Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семья и брак. Личная жизнь
Более 90% глухих детей появляется в семье слышащих родителей. Последние сталкиваются с острой проблемой общения с собственными деть- ми. Ребенок с нарушенной слуховой функцией не может полноценно воспринимать речь родителей и овладевать родным языком на основе подража- ния им. Проблема межличностного общения де- терминирует многие аспекты семейных отноше- мий. Взаимное непонимание, естественно, не со- действует укреплению семейных связей. Кроме того, родители, особенно отцы, нередко ощуща- ют вину за рождение " неполноценного ребенка", воспринимают его как " наказание за грехи". Увы, не все родители выдерживают испытание глухим ребенком. Конфликты в такой семье случаются чаще, чем в семье со слышащими детьми. Выше и вероятность развода. Знание родителями жесто- вого языка, даже несовершенное, сняло бы мно- гие проблемы общения с неслышащими детьми, для которых визуально воспринимаемые жесты являются наиболее комфортным способом обще- ния. Иногда родители слишком опекают детей, как бы компенсируя чувство вины. Часто это вы- ражается в чрезмерном контроле: родители пы- таются поминутно наставлять своих детей, хотят видеть их максимально похожими на слышащих (следят за тем, чтобы у глухих детей были только слышащие друзья, чтобы они не использовали жесты: " Не общайся руками на публике, а то лю- ди подумают, что мы ненормальные"). Родители нередко забывают, что ребенок не слышит, и раз- дражаются из-за невозможности свободно об- щаться с ним. Они могут злиться на себя за срыв, нетерпение, но ребенок видит только неприятие его самого и чувствует, что именно он - источник недовольства. Неудивительно, что глухие дети часто зажаты, и им приходится пройти долгий путь, прежде они обретут самих себя. В какой-то прекрасный момент они осознают, что они - глу- хие и никогда не станут такими, как слышащие, это и есть момент истины.
Слышащие дети впитывают правила поведе- ния, наблюдая за родителями и ловя их разгово- ры. Глухие же не могут слышать этих разгово- ров. Связи " поступок - реакция" могут остаться тайной для глухого ребенка. Ролевые модели глухой должен искать вне семьи и в сообществе глухих.
Замечено, что глухие дети из семей глухих ча- сто опережают в своем развитии своих сверстни- ков из семей слышащих родителей, они более адаптированы к миру, лучше успевают в учебе. Психологический климат в таких семьях в общем не отличается от климата в обычных семьях. Ме- жду родителями и детьми не существует барьера непонимания: и те, и другие пользуются жестовым языком, опираясь на который дети выстраивают картину мира, получают из первых - в прямом смысле слова! - рук информацию. Что касается статистики разводов в семьях с глухими и слабо- слышащими детьми, то серьезные социологиче- ские исследования тут не проводились, но можно предполагать, что процент неполных семей с глу- хим ребенком не превышает средний показатель по стране.
Во времена СССР инвалидность считалась дис- функциональной для общества, и забота об инва- лидах передавалась другому институту, чтобы се- мья могла сконцентрироваться на воспитании " нормальных" членов общества и на общественно полезном труде. Дети с нарушениями слуха росли в школах-интернатах, лишенные необходимой до- ли родительской ласки. Это иногда приводило к тому, что даже самые близкие родные - родители, братья и сестры плохо понимали проблемы, по- требности глухого члена семьи, который был чем- то вроде " гадкого утенка".
В подтверждение приведем небольшую притчу m еврейского фольклора:
" Был в Хелеме свой переписчик Торы. Был он таким же умным и таким же сообразитель- ным, как и раввин, и служка, и вссокители Хе- лема.
Однажды увидели хелемцы, что их перепис- чик сидит и пишет письмо аршинными буквами. Спросили они его:
- Отчего ты пишешь письмо такими больши- ми буквами?
Отвечает им переписчик:
- Я пишу письмо брату, а он у меня, не про вас будь сказано, совсем глухой".
В последнее время признается особо важным и необходимым участие родителей в воспита- тельном процессе. Родители не должны допус- кать появления у неслышащего ребенка стигма- тизированного образа " Я", когда он воспринима- ет себя как " больного", т.е. человека с ограни- ченными возможностями. Важно не лимитиро- вать социальные притязания такого ребенка - ребенок должен уважать себя, быть уверенным н своих силах. Родителям нельзя уповать исклю- чительно на дидактическую и социокультурную роль специальных школ, они не должны отстра- няться от воспитательного процесса. Учите- ля, воспитатели и родители - партнеры в рам- I.IX целостного процесса социализации глухого ребенка.
Приведем пример, свидетельствующий о хоро- ших результатах при грамотном обучении глухого ребенка.
В 1843 г. у А.И. Герцена и его жены Натальи Александровны родился второй сын Коля, ко- торый уже на первом году жизни заболел и поте- рял слух. Первым это заметил историк Т.Н. Гра- новский, обнаруживший, что ребенок не реаги- рует на тиканье часов, поднесенных к уху. Гувернантка М.К. Рейхель позже вспоминала: " Да кто и не любил этого прелестного голубо- глазого ребенка! Он скоро замечал особенности каждого и давал знаками свои названия... Он сам помогал нам находить знаки, чтобы сообщаться с ним...".
А.И Герцен полагал: " Разговор пальцами и знаками - не есть разговор; говорить надобно ртом и губами". В Парижский институт глухоне- мых отдать сына он не захотел. Осенью 1849 г. няня Луиза Ивановна - мать А.И. Герцена и М.К. Рейхель увезли пятилетнего Колю в Цю- рих, где находилось училище глухонемых. М.К. Рейхель писала: " Первое время ученье шло медленно... когда он несколько освоился с выго- вором, он начал быстро продвигаться вперед". А.И. Герцен с женой присутствовал на экзамене в Цюрихском училище: " Коля был восхитите- лен, он тронул меня до слез. Он будет говорить, будет говорить... Представьте себе, он уже знает названия всех окружающих предметов...". Поз- же в " Былом и думах" Герцен писал, что у Коли был приглушенный голос и что он мало обозна- чал ударения, но " уже говорил очень порядочно по-немецки и понимал все, что ему говорили с расстановкой".
Немного позже, когда цюрихские власти, на- пуганные славой Герцена как революционера, попытались " выжить" мальчика из города, А.И. Герцен предложил одному из учителей - Шпильману " оставить школу и перейти в дом моей матери, с тем, чтобы ехать с ней в Италию. Он, разумеется, согласился. Институт взбесился, но делать было нечего".
В марте 1851 г. Наталья Александровна сооб- щала в Москву: " Коля, как маленький царек, жи- вет у Луизы Ивановны..., у него гувернер отлич- ный человек, любит его и учит с любовью к ребен- ку и к ученью, Коля говорит по-немецки, читает, пишет, весел, здоров, как нельзя больше, умен и сметлив поразительно и не изменил своей страсти к Машеньке (Райхель)".
В ноябре 1851 г., когда Коля с Луизой Иванов- ной и Шпильманом плыли из Марселя в Ниццу, большое судно врезалось в их пароход, который стал погружаться в воду. Так печально заверши- лась недолгая жизнь Коли.
В одном из московских архивов среди бумаг Л.И. Герцена сохранилась папка с рисунками Коли и его письмами к родителям. Письма восьмилетне- го ребенка написаны красивым, почти установив- шимся почерком.
Двоюродный брат поэта Александра Блока Андрей Кублицкий-Пиоттух (р. 1886) был глу- хонемым от рождения. Ему, десятилетнему, пи- вяяи упрощенными фразами, чтобы он понимал написанное: к примеру, мать писала ему так:
" Саша, Фероль, весело, много смеются, хохочут, рады". Александр Блок часто виделся с братом в Шахматове, переписывался с ним. В одном из пи- сем Блок писал: " Бабушка очень скоро - 6 мая - поедет в Шахматове И мы с мамой очень хотим ехать туда - пора отдохнуть....Очень жалко, что вас не будет в Шахматове с нами, без вас очень грустно...". В других письмах Андрею Кублицко- му поэт подробно описывает жизнь и хозяйст- венные заботы в Шахматове. По-видимому, Ан- дрей получил только домашнее образование - достаточно хорошее, раз ему больше не писали упрощенно.
Младший брат великого композитора П.И. Чай- ковского Модест много лет занимался с глухим сыном управляющего фабрикой Г.К. Конради. Сам Петр Ильич привязался к мальчику, в 1876 г. он писал:
" Любовь моя к Коле, основанная, во-первых, на его чутком, кротком нраве и уме, во-вторых, на глубоком сожалении к нему, возрастает в геомет- рической прогрессии с каждой минутой, и теперь это для меня одно из самых близких к сердцу су- ществ в мире".
Композитор ежегодно выделял средства Моде- сту Ильичу и Коле Конради, даже занимался с мальчиком, когда брат болел.
Николай Германович Конради получил пре- красное образование, женился и прожил до 1922 г., по некоторым отрывочным данным он был связан со столичным обществом глухонемых.
В детстве глухие часто дружат с дворовыми ребятами, захаживают в гости к соседям, где рас- тут их сверстники. Для общения используют полный набор средств: читают с губ, пишут вет- кой по снегу, палочкой по земле, прибегают к знакам - указаниям на части тела для обозначе- ния первых букв названий (глаз - Г и т.д.) и, ко- нечно же, используют наглядные жесты. Все это было у нас в детстве.
Такие моменты в детстве может припомнить практически каждый неслышащий человек. Вот как вспоминает в романе " Последний поклон" сво- его двоюродного глухого брата Алешку извест- ный писатель Виктор Астафьев:
" Пытаюсь вспомнить, почему Алешка сде- лался глухонемым.
Однажды остался дома один - бабушку унес- ло куда-то. И вздумалось ему полезть на угловик, где стояли тяжелые иконы и по случаю какого- то праздника светилась лампадка. Угловик обру- шился. Иконы повалились на Алешку. И ушибли они его или же испугался он нарисованных богов, но все старухи склонны были считать, что имен- но от этого греха Алешка онемел. А отчего он оглох, старухи не объясняли.
Эх, Алешка, Алешка! Головастый парень, сильный, веселый, а вот безъязыкий. Сколько всяческих напастей пережили он, бабушка и осо- бенно тетка Августа из-за этого.
А я в детстве не понимал никакой разницы между мной и Алешкой, дрался с ним, втравли- вал его в игры, а он и радехонек. За сеном все со- бирались мы с ним играть. Налимничатъ как- то отправились. Чуть не перетонули. В прят- ки играем, бывало, он спрячется, сидит себе
час, а то и два в затырке какой. Уж искать его перестанут, и орать устанут, а он все сидит и сидит. Зато плавать Алешка умел лучше всех, в лапту играл ловчее всех, бегал прытче всех, дрался лютее всех и если ревел, то по-бугаино- му: бу- бу- бу- бу-у...".
Однако детство пролетает быстро, и к 14-15 (у девочек даже раньше) годам все меняется. Редеет круг слышащих друзей, все меньше встречаются глухие со слышащими приятелями, играют вместе с ними. Детство позади, впереди взрослая жизнь - у каждого свои интересы, свой путь. И оказывает- ся, что " дорожка" глухих - она иная. Оно понятно: в подростковом возрасте глухой дружит только со " своими" - с кем он учится в одной школе, с кото- рыми можно поделиться секретами, с кем можно планировать получение профессионального обра- зования. Наступает пора юношеской влюбленно- сти...
Подавляющее большинство лиц с нарушения- ми слуха вступают в брак или с глухими, или со слабослышащими. Партнеры выбираются неред- ко еще в школе. Знакомства на вечерах в клубах, Домах культуры глухих могут перерасти в брак. В семьях глухих общаются, как правило, на русском жестовом языке, а слабослышащие чаще исполь- зуют калькирующую жестовую речь. Немало и се- мей, в которой один супруг совсем не слышит, а другой - слабослышащий - может разговаривать по телефону. Последний " служит ушами" для глу- хого супруга.
В таких семьях 90% детей рождаются слыша- щими. Если в их воспитании участвуют слышащие родственники, бабушки, допустим, то речевое раз- витие детей идет в норме. Но даже если слышащих родственников нет, то развитие речи если и отста- ет поначалу, потом быстро приходит в норму: до- ма работает телевизор, дети играют с соседскими ребятами, посещают обычные детские сады. Боль- шинство этих детей, естественно, знает жестовый язык, а некоторые так хорошо, что глухие с рож- дения считают их за своих. Подавляющее боль- шинство переводчиков жестового языка имеют глухих родителей, и если их спросить, как давно они работают переводчиками, они ответят: " С трех-четырех лет". Именно тогда они начали по- могать глухим родителям общаться по телефону со слышащими (или слабослышащими), сопровож- дать их при посещении учреждений.
Глухоты своих родителей такие дети не стес- няются, всегда готовы дать отпор слышащим, которые позволят себе недоброжелательные за- мечания в отношении глухих людей. В школе они даже хвалятся тем, что их " мама и папа раз- говаривают руками". Знающие жестовый язык родителей взрослые дети хорошо понимают спе- цифические проблемы глухих людей, помогают родителям. Многим телезрителям запомнилось, как на одной из церемоний награждения в Моск- ве замечательная артистка Алла Клюка, полу- ми в приз, послала со сцены знаки любви и благо- дарности свои глухим родителям, приехавшим из Минска. О том, что он вырос в семье глухих родителей и знает жестовый язык, говорил в од- ном из интервью капитан киевского " Динамо" 1 пК ()-х гг. Анатолий Демьяненко.
Иногда будущие матери из глухих, попав на прием к врачу, получают " совет" избавиться от ре- бенка: " Как вы будете воспитывать ребенка? Ведь вы же не слышите! ". Воспитывать слышащего ре- бенка действительно тяжело: глухие родители ра- ботают, подрабатывают, отсюда и дефицит обще- ния. Вся надежда на бабушек и дедушек.
Самому ребенку требуется мужество, чтобы защитить своих родителей от хамских высказы- ваний окружающих. Школьные друзья могут в присутствии родителей допускать высокомер- ные высказывания типа: " Твоя мама - глухоне- мая, ничего не поймет...". Некоторые " ломают- ся", начинают неуважительно относиться к сво- им родителям. А бывает так: дети любят своих глухих родителей, но бессознательно впитав сте- реотипные взгляды на глухих, относятся к роди- телям снисходительно: " Они у меня - простые люди...".
Глухие родители слышащих детей весьма озабочены их образованием и часто жертвуют многим, чтобы их дети " вышли в люди". Плохо, когда сышащий ребенок стесняется позвать сво- его родителя на родительское собрание. А слу- чается и наоборот: после собрания, когда все ра- зойдутся, учительница начинает перечислять глухому родителю грехи его ребенка, причем пе- реводчиком выступает... сам " грешник". Роди- тель поддакивает и " грозно" посматривает на ре- бенка. Комедия да и только.
Печально, когда дети сторонятся глухих роди- телей, не находят с ними общего языка. Иногда в Московскую организацию ВОГ приходят пожи- лые люди с жалобами на неблагодарных детей, ко- торые " им жить не дают", " норовят отдать в дом для престарелых"; в некоторых случаях травлю начинает невестка (или зять), не желающие знать " этих глухонемых".
Известны браки глухих (слабослышащих) со слышащими, но, по нашим наблюдениям, они не относятся к числу особо прочных. Достаточно вообразить себе праздничный стол, чтобы по- нять, каково приходится одному из супругов. Ес- ли все сидящие за столом - слышащие, то глухой не может участвовать в общем разговоре и ску- чает. И наоборот, слышащий супруг чувствует себя крайне неуютно в компании глухих, когда все вокруг " машут руками" и веселятся. Исклю- чение - когда слышащий супруг происходит из семьи глухих. Даже дома случаются срывы: на- пример, уставшая за день слышащая супруга крайне раздражается, когда глухой супруг не идет на ее громкий зов - вот глухонемой! Если же она часто ведет телефонные разговоры, то глухой муж может занервничать: с кем это она так долго болтает? Она идет в театр (в гости к сослуживице), а он пропадает в клубе для глу- хих... Разные привычки усложняют совмест- ную жизнь мужа и жены. Но, конечно же, бы- вают счастливые исключения. Тут большое зна- чение имеют интеллект, взаимный такт, стиль общения (многие проблемы снимаются, когда слышащий партнер осваивает жестовый язык).
|