Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глухие и религия






7.10.1. Религиозные организации глухих
в России

В Москве в 1991 г. по благословению митроп
лита Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коло
менского, в Успенский храм Новодевичьего мопа
стыря начали приходить неслышащие люди для
познания Бога. 31 декабря 1991 г. по благослове-
нию Святейшего Патриарха Московского и Всея
Руси Алексия II при содействии протодиакона Па-
вла Трошинкина, жестами переводившего для глу-
хих службы в Новодевичьем монастыре, юридиче-
ски была зарегистрирована первая в мире община
глухих и слабослышащих православных христиан.
Начались поиски " своего" храма.

В 1995 г. общине был передан для проведения
богослужения храм в Новом Симонове. Там обра-
зовался Православный приход глухих, слепо-глу-
хих и слабослышащих
храма Тихвинской иконы
Божией Матери в бывшем Симонове монастыре.
Приход имеет статус Патриаршего подворья
(управляется самим Патриархом Московским и
Всея Руси Алексием II) и находится на территории
самого древнего монастыря в Москве, основанно-
го в XIV в. при непосредственном участии препо-
добного Сергия Радонежского; там сохранились
храм Тихвинской иконы Божией Матери, несколь-
ко хозяйственных построек и часть крепостной
стены с тремя башнями.

В конце 1995 г. в Тихвинском храме Симонова
монастыря была отслужена первая Божественная
литургия. По благословению Святейшего Патри-
арха Московского и Всея Руси Алексия II служба в
храме совершается на жестовом языке. Этому
предшествовала большая работа по адаптации
церковнославянского языка богослужения к жес-
товому языку. На видеокассеты записан словарь
религиозных жестов.

Настоятелем Патриаршего подворья в Симо-
нове монастыре в течение шести лет был иерей
11етр Коломейцев, а в настоящее время исполняю-
щим обязанности настоятеля является священник
Андрей Горячев, владеющий жестовым языком.
Он привлекает глухих к активному участию в бо-
гослужебной и церковной жизни. Неслышащие
прихожане помогают в восстановлении монасты-
ря, участвуют в украшении храма, пишут иконы,
шьют облачения, вышивают закладки для бого-
служебных книг. Во время службы жестами и
голосом они участвуют вместе с о. Андреем в сов-
местном служении Богу. Глухие и слабослышащие
люди поют церковные песнопения на жестовом
языке. В храме глухие переводят службы слепо-
глухим прихожанам.

В храме проводятся таинства Крещения, Вен-
чания, Исповеди, Причастия, Соборования. Осу-
ществляются водосвятные молебны о здравии, от-
певание умерших и служатся панихиды об их упо-
коении. После окончания службы бывает общая
трапеза, изучается Святое Евангелие.

В храме служат несколько молодых прихожан,
которые закончили катехизаторский факультет
('вято-Тихоновского богословского института.
IJ конце 1998 г. в актовом зале Московского госу-
дарственного университета им. М.В. Ломоносова

Патриарх Алексий II вручил дипломы и памятные
подарки выпускникам Свято-Тихоновского бого-
словского института, среди которых было и семе-
ро глухих: Павел Афанасьев, Дмитрий Балашов,
Роман Ильин, Елена Колганова, Ирина Пролыги-
на, Николай Сидоров, Мария Фаворова. Ныне они
помогают в богослужении и работе с верующими,
а некоторые преподают в спецшколах историю ре-
лигии.

В 1999 и 2000 гг. о. Петр Коломейцев выезжал
в Санкт-Петербург для служения глухим литургии.
Там работу по созданию общины неслышащих
православных христиан вели М.И. Смирнова, пе-
реводчик Межрегионального центра реабилита-
ции глухих в Павловске, и неслышащий препода-
ватель этого Центра Борис Кокин. С 2000 г. глу-
хие питерцы начали посещать храм Петра и Павла
при бывшем Петербургском училище глухонемых
на Гороховой улице. В октябре 2001 г. здесь в рам-
ках Покровских педагогических чтений состоя-
лась конференция " Духовно-нравственное просве-
щение и воцерковление глухих", а в молодежном
отделе Санкт-Петербургской епархии был создан
проект " Слово", который имеет целью духовное
окормление глухих. Йроект возглавил аспирант
РГПУ Денис Заварицкий.

Православные священники считают, что реше-
нию проблемы церковного окормления глухих
россиян будет способствовать преподавание жес-
тового языка в семинариях для тех людей, кото-
рые изъявят желание работать с глухими. Здесь
уместно сослаться на опыт Польши, где каждая се-
минария ежегодно выпускает двух-трех клириков,
владеющих жестовым языком, благодаря чему
клириков, работающих с глухими, там достаточно,
и поэтому " нетрадиционные конфессии" имеют в
стране слабые позиции, а подавляющее большин-
ство глухих поляков объединено вокруг католиче-
ской церкви.

В настоящее время уже в нескольких городах
России, Украины, Белоруссии глухие получают
Благую весть в православных храмах.

В Сергиевом Посаде иеросхимонах Зенон учит
Закону Божьему слепоглухих детей из находяще-
гося в городе интерната. В Троице-Сергиевом мо-
настыре даже состоялся спектакль, в котором иг-
рали слепоглухие, изобразившие на сцене житие
преподобного Сергия.

Однако самая большая аудитория верующих
глухих в России собрана баптистской церковью: во
многих городах баптисты овладевают языком же-
стов и создают общины из числа глухих. Большую
общину глухих в России насчитывает и Корейская
христианская церковь; в Санкт-Петербурге суще-
ствует крупный центр этой церкви.

Эти две церкви считают себя основными рели-
гиозными организациями в России, имеющими
опыт просветительской работы с глухими людьми.
Они проводят семинары и конференции для глу-
хих, делятся методикой работы с начинающими
пасторами. Например, в 1998 г. в Санкт-Петербур-
ге проходила конференция, собравшая 150 христи-
ан с нарушениями слуха из России, США, Средней
Азии, Прибалтики.

Активно ведет работу с глухими еще одна
община, достаточно распространенная в нашей

стране, - религиозное объединение свидетелей
Иеговы. Иеговисты распространяют красочные
издания с множеством иллюстраций, которые дей-
ствуют гипнотически на некоторых глухих. Пос-
ледние идут в объединения свидетелей Иеговы,
часто толком не понимая, чем это религиозное
движение отличается от православия.

Миссионеры " нетрадиционных конфессий":
баптисты, свидетели Иеговы, адвентисты активно
работают с глухими в Москве, С.-Петербурге,
Новосибирске, Томске и других городах. Проблем
с переводом нет: молодые люди, никогда ранее не
встречавшие глухих, для общения быстро осваива-
ют жесты (любопытно, что даже в Польше - стране
с мощными католическими традициями - ксендзы
недооценивают влияния на глухих представителей
различных сект, которые овладели жестовым язы-
ком). Кто из проповедников владеет жестовым
языком, тот и собирает вокруг себя неслышащую
аудиторию. Проповеди просты и понятны обыч-
ным людям. Миссионеры привлекают глухих по-
дарками: изданиями Нового Завета, красочными
религиозными книжками, журналами, а также
" гуманитарной помощью" - продуктами и одеждой.

С 1992 г. при Московской центральной церкви
евангельских христиан-баптистов существует об-
щина глухих верующих " Вера и Тишина", богослу-
жения в которой обеспечиваются переводом на
жестовый язык. Община насчитывает более
60 членов, для которых проводятся занятия по изу-
чению Библии и различные конференции. Пасто-
ром этой общины глухих является О.И. Терентьев,
старостой - Г.И. Улыбина.

В Москве также действует небольшая Католи-
ческая община святой равноапостольной княгини
()льги. Католические общины возникают и в дру-
гих городах России.

7.10.2. Религиозные общины глухих за рубежом

Глухие католики Италии чтят память Папы
Пия IX (на этом посту он пребывал с 1846 по
1878 г.), который посещал школы глухих детей в
1'име, Сиене, Болонье, интересовался их жизнью,
нуждами. Пий IX поддерживал священников, забо-
тившихся об инвалидах, ставил в пример святого
Франца фон Залеса, почитаемого как покровителя

глухонемых.

В 1996 г. Папа Павел II произнес на площади
Св. Петра в Риме молитву, которая была посвящена
священнику Филиппу Смалдоне (1845-1923), жив-
шему в Италии и признанному небесным покровите-
лем глухонемых. В 40-летнем возрасте этот священ-
ник основал монашеский орден; его деятельность
проходила в Италии, Южной Америке и Африке и
пыла посвящена защите инвалидов. Смалдоне счи-
| in недопустимой какую-либо дискриминацию глу-
чих людей и провозглашал равенство всех перед Бо-
HIM и властью. Его проповедям, сопровождаемым
переводом на жестовый язык, внимали глухие
итальянцы, а также прибывшие в Вечный город
РЛухие и слабослышащие из соседних стран.

\\ Америке существует большое количество
pi н игиозных общин и организаций глухих. В 1851 г.
' гарший сын Т.Х. Галлодета, священник Еписко-
|ильной церкви, основал для глухих в Нью-Йорке

церковь св. Анны. Епископальная церковь Всех
святых в Филадельфии организовала особые
службы для глухих - здесь служил преподобный
Генри В. Сайл, первый в США глухой, который
был посвящен в сан священника. С 1881 г. сущест-
вует Конференция служителей Епископальной
церкви для глухих. В 1896 г. лютеранская церковь
в Чикаго открыла двери для глухих прихожан.
Двумя годами ранее в Чикаго же открылась пер-
вая методистская церковь для глухих, первым глу-
хим священником которой стал Филипп Дж. Ха-
бенстаб. В 1977 г. Томас Кофлин стал первым
глухим католиком, посвященным в сан священни-
ка. Международная католическая ассоциация глу-
хих, основанная в 1903 г., имеет офис в Торонто
(Канада). В 1956 г. был основан Национальный
конгресс глухих евреев. Глухой раввин - рабби
Фред Фридман живет в Балтиморе (США). Он
проводит религиозные службы на жестовом язы-
ке. В 1990-е гг. в США насчитывалось множество
неслышащих священников: 45 - в Епископальной
церкви, 13 - у баптистов, 6 - у лютеран, 5 - у мето-
дистов и др.

Англичанка Вера Фунт стала первой в мире
глухой женщиной, посвященной в сан дьякона.
Она проводит службы в соборе Св. Петра в Лондо-
не.

Существует Международная ассоциация душе-
попечительства глухих (председатель Ассоциа-
ции - доктор богословия Ван Коотен), под ее эги-
дой проводятся Международные конференции по
душепопечительству глухих и слабослышащих с
участием пасторов, священников, активных прихо-
жан из национальных христианских церквей мно-
гих стран.

Года два назад в каирской мечети Зейнаб со-
стоялась молитва для глухонемых людей. Когда
имам вещал с кафедры о деяниях пророка Мухам-
меда, сотни глаз были устремлены на переводчика
жестового языка Аладдина ас-Сайеда. " Я не мог
заснуть всю ночь при мысли, что буду первым че-
ловеком, доносящим на проповеди слово Божье до
глухонемых. Надо было видеть, как светились ра-
достью лица этих людей... Еще неизвестно, кто из
пас был более счастлив", - признавался потом пе-
реводчик. Этому примеру последовали еще три
мечети в столице Египта.

Гпава VIII

ГЛУХИЕ В МИРЕ
СЛЫШАЩИХ

 

" Глухонемые мне нравились, но они не слышали меня.
Восторженно следили за моей мимикой и жестами, на-
подобие иностранцев отмечались в доброжелатель-
стве и удалялись в конце концов в свой таинственно
устроенный мир. Смысл их жестов увлекал меня, наме-
кая на некую гармонию, которая была не рождена, но
трудолюбиво выстроена в силу лишений и ущерба.
Это притягивало, как вид незнакомого города, как
блики невидимой зари. Но я чувствовал, что никогда
не пойму истинного устройства их мира, а загадка его
все же не была равна загадке любви. Не равна, нет,
меньше..." 50

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал