Глухие среди слышащих 3 страница
Роль защитника интересов неслышащих па- циентов взяла на себя Клара Р. Смир - дочь глу- хих родителей, член Центра юридической помо- щи глухим при Национальной ассоциации глухих С ША.
пиками" - ездили в Польшу, Китай, Турцию, Таи- ланд, торговали в " Лужниках", создавали коопе- ративы - в основном строительные бригады по ремонту помещений. Пока действовала система налоговых льгот, они держались на плаву, а по- том к концу 1990-х малый бизнес глухих пришел в упадок: в мире слышащих глухим трудно быть акулами. Среди немногих столичных коммерче- ских предприятий глухих, действующих в настоя- щее время, наиболее любопытен продовольст- венный магазин " ИНКОМ". Живущие поблизо- сти глухие охотно посещают магазин, в котором работают лица с нарушениями слуха, знающие жестовый язык. В этом магазине продается водка, на этикетке которой изображен жест " Мы Вас Любим! ".
А вот посещение поликлиники для глухих часто связано с отрицательными эмоциями, поэтому они стараются наносить визит врачу только в крайних случаях. Примерной каждый пятый глухой, посетив- ший поликлинику, не уверен в том, что правильно понял смысл врачебных рекомендаций. К сожале- нию, попадаются врачи, которые без переводчиков отказываются обслуживать глухих посетителей, да- же если они имеют приличное произношение. Тут глухому ничего не остается как, сохраняя спокойст- вие, попытаться устно или письменно убедить врача, что общение не будет особенно сложным. Те, кто не в ладах с русской письменной речью, могут заказать переводчика жестового языка. В особо конфиден- циальных случаях такие глухие пациенты предпочи- тают приходить к врачу вместе со слышащим чле- ном семьи. От 30 до 50% глухих пациентов посеща-
536 ют поликлинику только в сопровождении слыша- щих родственников, друзей или переводчиков. Так или иначе, проблема коммуникации между медицинским персоналом и людьми с нарушения- ми слуха остается острой. Видимо, настало время вменить медикам в обязанность владение дак- тильной азбукой.
" По решению суда одна из больниц американ- ского города Нью-Джерси обязана выплатить че- тырем лечившимся в ней глухим пациентам более 700 тысяч долларов США. Эта сумма - не что иное, как компенсация за то, что во время лече- ния им не был предоставлен сурдопереводчик, как того требует закон.
Кроме того, в этой больнице нет ни телефо- на для глухих, ни телевизора с субтитрованием, а это, в соответствии с требованиями упомяну- того закона, - необходимое условие, которое должно неукоснительно выполняться каждой больницей.
Во время судебного процесса, длившегося три года, администрация больницы вынуждена была согласиться с выплатой в пользу четырех глухих истцов столь большой суммы, одновре- менно гарантируя готовность в будущем обес- печивать, в соответствии с законом, всех глухих пациентов всеми необходимыми услугами и средствами.
Роль защитника интересов неслышащих па- циентов взяла на себя Клара Р. Смир - дочь глу- хих родителей, член Центра юридической помо- щи глухим при Национальной ассоциации глухих С ША.
- Он просил два билета мягких до Орла. Я сказал, что есть один жесткий до Нижнего".
Случаются казусы: например, кассир (или кто-либо в каком-нибудь учреждении) часто гово- рит с глухим как ни в чем не бывало, хотя тот уже наглядно указал на факт своей глухоты. Дело в том, что глухота - внешне невидима, и люди маши- нально общаются с глухими, как привыкли об- щаться со слышащими.
В ресторане, в частности, глухому не обяза- тельно называть названия блюд, которые он хотел бы заказать, достаточно лишь показать названия этих блюд в меню. Оплата также не представляет проблемы: официант кладет счет на стол. Если в компании есть слышащий, знающий язык жестов, или слабослышащий с приличными остатками слу- ха, то можно обойти потенциальные проблемы об- щения со слышащими. В ресторане такой слыша- щий или слабослышащий делает один заказ на всю компанию, а потом вступает в переговоры с обслу- живающим персоналом.
Рассмотрим возможные ситуации общения со слышащими. Если, допустим, в транспорте кто-то начнет что-то говорить глухому, тот может при- твориться, что понимает речь слышащего. Улыб- ка глухого в ответ - и говорящий может, не заду- мываясь, продолжить " беседу". Но эта тактика срабатывает, если ясно, что разговор не столь ва- жен, в таком случае глухой может делать вид, что внимательно слушает. Улыбки и кивки никак не подходят, если задается конкретный вопрос или говорящий ожидает конкретного ответа. Иногда глухие пытаются понять речь слышащего путем чтения с губ, хотя это не всегда адекватно кон- кретной ситуации - проще указать на уши и пома- хать рукой: " не слышу". Некоторые слышащие начинают артикулировать, полагая, что тут уж глухой обязательно поймет. Это не всегда так. Другие подходят к глухому поближе и начинают кричать в ухо: знак глухого для них означает, что человек не слышит, а следовательно, надо гово- рить громче. Такой поступок только привлечет внимание окружающих и воспрепятствует нор- мальному общению. Глухому, чтобы " отцепить- ся", ничего не остается, как энергично показать жестами: " Не слышу! ".
Если разговор все же завязывается, то возни- кают другие проблемы. Чтобы прочитать по гу- бам то, что говорит слышащий, глухой человек должен внимательно смотреть на лицо говоряще- го. Такое пристальное внимание может поставить говорящего в некомфортное положение, потому что сам он при общении с человеком редко смот- рит ему в глаза в течение достаточно длительного времени. Выражение лица говорящего может сме- ниться, и собеседник может что-то не понять, чи- тая по губам. Даже если глухие очень хорошо уме- ют читать по губам, может возникать недопонима- ние из-за потери информации, которая в речи по- дается через интонацию или ударение. Соответст- венно, эмоции или намерения говорящего могут быть восприняты неверно.
Часто глухому проще предложить слышащему воспользоваться ручкой. Но нередки и накладки: глухой запишет свой вопрос на бумаге, но слыша- щий человек может заговорить как обычно, а не
написать ответ глухому, поскольку слышащие действуют машинально, не реагируя на то, что си- туация не совсем обычная. Когда это происходит, те глухие, которые не могут читать по губам, вновь дают знать о своей глухоте и делают жест " писать на бумаге": жду ответа в письменной фор- ме. Глухим надо быть готовым к тому, что слыша- щий человек может отмахнуться от глухого с бу- магой и ручкой.
При посещении учреждения глухим с перевод- чиком жестового языка часто оказывается, что собеседник обращается к переводчику: глухой подсознательно воспринимается как неполноцен- ный, если не сказать хуже. Глухой же должен при том следить, чтобы переводчик не брал на себя всю инициативу и не принимал решение самостоя- тельно.
Мало кому понравится, когда по улице в су- мерках следует человек. Но если слышащий ори- ентируется по звукам шагов идущего сзади, то глу- хой лишен этой возможности и должен постоянно оглядываться. Во избежание дискомфорта глухие могут отойти в сторону и, замедлив шаг, пропус- тить идущего следом человека вперед. Или идут дальше, кося глазами в сторону и следя за тенями.
Были нередки случаи нелепой гибели глухих, которые, например, при введении комендантского часа не слышали оклика патруля. Это случалось в Москве после 1917 г., а сейчас происходит в Чечне. Технический редактор газеты " Мир глухих" Дмит- рий Ребров, бывший грозненец, рассказывал, что именно в такой ситуации был застрелен сзади его школьный приятель.
Как и слышащие люди, глухие становятся жер- твами террористических актов. Нью-Йорк... По неофициальным данным, во Всемирном торговом центре служило несколько десятков глухих... Не- которые спаслись чудом. Один глухой служащий успел выйти из офиса где-то с 50-60-го этажа и выбежал из здания. В это время наверху был по- жар, многие люди выбрасывались из окон - на верную смерть. Один выбросившийся обрушился с высоты на глухого служащего, и оба погибли. По последним неофициальным данным, среди жертв теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне было 44 глухих. Позже два человека из Почтового офиса в Вашингтоне погибли от " белого порошка" - сибирской язвы.
В Москве во время взрывов жилых домов на ул. Гурьянова и на Каширском шоссе погибли глу- хие жители: Марина Вакула и Валентина Про- кофьева.
В общественном транспорте глухой, стоящий у дверей, должен быть начеку, иначе, неправильно истолковав молчание, его могут грубо толкнуть: " Вы, что глухой? " В тесном вагоне метро можно стоять лицом к двери с надписью " Не прислонять- ся", а когда человек сзади, наклонив голову, что-то скажет, утвердительно кивнуть головой: " Да, вы- хожу". В России транспорт не снабжен световыми табло, на которых высвечиваются названия оста- новок, как принято за границей. Неслышащие пас- сажиры вынуждены вертеть головой. Очень не- удобно бывает зимой, когда в наземном транспор- те стекла покрыты изморозью: если глухой едет непривычным маршрутом, то он вынужден или за-
писать название остановки и показать соседу, или стоять у дверей, чтобы успеть прочитать название остановки на уличном указателе остановки.
Авторам этой книги известен случай, когда группа глухих пассажиров, вылетев из Москвы в Омск на шахматные соревнования, из-за метеоро- логических условий оказались в другом городе. Во время полета по радио пассажирам было сообще- но о вынужденной посадке самолета в Новосибир- ске. Глухие шахматисты, выйдя из аэровокзала, взяли такси и двинулись на улицу Ленина, на кото- рой должен находиться Дворец культуры глухих, как было указано в письме-приглашении органи- заторов соревнований. Каково было их удивление, когда они увидели обычный жилой дом. Тут и вы- яснилось, что шахматисты оказались в другом го- роде. Пришлось потратить немало времени, чтобы другим самолетом вылететь в Омск; но они на со- ревнования уже опоздали. Этого могло бы не слу- читься, будь стюардессы повнимательнее.
Глухой человек должен соблюдать определен- ные правила общения со слышащими. Главное - не раздражаться, быть терпеливым, сдержанным. Не перебивать разговор слышащих собеседников. Глухой в компании слышащих может поймать удобный момент и попросить слышащего прияте- ля пояснить ситуацию, передать суть общего раз- говора. Если же он хочет что-то сказать (при пло- хом произношении), то лучше сделать это через посредника, который сыграет роль переводчика.
Поведение глухих представляет собой набор вполне нормальных и целесообразных стратегий выживания в современном жестком мире. Глухие юноши и девушки, " вступающие в жизнь, быстро избавляются от иллюзий, что глухой " может вы- жить в этом мире", только если будет копировать поведение слышащих людей.
8.2.1. Знаете ли Вы, что?
• На жестовом языке можно общаться через футбольное поле, под водой, ему не страшны ни- какие " жучки" и диктофоны.
• В 1836 г. Самюэл Ф.Б. Морзе изобрел теле- граф. Интересно, что изобретатель был женат на глухой. Как он с ней общался? Он постукивал пальцами по ее рукам! И еще, его партнер по биз- несу Амос Кендалл много жертвовал на нужды глухих: он выделил два акра земли и здание на ок- раине Вашингтона для Колумбийского института для глухонемых и слепых. В знак благодарности школа на территории Галлодетского университета носит имя Кендалла.
• Помещения для глухих обычно проектируют- ся так, чтобы была хорошая слышимость, хотя иногда архитектура таких мест затрудняет глухим обзор. А для глухих важна как раз хорошая види- мость... Например, классы Рочестерского техни- ческого института оборудованы диапроекторами и другими визуальными приспособлениями, боль- шинство помещений не имеет окон, чтобы яркий задний фон не мешал читать с губ или рассматри- вать что-либо, а шум из окон - воспринимать ин- формацию на слух. Другой пример - в аудитории Элстоа в Галлодете отсутствуют опоры, пол с вы- сокими показателями шумопоглошения, обеспе-
чен беспрепятственный обзор из любого места 850-местного зала.
• Глухие могут быть ошибочно помещены в уч- реждения для умственно отсталых детей: отсутст- вие речи, невнимание к речи родителей, вспышки раздражительности и проч. могут быть квалифи- цированы как умственная отсталость.
• Глухих женщин немного меньше, чем мужчин.
• Во время экономического спада глухие ра- ботники, как и другие люди с физическими недос- татками, страдают первыми: их увольняют в пер- вую очередь независимо от профессиональных ка- честв. Однако они востребованы во время войн и всякого рода мобилизаций.
• Средняя зарплата глухих работников ниже, чем у слышащих.
• Глухие больше теряют на покупках, чем слышащие, т.к. для приобретения товаров с выгодой нужна информация, которую обычно получают из радиосообщений, ТВ и часто от других потребителей. Глухим труднее расспро- сить о потребительских качествах товара, мно- гие " доверяются" продавцу и нередко потом жалеют. Для многих глухих слышащий прода- вец - авторитетная фигура (он слышит!). Если товар бракованный, то глухим труднее отстоять свои права, особенно если продавец попадается наглый и крикливый (в этом случае глухому труднее читать с губ, да и шумный разговор при- влекает внимание народа, что неприятно для глухого).
• На рынке труда растет доля сервиса, что за- трудняет глухим карьерный рост.
• Даже на приеме у врачей глухим с хорошим произношением трудно убедить их, что они не мо- гут слышать (врач думает: " Говоришь - значит, слышишь, и нечего дурака валять" или " Он отве- тил на мой вопрос - значит, слышит! ", а дело лишь в том, что глухими первые (вводные) вопросы, как правило, легко читаются с губ.
• В тюрьмах глухим приходится особенно тя- жело из-за недостатка общения.
• У некоторых глухих нарушено чувство равно- весия из-за повреждения вестибулярного аппарата, тесно связанного с органом слуха. Такие люди испы- тывают затруднения в темноте, когда мало зритель- ных ориентиров. Они могут споткнуться, упасть.
• В Великобритании во время войны для того, чтобы узнать о начавшейся ночной бомбежке, глу- хие перед сном привязывали к большому пальцу веревку, которую спускали в окно. В случае воз- душной тревоги дежурный на улице должен был дернуть за веревку и разбудить глухого.
• В 1929 г. в детском городке одного парка культуры и отдыха висел плакат: " Глухонемые и слепые не принимаются". В 1993 г. в Лужниках было вывешено предупреждение " Осторожно - глухие воры! " Слышащие не воруют, что ли?
• Глухим не нравится, когда их называют глу- хонемыми из-за того, что это слово устойчиво ас- социируется с умственной неполноценностью.
• Глухие в общении сохраняют большую дистан- цию, чем слышащие, чтобы иметь лучший обзор.
• В 1999 г. глухой бездомный Лабрадор Барни, найденный неподалеку от территории Квинслед- ского университета в Великобритании, стал пер-
вой в мире собакой с имплантированным слухо- вым аппаратом.
• В Московском театре иллюзии работает глу- хой укротитель змей Алексей Бочков.
• В 1987 г. 23-летняя глухая римлянка Элизабет Виаджи получила титул " Мисс Италия".
• Глухие за границей чувствуют себя вполне уверенно, т.к. везде можно встретить " коллегу", который поможет. В 1996 г. многие газеты обош- ла история про глухого путешественника Романа Венкова из Санкт-Петербурга. В 15 лет он сбежал из дома, попал в Турцию, потом - в Грецию, а дальше была череда стран Европы. Границы пере- секал иногда пешком, иногда - вплавь, а иногда - на поезде. Роман немного подрабатывал (во Фран- ции глухой француз устроил его в типографию), в некоторых странах жил за счет благотворитель- ных организаций, а изредка воровал. В Португа- лии ему удалось обмануть бразильского консула, и тот дал деньги глухому парню на перелет " домой" в Бразилию. В Латинской Америке Роман посетил Колумбию, Панаму, Венесуэлу. В Венесуэле кон- сул РФ посадил его на самолет в Россию. Вся " одиссея" заняла два года.
8.3. Декларация независимости инвалида
Слышащим предлагается для ознакомления нижеприведенная Декларация независимости ин- валида (составил Норман Кюнк, американский ак- тивист движения в защиту прав инвалидов):
" Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
Не нуждаюсь в поддержке, я не слаб, как ка- жется.
Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это права.
Не пытайтесь руководить мною. Имею право на собственную жизнь, как любая личность.
Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
Признайте, что реальной проблемой, с кото- рой сталкиваются инвалиды, является их социаль- ное обесценивание и притеснение, предубежден- ное отношение к ним.
Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
Помогите мне познать то, что я хочу.
Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.
Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.
Не восхищайтесь мною. Желание жить полно- ценной жизнью не заслуживает восхищения.
Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
Давайте уважать друг друга. Ведь уважение н|н'лполагает равенство.
Слушайте, поддерживайте и действуйте".
___ Глава IX_________
ОСОБЫЕ КАТЕГОРИИ ГЛУХИХ
9.1. Позднооглохшие
Особую категорию глухих представляют так называемые позднооглохшие. Люди в юности или зрелом возрасте после болезни или травмы вне- запно теряют слух и оказываются в " оглушитель- ном" мире тишины. Поражение слуха и возникшие в связи с этим проблемы общения не позволяют продолжить трудиться многим из этих людей, они вынуждены расстаться с привычной профессией. Как правило, сохраняют свои рабочие места те специалисты, чья деятельность мало связана с уст- ным общением. Друзья начинают отдаляться, все реже и реже заглядывают в гости. Семья держит экзамен на прочность. Такой человек должен по сути дела учиться жить заново и как никто он нуждается в моральной поддержке.
Хрестоматийные примеры позднооглохших людей - композитор Людвиг ван Бетховен, А.А. Остужев - актер Малого театра, Н.Н. Бур- денко - выдающийся хирург. В 50 лет (в 1874 г.) ог- лох великий чешский композитор Бедржих Смета- на. Две лучшие поэмы цикла " Моя родина" были написаны сразу после постигшей его катастрофы, в 1878 г. Б. Сметана создал Первый струнный квартет, а позже - оперу " Поцелуй". С юности был глуховат, а к старости окончательно оглох ис- панский режиссер Луис Бюнюэль, автор фильмов " Андалузский пес", " Млечный путь", " Дневная красавица" и др. Интересно, что в ряде его филь- мов начисто отсутствует музыка.
Вместе с великим французским поэтом П. Рон- саром литературную " Плеяду" возглавлял Жоашен Дю Белле (1522-1560), из-под пера которого вышел манифест литературного объединения " Защита и прославление французского языка". Выдающийся французский поэт в начале 1550-х гг. тяжело забо- лел и, проведя два года в постели, почти потерял слух. Еще до потери слуха он написал знаменитую " Оду глухоте", в которой обратился к П. Ронсару, также страдавшему от глухоты:
" Тебе ли, Ронсар, пенять на глухоту? Сколь ты блажен, когда вдоль берега, по тра- вам.
Иль лесом, что шумит в своем венце кудря- вом.
Ты бродишь с книгою, улавливая звук; Божественная песнь в тебе родится вдруг, И ни собачий лай, ни водопада шумы Не могут оборвать твоей высокой думы. В тот миг, я думаю, не ищешь ты ничуть. Лишь только нежный шип в твою вопьется грудь.
Ни птичьей песенки, ни плеска водопада - С тобою Глухота, иных подруг не надо...".
Одним из самых известных в России поздноог- лохших следует считать практически глухого с
юности Анатолия Ракитова, профессора, действи- тельного члена РАЕН, вице-президента отделения Международной академии информатизации, главно- го редактора журнала " Проблемы информатиза- ции" и т.д. Он - автор 13 книг, инициатор создания ряда институтов. Ракитов знает несколько ино- странных языков. Одно время был советником в Администрации Б.Н. Ельцина. Самое поразитель- ное, что Ракитов еще и практически слепой.
Научный сотрудник ИКП РАО И.В. Цукерман приводит следующие данные, касающиеся поздно- оглохших в США: в 1983 г. при обследовании ? 03 млн. жителей США у 14 млн. были обнаруже- ны те или иные " слуховые проблемы", причем число мужчин значительно превышало число жен- щин. Если в возрасте до 3 лет на одну тысячу детей с нормальным слухом приходится один плохослы- шащий, то в возрасте до 17 лет - 18 чел., от 17 до 44 лет - 44 чел., 45 - 64 года - 143, а старше 64 лет - 284 чел. на тысячу (цифры взяты из отчета Национального центра статистики здравоохранения США). Оглохшие после 17-20 лет, и особенно в бо- лее позднем возрасте резко отличаются от глухих от рождения или оглохших в детстве: для них харак- терны настороженность, замкнутость и мнитель- ность. Американские исследователи установили, что позднооглохшие чаще страдают различными психическими нарушениями, в частности, депрес- сией, неврозами, они, как правило, не приемлют традиционных способов общения глухих с детства и стараются овладеть навыками чтения с губ, но это удается далеко не всем: 84% позднооглохших амери- канцев не владеют искусством чтения с губ.
В 1987 г. в США была основана Ассоциация позднооглохших взрослых. 75% взрослых с нару- шениями слуха потеряли слух после 19 лет.
Из 23 президентов Национальной ассоциации глухих США 12 оглохли после 10 лет, трое - в 15, 16 и 18 лет. Поздно оглох и нынешний президент- доктор Кинг Джордан.
В Великобритании в 1984 г. была создана На- циональная ассоциация оглохших людей.
Международная федерация слабослышащих IFHOH, учрежденная в 1977 г., объединяет 44 полных и ассоциированных члена из 29 стран мира. В эти организации слабослышащих входят люди с нарушениями слуха, для которых основ- ным средством коммуникации является устная речь. IFHOH раз в 4 года проводит международ- ные Конгрессы.
Для полностью оглохших людей чтение с губ - основной и порой единственный способ понять устную речь, поэтому они нуждаются в системати- ческом обучении под руководством специалиста.
В Москве в 1922 г. Надежда Александровна Pay собрала небольшую экспериментальную груп- пу оглохших и плохослышащих. В 1924 г. был ор- ганизован специальный кружок беглого чтения с губ, в котором в числе других занималась внезапно потерявшая слух балерина С.А. Гурович. В 1927 г. кружок превратился в Клуб беглого чтения с губ им. Н.А. и Ф.А. Pay. Вскоре кружки чтения с губ организовываются в других городах - Ленинграде, 11срми, Одессе, Калинине, Вятке, Горьком, узбек- ском Андижане. В 1946 г. при Московской органи- зации ВОГ была создана первичная организация
" Губист", а в ДК был организован бесплатный кружок чтения с губ.
В настоящее время при Московской городской организации ВОГ действует первичная организация слабослышащих и позднооглохших им. Н.А. Pay. Она объединяет более 300 членов (но в столице позднооглохших, конечно же, много больше!). Чле- ны этой организации организуют кружки художест- венной самодеятельности, проводят турпоходы...
На базе Московской поликлиники восстанови- тельного лечения № 2 проводится обучение чте- нию с губ.
1 февраля 2001 г. на базе Центра социального обслуживания " Останкинский" открылось первое в России отделение социальной реабилитации - позднооглохших граждан, которое входит в систе- му социальной защиты населения. Здесь обучают позднооглохших навыкам чтения с губ, жестовому языку, оказывают содействие в решении различ- ных вопросов социальной реабилитации.
9.2. Слепоглухие и глухие с синдромом Ушера
Есть еще одна категория глухих людей - сле- поглухие. Эти люди или совсем не видят, или име- ют такое серьезное нарушение зрения, что не мо- гут нормально общаться на языке жестов.
В 1991 г. на учете во Всероссийском общест- ве слепых состояло приблизительно 4 тыс. сле- поглухих (с 14-летнего возраста). К этой цифре следовало бы добавить членов ВОГ с очень сла- бым зрением.
Исследованиями этой категории глухих в Рос- сии начали заниматься давно. В начале XX в. уже появились первые публикации.
" В Пруссии, например, по исчислению 1871 го- да из 23 208 глухонемых 210 человек были пора- жены также и слепотою. В Баварии на 4348 глухо- немых таких несчастных было 23 человека. В Швеции в 1840 г. из 2100 глухонемых слепых было 90 человек" 59. Широкую известность получили два успешных опыта обучения слепоглухих в XIX в. Один осуществлен Сэмюэлем Хоувом, воспитав- шем слепоглухую Лауру Бриджмэн (Англия), дру- гой - Энн Салливэн (США), ученица которой Эл- лен Келлер стала писательницей и публицисткой. Первая оглохла и ослепла в возрасте одного года и восьми месяцев, вторая стала слепоглухой в воз-_ расте одного года и семи месяцев. В 1842 г. Чарльз Диккенс встречался с Л. Бриджмэн, и его больше поразило не только то, что она может чувствовать музыку, прикасаясь к инструменту рукой, но и то, что она выражает радость смехом: "...Она смеется. Великий боже! Она смеется!..". Благодаря заботе окружающих людей Л. Бриджмэн получила обра- зование, говорила при помощи жестов, а под конец жизни стала учительницей.
59 Богданов-Березовский М. Положение глухонемых в России. СПб. 1901. С. 61.
| Родители Элен Келлер (1880-1968), когда ей было 6 лет, пригласили для частных уроков учи- тельницу Энн Салливэн. Позже Э. Келлер стала
заниматься в Бостонском институте для слепых, в 1888 г. она поступает в школу Хораса Манна для глухонемых, где изучает дактилологию. В 1894 г. Э. Келлер поступает в Нью-Йоркское училище правоведения, где обучается два года. К тому вре- мени она уже овладела речью. В 18% г. девушка начинает посещать занятия в Кембриджской \ школе в качестве кандидатки на звание домашней учительницы. Лекции с помощью пальцевого ал- фавита ей переводит Э. Салливэн. За год она ус- пешно подготовилась к экзаменам в Гарвардский колледж: читала книги на английском, француз- ском и немецком языках, классические произве- дения по литературе и истории. Позже Э. Келлер стала профессором университета, автором научных трудов. Весь мир обошел ее трактат " Оптимизм". Своих собеседников Э. Келлер понимала, кладя пальцы им на губы и " читая по губам". Она занима- лась спортом, играла в шахматы, путешествовала по миру и выступала на публичных мероприятиях. Ее приглашали для беседы Папа Пий XII, европей- ские короли и японский император Хирохито.
В 1909 г. по инициативе ведущих сурдопедагогов в Петербурге было создано Общество Попечения о слепоглухонемых в России. Первые слепоглухие де- ти обучались в Петербургском детском саду для глу- хонемых. История обучения слепоглухих в России во многом связана с именем тифлосурдопедагога Ивана Афанасьевича Соколянского (1889-1960), организо- вавшего в 1923 г. в Харькове школу-клинику для обучения детей, лишенных зрения, слуха и речи.
|