Глухие среди слышащих 12 страница
В 1926-1927 гг. была законодательно оформ- лена система специального образования для глу- хих детей. В официальных постановлениях госу- дарство формулирует цели специального образо- вания: " подготовка через школу и труд к общест- венно полезной трудовой деятельности". Прави- тельство поручает Наркомпросу подготовить план введения всеобщего обучения слепых и глухоне- мых. В постановлении СНК " Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно-отсталых детей и подростков" (1926) были утверждены типы специ- альных школ, причем школы для глухих были вы- делены из системы детских домов и стали назы- ваться школами-интернатами.
Формирующаяся система специального обра- зования предусматривала создание сети специаль- ных учебных заведений, где дети-инвалиды отде- лялись от общества. Попадая в специальную шко- лу-интернат круглогодичного содержания, ребе- нок оказывался практически изолированным от семьи, от общества. Дети лишились духовной под- держки со стороны церкви и помощи благотвори- тельных организаций. Дети, по замечанию про- фессора Н.Н. Малофеева, оказались как бы замк- нутыми в особый социум (" дефектологический квадрат"), внутри которого и осуществлялось спе- циальное образование.
В конце 1920-х гг. основным звеном обучения глухих становится школа " первой ступени". На втором съезде ВОГ в январе 1929 г. глухие депута- ты резко критиковали положение с образованием глухих. Н.М. Крылов из Уфы говорил: " В некото- рых отделах Наробраза работники... понятия не имеют о существовании глухонемых и тем более о том, как их учить, считают, что учить их невоз- можно". Речь делегата от Крыма Е.Н. Мохонова поражает смелостью:
" Дело поставлено еще хуже, чем в царское время. Может быть, в центре оно высоко, но в провинции - слабо. Я полагаю, что Вы. Федор Ан- дреевич (Pay), согласитесь со мною, что в период Советской власти не выпустили ни одного тако- го глухонемого, которого мы могли бы назвать вполне развитым. Если и бывают такие, то лишь благодаря яркой индивидуальности, лич-
ным стараниям самого ученика. Нормальная уче- ба для глухонемых должна продолжаться 7-9 лет, а у нас она заканчивается за 4-5 лет. Я должен признать, что недопустимо такое отно- шение к нам Советской власти. Знаете, товари- щи, что в буржуазной Польше, вооруженной до зубов, обучение глухонемых поставлено гораздо лучше. Там охвачено 46%, а у нас - 0, 9%".
Положение в школах глухонемых детей, фак- ты бесчеловечного отношения к детям в ряде школ, отсутствие надлежащего контроля со сторо- ны Нарком проса вызвали беспокойство депутатов съезда. В том же 1929 г. газета " Жизнь глухоне- мых" публиковала гневные статьи:
" К ответу насильников
В последнее время в Правление ВОГа, в редак- цию газеты ЖГ начали поступать заявления о ряде ненормальностей, творимых в школах глу- хонемых детей. В этих заявлениях говорится о развращении малолетних девочек, о насилии и по- пытках к насилию, издевательствах, избиениях...
Чита, Уфа, Ставрополь, Пенза..."
" К раскрытию безобразий в школах глухоне- мых
10 и П августа в клубах глухонемых Москвы проходили многолюдные митинги протеста про- тив творящихся в школах глухонемых безобра- зий и насилий над глухонемыми детьми. В приня- тых на митингах резолюциях глухонемые Моск- вы требуют " самого сурового наказания насиль- никам. Поганой метлой вымести из школ глухо- немых всех замешанных в развращении детей пе- дагогов и их укрывателей. Органы Наркомпроса должны усилить надзор за школами глухоне- мых".
В 1930-е гт. осуществлялось всеобщее началь- ное обучение глухонемых детей, в проведении ко- торого активное участие принимали члены ВОГ.
Нарком просвещения А.С. Бубнов подписал приказ о введении всеобуча физически-дефектив- ных, умственно-отсталых и страдающих недостат- ками речи (логопатов) детей и подростков. Приказ и инструктивное письмо в 1931 г. были опублико- ваны в Бюллетене Наркомпроса СССР.
Планировалось провести следующие меропри- ятия: " подготовить к 1 октября 1932 г. около 1300 педагогов для школ глухонемых детей и под- ростков; с 15 сентября с.г. открыть в каждой обла- сти (крае) при опорных школах для глухонемых детей и подростков краткосрочные (3 месячные) курсы; к этому времени открыть дефектологиче- ские отделения при педтехникумах, в составе кото- рых должна быть секция по подготовке педагогов с глухонемыми, тугоухими и позднооглохшими детьми и подростками".
" За всеобщее обучение глухонемых
В 1934 году в школах глухонемых РСФСР обу- чалось 10200 детей, а в 1938 году - 22200. Широко развернулась работа по ликвидации неграмотно- сти среди взрослых глухонемых: в 1934 году в школах взрослых обучалось 4 тысячи человек, а в 1938 году - 11500 человек" (" Жизнь глухонемых". 1939. №4).
Постановление ЦК ВКП(б) " О всеобуче" не содержало отдельной статьи о детях с отклонени- ями в развитии, и таким образом на них распро-
странялись нормативы обучения, предназначен- ные для нормально развивающихся детей. Ника- кого специализированного стандарта для учащих- ся с отклонениями в развитии не было введено - государство установило для всех без исключения детей школьного возраста единый образователь- ный стандарт. Это означало, что глухие дети в школе-интернате должны были усвоить, хотя в иные сроки и при помощи специальных методов обучения, общий государственный стандарт. Это было примечательной особенностью советской системы специального образования, и именно эта сверхзадача стимулировала развитие отечествен- ной научной школы дефектологии.
В 1932 г. были разработаны новый учебный план и программа для школ глухонемых детей. Введен девятилетний срок обучения. В учебный план школ были включены предметы, изучаемые во 2-й ступени массовой школы (история, физика, химия). Началось введение в систему трудового обучения элементов политехнического образова- ния.
Осуществление всеобуча глухонемых способ- ствовало формированию системы специальных учреждений: ясли, детсады, специальные началь- ные, семилетние и средние школы, специальные школы для подростков и взрослых глухонемых; на основе принципа дифференцированного обучения организовывались школы для глухонемых, туго- ухих, позднооглохших (первые классы для слабо- слышащих и позднооглохших появились еще в 1920-е гг. в Отофонетическом институте в Ленин- граде).
Во второй половине 1930-х гг. на страницах журнала " Жизнь глухонемых" была организована широкая дискуссия по вопросам школьной подго- товки глухих учащихся. Отмечались низкие ре- зультаты обучения, подчеркивалось, что глухие учащиеся даже старших классов не владеют уст- ной речью.
В 1938 г. состоялось Всероссийское совещание сурдопедагогов, на котором было предложено пе- ренести упор на формирование коммуникативных средств у детей, была подчеркнута важная роль письменной речи и дактилологии.
Из " Обращения Всероссийского совещания по вопросам обучения и воспитания глухонемых де- тей" (20 августа 1938 г.):
" Школы для глухонемых детей, бывшие до последнего времени на задворках Наркомпроса, включены сейчас в общий ряд советских школ, имеют теперь новые программы и учебный план...
Однако последствия вредительских действий врагов народа, приложивших свою грязную лапу и к участку работы с глухонемыми детьми, до кон- ца еще не ликвидированы: не осуществлено пол- ностью всеобщее начальное обучение глухонемых детей...
Наши школы не давали до сего времени глухо- немому ребенку сколько-нибудь удовлетвори- тельных знаний даже в объеме начальной школы.
...В качестве центральной и по существу единственной задачи школы для глухонемых де- тей выдвигалась задача обучения технике говоре- ния. Эта работа, превращенная в самоцель и про-
водимая в отрыве от борьбы за знания, при игно- рировании развития у глухонемых детей других видов словесной речи (письменной речи во всех ее видах и дактилологии)... преступно тормозила развитие глухонемого ребенка".
К началу войны был практически осуществлен всеобщий охват обучением глухих детей в РСФСР. Параллельно была развернута сеть пунктов лик- беза для взрослых глухонемых.
Накануне войны количество школ для глухоне- мых составляло 271 (училось более 31, 4 тыс. детей и подростков). К лету 1944 г. в результате восстанови- тельной работы действовали 154 школы (более 12, 8 тыс. учащихся). В первой половине 1950-х гг. положение с обучением глухих во многих областях было запущено. Вне школ находилось более 7 тыс. глухих переростков. В более чем 200 школах всего 10% учителей имели специальное образование. В сельской местности, в которой проживало много глухих, не было учителей совсем.
В 1960-е и последующие годы особое внимание уделялось развитию теории, созданию научных ос- нов обучения, воспитания и трудовой подготовки глухих детей. Особую роль играл созданный в 1944 г. при Академии педагогических наук Науч- но-исследовательский институт дефектологии (НИИД) - ныне Институт коррекционной педаго- гики Российской Академии образования. Целая плеяда выдающихся ученых создала оригиналь- ную систему воспитания и обучения глухих и сла- бослышащих детей.
В 1990-е гг. стали меняться ценностные ориен- тиры образования: на первый план стали выходить задачи целенаправленного формирования жизнен- ной компетенции, личностного, социально-эмоци- онального развития глухого ребенка. В России бы- стро растет число родителей, которые желают воспитывать ребенка в семье, а не отдавать его в закрытый интернат. Распространяются интегра- тивные подходы к обучению глухих и слабослы- шащих детей. В настоящее время в рамках систе- мы специального образования глухих действуют разнонаправленные тенденции и подходы, о чем уже упоминалось в главе, посвященной обучению глухих и слабослышащих детей.
Становление системы профессионального образования глухих
С сентября 1925 г. при Северо-Западной профессионально-технической школе НКСО им. М.В. Фрунзе в Ленинграде было открыто отде- ление для глухонемых, для которых в первый год было выделено 50 мест. В 1927 г. была выпущена первая группа глухих курсантов, и в том же году Наркомпрос издал циркуляр " О допущении глухо- немых к производственному обучению в проф- школах и учебно-производственных мастерских".
В 1929 г. в Москве на химическом Рабфаке им. Бухарина начала заниматься первая группа глухих (l9 чел.). В 1931 г. на рабфаке им. Рыкова в Москве было открыто отделение для глухих. В 1930-е гг. глухие обучались группами на рабфаках в Ленинграде, Кудиново под Москвой, Томске. В сентябре 1931 г. на рабочем факультете при Пла- новом институте в Новосибирске начала обучаться
группа глухих, в 1933 г. ее перевели на рабфак Томского технологического института (штатных переводчиков при группе не было, их заменяли до- бровольцы из числа слабослышащих студентов).
Были организованы также группы глухоне- мых при ФЗУ 1-го подшипникового завода, ФЗУ механического завода в Кемерово, ФЗУ завода " Ростсельмаш" и др.
Для 1920-30-х гг. было характерно профессио- нальное обучение глухих в школах с фабрично-за- водскими отделениями и на базе фабрично-заво- дских училищ при промышленных предприятиях. Специально выделенных для обучения глухих фа- брично-заводских отделений (ФЗО) и фабрично- заводских училищ до 1953 г. не было, но в каждом отдельном случае договаривались с какой-либо школой ФЗО и ФЗУ о единовременном обучении группы глухонемых в количестве 20-25 чел. На- пример, с 1 сентября 1933 г. начались занятия в группе глухонемых в составе 20 чел. при ФЗУ Ке- меровского механического завода в с двухгодич- ным сроком обучения
Начало обучению глухих в техникумах было положено в 1931 г., когда в Ленинградском индуст- риальном техникуме НКСО им. М. Фрунзе глухие начали обучаться в одних группах совместно со слышащими на металлообрабатывающем и дере- вообрабатывающем отделениях.
До Великой Отечественной войны рабфаки за- кончило 396 глухих, 122 из которых получили в дальнейшем высшее образование.
После войны начался прием глухих в Москов- ский машиностроительный им. Дзержинского и
Московский кислородно-сварочный техникумы. С 1948 г. глухие могли получить специальности то- каря-универсала, столяра, слесаря-инструменталь- щика в Тульском специальном ремесленном учи- лище. В первой половине 1950-х гг. для групп глу- хих были организованы школы ФЗО на базе Горь- ковского автозавода. Челябинского тракторного завода, на заводе в г. Верхняя Тура Свердловской области. В 1949 г. при Златоустовском машино- строительном техникуме им. П.П. Аносова была организована группа из 20 глухих учащихся. В сле- дующем году в Челябинский машиностроитель- ный техникум на первый курс было принято 32 глухих. В обоих техникумах готовили специали- стов по специальности " холодная обработка ме- таллов". С 1952 г. глухие обучались группами в Рыбинском авиационном техникуме и во Влади- мирском авиамеханическом техникуме. С 1965 г. зубных техников из числа глухих готовили в Пяти- горском медицинском училище. К 1976 г. в РСФСР спецгруппы были открыты при 9 техникумах.
В 1961 г. был утвержден список профессий из 298 специальностей, которые глухие могут полу- чить в техникумах и вузах.
В 1965 г. в Павловске открыл двери глухим студентам выстроенный на средства ВОГ Ленин- градский восстановительный центр (директор - И.Ф. Гейльман), при котором имелись: политехни- кум, профессиональное училище и учебные мас- терские.
В 1975 г. при Московском техникуме механиза- ции Центрального статистического управления РСФСР была создана первая группа глухих. До
1986 г. в техникум для группового обучения (с пе- реводчиками) принимали ежегодно по 15-20 глу- хих из различных учебных заведений г. Москвы.
В 1981 г. Московское медицинское училище № 1 открыло двери для первой группы глухих уча- щихся в количестве 20 чел. Студентами училища стали выпускники московских школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей № 30, № 10 и НИИД.
1980-1990 гг. при содействии Московской ор- ганизации ВОГ были организованы группы глухих учащихся в различных средних специальных учеб- ных заведениях г. Москвы.
Краткая история высшего образования глухих в России
Начало обучению глухих в вузах было поло- жено в 1932 г. Московским институтом химическо- го машиностроения, куда было зачислено более 10 глухих студентов, бывших рабфаковцев.
В 1934 г. в Московский механико-машинострои- тельный институт (нынешний МГТУ им. Н.Э. Бау- мана) было принята первая группа глухих и слабо- слышащих. Базой для подготовки глухих в МВТУ стал рабфак им. СМ. Кирова, на котором по иници- ативе Московской организации ВОГ была создана группа глухих. В 1934 г. нарком тяжелой промыш- ленности Серго Орджоникидзе, у которого на прие- ме побывали председатель Центрального правления ВОГ и переводчица Д.Н. Стопановская, поручился за будущих студентов института из числа глухих. Так началась многолетняя история обучения глухих в престижном техническом вузе.
Такие же группы были организованы в середи- не 1930-х гг. при МГУ на химическом факультете, при Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (факультет агрохимии и поч- воведения). Глухие обучались также в Ленинград- ском индустриальном и Ленинградском химико- технологическом институте. В 1935 г. первая груп- па глухих рабфаковцев поступила в Томский тех- нологический институт.
В 1935 г. СНК принял постановление " Об уве- личении размера стипендии глухонемым учащим- ся в высших учебных заведениях, техникумах и ра- бочих факультетах".
К 1947 г. в вузах обучалось 76 глухих студен- тов, в 1951 г. их число выросло до 202 чел.
В 1959 г. группа молодых выпускников МВТУ им. Баумана была направлена в Конструкторское
бюро СП. Королева.
В 1970-80-е гг. глухие занимались на вечерних и заочных отделениях Московского заочного по- литехнического института. Ленинградского инсти- тута точной механики и оптики и др.
О групповом обучении глухих в вузах в настоя- щее время рассказано выше.
13.13. Всероссийское общество глухих сегодня Всероссийское общество глухих - обществен- ная некоммерческая самоуправляемая организа- ция, действующая на основе Конституции РФ, за- конодательства РФ и Устава ВОГ и объединяю- щая около 140 тыс. лиц с нарушениями слуха.
Всероссийское общество глухих построено по территориально-производственному принципу: в него входят республиканские (Башкирское, Татар- ское и др.), краевые, областные, Московская го- родская и Санкт-Петербургская организации ВОГ - всего 74 региональные организации. Пос- ледние управляют работой более чем 300 местных организаций, проводят организационно-массовую работу с неслышащими гражданами. Координа- цию работы региональных структур осуществляет Центральное правление ВОГ. Раз в пять лет созы- ваются Съезды ВОГ, на которых делегаты изби- рают Президента ВОГ, Центральное правление ВОГ и Центральную ревизионную комиссию. На Пленуме Центрального правления ВОГ избирает- ся Президиум ВОГ.
Следует подчеркнуть, что модель национальной общественной организации глухих в России сущест- венно отличается от национальных ассоциаций глу- хих за рубежом. Для заграничных организаций глу- хих характерно более четкое распределение власт- ных полномочий: распорядительной, исполнитель- ной и контролирующей. Там, как правило, прези- дент, избираемый на конференции национальной организации (проводимой раз в 2-3 года), выполня- ет свою работу на общественных началах, ведет за- седания бюро организаций, на которых обсуждается ход выполнения запланированных конференцией мероприятий и принимаются решения. По рекомен- дации президента бюро назначает исполнительного директора, который возглавляет работу исполни- тельного аппарата (с ним заключается контракт и его труд оплачивается). Таким образом, исключает- ся ситуация, когда власть сосредоточивается в руках одного человека. Модель нашего Общества глухих унаследована от советских времен и по ряду крите- риев не отвечает демократической направленности преобразований, осуществляемых в России. Выбо- ры на съездах ВОГ, конференциях региональных организаций ВОГ почти повсеместно проводятся от- крытым голосованием, зачастую на безальтерна- тивной основе.
В 1926 г. в СССР был образовано Всероссий- ское общество глухонемых, главными задачами которого была борьба с неграмотностью и трудо- устройством глухонемых. Для этого открывались различные мастерские, артели, часть которых впоследствии выросла в учебно-производственные предприятия (в 1999 г. УПП ВОГ были преобразо- ваны в ООО " Социально-производственные пред- приятия"), а при них и клубах глухих были органи- зованы курсы ликвидации неграмотности.
В 1930-е гг. в Центральном Совете Профсою- зов был организован отдел по работе с глухими, который развернул работу по широкому вовлече- нию глухих в производство, - это были годы инду- стриализации СССР. В 1950-е гг. экономическое положение учебно-производственных предпри- ятий настолько укрепилось, что с 1954 г. ВОГ пол- ностью перешло на финансирование расходов за счет собственных средств: культурные програм- мы, содержание Домов культуры и клубов, зарпла- та штатных сотрудников Общества, строительство квартир для глухих, домов отдыха, оплата льгот- ного отдыха членов ВОГ, помощь школам для глу- хих и слабослышащих.
Финансирование осуществлялось за счет при- были, полученной от производственной деятель- ности УПП. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1959 г. Всероссийское общество глухоне- мых было переименовано во Всероссийское обще- ство глухих.
Большое внимание уделялось строительству до- мов культуры для глухих. Тогда и зародилась мо- дель " города глухих" (чисто советский феномен) — рядом с учебно-производственными предприятиями строились многоквартирные дома для рабочих, на территории предприятий появились общие холлы для глухих - " красные уголки", вблизи располага- лись дома культуры со спортивными площадками. Молодые глухие получали профессиональную под- готовку на предприятиях, а до получения квартир могли жить в общежитиях рядом с фабриками.
Подобные " города глухих" были построены в Пскове, Смоленске, Горьком (Нижнем Новгороде), Йошкар-Оле, Ейске, Омске, Саратове, подмосков- ном Подольске и других городах. Здесь сейчас жи- вет много слышащих - детей и родственников глу- хих. Большинство этих людей знает жестовый язык.
В 1971 г. 14 тыс. чел. из 144 тыс. членов ВОГ работали на 69 УПП. На каждую группу из 50 че- ловек полагался переводчик или социальный ра- ботник. На 157 клубов приходилось 24 спортивных зала и 120 спортивных площадок.
В 1960-1970-х гг. на средства ВОГ помимо большого числа производственных зданий, домов культуры, жилых домов были выстроены Дом от- дыха " Маяк" на Кавказском побережье Черного моря, Дом отдыха " Крюково" и пансионат им. 50- летня ВОГ в Подмосковье, Ленинградский восста- новительный центр в Павловске, Армавирский дом-интернат для престарелых и инвалидов по слу- ху с сопутствующими заболеваниями, первый в мире профессиональный Театр мимики и жеста, административное здание ЦП ВОГ.
В настоящее время в " хозяйстве" Общества - 68 социально-реабилитационных предприятий (СРП) различных профилей производства: швейное производство, металлообработка, деревообработка и др. Большинство занятых в СРП - глухие работни- ки. Подобные предприятия существуют также в бывших республиках СССР, а также в Болгарии. В Польше они уже прекратили свое существование. По-видимому, в будущем на этих предприятиях, ес- ли они выживут, будут работать только глухие, име- ющие 1-ю или 2-ю группу инвалидности и сопутст- вующие заболевания. В системе Общества функци- онирует более 250 клубных учреждений и домов культуры. В Москве действует профессиональный Театр Мимики и Жеста. На побережье Черного мо- ря имеется санаторное учреждение " Маяк".
В 1990-е гг. на баланс г. Армавира был переве- ден дом-интернат для престарелых и инвалидов по слуху с сопутствующими заболеваниями. Бывший Ленинградский восстановительный центр передан в ведение Министерства труда и социальной защи- ты РФ.
С распадом СССР и началом " перестройки" (вторая половина 1980-х гг.) система стала давать сбои. Пришлось передавать в муниципальную соб- ственность жилые дома в связи с невозможностью оплачивать за счет УПП коммунальные платежи.
Немногие СРП могут обеспечить своим работникам достойную зарплату. Численность работающих ин- валидов по слуху на СРП сокращается и составляет в настоящее время около 4 тыс. чел. Если раньше все отчисления от прибыли переводились в Москву, откуда деньги распределялись по местам, то теперь часть средств остается в распоряжении местных правлений ВОГ, что не всегда позволяет даже обес- печить зарплату работникам Общества. Не хватает средств и на выполнение программы культурного обслуживания членов ВОГ. Если в 1991 г. функцио- нировало 423 культурных ВОГовских центра, где работало 3460 чел., то сейчас осталось 264 клубных учреждения с 980 сотрудниками, из них 436 - инва- лиды по слуху, а собственно специалистов по куль- турно-просветительной работе всего 273. Лучшие ДК ВОГ со стабильным штатом и самодеятельными коллективами работают в Уфе, Челябинске, Ново- сибирске, Нижнем Новгороде, Иркутске, Самаре, Ярославле, Москве, Екатеринбурге, Архангельске, Орле, Владимире (информация отдела культуры ЦП ВОГ)- Поэтому региональные правления Обще- ства на местах уповают на помощь губернаторов, ведут активные поиски спонсоров.
Центральное правление ВОГ не может обеспе- чить политику самофинансирования, но активно взаимодействует с государственными органами, участвует в разработке законодательных и норма- тивных актов по реабилитации инвалидов и в раз- работке и осуществлении целевых социальных программ реабилитации инвалидов по слуху.
В январе 2000 г. Постановлением Правительст- ва Российской Федерации была утверждена Феде- ральная целевая программа " Социальная поддерж- ка инвалидов на 2000-2005 годы", финансирование которой определено за счет средств госбюджета.
Программа предполагает создание на первом этапе реабилитационных учреждений Всероссий- ского общества инвалидов, Всероссийского обще- ства слепых, Всероссийского общества глухих, развитие их материально-технической базы, орга- низацию и проведение фестивалей, конкурсов и спортивных мероприятий для инвалидов, создание специальных телевизионных программ и системы оказания переводческих услуг, что имеет значение для обеспечения доступа инвалидов к информа- ции, более активного участия в культурной, спор- тивной и иных сферах жизни общества.
На втором этапе (2003-2005 гг.) ожидается уве- личение государственной поддержки общественных объединений инвалидов. Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюдже- та составит 1524, 2 млн руб., в том числе на государ- ственную поддержку общественных объединений инвалидов будет израсходовано 282, 14 млн руб.
Федеральная целевая программа " Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" для глу- хих предусматривает комплекс мероприятий:
Разработка и внедрение системы профессио- нальной реабилитации инвалидов, обеспечиваю- щей их конкурентоспособность и занятость на рынке труда, в том числе путем создания и сохра- нения рабочих мест для инвалидов.
Освоение серийного производства новых мо- дификаций слуховых аппаратов, комплектующих частей и сопутствующих изделий к ним.
Внедрение в производство технических средств передачи текстовой и звуковой информа- ции для людей с нарушением функций слуха, слу- ховых тренажеров и визуальных информаторов о звуковых сигналах. Ожидаемые результаты: се- рийное производство новых моделей специальных телефонных аппаратов (15 тыс. штук в год); так- тильных вибраторов (8 тыс. штук в год); устройств для скрытого субтитрования телевизионных про- грамм, декодеров для приема скрытых субтитров (10 тыс. штук в год); технических устройств для связи глухих по телефону (20 тыс. штук в год); слу- хоречевых тренажеров коллективного и индивиду- ального пользования (4 тыс. штук в год); световых и вибрационных информаторов (40 тыс. штук в год); 10 наименований устройств для оборудования учебных и рабочих мест для инвалидов по слуху (12 тыс. штук в год).
Подготовка и издание учебных и методиче- ских пособий, рекомендаций, нормативно-техни- ческих документов, информационных сборников, производство кино- и видеоматериалов по пробле- мам инвалидности и инвалидов.
Реконструкция и развитие санаторно-ку- рортных учреждений всероссийских обществен- ных объединений инвалидов с созданием на их базе центров медицинской и социальной реаби- литации.
Поддержка действующих предприятий ВОГ для сохранения и создания новых рабочих мест для инвалидов по слуху. Ожидаемые результаты: обес- печение трудоустройства 3550 инвалидов по слуху на 68 предприятиях ВОГ.
Создание в Российской Федерации системы услуг по сурдопереводу с использованием базы ре- гиональных отделений ВОГ. Ожидаемые резуль- таты: подготовка и повышение квалификации спе- циалистов по сурдопереводу на базе Межрегио- нального центра реабилитации лиц с проблемами слуха Минтруда России; оснащение региональных групп ВОГ специальным оборудованием для сур- доперевода.
Организация и проведение всероссийских, международных и региональных фестивалей, кон- курсов и спортивных соревнований для инвалидов.
|