Технические средства социальной, бытовой и профессиональной адаптации
Такие обычные в быту сигналы, как звонок - дверной или телефонный, звонок будильника ут- ром - недоступны глухим людям (без слухового нитрата). Глухие родители не слышат крик ре-
бенка... Для решения этих проблем разрабатыв ются технические адаптационные средства.
Многие глухие обычно подключают к конта там электрического звонка электролампы, ко^ рые устанавливаются в комнате и (или) на кух При нажатии на кнопку звонка они " мигают", настоящее время разработаны беспроводные све товые сигнализаторы. Электронная схема, по ключенная к электрическому звонку, при звонк зажигает свет в люстрах под потолком или вызь вает заметное мигание уже включенных ламп. Э схемы в 1990-х гг. создавались силами умельцев Более современные варианты: подключенная. электрической системе схема при звонке посылае электрические импульсы, вызывая срабатывани ламп-фотовспышек, включенных непосредствен но в розетки.
Некоторые фирмы (в США, Швейцарии, Вели- кобритании и др.) специализируются на выпуске перечисленных приборов. Квартиры глухих снаб- жаются лампами-вспышками и датчиками, устано- вленными в разных уголках жилища, вместо про- водов используется инфракрасное излучение. При вспышке нужно посмотреть на датчик и по цвету индикатора (желтый, красный, зеленый) опреде- лить, откуда идет звук - от дверного или телефон- ного звонка, или из кровати ребенка.
В России летом 2002 г. должны появиться в продаже первые серийные образцы универсаль- ных оптических сигнализаторов, предназначен- ных для индикации разнообразных сигналов: до- мофона, дверного и телефонного звонка, плача ребенка.
Фирма " Исток-Аудио Интернэшнл" разрабо- тала многофункциональный универсальный све- то-вибрационный сигнализатор. В настоящее вре- мя в Центрах хорошего слуха " Радуга звуков" можно приобрести будильники нескольких типов. 11астольный будильник " Echo Wake" имеет звуко- вой сигнал частотой 400 Гц с нарастающей гром- костью, а также подключенный к нему вибратор, закладываемый под подушку. Будильник карман- ного типа " Shake Awake" издает как звуковой, так и вибрационный сигнал. Он имеет функцию по- втора сигнала через несколько минут, снабжен за- жимом, которым крепится к наволочке под по- душкой. Один из авторов настоящей книги носит наручные электронные часы " VibraLITE", кото- рые подают сигнал в трех вариантах: световом, ви- брационном и звуковом.
Необходимой вещью в быту является также те- лефонный аппарат. До недавнего времени на Перм- ском телефонном заводе " Телта" выпускались теле- фоны с усилителями звука ТАУ-74, имевшие встро- енный в корпус регулятор громкости звука. Они приобретались лицами, имеющими относительно небольшие потери слуха - слабослышащими.
В начале 1970-х гг. начали выпускаться теле- фонные аппараты с мощным усилителем звука и встроенным световым звонком ТАУ-51-08. Они имели отдельный электронный блок усиления, ко- торый подключался к аппарату и одновременно к сети тока. Этот же блок при звонке зажигал под- ключенные к нему электролампы, которые уста- навливались, как было удобно владельцу телефон- ного аппарата.
Рис. 25. Текстофон
В центрах " Раду звуков" предлагаются телефонные аппараты, усиливающие гром- кость сигнала приема примерно на 20 дБ.
В 1964 г. глухой электрик Роберт Уэйт- брехт (США) изобрел устройство связи, с по- мощью которого телетайпные машины могли ис- пользоваться для телефонных переговоров. К со-] жалению, они были громоздкими. К настоящему времени за рубежом для глухих созданы специаль- ные текстовые телефоны (текстофоны) (рис. 25). 1 Глухой печатает на клавиатуре своего аппара- та сообщение, выводимое на жидкокристалличе- ский дисплей. Это сообщение появляется также на дисплее такого же аппарата - на другом конце те- лефонного провода.
По американскому " Акту об инвалидах" 1990 г. во всех штатах США с января 1993 г. нача-1 ло вводиться специальное телефонное обслужива- ние глухих абонентов, а в общественных местах (аэропортах, на вокзалах, в магазинах и т.д.) поя- вились текстовые телефоны, доступные глухим людям. Чтобы связаться со слышащим абонентом, глухой отсылает свое сообщение оператору теле- фонной станции с указанием номера адресата, ко- торому оператор зачитывает сообщение; ответ слышащего собеседника синхронно " набивается" оператором на клавиатуре и высвечивается в виде текста на дисплее глухого абонента.
В Великобритании, например, в аэропорту " Хитроу" и на вокзале " Кингз-кросс" в Лондоне и и других крупных городах появились эксперимен- тальные телефоны-автоматы, предназначенные для глухих. Абонент печатает на клавиатуре текст сооб- щения, которое после набора нужного номера по- ступает в систему " Typetalk" Национальной теле- фонной службы, где оператор зачитывает ее адре- сату с нормальным слухом, тот же оператор набира- ет на клавиатуре ответ собеседника (рис. 26).
У нас подобный телефонный аппарат разраба- тывался в Перми, пробные образцы появились в 1991 г. Но он так и не получил распространения в юлу дороговизны и явного несовершенства.
В настоящее время по заказу Московской город- ской организации глухих московские предприятия приступили к разработке современных текстовых Телефонных аппаратов, выпуск которых предпола- гается во второй половине 2002 г. Примерно с 1996 г. в Москве стала быстро расти популярность факсимильных аппаратов. При активном участии Московской городской организации глухих они бы- ли включены в перечень специальных телефонных hiпаратов, при приобретении которых инвалидами 1 детства по слуху согласно Постановлению мэра I Москвы муниципальные органы социальной за- шиты производят компенсационные выплаты.
Потом наступил черед пейджеров, которыми стала обзаводиться экономически самая активная ■ I.и п. глухих и слабослышащих жителей столицы. С
2000 г. стало быстро расти число глухих жителей столицы, пользующихся мобильными телефонами с возможностью передачи текстовой информации - фирм " Нокиа", " Сименс", " Моторола" и др.
К тому времени на Западе глухие уже вовсю наслаждались возможностями мобильной теле- фонной связи: для них выпускались - в основном финской фирмой " Нокиа" - портативные кла- вишные телефонные аппараты с широкими функциональными возможностями, в частности, с возможностью подключения к Интернету. По таким аппаратам глухие абоненты могли дозва- ниваться до друзей практически в любые точки земного шара.
В последнее время глухие все активнее осваи- вают возможности видеотелефона (рис. 27) и элек- тронной почты как эффективного средства ком- муникации. Влияние этих средств на динамику раз- вития (точнее - угасания) клубов глухих в разви- тых странах еще предстоит оценить.
Компьютер с факс-модемом плюс миниатюр- ная видеокамера, установленная на верху монито- ра - и видеотелефон готов! Он дает возможность общаться визуально, что очень радует глухих. В России они пока не получили распространения, но это вопрос времени.
Давно созданы синтезаторы речи: можно на- брать текст, а устройство озвучит его. Если по- пытки создания " распознавателя" речи увенчают- ся успехом, то те глухие, для которых общение со слышащими представляет особые сложности, мо- гут просто считывать устную речь слышащих со- 0|'ссдников с дисплея специального устройства.
18-летний американец Райан Патерсон (слыша- щий) изобрел специальную перчатку, которая пере- водит язык жестов в письменную речь. Глухой наде- вает перчатку на руку и начинает " говорить" жеста- ми. Специальные датчики, подключенные к перчат- ке, передают все сказанное компьютеру, который обрабатывает полученную информацию и выдает на экране монитора слова. Р. Патерсон собирается сделать так, чтобы компьютер не только писал, но и озвучивал сказанное глухим на жестовом языке.
Барьер, отделяющий глухого от других людей, разрушается на наших глазах!
В России дальнейшее решение проблемы реа- билитации среды жизнедеятельности предполага- ет установку текстофона, обеспечение в кабине лифта визуального восприятия информации, пере- даваемой через переговорное устройство из дис- петчерского пункта (к примеру, в случае останов- ки лифта), снабжение транспортных средств дисп- леями, высвечивающими названия остановок.
|