отдельным видам спорта, спорт- клубы и центры - всего около 30. В распоряжении РССГ в Подмосковье находятся физкультурно-оздо- ровительный комплекс в Крюково и пансионат " Ви- кинг". За период с 1992 по 2001 гг. РССГ провел 95 чемпионатов России по 20 видам спорта и 25 пер- венств по 12 видам спорта. В этот период глухие россияне завоевали на международной арене 71 зо- лотую медаль. РССГ выпускает ежемесячную газе- ту " Спорт глухих России".
РССГ разработал Концепцию развития спорта глухих граждан России, добивается государствен- ного финансирования спорта глухих отдельной строкой в Госбюджете РФ.
В столице действуют Московская городская организация Российского спортивного союза глу- хих; Федерация физической культуры и спорта глухих (президент В.А. Фельде); Московская об- щественная организация " Шашечная федерация глухих"; Московская федерация волейбола глухих; футбольный клуб " Тайфун"; баскетбольный клуб инвалидов по слуху " Сатурн"; шахматный клуб " Конь+ладья" при школе № 101 и другие спортив- ные организации глухих.
12.2. Глухие на международной спортивной арене
Советские спортсмены, как и американские, впервые приняли участие во Всемирных летних играх глухих (аналог Олимпийских игр) в 1957 г. В Милане сборная СССР (16 мужчин и 10 женщин) завоевала 13 золотых, 11 серебряных, 7 бронзовых медалей, оставив позади команды Германии и США. Там же, в Милане, в ряды Международного спортивного комитета глухих (CISS) был принят и Советский Союз.
В 1961 г. на Всемирных летних играх глухих в Хельсинки гимнастка С. Слепнева завоевала 6 зо- лотых медалей. Всего было завоевано 88 медалей, из которых 41 - золотая. В неофициальном зачете наши спортсмены вновь заняли первое общеко- мандное место.
В 1969 г. на XI Всемирных летних играх глухих в Белграде слабослышащий гимнаст Анатолий Ва- ганов, мастер спорта СССР, принес советской ко- манде 8 золотых медалей (потом он выступал в цирке в труппе гимнастов " Три квадрата", испол- нял уникальные трюки), на 2 медали меньше было у гимнастки Борисовой, легкоатлетка Иванова выиграла 4 золотых медали. В копилке советской сборной - 99 медалей (40 - золотых).
С 1971 г. сборная глухих СССР принимает уча- стие во Всемирных зимних играх глухих.
В 1973 г. на Всемирных играх глухих в Мальме (Швеция) советские футболисты выиграли " золо- то".
В 1980-90-х гг. московский пловец Дмитрий Гри- горьев завоевал на Всемирных играх глухих множе- ство наград, из них более 10 золотых медалей.
На Всемирных играх глухих в Копенгагене (Дания) в 1997 г. и в Риме (Италия) в 2001 г. рос- сийские глухие спортсмены занимали второе мес- то в общем зачете, пропустив вперед самую много- численную дружину США. В Риме россияне выиг- рали 51 медаль (13 золотых, 18 серебряных и 20 бронзовых). 17-летняя московская школьница Ве- роника Гуськова в соревнованиях по плаванию за- воевала 5 золотых наград, 1 серебряную и 1 брон- зовую медали. Ей было присвоено звание Заслу- женного мастера спорта РФ. На последних Все- мирных зимних играх глухих в швейцарском Даво- се (1999) российские спортсмены первенствовали в неофициальном общекомандном зачете.
После переименования Всемирных игр глухих в Олимпиаду глухих в октябре 2001 г. на учреди-
тельной конференции с участием президента Олимпийского комитета РФ Л.В. Тягачева и руко- водителей Госкомспорта РФ был создан Сурдлим- пийский комитет России (СКР), зарегистрирован- ный Минюстом РФ 30 ноября 2001 г. Учредителя- ми СКР стали общественные организаций глухих - РССГ, Российский футбольный союз глухих и Фонд " Поддержка президентских программ по де- лам инвалидов". Президентом Сурдилимпийского Комитета был избран Николай Семенович Кли- мов.
12.3. Международное спортивное движение глухих
Старейший известный спортклуб глухих - фут- больный клуб глухонемых г. Глазго (Шотландия), основанный в 1871 г. В Германии спорт глухих по- лучил свое оформление в 1910 г.. в 1918-м появи- лась спортивная организация глухонемых во Франции, в 1920-м - в Финляндии. 1922-м - Бель- гии и Дании- Французу Э. Рубенсу-Ал ьке в августе 1924 г. удалось собрать на парижском стадионе " Персен" 133 спортсмена из Бельгии, Великобритании, Вен- грии, Голландии, Италии, Польши, Румынии, Франции, Чехословакии. Они состязались по лег- кой атлетике, плаванию, футболу, велогонкам и стрельбе. Эти соревнования вошли в историю как первые Всемирные игры глухих.
|