Глухие и религия
7.10.1. Религиозные организации глухих в России
В Москве в 1991 г. по благословению митроп лита Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коло менского, в Успенский храм Новодевичьего мопа стыря начали приходить неслышащие люди для познания Бога. 31 декабря 1991 г. по благослове- нию Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II при содействии протодиакона Па- вла Трошинкина, жестами переводившего для глу- хих службы в Новодевичьем монастыре, юридиче- ски была зарегистрирована первая в мире община глухих и слабослышащих православных христиан. Начались поиски " своего" храма.
В 1995 г. общине был передан для проведения богослужения храм в Новом Симонове. Там обра- зовался Православный приход глухих, слепо-глу- хих и слабослышащих храма Тихвинской иконы Божией Матери в бывшем Симонове монастыре. Приход имеет статус Патриаршего подворья (управляется самим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II) и находится на территории самого древнего монастыря в Москве, основанно- го в XIV в. при непосредственном участии препо- добного Сергия Радонежского; там сохранились храм Тихвинской иконы Божией Матери, несколь- ко хозяйственных построек и часть крепостной стены с тремя башнями.
В конце 1995 г. в Тихвинском храме Симонова монастыря была отслужена первая Божественная литургия. По благословению Святейшего Патри- арха Московского и Всея Руси Алексия II служба в храме совершается на жестовом языке. Этому предшествовала большая работа по адаптации церковнославянского языка богослужения к жес- товому языку. На видеокассеты записан словарь религиозных жестов.
Настоятелем Патриаршего подворья в Симо- нове монастыре в течение шести лет был иерей 11етр Коломейцев, а в настоящее время исполняю- щим обязанности настоятеля является священник Андрей Горячев, владеющий жестовым языком. Он привлекает глухих к активному участию в бо- гослужебной и церковной жизни. Неслышащие прихожане помогают в восстановлении монасты- ря, участвуют в украшении храма, пишут иконы, шьют облачения, вышивают закладки для бого- служебных книг. Во время службы жестами и голосом они участвуют вместе с о. Андреем в сов- местном служении Богу. Глухие и слабослышащие люди поют церковные песнопения на жестовом языке. В храме глухие переводят службы слепо- глухим прихожанам.
В храме проводятся таинства Крещения, Вен- чания, Исповеди, Причастия, Соборования. Осу- ществляются водосвятные молебны о здравии, от- певание умерших и служатся панихиды об их упо- коении. После окончания службы бывает общая трапеза, изучается Святое Евангелие.
В храме служат несколько молодых прихожан, которые закончили катехизаторский факультет ('вято-Тихоновского богословского института. IJ конце 1998 г. в актовом зале Московского госу- дарственного университета им. М.В. Ломоносова
Патриарх Алексий II вручил дипломы и памятные подарки выпускникам Свято-Тихоновского бого- словского института, среди которых было и семе- ро глухих: Павел Афанасьев, Дмитрий Балашов, Роман Ильин, Елена Колганова, Ирина Пролыги- на, Николай Сидоров, Мария Фаворова. Ныне они помогают в богослужении и работе с верующими, а некоторые преподают в спецшколах историю ре- лигии.
В 1999 и 2000 гг. о. Петр Коломейцев выезжал в Санкт-Петербург для служения глухим литургии. Там работу по созданию общины неслышащих православных христиан вели М.И. Смирнова, пе- реводчик Межрегионального центра реабилита- ции глухих в Павловске, и неслышащий препода- ватель этого Центра Борис Кокин. С 2000 г. глу- хие питерцы начали посещать храм Петра и Павла при бывшем Петербургском училище глухонемых на Гороховой улице. В октябре 2001 г. здесь в рам- ках Покровских педагогических чтений состоя- лась конференция " Духовно-нравственное просве- щение и воцерковление глухих", а в молодежном отделе Санкт-Петербургской епархии был создан проект " Слово", который имеет целью духовное окормление глухих. Йроект возглавил аспирант РГПУ Денис Заварицкий.
Православные священники считают, что реше- нию проблемы церковного окормления глухих россиян будет способствовать преподавание жес- тового языка в семинариях для тех людей, кото- рые изъявят желание работать с глухими. Здесь уместно сослаться на опыт Польши, где каждая се- минария ежегодно выпускает двух-трех клириков, владеющих жестовым языком, благодаря чему клириков, работающих с глухими, там достаточно, и поэтому " нетрадиционные конфессии" имеют в стране слабые позиции, а подавляющее большин- ство глухих поляков объединено вокруг католиче- ской церкви.
В настоящее время уже в нескольких городах России, Украины, Белоруссии глухие получают Благую весть в православных храмах.
В Сергиевом Посаде иеросхимонах Зенон учит Закону Божьему слепоглухих детей из находяще- гося в городе интерната. В Троице-Сергиевом мо- настыре даже состоялся спектакль, в котором иг- рали слепоглухие, изобразившие на сцене житие преподобного Сергия.
Однако самая большая аудитория верующих глухих в России собрана баптистской церковью: во многих городах баптисты овладевают языком же- стов и создают общины из числа глухих. Большую общину глухих в России насчитывает и Корейская христианская церковь; в Санкт-Петербурге суще- ствует крупный центр этой церкви.
Эти две церкви считают себя основными рели- гиозными организациями в России, имеющими опыт просветительской работы с глухими людьми. Они проводят семинары и конференции для глу- хих, делятся методикой работы с начинающими пасторами. Например, в 1998 г. в Санкт-Петербур- ге проходила конференция, собравшая 150 христи- ан с нарушениями слуха из России, США, Средней Азии, Прибалтики.
Активно ведет работу с глухими еще одна община, достаточно распространенная в нашей
стране, - религиозное объединение свидетелей Иеговы. Иеговисты распространяют красочные издания с множеством иллюстраций, которые дей- ствуют гипнотически на некоторых глухих. Пос- ледние идут в объединения свидетелей Иеговы, часто толком не понимая, чем это религиозное движение отличается от православия.
Миссионеры " нетрадиционных конфессий": баптисты, свидетели Иеговы, адвентисты активно работают с глухими в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. Проблем с переводом нет: молодые люди, никогда ранее не встречавшие глухих, для общения быстро осваива- ют жесты (любопытно, что даже в Польше - стране с мощными католическими традициями - ксендзы недооценивают влияния на глухих представителей различных сект, которые овладели жестовым язы- ком). Кто из проповедников владеет жестовым языком, тот и собирает вокруг себя неслышащую аудиторию. Проповеди просты и понятны обыч- ным людям. Миссионеры привлекают глухих по- дарками: изданиями Нового Завета, красочными религиозными книжками, журналами, а также " гуманитарной помощью" - продуктами и одеждой.
С 1992 г. при Московской центральной церкви евангельских христиан-баптистов существует об- щина глухих верующих " Вера и Тишина", богослу- жения в которой обеспечиваются переводом на жестовый язык. Община насчитывает более 60 членов, для которых проводятся занятия по изу- чению Библии и различные конференции. Пасто- ром этой общины глухих является О.И. Терентьев, старостой - Г.И. Улыбина.
В Москве также действует небольшая Католи- ческая община святой равноапостольной княгини ()льги. Католические общины возникают и в дру- гих городах России.
7.10.2. Религиозные общины глухих за рубежом
Глухие католики Италии чтят память Папы Пия IX (на этом посту он пребывал с 1846 по 1878 г.), который посещал школы глухих детей в 1'име, Сиене, Болонье, интересовался их жизнью, нуждами. Пий IX поддерживал священников, забо- тившихся об инвалидах, ставил в пример святого Франца фон Залеса, почитаемого как покровителя
глухонемых.
В 1996 г. Папа Павел II произнес на площади Св. Петра в Риме молитву, которая была посвящена священнику Филиппу Смалдоне (1845-1923), жив- шему в Италии и признанному небесным покровите- лем глухонемых. В 40-летнем возрасте этот священ- ник основал монашеский орден; его деятельность проходила в Италии, Южной Америке и Африке и пыла посвящена защите инвалидов. Смалдоне счи- | in недопустимой какую-либо дискриминацию глу- чих людей и провозглашал равенство всех перед Бо- HIM и властью. Его проповедям, сопровождаемым переводом на жестовый язык, внимали глухие итальянцы, а также прибывшие в Вечный город РЛухие и слабослышащие из соседних стран.
\\ Америке существует большое количество pi н игиозных общин и организаций глухих. В 1851 г. ' гарший сын Т.Х. Галлодета, священник Еписко- |ильной церкви, основал для глухих в Нью-Йорке
церковь св. Анны. Епископальная церковь Всех святых в Филадельфии организовала особые службы для глухих - здесь служил преподобный Генри В. Сайл, первый в США глухой, который был посвящен в сан священника. С 1881 г. сущест- вует Конференция служителей Епископальной церкви для глухих. В 1896 г. лютеранская церковь в Чикаго открыла двери для глухих прихожан. Двумя годами ранее в Чикаго же открылась пер- вая методистская церковь для глухих, первым глу- хим священником которой стал Филипп Дж. Ха- бенстаб. В 1977 г. Томас Кофлин стал первым глухим католиком, посвященным в сан священни- ка. Международная католическая ассоциация глу- хих, основанная в 1903 г., имеет офис в Торонто (Канада). В 1956 г. был основан Национальный конгресс глухих евреев. Глухой раввин - рабби Фред Фридман живет в Балтиморе (США). Он проводит религиозные службы на жестовом язы- ке. В 1990-е гг. в США насчитывалось множество неслышащих священников: 45 - в Епископальной церкви, 13 - у баптистов, 6 - у лютеран, 5 - у мето- дистов и др.
Англичанка Вера Фунт стала первой в мире глухой женщиной, посвященной в сан дьякона. Она проводит службы в соборе Св. Петра в Лондо- не.
Существует Международная ассоциация душе- попечительства глухих (председатель Ассоциа- ции - доктор богословия Ван Коотен), под ее эги- дой проводятся Международные конференции по душепопечительству глухих и слабослышащих с участием пасторов, священников, активных прихо- жан из национальных христианских церквей мно- гих стран.
Года два назад в каирской мечети Зейнаб со- стоялась молитва для глухонемых людей. Когда имам вещал с кафедры о деяниях пророка Мухам- меда, сотни глаз были устремлены на переводчика жестового языка Аладдина ас-Сайеда. " Я не мог заснуть всю ночь при мысли, что буду первым че- ловеком, доносящим на проповеди слово Божье до глухонемых. Надо было видеть, как светились ра- достью лица этих людей... Еще неизвестно, кто из пас был более счастлив", - признавался потом пе- реводчик. Этому примеру последовали еще три мечети в столице Египта.
Гпава VIII
ГЛУХИЕ В МИРЕ СЛЫШАЩИХ
" Глухонемые мне нравились, но они не слышали меня. Восторженно следили за моей мимикой и жестами, на- подобие иностранцев отмечались в доброжелатель- стве и удалялись в конце концов в свой таинственно устроенный мир. Смысл их жестов увлекал меня, наме- кая на некую гармонию, которая была не рождена, но трудолюбиво выстроена в силу лишений и ущерба. Это притягивало, как вид незнакомого города, как блики невидимой зари. Но я чувствовал, что никогда не пойму истинного устройства их мира, а загадка его все же не была равна загадке любви. Не равна, нет, меньше..." 50
|