Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действия родителей при первом подозрении на снижение слуха ребенка






При малейшем подозрении на снижение у ре­бенка слуха родители (или лица, воспитывающие детей) должны немедленно обратиться к педиатрам и врачам-отоларингологам на предмет диагностики или провести обследование в ближайшем детском сурдологическом кабинете (отделении, центре), ко­торые имеются во многих городах страны.

Своевременное диагностирование снижения слуха ребенка позволит принять действенные ме­ры коррекционного воздействия в наиболее чувст­вительные периоды процесса развития слуха и ре­чи, что обеспечит положительные результаты. У нормально слышащего малыша есть период пас­сивного восприятия речи, когда он только слуша­ет, но не говорит. Этот период называется " воз­растом слуха" и длится 18 месяцев со дня рождения ребенка. Чем раньше слабослышащий ребенок начнет пользоваться слуховыми аппаратами, уве­личивающими громкость речи, тем лучше.

При потере слуха прежде всего страдает речь. Поэтому основанием для подозрений на отсутст­вие нормального слуха является не только отсут­ствие реакции на звуки голоса, но и нетипичное доречевое и речевое развитие.

У подавляющего большинства детей наруше­ние слуха наступает до 3 лет, т.е. до развития или в период формирования звуковой речи. Необрати­мая потеря слуха у ребенка в раннем возрасте очень неблагоприятно отражается на развитии его

личности. Слуховое нарушение ограничивает воз­можность общения ребенка со слышащими домо­чадцами, резко сужая диапазон его чувственного восприятия. Даже при относительно небольшой потере слуха от (25 до 40 дБ) последствия могут быть печальными: замедленное развитие речи, снижение способности к учебе. При тяжелой туго­ухости и глухоте ребенок не слышит своего голо­са и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. А ведь подражая, ребенок учится " привязывать" слова к объектам, сопоставлять по­нятия - думать! Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие искажают процесс формирования поз­навательной деятельности. Значит, что для овла­дения речью требуется специальное обучение. Ес­ли не осуществить своевременное педагогическое вмешательство, то интеллект ребенка не разо­вьется в должной мере.

О нарушении слуха у малыша свидетельствует задержка или отсутствие развития речи у ребенка. У слабослышащего ребенка слова могут появиться не в год-полтора, а к двум-трем годам, еще позже он овладевает фразовой речью, при этом обычно с нарушением ее грамматической структуры. Звуча­ние речи у такого ребенка обычно резко отличает­ся от звучания речи их слышащих сверстников.

Родители должны следить за рефлекторными действиями малыша, зависящими от качества ра­боты его слухового анализатора. Слух считается нормальным, если ребенок воспринимает шепот­ную речь низких тонов на расстоянии не менее 5-6 м, высоких - около 20 м. Уже на первом меся­це жизни слышащий малыш способен реагировать

на звук движениями глазных яблок или поворотом головы, а в 4-5 месяцев малыш активно ищет ис­точник звука. К полугоду ребенок уже узнает зву­ки голоса родителей, сам активно издает разные звуки. К 9 месяцам он реагирует на некоторые слова, а к году уже уверенно оперирует 5-10 сло­вами (" мама", " дай", " пить" и т.п.). К полутора го­дам ребенок увеличивает свой словарный запас до 20-50 слов и может складывать из них коротень­кие фразы. В два года его словарный запас дости­гает 200-300 слов, из которых складываются про­стые предложения. Если что-то не так - поведите ребенка к педиатру.

У научившегося говорить ребенка, который внезапно потерял слух, речь быстро " распадает­ся": все более-менее сложные слова, которые ре­бенок употреблял, подражая взрослым, " вымыва­ются" из его речи. Так, например, произошло с од­ним из авторов настоящей книги, потерявшим слух в три года в результате применения антибиотиков. Реабилитировать речь у ребенка с такой патологи­ей позволяет своевременное слухопротезирова­ние, затем необходимы занятия с логопедом.

Опасны для слуха маленького ребенка инфек­ционные заболевания - отиты, корь, свинка, ме­нингит, энцефалит. После отита надо обязательно обследовать малыша у сурдолога или отолога.

В случае простуды ребенка не торопитесь сбить температуру с помощью антибиотиков! Пользуйтесь другими методами лечения.

Внимание! Не торопитесь успокаиваться, если педиатр объяснит отставание в речевом развитии у малыша какой-нибудь причиной, а не нарушени-ем слуха. Посетите сурдологический кабинет, где специалист-аудиолог проведет более тщательное обследование состояния слуха ребенка. Если же врачом поставлен диагноз " неврит слуховых нер­вов" (нейросенсорная тугоухость), не уповайте на чудо излечения и не прибегайте к услугам " экстра­сенсов".

В сурдологическом кабинете наряду с уточне­нием состояния слуховой функции ребенка опре­деляется комплекс необходимых медицинских ме­роприятий.

Лечение медицинским путем возможно лишь примерно в 10% всех случаев потери слуха. Как правило, это - кондуктивные нарушения слуха, возникающие при отитах, образовании серных пробок в просвете наружных слуховых проходов, дефектах барабанной перепонки или слуховых ко­сточек и др. С помощью функциональной хирур­гии уха восстанавливается или улучшается слух у больных при отосклерозе, адгезивном и гнойном среднем отите, некоторых врожденных аномалиях среднего и наружного уха.

В случае сенсоневральной глухоты применяет­ся поддерживающая терапия, слухопротезирова­ние. Слухопротезист на основе аудиограммы и проведенных тестов осуществляет подбор и на­стройку слухового аппарата в соответствии с инди­видуальными характеристиками слуха пациента: он должен усиливать только определенные часто­ты. Процесс точной настройки современного слу­хового аппарата может занять несколько недель. С помощью правильно подобранного аппарата слабослышащий ребенок может слышать не толь

ко контуры слов, но и разбирать их структуру. При двусторонней потере слуха желательно носить два слуховых аппарата (бинауральная коррекция), что позволит максимально приблизить звуковое вос­приятие к естественному.

В некоторых случаях применяется хирургиче­ское вмешательство, в результате которого в мозг " вживляется" слуховой аппарат. Такой метод но­сит название " кохлеарная имплантация". Более подробно речь об этом пойдет ниже. А пока мы расскажем о некоторых попытках лечения глухо­ты в первой половине XIX в.

" Героические способы лечения в исторической перспективе" - так называется глава из книги аме­риканского профессора X. Лэйна " Маска благо­творительности", изданной в 1994 г. Вот фрагмен­ты из нее:

" Безнадежные и бесполезные медицинские меры, которые предпринимали слышащие люди для облегчениябедственного положения глухих детей, имеют долгую историю. Сурдолог Жан-Марк Итар, работавший постоянным врачом Парижского института для

глухонемых, выра­зил мнение большинства медиков-аудиологов, написав в 1853 г.: " Глухие верят, что они равны с нами во всех отношениях. Мы должны быть великодушны и не должны разрушать эту ил­люзию. Но во что бы они ни верили, глухота — это физический недостаток, и мы должны ис­править его, невзирая на то, беспокоит он глу­хого или нет".

В течение многих лет Итар неоднократно предпринимал экстравагантные медицинские

процедуры с глухими детьми, пытаясь обучить их навыкам устной речи, которые удались не пол­ностью. Так, он стал подводить электроток к ушам некоторых учеников - вскоре после того, как один итальянский хирург обнаружил, что лапки лягушки сокращаются при соприкоснове­нии с заряженным металлом. Итар полагал, что существует некоторая аналогия между парали­чом слухового органа и параличом конечности. Он также помещал пиявок на шеи некоторых учеников школы в надежде, что местное крово­пускание может как-то помочь.

У шести учеников были проколоты барабан­ные перепонки, но эта операция была болезнен­ной и бесполезной, и Итар прекратил попытки. Все же один ученик умер, подвергшись этому ле­чению. Несмотря на трагический исход, в ходе эксперимента было установлено, что у этого глухого ученика сначала появились выделения из ушей, затем частично был восстановлен слух и как следствие — речь. Это навело Итара на мысль, что глухое ухо может быть " разблокиро­вано" скорее, чем парализованное.

Рассказывали, что почтмейстер Версаля лечил свой слух, потерянный в результате вставления зонда в евстахиеву трубу, который проходил от горла до уха, и " вымывал лимфа­тические отходы". Этот метод был широко апробирован врачами и затем прекращен как не­эффективный. Итар усовершенствовал зонд и затем подверг лечению 120 учеников, т.е. поч­ти каждого второго в школе. И вновь не полу­чил никакого результатаПосле перечисленных неудач Итар все же продолжил свои эксперименты. Так, он еже­дневно в течение двух недель закапывал по не­сколько капель особого раствора в уши ученш ков школы, которые не родились глухими. Эф­фекта не последовало. На некоторых учениках он испробовал режим ежедневного приема сла­бительных. В другой группе учеников применя­лись повязки на уши, пропитанные неким кож­но-нарывным веществом. По истечении не* скольких дней с ушей сходила струпьями кожа, вытекал гной, и ученики испытывали большие страдания. Когда струпья кожи отходили, Итар вторично применял повязки, и раны сно­ва открывались. Затем цикл повторялся: кожа за ушами намазывалась каустической содой. Все эти испытания также оказались бесполез­ными. Но Итар оставался безжалостным и упорствовал в своих поисках лечения. Напри­мер, с риском сломать череп своим воспитанни­кам он ударял молотком по заушной области. Или прикладывал там же раскаленную добела металлическую пластинку, что вызывало че* рез несколько дней нагноение и отслоение кожи струпьями. Или протягивал нить с помощью иглы через шею ученика, что, естественно, также вызывало нагноение раны. Все эти экс­перименты заканчивались провалом. Наконец, Итар сделал вывод: " Медицина не работает на мертвых, а у глухого ухо является мертвым органом. Наука с этим ничего не может поде­лать"

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал