Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действия родителей при первом подозрении на снижение слуха ребенка
При малейшем подозрении на снижение у ребенка слуха родители (или лица, воспитывающие детей) должны немедленно обратиться к педиатрам и врачам-отоларингологам на предмет диагностики или провести обследование в ближайшем детском сурдологическом кабинете (отделении, центре), которые имеются во многих городах страны. Своевременное диагностирование снижения слуха ребенка позволит принять действенные меры коррекционного воздействия в наиболее чувствительные периоды процесса развития слуха и речи, что обеспечит положительные результаты. У нормально слышащего малыша есть период пассивного восприятия речи, когда он только слушает, но не говорит. Этот период называется " возрастом слуха" и длится 18 месяцев со дня рождения ребенка. Чем раньше слабослышащий ребенок начнет пользоваться слуховыми аппаратами, увеличивающими громкость речи, тем лучше. При потере слуха прежде всего страдает речь. Поэтому основанием для подозрений на отсутствие нормального слуха является не только отсутствие реакции на звуки голоса, но и нетипичное доречевое и речевое развитие. У подавляющего большинства детей нарушение слуха наступает до 3 лет, т.е. до развития или в период формирования звуковой речи. Необратимая потеря слуха у ребенка в раннем возрасте очень неблагоприятно отражается на развитии его личности. Слуховое нарушение ограничивает возможность общения ребенка со слышащими домочадцами, резко сужая диапазон его чувственного восприятия. Даже при относительно небольшой потере слуха от (25 до 40 дБ) последствия могут быть печальными: замедленное развитие речи, снижение способности к учебе. При тяжелой тугоухости и глухоте ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. А ведь подражая, ребенок учится " привязывать" слова к объектам, сопоставлять понятия - думать! Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие искажают процесс формирования познавательной деятельности. Значит, что для овладения речью требуется специальное обучение. Если не осуществить своевременное педагогическое вмешательство, то интеллект ребенка не разовьется в должной мере. О нарушении слуха у малыша свидетельствует задержка или отсутствие развития речи у ребенка. У слабослышащего ребенка слова могут появиться не в год-полтора, а к двум-трем годам, еще позже он овладевает фразовой речью, при этом обычно с нарушением ее грамматической структуры. Звучание речи у такого ребенка обычно резко отличается от звучания речи их слышащих сверстников. Родители должны следить за рефлекторными действиями малыша, зависящими от качества работы его слухового анализатора. Слух считается нормальным, если ребенок воспринимает шепотную речь низких тонов на расстоянии не менее 5-6 м, высоких - около 20 м. Уже на первом месяце жизни слышащий малыш способен реагировать на звук движениями глазных яблок или поворотом головы, а в 4-5 месяцев малыш активно ищет источник звука. К полугоду ребенок уже узнает звуки голоса родителей, сам активно издает разные звуки. К 9 месяцам он реагирует на некоторые слова, а к году уже уверенно оперирует 5-10 словами (" мама", " дай", " пить" и т.п.). К полутора годам ребенок увеличивает свой словарный запас до 20-50 слов и может складывать из них коротенькие фразы. В два года его словарный запас достигает 200-300 слов, из которых складываются простые предложения. Если что-то не так - поведите ребенка к педиатру. У научившегося говорить ребенка, который внезапно потерял слух, речь быстро " распадается": все более-менее сложные слова, которые ребенок употреблял, подражая взрослым, " вымываются" из его речи. Так, например, произошло с одним из авторов настоящей книги, потерявшим слух в три года в результате применения антибиотиков. Реабилитировать речь у ребенка с такой патологией позволяет своевременное слухопротезирование, затем необходимы занятия с логопедом. Опасны для слуха маленького ребенка инфекционные заболевания - отиты, корь, свинка, менингит, энцефалит. После отита надо обязательно обследовать малыша у сурдолога или отолога. В случае простуды ребенка не торопитесь сбить температуру с помощью антибиотиков! Пользуйтесь другими методами лечения. Внимание! Не торопитесь успокаиваться, если педиатр объяснит отставание в речевом развитии у малыша какой-нибудь причиной, а не нарушени-ем слуха. Посетите сурдологический кабинет, где специалист-аудиолог проведет более тщательное обследование состояния слуха ребенка. Если же врачом поставлен диагноз " неврит слуховых нервов" (нейросенсорная тугоухость), не уповайте на чудо излечения и не прибегайте к услугам " экстрасенсов". В сурдологическом кабинете наряду с уточнением состояния слуховой функции ребенка определяется комплекс необходимых медицинских мероприятий. Лечение медицинским путем возможно лишь примерно в 10% всех случаев потери слуха. Как правило, это - кондуктивные нарушения слуха, возникающие при отитах, образовании серных пробок в просвете наружных слуховых проходов, дефектах барабанной перепонки или слуховых косточек и др. С помощью функциональной хирургии уха восстанавливается или улучшается слух у больных при отосклерозе, адгезивном и гнойном среднем отите, некоторых врожденных аномалиях среднего и наружного уха. В случае сенсоневральной глухоты применяется поддерживающая терапия, слухопротезирование. Слухопротезист на основе аудиограммы и проведенных тестов осуществляет подбор и настройку слухового аппарата в соответствии с индивидуальными характеристиками слуха пациента: он должен усиливать только определенные частоты. Процесс точной настройки современного слухового аппарата может занять несколько недель. С помощью правильно подобранного аппарата слабослышащий ребенок может слышать не толь ко контуры слов, но и разбирать их структуру. При двусторонней потере слуха желательно носить два слуховых аппарата (бинауральная коррекция), что позволит максимально приблизить звуковое восприятие к естественному. В некоторых случаях применяется хирургическое вмешательство, в результате которого в мозг " вживляется" слуховой аппарат. Такой метод носит название " кохлеарная имплантация". Более подробно речь об этом пойдет ниже. А пока мы расскажем о некоторых попытках лечения глухоты в первой половине XIX в. " Героические способы лечения в исторической перспективе" - так называется глава из книги американского профессора X. Лэйна " Маска благотворительности", изданной в 1994 г. Вот фрагменты из нее: " Безнадежные и бесполезные медицинские меры, которые предпринимали слышащие люди для облегчениябедственного положения глухих детей, имеют долгую историю. Сурдолог Жан-Марк Итар, работавший постоянным врачом Парижского института для глухонемых, выразил мнение большинства медиков-аудиологов, написав в 1853 г.: " Глухие верят, что они равны с нами во всех отношениях. Мы должны быть великодушны и не должны разрушать эту иллюзию. Но во что бы они ни верили, глухота — это физический недостаток, и мы должны исправить его, невзирая на то, беспокоит он глухого или нет". В течение многих лет Итар неоднократно предпринимал экстравагантные медицинские процедуры с глухими детьми, пытаясь обучить их навыкам устной речи, которые удались не полностью. Так, он стал подводить электроток к ушам некоторых учеников - вскоре после того, как один итальянский хирург обнаружил, что лапки лягушки сокращаются при соприкосновении с заряженным металлом. Итар полагал, что существует некоторая аналогия между параличом слухового органа и параличом конечности. Он также помещал пиявок на шеи некоторых учеников школы в надежде, что местное кровопускание может как-то помочь. У шести учеников были проколоты барабанные перепонки, но эта операция была болезненной и бесполезной, и Итар прекратил попытки. Все же один ученик умер, подвергшись этому лечению. Несмотря на трагический исход, в ходе эксперимента было установлено, что у этого глухого ученика сначала появились выделения из ушей, затем частично был восстановлен слух и как следствие — речь. Это навело Итара на мысль, что глухое ухо может быть " разблокировано" скорее, чем парализованное. Рассказывали, что почтмейстер Версаля лечил свой слух, потерянный в результате вставления зонда в евстахиеву трубу, который проходил от горла до уха, и " вымывал лимфатические отходы". Этот метод был широко апробирован врачами и затем прекращен как неэффективный. Итар усовершенствовал зонд и затем подверг лечению 120 учеников, т.е. почти каждого второго в школе. И вновь не получил никакого результатаПосле перечисленных неудач Итар все же продолжил свои эксперименты. Так, он ежедневно в течение двух недель закапывал по несколько капель особого раствора в уши ученш ков школы, которые не родились глухими. Эффекта не последовало. На некоторых учениках он испробовал режим ежедневного приема слабительных. В другой группе учеников применялись повязки на уши, пропитанные неким кожно-нарывным веществом. По истечении не* скольких дней с ушей сходила струпьями кожа, вытекал гной, и ученики испытывали большие страдания. Когда струпья кожи отходили, Итар вторично применял повязки, и раны снова открывались. Затем цикл повторялся: кожа за ушами намазывалась каустической содой. Все эти испытания также оказались бесполезными. Но Итар оставался безжалостным и упорствовал в своих поисках лечения. Например, с риском сломать череп своим воспитанникам он ударял молотком по заушной области. Или прикладывал там же раскаленную добела металлическую пластинку, что вызывало че* рез несколько дней нагноение и отслоение кожи струпьями. Или протягивал нить с помощью иглы через шею ученика, что, естественно, также вызывало нагноение раны. Все эти эксперименты заканчивались провалом. Наконец, Итар сделал вывод: " Медицина не работает на мертвых, а у глухого ухо является мертвым органом. Наука с этим ничего не может поделать"
|