Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное образование лиц с нарушениями слуха






4.6.1. Профессиональное образование
глухих за рубежом

Зарубежными специалистами подсчитано, что
экономически выгоднее обеспечить лиц с особы-
ми потребностями качественным профессиональ-
ным образованием по специальностям, востребо-
ванным на рынке труда, нежели платить им мизер-
ные пенсии или пособия по инвалидности.

США. После окончания школы глухой или
слабослышащий выпускник может продолжить
свое образование в системе начального, среднего
или высшего профессионального образования.

За рубежом неслышащим предлагается широ-
кий спектр различных профессий. Профессио-
нальное образование ведется с опорой на сформи-
рованную словесную речь глухого или слабослы-
шащего с широким привлечением специальных
технических средств или на основе жестовой ре-
чи - с помощью переводчика жестового языка.

Профессиональное образование для глухих в
США опирается на мощное развитие правовой ба-
зы профессионального образования глухих, широ-
кое распространение и активное использование
жестового языка в обучении, развитие различных
возможностей продолжения образования после

средней школы.

В США в 1963 г. был принят " Акт о професси-
онально-техническом образовании" - первый та-
кого рода правовой документ в области професси-
онального образования, но он не содержал четких
положений по созданию условий для профессио-
нального обучения глухих. Пробел был восполнен
поправками, принятыми в 1968 г. Конгресс внес
требование, чтобы правительство каждого штата
ассигновало на создание условий профессиональ-
ного обучения инвалидов 10% от общей суммы,
выделяемой на профессионально-техническое об-
разование.

Поправки к Акту, принятые в 1976 г., устанав-
ливали новые правила профессионального обуче-
ния глухих и нормативы отчислений ассигнований
па эти цели.

В 1990 г. система профессионального образо-
вания для глухих получила мощную правовую под-
держку в виде " Акта о профессионально-техниче-
ском образовании и прикладных видах техноло-
гий". Образовательные программы как минимум
предусматривали порядок получения профессио-

нальных знаний, состоящий из двух последних лет
средней школы и двух лет дальнейшего професси-
онального образования с обязательным прохожде-
нием курсов математики, физики, химии, комму-
никаций и технологии производства.

В 1986 г. Конгресс США утвердил закон, объ-
единивший в исправленном виде несколько феде-
ральных законов касательно образования глухих.
Согласно закону Колледж послешкольного обра-
зования им. Галлодета в Вашингтоне получил ста-
тус университета. Кроме того, законом вводился
порядок проведения ежегодной ревизии программ
и учебных планов университета.

Если в 1945 г. в Галлодетском колледже было
157 студентов и 24 преподавателя, то к 1970-м гг.
число студентов превысило 1000 человек. В 1950 г.
в Галлодет поступило несколько студентов из-за
рубежа. В 1951 г. Бойс Р. Вильяме, выпускник кол-
леджа, вошел в Совет директоров. В 1954 г. Галло-
детский колледж впервые принял глухого черно-
кожего студента. В 1988 г. в Галлодетском универ-
ситете обучалось около 1500 студентов.

В настоящее время в Галлодетском универси-
тете обучается около 1900 глухих студентов - аме-
риканцев и 200 студентов из различных стран
мира. Годовой бюджет составляет более 100 млн
долларов США. Обучение носит многоступенча-
тый характер: студенты в зависимости от уровня
предыдущей подготовки и желания могут полу-
чить специальности на уровне, соответствующем
уровню наших техникумов или вузов. Треть препо-
давательского состава составляют глухие специа-
листы. Это - единственное в мире специальное учебное заведение высшего гуманитарного обра-
зования для глухих.

Другие положения указанного закона касались
Национального технического института глухих
(г. Рочестер). Этот институт, основанный в 1966 г.
Министерством здравоохранения, образования,
благосостояния и Рочестерским институтом техно-
логии, принимает на учебу глухих для получения
технического образования. На этот вуз также бы-
ли возложены обязательства проводить ежегод-
ные проверки учебных планов и программ. Роче-
стерский технический институт является состав-
ной частью крупного Рочестерского института
технологии. Успешно окончившие Национальный
технический институт глухие выпускники могут
продолжить образование в институте технологии.

Многие преподаватели технического институ-
та владеют жестовым языком. Глухие не имеют
ограничений в выборе специальности: даже когда
глухой учится в одиночку в группе слышащих, ему
доступна любая информация благодаря помощи
переводчика жестового языка. Здесь же ведется
обучение и переподготовка переводчиков жесто-
вого языка. Национальный технический институт
глухих на 80% финансируется Федеральным пра-
вительством США и на 20% - местной организаци-
ей профессиональной реабилитации. Годовой
бюджет института составляет более 50 млн долла-
ров США. Стоимость обучения одного студента
составляет в среднем 17 тыс. долларов США в год.

Галлодетский университет и Рочестерский тех-
нический институт, а также Центр глухоты при
Калифорнийском университете (г. Нортридж,

штат Калифорния) являются примерами профес-
сиональных учреждений, где для лиц с нарушения-
ми слуха созданы специальные образовательные
условия и особая среда жизнедеятельности, снима-
ющие барьеры в получении профессионального
образования.

Принятие Конгрессом США в 1986 и 1993 гг.
соответственно " Акта о реабилитации инвалидов"
и " Акта об американских инвалидах" способство-
вало резкому увеличению числа глухих студентов
в массовых учебных заведениях. Количество глу-
хих учащихся в спецшколах и специализированных
учебных заведениях США (Рочестерский техниче-
ский институт, Галлодетский университет) стало
уменьшаться. В настоящее время большинство
глухих обучается в других учебных заведениях
профессионального образования, которые созда-
ли для них условия для обучения (переводческий
сервис, технические средства, информационная
поддержка и др.).

Если в 1982 г. число университетов и коллед-
жей, где обучались глухие, составляло 102 единиц,
то в 1991 г. - 155 единиц. В 1994 г. число учебных
заведений, в которых обучались глухие, выросло
до 2350 единиц.

Примерно 1850 послешкольных образователь-
ных заведений с двух- и четырехлетним циклом
обучения с 1989-1991 гг. по 1992-1993 гг. оказыва-
ли сервисную поддержку глухим студентам. В
1992-1993 гг. учреждения профессионального об-
разования предоставили переводческие услуги
4120 глухим и 5270 слабослышащим студентам. В
тот же период так называемые нотетакеры (note-

taker - специалист по записи лекций) помогали за-
писывать лекции 8700 глухим и слабослышащим
студентам, 1070 глухих пользовались звукоусили-
вающей аппаратурой, 970 глухих студентов прибе-
гали к услугам " губопереводчиков" (переводчиков
для чтения с губ).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал