Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы обучения






Ребенок с нарушением слуха, как и любой дру­гой, имеет право на образование. Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов (в том числе во Всеобщей декларации прав человека) и отражено в законодательных ак­тах Российской Федерации.

Конвенция о правах ребенка, принятая Гене­ральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., пред­усматривает приоритетное удовлетворение осо­бых потребностей " неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка" в области образования, профессиональной подготовки. Дек­ларация о правах инвалидов, принятая Генераль­ной ассамблеей ООН в 1975 г., провозглашает ра­венство гражданских и политических прав лиц с ограниченными возможностями и предполагает обеспечение особых прав при предоставлении им специальных услуг, которые позволили бы этим лицам достигать максимального проявления своих возможностей и ускоряли бы процесс их интегра­ции в общество.

Нарушение слуховой функции у ребенка не только ограничивает возможность общения его с

окружающей средой, но и вызывает появление ря­да вторичных дефектов и как следствие - отстава­ние в психофизическом развитии, ограничения жизнедеятельности. Последствия физического де­фекта слуха носят социальный характер, это - на­рушения общения, обусловливающие атипичность формирования психики, причем главные проявле­ния этих последствий носят функциональный ха­рактер (недоразвитие устной речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятия, пред­ставлений). Требуется создание таких условий в процессе воспитания и обучения, которые позво­лят детям с нарушениями слуха овладеть родным языком в устной и письменной формах, приоб­щиться к культуре своего народа и получить про­фессию. В процессе реабилитации особо важными является ранний и дошкольный периоды жизни ре­бенка, поскольку в это время можно предупредить появление ряда вторичных дефектов. Если реаби­литация начнется позже, то она будет иметь иную цель - коррекцию уже возникших вторичных на­рушений.

Цель педагогической коррекционной работы заключается " в исправлении (доразвитии) психи­ческих и физических функций ребенка с наруше­нием слуха в процессе его образования, в социаль­ной реабилитации и интеграции в общество и включает коррекционное обучение, воспитание и развитие, проведение дошкольного воспитания и получение общего образования.

Для реализации такой цели существует сеть специальных коррекционных учебных заведений, в которых социальными работниками, специали-

стами-дефектологами, сурдопедагогами проводит­ся сложная педагогическая работа.

Дефектология есть раздел специальной педа­гогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с умственными и фи­зическими недостатками.

Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой) - со­ставная часть специальной педагогики - изучает специфику развития и образования человека с на­рушением слуха, особенности его становления и социализации как личности, определяет наилуч­шие пути, средства, условия, которые обеспечат компенсацию деятельности нарушенного слухово­го анализатора и образование неслышащего чело­века в целях его социальной адаптации и интегра­ции в общество.

Компенсация дефекта слуха означает овладе­ние навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего, использование остаточного слуха (с помощью слуховых аппаратов) и др.

9 Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. М. 1983. Т. 5. С. 31. 149

" Именно для того, чтобы дефективный ребе­нок мог достичь того же, что и нормальный, сле­дует применять совершенно особые средства", -писал наш известный ученый Л.С. Выготский9. По его мнению, " если слепой или глухой ребе­нок достигает в развитии того же, что и нор­мальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средства­ми, и для педагога особенно важно знать своеоб­разие пути, по которому он должен повести ре­бенка".

 

На протяжении многих лет организации обра­зования и воспитания глухих детей посвятили свою деятельность российские исследователи и практи­ки. Их публикации позволяют совершенствовать работу образовательного цикла, направленную на помощь и родителям, и педагогам, и врачам.

В раннем возрасте (на протяжении первых двух-трех лет жизни) коррекционная педагогиче­ская работа организуется в семье. Родители полу­чают необходимые консультации по воспитанию и обучению своего неслышащего малыша у специа­листа сурдологического кабинета.

Неслышащие дети дошкольного возраста мо­гут воспитываться в специальных детских садах и специальных группах при массовых дошкольных учреждениях. Существует дифференцированное обучение для глухих и для слабослышащих дош­кольников; в одну группу, как правило, объединя­ют детей одного возраста, близких по состоянию слуха и речи.

По желанию родителей неслышащие дошко­льники могут воспитываться и дома. В этом случае коррекционная работа проводится под руководст­вом специалиста-сурдопедагога сурдологического кабинета или педагога консультативной группы, которые обычно создаются при специальных до­школьных учреждениях.

Задачами специального обучения дошкольни­ков с нарушенным слухом являются полноценное развитие ребенка в соответствии с его возрастом, формирование у него словесной речи (как устной, так и письменной), подготовка к школьному обу­чению.

Для неслышащих детей школьного возраста существуют специальные школы двух типов:

1) для глухих детей и

2) для слабослышащих и позднооглохших детей. Второй тип школы имеет два отделения: 1-е

отделение - для слабослышащих и оглохших де­тей, владеющих развернутой фразовой речью; 2-е отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи. При многих специальных школах открыты дошкольные отделения для глухих и слабослыша­щих детей 5-6 лет.

Работа с учащимися во всех специальных шко­лах направлена на всестороннее развитие лично­сти ребенка, преодоление тяжелых последствий, вызванных поражением слухового анализатора, и, прежде всего, отставания в речевом развитии. Кроме того, в специальных школах глухие и сла­бослышащие учащиеся получают цензовое непол­ное среднее (а в ряде школ - среднее) образование, но за более продолжительное, чем в массовой школе, время10. Выше мы рассказали не только о медицинской, но и педагогической классификации нарушений слуха. Если медики устанавливают ха­рактер и причину нарушения слуха, то сурдопеда­гоги определяют педагогические перспективы формирования и развития у ребенка речи, возмож­ности развития слухового восприятия, а также осо­бенности этой работы с учетом данных аудиологи-ческого обследования и собственной педагогиче-

10 И.М. Гилевич, Э.В. Миронова, Л.И. Тигранова, Н.Д. Шматко. О детях с нарушенным слухом. Дети с отклоне­ниями в развитии. Сост. Н.Д. Шматко. М. 1997. С. 11-13.

 

 

ской диагностики. Психолого-педагогические классификации обеспечивают адекватный выбор корригирующих мероприятий и методик обучения ребенка с нарушением слуха.

Наша соотечественница сурдопедагог P.M. Бос-кис разработала научное обоснование классифика­ции детей с недостатками слуха, предложив новые критерии, учитывающие своеобразие их развития:

1) степень поражения слуховой функции;

2) уровень развития речи при данной степени
поражения слуховой функции;

3) время возникновения нарушения слуха.
Основой этой классификации являются следу-
ющие положения.

1. У ребенка нарушение слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, приво­дит к возникновению целого ряда вторичных нару­шений, в том числе к нарушению развития мышле­ния, речи, познавательной деятельности.

2. Большое значение в понимании развития ре­бенка с нарушенным слухом имеет учет взаимоза­висимости слуха и речи: чем выше уровень разви­тия речи у ребенка, тем больше возможности ис­пользования остаточного слуха. Способность опи­раться на сохранные остатки слуха больше у того, кто владеет речью.

3. Критерием оценки нарушения слуховой
функции у ребенка является возможность ис-
пользования остаточного слуха для развития ре-
чи. Критерием отделения детей с частичным на-
рушением слуха от глухих детей является воз-
можность использования слуха в общении и раз-
вития речи при данном состоянии слуха. По это-

му критерию проводится разграничение туго­ухости и глухоты.

Глухота - стойкая потеря слуха, при которой не­возможно самостоятельное овладение речью и раз­борчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие нерече­вые звуки и некоторые звуки речи на близком рас­стоянии. По аудиометрическим данным глухота -это не только снижение слуха выше 80 дБ, но и по­теря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относя­щихся к речевым.

Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопле­ние минимального речевого запаса на основе со­хранившихся остатков слуха и восприятие обра­щенной речи хотя бы на самом близком расстоя­нии от ушной раковины. По данным аудиомет-рий, обнаруживается снижение слуха менее 80 дБ.

Важно подчеркнуть, что в современной сур-дологической практике термин " тугоухий" при­менительно к детям с частично нарушенной слу­ховой функцией используется преимущественно в медицине, а в сурдопедагогике принято пользо­ваться соответствующим термином " слабослы­шащий".

4. Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового нарушения;

педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха;

индивидуальными особенностями ребенка.

P.M. Боскис выделены две основные катего­рии детей с недостатками слуха: глухие и слабо­слышащие. К категории глухих относятся дети, которые в результате врожденной или приобре­тенной в раннем возрасте глухоты не могут само­стоятельно овладеть словесной речью. К катего­рии слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоя­тельное развитие речи.

Глухие и слабослышащие различаются по спо­собу восприятия речи. Глухие овладевают зритель­ным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухоз-рительным (при помощи звукоусиливающей аппа­ратуры) восприятием словесной речи только в про­цессе специального обучения. Слабослышащие мо­гут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естествен­ного общения с окружающими. Значение зритель­ного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.

Отдельную группу в отношении формирова­ния речи и ее восприятия составляют позднооглох-шие. Эти дети отличаются тем, что к моменту на­ступления нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью. У них может быть раз­ная степень нарушения слуха и различный уровень сохранности речи (так как после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться), но все они имеют навыки словесного общения, в

той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление. Для таких детей при поступ­лении в специальное учебное заведение (школу для слабослышащих детей) первоочередной задачей яв­ляется освоение навыков зрительного или слухозри-тельного восприятия обращенной к ним речи.

На основе педагогической классификации осу­ществляется дифференцированное специальное об­разование для детей, имеющих разную степень на­рушения слуха и соответствующий уровень речево­го развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает не толь­ко характер и степень нарушения слуха, но и состо­яние речевого развития. Поэтому позднооглохшие дети, как правило, учатся в школе для слабослыша­щих детей; глухому ребенку с высоким уровнем ре­чевого развития и сформированными навыками вос­приятия устной словесной речи также целесообраз­но посещать школу для слабослышащих[1].

Закон РФ " Об образовании" (п. 10 ст. 50) преду­сматривает создание для детей и подростков с от­клонениями в развитии специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Направление детей и подростков в эти учреждения осуществляется только с согласия родителей (опе­кунов) по заключению специальных психолого-пе­дагогической и медико-педагогической комиссий. В последние годы спектр выбора расширяется: со-

здаются разные типы учреждений - по профилю, содержанию и темпам обучения.

Дети с выраженными нарушениями слуха и глухотой направляются в специализированные детские сады. Сегодня в России их насчитывает­ся 109 (для 3400 детей). В 41 таком саду воспиты­ваются слабослышащие дети, в 46 - глухие, а в 22 -и слабослышащие, и глухие. Прием в детсады ведет­ся с 1, 5-2-х лет. Наполняемость одной детсадовской группы составляет 6-8 человек. Кроме того, 90 спе­циализированных групп открыты при массовых дет­ских садах. В 36 группах обучаются слабослышащие дети, в 45 - глухие, в 9 - и те, и другие.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал