Профессиональное образование лиц с нарушениями слуха
4.6.1. Профессиональное образование глухих за рубежом
Зарубежными специалистами подсчитано, что экономически выгоднее обеспечить лиц с особы- ми потребностями качественным профессиональ- ным образованием по специальностям, востребо- ванным на рынке труда, нежели платить им мизер- ные пенсии или пособия по инвалидности.
США. После окончания школы глухой или слабослышащий выпускник может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального образования.
За рубежом неслышащим предлагается широ- кий спектр различных профессий. Профессио- нальное образование ведется с опорой на сформи- рованную словесную речь глухого или слабослы- шащего с широким привлечением специальных технических средств или на основе жестовой ре- чи - с помощью переводчика жестового языка.
Профессиональное образование для глухих в США опирается на мощное развитие правовой ба- зы профессионального образования глухих, широ- кое распространение и активное использование жестового языка в обучении, развитие различных возможностей продолжения образования после
средней школы.
В США в 1963 г. был принят " Акт о професси- онально-техническом образовании" - первый та- кого рода правовой документ в области професси- онального образования, но он не содержал четких положений по созданию условий для профессио- нального обучения глухих. Пробел был восполнен поправками, принятыми в 1968 г. Конгресс внес требование, чтобы правительство каждого штата ассигновало на создание условий профессиональ- ного обучения инвалидов 10% от общей суммы, выделяемой на профессионально-техническое об- разование.
Поправки к Акту, принятые в 1976 г., устанав- ливали новые правила профессионального обуче- ния глухих и нормативы отчислений ассигнований па эти цели.
В 1990 г. система профессионального образо- вания для глухих получила мощную правовую под- держку в виде " Акта о профессионально-техниче- ском образовании и прикладных видах техноло- гий". Образовательные программы как минимум предусматривали порядок получения профессио-
нальных знаний, состоящий из двух последних лет средней школы и двух лет дальнейшего професси- онального образования с обязательным прохожде- нием курсов математики, физики, химии, комму- никаций и технологии производства.
В 1986 г. Конгресс США утвердил закон, объ- единивший в исправленном виде несколько феде- ральных законов касательно образования глухих. Согласно закону Колледж послешкольного обра- зования им. Галлодета в Вашингтоне получил ста- тус университета. Кроме того, законом вводился порядок проведения ежегодной ревизии программ и учебных планов университета.
Если в 1945 г. в Галлодетском колледже было 157 студентов и 24 преподавателя, то к 1970-м гг. число студентов превысило 1000 человек. В 1950 г. в Галлодет поступило несколько студентов из-за рубежа. В 1951 г. Бойс Р. Вильяме, выпускник кол- леджа, вошел в Совет директоров. В 1954 г. Галло- детский колледж впервые принял глухого черно- кожего студента. В 1988 г. в Галлодетском универ- ситете обучалось около 1500 студентов.
В настоящее время в Галлодетском универси- тете обучается около 1900 глухих студентов - аме- риканцев и 200 студентов из различных стран мира. Годовой бюджет составляет более 100 млн долларов США. Обучение носит многоступенча- тый характер: студенты в зависимости от уровня предыдущей подготовки и желания могут полу- чить специальности на уровне, соответствующем уровню наших техникумов или вузов. Треть препо- давательского состава составляют глухие специа- листы. Это - единственное в мире специальное учебное заведение высшего гуманитарного обра- зования для глухих.
Другие положения указанного закона касались Национального технического института глухих (г. Рочестер). Этот институт, основанный в 1966 г. Министерством здравоохранения, образования, благосостояния и Рочестерским институтом техно- логии, принимает на учебу глухих для получения технического образования. На этот вуз также бы- ли возложены обязательства проводить ежегод- ные проверки учебных планов и программ. Роче- стерский технический институт является состав- ной частью крупного Рочестерского института технологии. Успешно окончившие Национальный технический институт глухие выпускники могут продолжить образование в институте технологии.
Многие преподаватели технического институ- та владеют жестовым языком. Глухие не имеют ограничений в выборе специальности: даже когда глухой учится в одиночку в группе слышащих, ему доступна любая информация благодаря помощи переводчика жестового языка. Здесь же ведется обучение и переподготовка переводчиков жесто- вого языка. Национальный технический институт глухих на 80% финансируется Федеральным пра- вительством США и на 20% - местной организаци- ей профессиональной реабилитации. Годовой бюджет института составляет более 50 млн долла- ров США. Стоимость обучения одного студента составляет в среднем 17 тыс. долларов США в год.
Галлодетский университет и Рочестерский тех- нический институт, а также Центр глухоты при Калифорнийском университете (г. Нортридж,
штат Калифорния) являются примерами профес- сиональных учреждений, где для лиц с нарушения- ми слуха созданы специальные образовательные условия и особая среда жизнедеятельности, снима- ющие барьеры в получении профессионального образования.
Принятие Конгрессом США в 1986 и 1993 гг. соответственно " Акта о реабилитации инвалидов" и " Акта об американских инвалидах" способство- вало резкому увеличению числа глухих студентов в массовых учебных заведениях. Количество глу- хих учащихся в спецшколах и специализированных учебных заведениях США (Рочестерский техниче- ский институт, Галлодетский университет) стало уменьшаться. В настоящее время большинство глухих обучается в других учебных заведениях профессионального образования, которые созда- ли для них условия для обучения (переводческий сервис, технические средства, информационная поддержка и др.).
Если в 1982 г. число университетов и коллед- жей, где обучались глухие, составляло 102 единиц, то в 1991 г. - 155 единиц. В 1994 г. число учебных заведений, в которых обучались глухие, выросло до 2350 единиц.
Примерно 1850 послешкольных образователь- ных заведений с двух- и четырехлетним циклом обучения с 1989-1991 гг. по 1992-1993 гг. оказыва- ли сервисную поддержку глухим студентам. В 1992-1993 гг. учреждения профессионального об- разования предоставили переводческие услуги 4120 глухим и 5270 слабослышащим студентам. В тот же период так называемые нотетакеры (note-
taker - специалист по записи лекций) помогали за- писывать лекции 8700 глухим и слабослышащим студентам, 1070 глухих пользовались звукоусили- вающей аппаратурой, 970 глухих студентов прибе- гали к услугам " губопереводчиков" (переводчиков для чтения с губ).
|