Глухие среди слышащих 7 страница
Украшением Амстердамского Королевского музея изящных искусств является картина " Каток i катающимся фламандцами" работы глухого ху- дожника Хендрика ван Кампена или Аверкампа (ISK5-1634). А в Гронингенском музее искусств Имеются три картины, изображающие евангели- 1 ти Луку, Марка и Иоанна. Автором работ, дати- рованных серединой XVII в., был глухой худож- ник, ученик великого Рембрандта, Й.Й. Стомме. Около 1776 г. в Гоордренте жил Элзенерус Гель- мих. глухой пейзажист и портретист. В 1783 г. умер в Гааге француз, родившийся глухим, - худож- иик-самоучка Делакруа, выполнивший портреты принца Вильяма V и его сестры Каролины.
Глухой скульптор Феликс Мартин (1844-1917) создал в 1879 г. статую Делепе, которая до сих пор стоит во дворе Национального института глухих в Париже. Он же выполнил серию из 12 бронзовых тарелок на тему " Жизнь Делепе". В Париже есть две статуи работы Феликса Мартина, изображаю- щие Трюдо - основателя Высшей технической шко- лы - и Пикара, академика и драматурга, который стал директором Национального театра на плац де Л'Одеон. Ф. Мартин, внучатый племянник Пикара, изваял еще две статуи: для фокс Национального те- атра и для главного фокс Оперы. Мартин получил второй приз на конкурсе в Риме в 1869 г. за свою ра- боту " Александр Великий и его врач Филипп".
Внешний облик Делепе до наших времен до- несли работы его глухих учеников. Поль Грегуар нарисовал несколько портретов еще при жизни Делепе. Один из этих портретов - " Учитель в про- филь" (1776) был репродуцирован в 1898 г. Авгу- стом Коласом, глухим гравером и учителем Па- рижской школы. Последний имел глухого брата, Виктора, искусного литографа. Клод-Андре Де- сейн (1740-1823), " ле Сурд-Мует", тоже ученик Делепе, был скульптором, автором подкрашенно- го гипсового бюста своего учителя (1786). Десейн известен также скульптурными портретами Мира- бо (1791) и первой жены Дантона (1793).
Автор работы " Урок аббата Делепе" Начо Жн- новье, глухой воспитанник школы Св. Ипполита (Гард, Франция) посещал Школу изящных искусств в Монпелье. В этом городе жил выдающийся глухой живописец Фредерик Пейссон (1807-1877), глухой с двух с половиной лет от роду. Он нарисовал шедевр
" Последние мгновенья аббата де Лепе". В Париж- ской школе изящных искусств Пейссон получал призы от своих учителей, в том числе и от Энгра. Картина Пейссона " Цыганское семейство" (1843) практически предшествовала зарождению реали- стической школы.
Несколько улиц Парижа оформлены Никола Хсннекуином, глухим архитектором и декорато- ром (1834-1918), который обучался в школе для глухих в Нанси и в Парижской школе изящных ис- кусств. Сорбонна выходит фасадом на площадь, где поставлен памятник ректору Греару, изваян- ный Хеннекуином.
Поль Франсуа Шоппин (1856-1937), француз- ский скульптор, глухой с двух лет, изваял две чудес- ные гипсовые статуи учителя глухих Я.Р. Перейры. Шоппин, чья жена была искусной глухой миниа- тюристкой, изваял " Марсельзу", которая была вы- ставлена во дворе Монумента Инвалидам; из дру- гих его скульптур известны: " Победитель Бастилии " (1888), " Доброволец 1792 года", " Прачка", а сю работа " Доктор Поль Брока" получила пер- иую премию в 1887 г., когда скульптору было 2ч лет.
Фсрнан Хамар (1869-1943), оглохший в возрас- те года от роду, посещал спецшколу, изучал деко- ративные искусства с 1888 по 1890 гг. Известна его ' | чуя, изображающая фельдмаршала де Рошамбо (1750-1813), героя Американской войны за неза- Висимость: первая статуя стоит в Вандоме, на ро- лпне скульптора, вторая - в Саду Инвалидов в Па- риже, а третья в Ньюпорт-парке (США) и четвер- ым во дворе Белого Дома в Вашингтоне (1902).
В настоящее время во Франции известен глу- хой скульптор, выпускник Высшей школы изящ- ных искусств в Париже, постоянный участник вы- ставок Осеннего салона в Париже - Жан-Пьер Маллаусена.
Гравированный портрет фельдмаршала Мак- Магона, который стал Президентом Франции в 1873 г., был выставлен в 1874 г. глухим живопис- цем Рене Принсето (1843-1914). Позже Принсето завоевал золотую медаль в Филадельфии за свой конный портрет Джорджа Вашингтона. Любопыт- ный факт: Принсето учил рисованию великого А при де I \.i> з-Ло грека (1864-1901), чей отец был близким другом глухого художника.
Большая часть вышеприведенного материала об итальянских и французских художниках по- черпнута из доклада, сделанного на Международ- ной конференции по истории глухих (1991) фран- цузским исследователем Ивом Бернардом.
Г. Амброз (род. Вена, 1893), потерявший слух в 7-летнем возрасте после тяжелой болезни, был из- вестен как выдающийся скульптор, художник и интересный поэт-лирик.
Р. Шуман (род. 1899), оглохшая в шестилетнем возрасте, стала скульптором, художником-фафи- ком, писала стихи.
Шарль Эйк (род. Меерсен, 1894) - голланд- ский художник, учился живописи в Роттердам- ской академии. Его картина " Блудный сын" по- лучила первую премию на одной из выставок в Риме. По заказу королевского дворца он напи- сал в честь королевы Юлианы картину " Перед коронацией".
Также в Нидерландах творил Э.-Э. Фелкема, родившийся в Леувардене, в семье художника. Его учителем был выдающийся художник-пейзажист /Керар дю Го. Фелкема уже в юности получил пер- вую премию на выставке в Академии Гронингена. Он получал стипендию Гийома I - голландского короля, совершенствовал мастерство в Париже. В наши дни многие из картин мастера хранятся в му- зеях Амстердама и Харлема.
А. Пичини - глухой итальянский художник XIX в., ученик Д. Морелли. Наиболее известные работы - " Танцор", " Пещерный цирюльник", " Ма- теринство". Выставки при жизни художника уст- раивались в Риме, Петербурге, Мюнхене, Рио-де- Жанейро и Лондоне. Его гравюра " Кормчий" - один из шедевров живописи.
В Германии в 1924 г. глухой художник Бернхард Томас (1879-1946) вместе с единомышленниками организовал объединение глухих художников и про- вел выставку, на которой экспонировались работы 20 глухих живописцев и скульпторов. Следующая выставка была организована им в Нью-Йорке.
11.2.1.1. Deaf Art - существует ли оно?
В Америке конец 60-х и начало 70-х гг. прошло- го века ознаменовались движением " Deaf Pride/Deaf Power", которое привело к движению глухих худож- ников Deaf Art Movement (DAM), а в 1989 г. послед- нее оформилось как De'VIA (Deaf View/Image Art - искусство визуального образа).
Профессор Дебора Сонненстрал, являвшаяся деканом кафедры истории искусств в Галлодетском
университете, в статье " Визуальные искусства в Deaf Studies" (1993) подняла вопрос об искусстве глухих художников: " Мы видим работы глухих ху дожил ков. которые отражают их опыт как глухих и особое восприятие мира. Это направление может быть классифицировано как De'VIA Movement". Образование движения De'VIA ознаменовано мани- фестом, сочиненным в 1988 г. восемью глухими ху- дожниками, которые собрались и пожелали " клас- сифицировать" суть искусства, демонстрирующего их Deaf видение мира. De'VIA стиль создается, когда художник сознательно использует визуальное ис- кусство, чтобы выразить Deaf опыт, персональный или общий. Пока проводились исследования, кото- рое бы идентифицировали формальные элементы De'VIA, но эти восемь художников отметили ряд элементов, определяющих их искусство. De'VIA мо- жет быть идентифицировано с помощью таких фор- мальных элементов, как интенсивные, контрастные цвета и контрастная текстура. И еще, в фокусе мо- жет быть центральный образ, и часто - преувели- ченные или " подчеркнутые" части тела, в частно- сти, глаза, рот, уши и руки. Часто художественные работы в стиле De'VIA отражают стороны жизни глухих, например, изображают сцены в классах школ для глухих или клубы глухих. Нередко встре- чаются изображения глухого человека, общающе- гося со слышащим, или символические изображения слуховых аппаратов и жестов.
Д. Сонненстрал упоминает художника Морриса Бродерсона (р. 1928), в нескольких работах которо- го руки изображены в " дактильных положениях", и Бетти Дж. Миллер (р. 1934), которую она называет пионером в " утилизации" Deaf опыта в арт-работах. Далее докладчик, обращаясь к истории, рассуждает, кому можно давать ярлык " Deaf artist" с заглавной буквы " D". Был в XVIII в. глухой портретист Ога- стес Фуллер, который изобразил семейную пару глухих, державших в руках письменные перья. Как быть с ним? Уилльям Спаркс является автором портретов нескольких президентов Галлодетского колледжа, хотя он не " инкорпорировал" свой опыт глухого в содержание художественных работ. А как быть в случае Грэнвилла Рэдмонда, художника-пей- 1лжиста, друга Чарли Чаплина, или Дугласа Тилде- на. выдающегося скульптора? Они не отразили свой опыт глухих в своих работах. Но для того времени они были своего рода Deaf героями. Так с какой бу- квы их называть?
Энн Сильвер в статье " Reframing Deaf Art/De'VIA lor 21s1 Century: New Directions" продолжает эту тему: " Я никогда не забуду своего присутствия на рожде- нии Deaf Art, когда она (Бетти Миллер) попросила меня помочь с ее персональной выставкой в 1972 г. Нмставка " The Silent World" была из ряда вон выхо- дящим событием, который продемонстрировал по- зицию Глухих людей как угнетенной группы. В те дни выступить открыто против патернализма с ки- стью в руках было действительно чем-то весьма жстраординарным. Стержневая роль Бетти как ар- хитектора Движения искусства Глухих и " конструк- Гора" Манифеста De'VIA заслуживает почетного места в истории американского искусства".
Докладчик критикует евроцентризм, выстро- ивший свой канон, в котором нет места для " дру- гих". Она, конечно же, уверена, что традиционная
перспектива должна смениться в угоду мульти- культурному подходу, который оценивает и интер- претирует культурный контекст и философию ис- кусства " других". Энн Сильвер ставит вопрос: как критики могут разработать эпистемологию Deaf Art? Какими критериями они могут руководство- ваться при анализе и интерпретации Deaf Art?
Мир искусства не признал Deaf Art. Deaf худож- ники не сумели убедить других людей, что Deaf Art - способ сообщения опыта Глухих и способ рассмот- рения культуры глухих изнутри. Э. Сильвер считает, что проблема заключается в том, что люди рассма- тривают " глухоту" в медицинских терминах, относя к норме только слышащих людей. Эти традицион- ные предрассудки препятствуют восприятию глухих в культурно-лингвистическом контексте. В этом, по ее мнению, и кроется причина отказа сотрудников Музея современного искусства в Нью-Йорке орга- низовать выставку глухих художников. Другая при- чина слабости движения кроется в амбивалентности чувств глухих художников насчет их идентичности. По мнению Э. Сильвер, глухие художники должны добиваться признания в качестве именно Deaf (с за- главной буквы) художников.
11.2.2. Изобразительное искусство глухих в России
Многие неслышащие люди, как правило, вос- принимают зрительно больше предметов и явле- ний окружающего мира, нежели слышащие люди. И не удивительно, что многие глухие проявляют склонность к изобразительной деятельности и за- частую добиваются больших успехов. " Говоря о рисовании, мы вступаем в истинную стихию глухо- немых. Глухонемые начинают рисовать окружаю- щие предметы... когда они еще не научились раз- говаривать. Поэтому понятно, сколь ошибочно... подвергать глухонемого экзаменам академиче- ским и заставлять технически копировать хоро- шие образцы", - писал директор Санкт-Петер- бургского училища глухонемых Виктор Флери. Академик живописи Г. Венецианов заметил, что " глухонемые, лишенные удовольствия вполне на- слаждаться предметами, к умозрению относящи- мися, не лишены возможностей чувствовать изящ- ное и вникать в подробности зрению подлежащие. Глухонемые могут быть этими сотрудниками, они, лишенные возможности заниматься Истори- ческой живописью, должны быть направляемы к двум последним родам: Портретному и Ландшафт- ному, как доступным их органам; не имеющие же дара сделаться по сим двум родам самостоятель- ными художниками, могут содействовать Литера- торам, Зоологам, Ботаникам, Минералогам, Ну- мизматикам и другим. Кажется, если не в год, то верно в полтора можно приготовить несколько глухонемых к изданию Литографией наших Рус- ских монет, Медалей и прочего...".
В России среди глухих было немало замеча- тельных художников.
Первым профессиональное образование полу- чил преподававший с мая 1810 по февраль 1815 г. " живописное искусство" в Петербургском учили- ще глухонемых " выпущенный из Академии худо- жеств XIV класса Павел Батенин (глухонемой)",
показавший, как говорится в его аттестате, " вс| обучении того училища питомцев рисовальном^ искусству довольно значущий успех".
Наиболее известен Карл Карлович Гампелы (1794-1860) - виртуозный рисовальщик и лито граф первой половины XIX в. Хорошо извести Л его портреты отца великого поэта СЛ. Пушкина героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, М.С. Воронцо- ва - Новороссийского генерал-губернатора и др. В 1824-25 гг. художник выполнил огромную гра-1 вюру в технике акватинты " Екатерингофское гу-| лянье", признанную многими специалистами под-) .чинным шедевром русской гравюры первой поло- вины XIX в.
11800-1880), который воспитывался в Петербург- ском училище глухонемых, а потом учился живо- писи у Г. Венецианова, в чьем доме жил одно вре- мя. В 1833 г. Беллер получил звание свободного художника по живописи перспективой. Свыше 30 лет он преподавал в Петербургском училище глухонемых. Картина А. Беллера " Вид Аполлоно-
| Уроженец Москвы, глухонемой с рождения (свои работы Карл Гампельн часто подписывал " Le sourd-muet"), еще в малолетстве он был отпра- влен в Вену для обучения в " превосходном заведе- нии для глухонемых". Он брал уроки в Венской Академии художеств. В 1817 г. Гампельн вернулся в Россию и при участии президента Академии Ху- дожеств А.Н. Оленина был принят в Училище глу- хонемых, где проработал учителем рисования до 1821 г. А.Н. Оленин принял горячее участие в судьбе художника. Карл Гампельн не только жил в доме Оленина, но и состоял на его попечении. В Третьяковской галерее хранится его акварель " Автопортрет в мастерской", выполненная в При- ютине. Сохранились портреты братьев Коновни- цыных работы Гампельна, а также прекрасный акварельный портрет их сестры - Е.П. Нарышки- ной, последовавшей позже за мужем-декабристом в Сибирь. Известен гампельновский рисунок
" А.А. Оленина с подругами". Именно в альбом Анны Алексеевны Пушкин записал бессмертное: " Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем...". В 1826 г. художник переселился из Петербурга на родину - в Москву. Москва тепло встретила ху- дожника. Поэты-любители приветствовали Гам- пельна стихами:
" Любезный Гампельн наш талантами богат. С безмолвным языком, с запечатленным
слухом.
Рисует гениальным духом
И образы его все сходством - говорят".
(Глухонемому живописцу Гампельну. " Гала- тея". 1829, ч. VIII).
" Не слышит он, не говорит: Так суждено его звездою! Но он волшебною рукою Бездушное живым творит".
(К портрету глухонемого живописца Гампель- на. " Дамский журнал". 1829, ч. XXVII).
Современником Гампельна был другой глухой художник Александр Иванович Беллер
вого зала" ныне хранится в прославленном Эрми- таже.
В конце XLX - начале XX вв. творил Алек- сандр Николаевич Степанов, родившийся в 1861 г. в Петербурге в семье художественного критика. Одновременно с учением в Петербургском учили- ще глухонемых он занимался живописью в Рисо- вальной школе Общества поощрения художеств.
Позже, пройдя полный курс обучения, он окончил Академию художеств со званием классно- го художника первой степени. С 1892 г. его карти- ны стали появляться на выставках. За свои худо- жественные произведения А.Н. Степанов имел че- тыре поощрительные медали и многие высшие на- грады. Уже в начале 1890-х гг. художник опреде- лился как анималист и с каждым годом все больше совершенствовался в изображении мира живот- ных. " Степанов знает этот мир (животных), как никто из русских художников и немногие из ино- странных", - писал в биографической справке сек- ретарь Общества им. А.И. Куинджи.
К сожалению, художник скоропостижно скон- чался в возрасте 50 лет от грудной жабы. На его смерть появились отклики и некрологи в петер- бургских газетах:
" Умер художник А.Н. Степанов, милейший че- ловек и прекрасный акварелист, избравший своей специальностью животных...
Степанов был глухонемой и может быть, отто- го в его картинах заметна была удивительная на- бл юдате л ьность.
Говорят, что глухонемые обладают способно- стью подмечать то, чего не в состоянии подметить здоровые люди. Потеря слуха и речи обостряет зрение. Как бы то ни было, но рисуя коров или гу- сей, Степанов ухитрялся каждое животное изобра- жать разно, подмечая неуловимые для другого i лаза его отличительные черты.
Талантливый был человек, покойный!
Глухонемой, он умел мимикой и жестами копи- ровать, до полной иллюзии, своих товарищей. Го- мерический хохот вызывали его " глухонемые" имитации Каразина, Бергтольца, Писемского, Ку- инджи, Соломко и т.д.".
Современник А.Н. Степанова, слабослыша- щий художник-маринист Евгений Иванович Сто- лица родился в 1870 г. на Украине в семье лесниче- го. Учился в 1891-1897 гг. в Петербургской Акаде- мии художеств у прославленного А.И. Куинджи.
Художник увлекся суровой красотой Крайнего Севера, совершил длительную творческую коман- дировку на Мурманское побережье и Новую Землю. Адмирал СО. Макаров пригласил его участвовать в путешествии по полярным морям. На борту ледоко- ла " Ермак" Столица создал серию пейзажей Аркти- ки. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. боль- шим успехом пользовалась работа " Ледокол " Ер- мак" в полярных льдах". Рядом были выставлены другие работы: " В царстве белых медведей", " По- лярное лето". В ходе русско-японской войны Е. Сто- лица находился в Порт-Артуре; его высокохудоже- ственные работы на порт-артурскую тему являются единственными живописными документами, отра- жающими оборону крепости.
Е.И. Столица участвовал в пяти конкурсах им. А.И. Куинджи и завоевал пять главных премий.
В 1909 г. ему было присвоено звание академика жи- вописи. В годы первой мировой войны две тысячи (!) его картин, сданных на хранение в частный склад, бесследно исчезли. Поэтому его творчество так бед- но представлено в музеях и о нем знают немногие; большинство работ известно лишь по фотографиям. Умер художник в 1929 г., будучи членом Ассоциа- ции художников революционной России.
Андрей Афанасьевич Егоров (1878-1954) учился в Петербургском училище глухонемых. Ди- ректор училища помог ему поступить в рисоваль- ную школу Общества поощрения художеств. Поз- же, будучи студентом Академии художеств в мас- терской исторической и бытовой живописи под ру- ководством Д. Кардовского и И. Репина, он приоб- щился к лучшим традициям русского реалистиче- ского искусства. Его дипломная работа " В дерев- не" (1909) имела большой успех на выставках в России, в 1913 г. получила положительный отзыв на выставке живописи русских художников в Лон- доне; картина была воспроизведена на обложке популярного журнала " Нива". Получив звание ху- дожника, Егоров живет в Петербурге, участвует во многих выставках. В 1911 г. художник стал чле- ном Общества им. Куинджи.
В 1921 г. художник поселился в Таллине, кото- рому он посвятил множество поэтичных работ. Многие полотна Егорова конца 1920-30-х гг. напи- саны в радостном колорите и пронизаны светлым настроением. Его работы находятся в музеях Эсто- нии, в Национальной галерее в Праге...
Следует особо отметить, что именно глухие ху- дожники (Батенин, Гампельн, Беллер) были пер- вымн глухими учителями в России, а И.К. Ар- нольд, получивший серебряную медаль Дрезден- ской Академии художеств, являлся основателем Московского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых.
Г.пухие художники и художественная галерея в Доме Московской организации глухих
Заметной вехой в жизни Всероссийского об- щества глухих стала большая выставка изобрази- тельного творчества глухих художников, которая прошла в 1958 г. в столице.
В 1960-е гг. началась планомерная подготовка неслышащих художников на художественно-офор- мительском отделении политехникума Ленинград- ского восстановительного центра в Павловске. Здесь в 1967 г. прошла Всероссийская выставка работ мастеров изобразительного искусства.
В 1982 г. при Дворце культуры глухих в Моск- ве было образовано творческое объединение " Ко- лорит". Художники встречались, обменивались опытом, пытались организовать выставки, - прав- да, с переменным успехом.
В 1991 г. была создана Ассоциация глухих ху- дожников России. На учредительном съезде (в до- ме отдыха " Крюково") АГХР присутствовало 64 чел. из 25 городов России. Президентом АГХР съезд художников избрал известного художника- монументалиста Александра Назарова (на состо- явшейся в 1982 г. в Мадриде 6-й Всемирной вы- ставке глухих художников " Гран При" по разделу " живопись" был присужден Александру Назарову
за работу " Рязанка"). Но вскоре Назаров по при- глашению Галлодетского университета отбыл в США. Во главе АГХР встал график Николай Бан- ников. В Галлодетском университете Назаров про- работал восемь месяцев в качестве преподавателя живописи, успел получить признание как " лучший преподаватель года". В 1993 г. Назарова не стало. Ныне АГХР возглавляет живописец Анатолий Микляев.
В 1992 г. в ЦДХ прошла организованная АГХР Первая московская международная выставка творчества неслышащих, к которой был издан красочный каталог.
В 1991 г. был образован Реабилитационный культурный центр " Гефест", который возглавила московская художница Наталья Софронова. В группу вошли не только москвичи, но и талантли- вые художники из Санкт-Петербурга, Саратова и других городов. С тех пор " ГеаЪест" планомерно занимается выставочной деятельностью. Верниса- жи " гефестовцев" проходили в Бельгии, Франции, Финляндии. А в России лучшие выставки " Гефе- ста" проходят обычно в Доме Дружбы народов на Воздвиженке.
К слову, аналогичные объединения глухих ху- дожников имеются в Белоруссии, Казахстане, на Украине. В майские дни в Киеве проводится еже- годная Международная выставка неслышащих ху- дожников " Киевские каштаны", в которой прини- мают участие и россияне. При Ассоциации глухих художников в республике Казахстан, возглавляе- мой талантливым живописцем Алексеем Утки- ным, существует Студия-центр обучения детей изобразительным искусствам, занятия в которой ведут глухие мастера. Недавно, в 2001 г., глухие ху- дожники из Санкт-Петербурга создали свою твор- ческую организацию " Арт-Нева".
В 1993 г. в Москве и Рочестере (США) состоя- лись выставки молодых американских и россий- ских глухих художников.
В 1995 г. Московской первичной организацией глухих художников под руководством Виктора Ка- ренина была проведена выставка " Глухой человек и его мир". Здесь на впервые проведенной распро- даже картин Московская организация глухих при- обрела пять работ: " Проникновение" В. Карепова, " Пьеро" А. Мартьянова, " Жестовый язык" 14-лет- него М. Микляева, " Адам и Ева" А. Башкловкина, " Автопортрет" В. Антонова.
Прелестна работа Александра Башкловкина, исполненная в оригинальной манере, - " Адам и Ева" (вариант названия: " Первые глухие"). Адам жестами предлагает подруге предаться земным утехам, в широко раскрытых глазах Евы - непри- крытое любопытство: " Это что-то новенькое! " Жесты просты и недвусмысленны, - никакой змей-посредник " грешникам" не нужен.
Но не эти картины ознаменовали начало свое- образной картинной галереи в Московской орга- низации глухих. Первые работы глухих художни- ков успел приобрести бывший председатель орга- низации И.А. Абрамов. Это и большая по разме- рам картина Геннадия Фадина " Императрица Ма- рия Федоровна и Александр Меллер": изображена их встреча в Павловском парке, и прекрасная гра- фическая работа Сергея Князева " Циолковский".
Яркими красками привлекает картина Алексея Гладкова " Композиция", за которую художник по- лучил Гран При на выставке в Италии.
Число художественных работ в галерее пусть медленно, но растет. Интересны три рабо- ты прекрасного московского художника Андрея Аверьянова, выдвигавшегося на Госпремию РФ. Представлены и две работы талантливого жи- вописца Юрия Чернухи. Приковывает взгляд посетителя большое полотно " Против течения" соратника Чернухи по " Гефесту" Михаила Горюнова. Пользуется неизменной популярно- стью у иностранных визитеров " Русская дак- тильная азбука", выполненная в гипсе скульпто- ром Юрием Левченко. Картины глухих масте- ров - гордость Дома Московской организации глухих.
Остается добавить, что с 1996 г. в помещении МГО ВОГ регулярно проводятся персональные выставки неслышащих художников.
11.2.3. Известные глухие художники
На одном из автопортретов виртуозный живо- писец, президент Лондонской Академии худо- жеств Джошуа Рейнольде (1723-1792) изобразил себя с ладонью, приложенной к уху. Он страдал прогрессирующей тугоухостью.
Анатолий Знак (р. 1939) закончил Ленинград- ский художественный институт им. И.Е. Репина, ученик Е.Е. Моисеенко. В марте 1988 г. он был из- бран членом-корреспондентом Сибирско-Дальне- восточного отделения Академии художеств СССР.
Имеет орден " Знак почета", звание Заслуженного художника РСФСР.
Юрий Масютин (р. 1928) - член Союза худож- ников РФ. Виртуозный рисовальщик, тонкий ко- лорист.
Мир Миркасимов (р. 1924) - известный азер- байджанский скульптор. С " Портретом девушки" он стал лауреатом на V Всемирном фестивале мо- лодежи и студентов в Варне. Выполненный им па- мятник драматургу Джафар Джабарлы (1982) ус- тановлен в центре Баку.
Во второй половине 1980-х гг. Агентство печа- ти " Новости" издавало журнал " Совьет лайф", в котором печатались рисунки Владимира Свиридо- ва, неслышащего графика. Его рисунки часто появлялись также в газете " Известия". Автор 15 плакатов, выпущенных издательством " Плакат". Последние годы жизни он работал в Швеции, где стал исключительно популярен (рис.45).
Алексей Светлов (р. 1964) - художник, вырос- ший в Питере. Достиг успехов в цветной графике. Работал в США, ФРГ, Швеции. Ныне живет в Зальцбурге. Выполняет заказы Финской ассоциа- ции глухих, где его чрезвычайно ценят.
В " Огоньке" время от времени появлялись пуб- ликации о глухих художниках. В 1992 г. была опуб- ликована статья " Отшельник среди нас" - о глу- хом художнике Юлии Ведерникове (р. 1943), рабо- ты которого находятся в коллекциях Западной Ев- ропы и Америки.
Ярославский художник Сергей Корнеев на вы- ставке-конкурсе глухих художников Европы в Трани (Италия) весной 1996 г. был удостоен Гран
|