Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глухие среди слышащих 6 страница
В настоящее время Кирюхин работает худож- ником-оформителем Театра мимики и жеста, он является одним из авторов рисунков в книге " Смех сквозь тишину" (рис. 44).
Уникальны его графические работы: Вадим кладет штрих и полутона обыкновенной шарико- вой ручкой!
В 2000 г. Центральное правление Всероссий- ского общества глухих по результатам конкурса среди художников утвердило его вариант эмблемы ВОГ. В марте того же года на Международном конкурсе глухих иллюзионистов в индийском го- роде Нагпур Вадим Кирюхин завоевал Гран При и первые места в комической магии и микромагии, и второе - в сценической. Кирюхин не успокаивает- ся на достигнутом: в 2002 г. в Москве пройдет IX Всемирный фестиваль глухих иллюзионистов...
В 1960-е гг. при Московском горправлении ВОГ была открыта студия кино- и фотолюбителей. Сна-
чала студией руководил слышащий специалист, по- том его сменил глухой выпускник операторского факультета ВГИКа А.В. Казачков. Под его руко- водством студия выпускала короткометражные ху- дожественные фильмы о жизни глухих, многие из которых были уморительно смешными. У Казачко- ва в фильмах снимались лучшие артисты Театра ми- мики и жеста - Г. Митрофанов, И. Шнейдерман, М. Грахова, М. Слипченко, А. Шубин, О. Гарфельд и другие. Снимались и актеры-любители. В студии был изготовлен прекрасный фильм " Я вижу музы- ку" (авторы сценария и режиссеры Т. Ермишкина, Е. Гендель, операторы А. Джелегония и Ю. Полхов- ский) - о том, как глухой мальчик воспринимает зву- ки и музыку. На роль мальчика был приглашен бе- локурый мальчик 8-9 лет из школы глухих № 101. В фильме нет жестов - только череда картин приро- ды, играющих музыкальных инструментов, игра мальчика... Высокая художественность и оператор- ские находки А.В. Казачкова были отмечены пер- вым местом на фестивале любительских кинофиль- мов глухих в Москве (1965), а в 1979 г. - высшей на- градой Международного кинофестиваля в Варне (Болгария). На одновременно проводившемся здесь же фотоконкурсе диплом Первой степени получил Юрий Полховский.
В 1967 г. состоялся первый Всероссийский фе- стиваль глухих кинолюбителей, на котором было представлено 35 фильмов. В 1976 г. на кинофести- вале, посвященном 50-летию ВОГ, было представ- лено 38 фильмов.
В 1965 г. фильм " Двое" (реж. М. Богин) об ис- тории любви слышащего парня и глухой девушки получил золотую медаль на Московском междуна- родном кинофестивале и был отмечен множест- вом наград на международных кинофестивалях. За рубежом этот фильм известен под названием " Баллада о любви". Прототипом героини фильма, которую сыграла знаменитая Виктория Федорова, была артистка Театра мимики и жеста Светлана Мускалова. Несколько огорчительно, что героиня в фильме почти не говорит жестами, а это проти- воречит правде жизни.
Образы глухих - в основном эпизодические - были выведены в фильмах " Щит и меч", " Холод- ное лето 53-го" (глухую женщину прекрасно сыг- рала Нина Усатова), " Никто не хотел умирать", " Муму" и др. В четырехсерийном телефильме " Профессия - следователь" глухого Антона Кру- панина сыграл Армен Джигарханян. Увы, герой вышел совершенно неправдоподобным.
В 1998 г. в Москве состоялась премьера филь- ма В. Тодоровского " Страна глухих". В эпизоде снялись профессиональные неслышащие актеры - Роберт Фомин, Сергей Бабак, Наталья Лошкаре- ва, Михаил Ниязов. Но лучшие роли глухих были отданы все же слышащим актерам. Максим Суха- нов, несмотря на несколько нелепые жесты, сыг- рал эффектно, и его " Свинья" вышел очень похо- жим на застреленного позже глухого авторитета Левони Джикия. Роли остальных глухих бандитов могли бы сыграть глухие профессионалы. На За- паде, между прочим, подобные приемы не привет- ствуются глухими. Зачем слышащим притворяться глухими, если есть глухие артисты, которые могут достоверно передать образ?! В 1995 г. в пятидеся-
ти крупных городах США глухие провели акции протеста, поводом для которых послужил художе- ственный фильм " Девушка с календаря" киноком- пании " Коламбия пикчерз". В этой ленте роль глу- хонемого исполнил нормально слышащий актер. Национальная ассоциация глухих сочла, что по- добные факты дискриминируют актеров, лишен- ных слуха.
Режиссер Валерий Тодоровский в интервью журналу " Огонек" говорил о глухих:
" В моем фильме играют настоящие глухие ар- тисты - они играют на своем языке, и общаясь с ними, я многое понял. У меня нет ощущения их ущербности, это обычные люди, живые, с юмо- ром. Язык жестов на меня произвел сильное впе- чатление - он так красив, это такой балет рука- ми... Мне очень понравилась идея, что герои филь- ма будут говорить на этом языке. Речь сопровож- дается еще и очень красивой мимикой: они лицом проигрывали свои слова".
Как говорится, и на том спасибо. Фильм " Страна глухих" вызвал неоднознач- ную реакцию в среде глухих. Одни шутили, что те- перь им нужно доказывать, что " они не верблю- ды", т.е. никакого отношения к криминалу не име- ют. Другие возмущались, что фильм закрепляет отрицательные стереотипы по отношению к глу- хим, продолжив традиции почившей телестудии " Репортер", снимавшей репортажи про глухих бандитов и " голубых" (к слову, в 2001 г. на экраны российских кинотеатров вышел фильм братьев Пэн " Опасный Бангкок", в котором киллер-про- фессионал был глухонемым). Третьи были недо- вольны неуклюжими жестами слышащих актеров: «Не могли глухих артистов пригласить! Нас ис- пользовали как " экзотику", как приправу к шоу».
" Страна глухих" Валерия Тодоровского - это метафора: Яя говорит Рите: " Лучше потратить деньги на билеты в волшебную и прекрасную стра- ну глухих". Режиссер вовсе не стремился точно пе- редать реалии жизни глухих маргиналов, в интер- вью журналистке газеты " Полярка" он говорил:
" Выражение имеет простой и ясный смысл: страна глухих людей, которые живут рядом с нами и которых мы не знаем. У них своя жизнь, свой язык, свои отношения, свои понятия. А кроме то- го, страна глухих - это некая мечта, о которой го- ворит Яя, где покой, свобода, счастье, где деньги - не проблема, тебе их так дают: ты глухой - на, возьми. Некая мечта об идеальном мире, где нет ни плохих, ни хороших - это тоже страна глухих.
Я не хотел снимать про то, чем глухие отлича- ются от слышащих. Тогда это был бы этнографиче- ский фильм. Для меня глухие - действительно такие же, как все. Но они проживают ту же жизнь обост- ренно, экстравагантно, карикатурно. Мы с вами мо- жем ругаться и выглядеть при том, как спокойно разговаривающие люди. Когда глухие спорят по са- мому ничтожному поводу, возникает ощущение, что разыгрывается Шекспир. Яркая мимика и особое чувство незащищенности в этом мире - потому что они не слышат, что происходит за их спиной. Мне и была нужна эта обостренность их эмоций. Я с ними много общался. Они действительно похожи на нас - среди них есть бандиты, проститутки, сутенеры, ак- теры, бизнесмены, рабочие. Но все, что мы чувству-
ем, особенно опасность и одиночество, они чувству- ют в десять раз сильнее.
Кроме того, я все-таки пытался сделать выра- зительное кино. И в присутствии глухих для меня был особый кайф - появилась возможность делать целые сцены, где люди разговаривают на ненор- мальном языке. Мне, как режиссеру, было инте- ресно впустить в фильм эту странную, экстрава- гантную фактуру".
Так или иначе фильм В. Тодоровского вызвал большой интерес к глухим людям, что заслужива- ет оценки со знаком " плюс". И еще один важный момент: в ленте нет слезливого сентиментализма - глухие в фильме изображены не как несчастные, вызывающие сочувствие люди. Никого из них не спасают от глухоты и не возвращают в " большой мир". А слова, прозвучавшие в фильме: " Мы слы- шим слишком много лишних звуков, поэтому не можем расслышать главное", побуждают слыша- щих понять, что все - относительно.
Самые известные в США пьесы о глухих людях: " Джонни Белинда" (пьеса Элмера Харриса). Впервые сыграна на Бродвее в 1940 г., в 1948 г. по ней был снят одноименный фильм режиссером Дж. Негулеско.
" The Miracle Worker" (пьеса Уильяма Гибсона о воспитании Хелен Келлер, премьера на Бродвее в 1959 г.). В 1962 г. по ней был снят фильм.
" Дети меньшего Бога" (пьеса Марка Медоф- фа, премьера на Бродвее в 1980 г.).
В США идея театра глухих появилась еще в 1950-е гг. Тогда в спектакле по пьесе У. Гибсона роль Энн Салливен играла слышащая артистка
Энн Бэкрофт, специально выучившая жестовый язык. Встретив психолога Эдну Левин, работаю- щую с глухими, Э. Банкрофт с ней и А. Пенном разработали и представили в Федеральное прави- тельство проект открытия театра глухих, который был отклонен. В 1960-е гг. Э. Левин представила Дэвиду Хэю, увлеченному идеей театра, использу- ющего визуальный язык, артиста Бернарда Брэг- га. Б. Брэгг изучал искусство пантомимы у Марсе- ля Марсо, выступал в разных городах США, а так- же вел еженедельное телешоу " Тихий человек". Хэй и Брэгг подали проект в правительственный Департамент здравоохранения, образования и со- циального обеспечения. Им выделили грант. Ле- том 1967 г. была основана профессиональная шко- ла Национального театра глухих, а первый тур со- стоялся уже осенью 1967 г. Поначалу театр разме- щался в Театральном центре О'Нила в Ватерфор- де, штат Коннектикут. Весной 1983 г. труппа пере- бралась в собственное здание в Честере в том же штате. Первые международные гастроли состоя- лись в 1969 г. - тогда в Белграде на театральном фестивале впервые встретились актеры из Нацио- нального театра глухих США и Московского Теа- тра мимики и жеста. Между прочим, в 1980-х гг. Б. Брэгг играл роль Гермеса в спектакле москов- ского театра " Прометей Прикованный", а М.П. Слипченко - роль отца в спектакле амери- канского театра Dybbuk. Американский актер вспоминал, как трудно было поначалу работать с русским исполнителем главной роли, который ста- рался смотреть на публику; когда же наконец уда- лось убедить " Прометея" смотреть на него, как
это принято при общении глухих, то все получи- лось просто прекрасно.
Несколько артистов Национального театра глухих снимались в кино и телешоу. Линда Боув эпизодически снималась в мыльной опере " Search for Tomorrow" и регулярно - в сериале " Сезам стрит". Получили известность Б. Брэгг, О. Нор- тон, Т. Скэнлон, Э. Уотерстрит и Ф. Фрелич. Пос- ледние двое сыграли главные роли в телефильме " Любовь никогда не молчит".
Филис Фрелич за роль Сары в спектакле " Де- ти меньшего Бога", который шел на Бродвее, в 1981 г. получила приз " Tony Award". Благодаря ус- пеху глухих артистов многие американцы заинте- ресовались жестовым языком. Бернард Брэгг од- нажды сказал: " Люди обычно в смущении преры- вали мои жесты и просили меня не делать так. Сейчас же люди платят за то, чтобы посмотреть мое представление на жестовом языке! "
" Пьеса о нас" - так назывался спектакль, сыг- ранный любительской группой Хартфордских Трагиков США в самом начале 1970-х гг. Здесь впервые в полной мере " зазвучали голоса" неслы- шащих авторов, рассказывающих о самих себе. Вслед за этим спектаклем появились оригиналь- ные постановки: " Мой третий глаз" и " Парад" в Национальном театре глухих. До первого предста- вления " My Third Eye" (" Мой третий глаз") продук- ция Национального театра глухих была переводом письменных слов на жестовый язык, и так было до четвертого сезона, когда артисты начали экспери- ментировать с созданием собственных пьес. В " My Third Eye" актеры начали думать о жестах как об объекте, а не просто использовать как средство передачи мыслей и чувств. В 1973 г. в отделении драмы Галлодетского колледжа был поставлен спектакль по пьесе глухого автора Джилберта Ис- тмэна " Sign Me Alice" (" Говори со мной жестами, Элис"), представляющей собой модифицирован- ную пьесу Б. Шоу " Пигмалион": героиня пьесы Элис Бэбел оставляет ASL и изучает одну из ис- кусственных систем ручного английского. Неслы- шащая Дороти Майлз - автор пьесы " A Play of Our Own" (" Пьесы о нас", 1975), тема которой заимст- вована из кинофильма " Гость приходит к обеду". В 1981 г. Бернард Брэгг и Ежен Бергман сочинили " Рассказы из клубной комнаты". Востребовано и творчество драматурга Шонна May.
В США существует CHALB - компания, осно- ванная двумя глухими - А.Р. Барвиолеком и Дж.Ч. Маккинеем. Организованные ею представле- ния, семинары, лекции знакомят публику с культу- рой глухих, их обычаями и жестовым языком. Ком- пания начала деятельность летом 1980 г. с представ- ления первой пьесы " Deaf-Pa, What? ". Это своеоб- разная " черная комедия", в которой сатира и юмор побуждают зрителей увидеть глухих людей иными глазами и в какой-то мере понять их. Затем был со- здан ряд представлений, среди которых можно вы- делить " Анатомию и психологию тел глухих", с ко- торой группа успешно гастролировала во Франции и Японии. Это сатирическая лекция-представление, в которой выявляются специфические функции час- тей тел глухих, отличные от привычных.
Малых театров и театральных коллективов глухих в США много: Техасский Spectrum Deaf
Theatre, Нью-Йоркский Deaf Theatre и др. В Лос- Анджелесе находится постоянно действующий профессиональный театр для неслышащих амери- канцев, получивший статус национального, - За- падный театр глухих (Deaf West Theatre), основан- ный в 1991 г. Постановки предназначены для глу- хих и отражают культурную жизнь глухих и слабо- слышащих Лос-Анжелеса. Театр ставит классиче- ские спектакли (в частности, «Трамвай " Желание"» Т. Уильямса), мюзиклы (например, " Оливер! " по мотивам романа Ч. Диккенса " Оливер Твист"), в которых заняты как глухие, так и слышащие арти- сты. Два года назад театр открыл летнюю школу для глухих актеров с целью повышения их мастер- ства. Профессионалы и любители из разных шта- тов США могут пройти обучение в этой школе, возглавляемой опытными артистами Линдой Боув и Бобом Даниэльсом. Театр проводит субботние утренники для глухих детей и их родителей, на ко- торых зрители смогут научиться рассказывать ис- тории на жестовом языке и получить первые уро- ки театрального мастерства. Остается добавить, что национальные конференции театров глухих проводятся в США ежегодно.
В Европе и Азии тоже немало театральных коллективов глухих. Некоторые из них работают в тесном сотрудничестве со слышащими артиста- ми. В Стокгольме, например, театр глухих исполь- зует сцену драмтеатра и не имеет проблем с фи- нансированием постановок. Ранее в Швеции суще- ствовал небольшой передвижной театр " Tyst Teater". Его руководитель Г. Вагстрём-Линдквист в 1990-е гг. стала заниматься постановкой ежеме- сячных ТВ-шоу, популярных не только среди глу- хих. В 1995 г. в Москве перед глухими выступала театральная группа из Брюсселя " Творческий центр самовыражения". В Великобритании в 1992 г. Джон Вильсон организовал Deaf Forum Theatre, здесь Дороти Майлз (США) провела семи- нары, посвященные искусству использования Бри- танского жестового языка в постановках.
Во Франции три актера из США попытались организовать международную труппу, но в резуль- тате получился французский театр International Visual Theatre, который финансировался прави- тельством. В середине 1990-х гг. несколько глухих артистов театра снялись в полнометражной ленте " На земле глухих". В Палермо (Италия) был соз- дан полупрофессиональный театр глухих, неодно- кратно гастролировавший по Европе и в Японии. В Германии имеется два театра глухих: один бази- руется в Гамбурге, другой - в Берлине. Гамбург- ский театр под руководством Петера Шика ис- пользует немецкий жестовый язык и в своем твор- честве обращается к культуре глухих, в берлин- ском же ставят адаптированную классику, и здесь более принят калькирующий жестовый язык. В одном из спектаклей, поставленных при участии Б. Брэгга (США), берлинская группа затронула те- му преследования глухих людей в годы нацизма и коллективной вины. Японский театр глухих был основан в середине 1980-х гг.; театральные коллек- тивы имеются во многих городах страны. В сто- лице Украины, Киеве, с 1969 г. действует театр глухих " Радуга" с сильным актерским коллекти- вом. В 1979 г. артист этого театра глухой Василий
Степкин сыграл главную (!) роль фермера Джо Каллона в фильме " Лобо" (реж. И. Негреску). В 1996 г. В.В. Степкин получил звание заслужен- ного артиста Украины.
В Европейскую ассоциацию культуры глухих " Сальвиа" входят представители культурных орга- низаций глухих из 15 стран. Она организует Меж- дународные фестивали культуры. Первый состо- ялся в 1997 г. в Брюсселе (Бельгия), второй силами Реабилитационного культурного центра " Гефест" был проведен в сентябре 1999 г. в Москве. В 1996 г. в Мадриде (Испания) прошел Международ- ный фестиваль пластических театров. Время от времени устраиваются Международные конфе- ренции театров глухих, одна из последних была проведена в 1999 г. в Австралии. В 1989 г. в Ва- шингтоне, в Галлодетском университете, состоял- ся грандиозный фестиваль " Путь глухих" (the Deaf Way Conference and Festival), который посетили свыше 6000 человек из более чем 80 стран мира. Здесь состоялся настоящий смотр театральных коллективов глухих со всего мира.
В 1952 г. в Великобритании А. Макендриком был снят фильм " Мэнди" (в американском прока- те он шел под названием " Крик тишины") о воспи- тании маленькой глухой девочки Мэнди. В 1979 г. в США Р. Марковиц снял фильм " Голоса" - одной из героинь фильма была Розмари Лэмон, глухая девушка. Фильмы с глухими героями снимались во Франции, Австралии и других странах. Во Фран- ции в 1994 г. прошел фестиваль фильмов с глухи- ми героями " Pictures, Signs, and Punctuation" (" Кар- тины, жесты и пунктуация"). Но из всех художест- венных фильмов о глухих наибольшая популяр- ность выпала на долю снятого по пьесе " Дети меньшего Бога" фильма Рэнды Хайнес (США). На Берлинском (рестивале в 1987 г. он получил " Сере- бряного медведя" за необычность сюжета, а глу- хая артистка Марли Мэтлин в 1986 г. получила " Оскара" за главную роль Сары. М. Мэтлин роди- лась в 1965 г. в Чикаго, слух потеряла в полтора года от роду, обучалась в массовой школе, но зани- малась в театральной труппе глухих актеров. Мар- ли Мэтлин объясняла причину успеха ленты так: " Люди впервые увидели мир, в котором живут глу- хие (действие фильма происходит в учебном цен- тре для глухих), увидели их прекрасный язык ми- мики и жеста. Язык, которым можно объясниться в любви, с помощью которого можно бороться за справедливость, искренность и доброту. Кроме то- го, фильм стал своего рода пособием для тех, кто общается с глухими, работает с ними".
В декабре 1987 г. в восьми городах США состо- ялась премьера фильма " Уокер" режиссера Алек- са Кокса, главную роль в котором сыграла Марли Мэтлин. Она еще сыграла роль глухой Пэгги в те- лефильме " Мост в тишину" (198, 8). На свадьбе М. Мэтлин с офицером лос-анжелесской полиции Кснипом Грандальски (слышащим), который спе- циально выучил жестовый язык, присутствовало 250 кинозвезд Голливуда и известных лиц.
Стоит упомянуть фильм " Бурная река" (1994) с кинозвездой Мэрил Стрип в главной роли. Ее ге- роиня Гэйл - учительница истории в школе глухих детей, дочь глухого отца. Члены ее семьи знают Жестовый язык, который очень пригодился, когда
Степкин сыграл главную (!) роль фермера Джо Каллона в фильме " Лобо" (реж. И. Негреску). В 1996 г. В.В. Степкин получил звание заслужен- ного артиста Украины.
В Европейскую ассоциацию культуры глухих " Сальвиа" входят представители культурных орга- низаций глухих из 15 стран. Она организует Меж- дународные фестивали культуры. Первый состо- ялся в 1997 г. в Брюсселе (Бельгия), второй силами Реабилитационного культурного центра " Гефест" был проведен в сентябре 1999 г. в Москве. В 1996 г. в Мадриде (Испания) прошел Международ- ный фестиваль пластических театров. Время от времени устраиваются Международные конфе- ренции театров глухих, одна из последних была проведена в 1999 г. в Австралии. В 1989 г. в Ва- шингтоне, в Галлодетском университете, состоял- ся грандиозный фестиваль " Путь глухих" (the Deaf Way Conference and Festival), который посетили свыше 6000 человек из более чем 80 стран мира. Здесь состоялся настоящий смотр театральных коллективов глухих со всего мира.
В 1952 г. в Великобритании А. Макендриком был снят фильм " Мэнди" (в американском прока- те он шел под названием " Крик тишины") о воспи- тании маленькой глухой девочки Мэнди. В 1979 г. в США Р. Марковиц снял фильм " Голоса" - одной из героинь фильма была Розмари Лэмон, глухая девушка. Фильмы с глухими героями снимались во Франции, Австралии и других странах. Во Фран- ции в 1994 г. прошел фестиваль фильмов с глухи- ми героями " Pictures, Signs, and Punctuation" (" Кар- тины, жесты и пунктуация"). Но из всех художест- венных фильмов о глухих наибольшая популяр- ность выпала на долю снятого по пьесе " Дети меньшего Бога" фильма Рэнды Хайнес (США). На Берлинском (рестивале в 1987 г. он получил " Сере- бряного медведя" за необычность сюжета, а глу- хая артистка Марли Мэтлин в 1986 г. получила " Оскара" за главную роль Сары. М. Мэтлин роди- лась в 1965 г. в Чикаго, слух потеряла в полтора года от роду, обучалась в массовой школе, но зани- малась в театральной труппе глухих актеров. Мар- ли Мэтлин объясняла причину успеха ленты так: " Люди впервые увидели мир, в котором живут глу- хие (действие фильма происходит в учебном цен- тре для глухих), увидели их прекрасный язык ми- мики и жеста. Язык, которым можно объясниться в любви, с помощью которого можно бороться за справедливость, искренность и доброту. Кроме то- го, фильм стал своего рода пособием для тех, кто общается с глухими, работает с ними".
В декабре 1987 г. в восьми городах США состо- ялась премьера фильма " Уокер" режиссера Алек- са Кокса, главную роль в котором сыграла Марли Мэтлин. Она еще сыграла роль глухой Пэгги в те- лефильме " Мост в тишину" (198, 8). На свадьбе М. Мэтлин с офицером лос-анжелесской полиции Кснипом Грандальски (слышащим), который спе- циально выучил жестовый язык, присутствовало 250 кинозвезд Голливуда и известных лиц.
Стоит упомянуть фильм " Бурная река" (1994) с кинозвездой Мэрил Стрип в главной роли. Ее ге- роиня Гэйл - учительница истории в школе глухих детей, дочь глухого отца. Члены ее семьи знают Жестовый язык, который очень пригодился, когда
11.2. Изобразительное искусство глухих
J 12.1. Глухие мастера резца и кисти за рубежом
Выше упоминался глухой с рождения худож- ник Квинт Педиус, современник древнеримского императора Августа.
Бернардино ди Бетто ди Бьяджи (1454-1513) в юности потерял слух. Подписывавшийся псевдони- мами иль Сурдиккио и иль Пинтуриккьо, он вместе с Рафаэлем учился мастерству у Перуджино. Пин- туриккьо много работал в Риме, расписывал Сик- стинскую капеллу, папские апартаменты Иннокен- тия VIII и Александра VI. В Сиене он работал над орнаментами библиотеки Пикколомиии, ставшим позже Папой Пием П. Хорошо известен его порт- рет мальчика из Дрезденской галереи. Приятель Пинтуриккьо в 1506 г. Рафаэль нарисовал " Немую женщину" (Национальная галерея Урбино).
Леонардо да Винчи требовал изучения мимики и жестов тела глухих. Вопреки разделяемому мно- гими мнению, что лучше быть слепым, нежели глухим, что музыка - наивысшее из искусств, Лео- нардо да Винчи высказывал противоположные мысли. Приведем фрагменты из книги Леонардо да Винчи " Суждения об искусстве":
" Живым существам наносит больший урон по- теря зрения, чем слуха, и по многим основаниям: во-первых, посредством зрения отыскивается еда, нужная для питания, что необходимо для всех жи- вых существ; во-вторых, посредством зрения по- стигается красота созданных вещей, в особенности красота тех вещей, которые склоняют к любви.
Красоту слепой от рождения не может постигнуть по слуху, ибо он никогда не знал, что такое красо- та какой-либо вещи. Остается ему слух, посредст- вом которого он понимает лишь звуки и человече- ский разговор, в котором существуют названия всех тех вещей, каким дано имя. Без знания этих имен можно жить очень весело, как это видно на примере глухих от рождения, то есть на немых, объясняющихся посредством рисунков, которыми многие из них развлекаются.
Конечно, нет никого, кто не захотел бы скорее потерять слух и обоняние, чем глаза, хотя потеря глаз влечет за собою потерю всех наук, выража- емых словами; и поступают так только для того, чтобы не потерять красоту мира, которая заклю- чается в поверхностях тел, как случайных, так и природных, отражающихся в человеческом глазу.
Глаз, называемый окном души, - это главный Путь, которым чувство может в наибольшем ботстве и великолепии рассматривать бесконеч- ные творения природы, а ухо является вторым, и ОТО облагораживается рассказами о тех вещах, ко- юрые видел глаз.
Геперь посмотри, кто более калека: слепой МИ немой? Теперь посмотри, что ближе человеку: ним человека или образ этого человека? Имя че- ловека меняется в разных странах, а форма измееняется только смертью.
Царь сказал: "...Нет столь бессмысленного суждения,. которое на предложение выбрать или вечные потемки, или же потерю слуха немедленно не предпочло бы скорее потерять слух вместе с
обонянием, чем остаться слепым. Ведь тот, ктоте-
ряет зрение, теряет красоту мира со всеми форма- ми сотворенных вещей, а глухой теряет только звук, созданный движением сотрясенного воздуха, ничтожнейшую вещь в мире...".
После того как мы пришли к заключению, что поэзия в высшей степени понятна для сле- пых, а живопись в той же мере для глухих, мы скажем: живопись ценнее поэзии, поскольку она служит лучшему и более благородному чувству, чем поэзия. Доказано, что это благородство три- жды превосходит благородство трех остальных чувств, ибо каждый предпочтет скорее потерять слух, обоняние и осязание, чем зрение. Ведь по- терявший зрение теряет вид и красоту вселенной и становится похожим на человека, запертого живым в могильный склеп, где он обладает дви- жением и жизнью.
Хороший живописец должен писать две глав- ные вещи: человека и представление его души. Первое - легко, второе - трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела. Этому следует учиться у немых, - они делают это лучше, чем другие люди.
Очень хорошо будут видны мелочи в отдель- ных жестах у немых, не умеющих рисовать, хотя среди немых немного таких, которые, общаясь с людьми, не помогали бы себе рисунками; итак, учись у немых делать движения, которые выража- ли бы представление души говорящего".
В числе тех глухих, кого знал великий худож- ник, мог быть глухой отец его ученика Амброджо де Предиса - Христофоро, который был одним из хорошо известных миниатюристов в Милане.
Глухие художники часто носили прозвища Му- ст (немой), как Геркуле Сарти из Ферарры (ок. 1600) или Франческо Коми из Форнаретто (1682-1737), живописец на исторические и религи- озные темы.
В Испании, как мы уже писали, творил глухой мастер Хуан Фернандес Наваретта (1526-1573), по прозвищу эль My л о (немой). На его могильной Плите в Толедо начертана эпитафия великого ис- панского поэта и драматурга Лопе де Вега (суть: он Пыл нем, но его портреты говорят). В Мадриде еще жили: Хаим Лопес (XVI в.), прозванный эль Мудо, который рисовал фрески в Эрмитаже Нотр- Дам (Прадо), Педро эль Мудо, искусный колорист, Дель Арко (1620-1700), прозванный эль Сур- ||и п|.ц де Переда, который рисовал " Крещение Св. Иоанна Крестителя" из собора в Толедо. Ху- дожником был первый в Испании глухой учитель Роберто Фредерико Прадез (1772-1836).
|