Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условный оператор






Условный оператор, который называется IF (англ. " если") используется для выбора одного из двух направлений хода программы. Выбор последовательности инструкций осуществляется во время выполнения программы в зависимости от выполнения условия.

Общий синтаксис условного оператора IF:

if {условие} then
{последовательность команд}

THEN - англ. " в таком случае, тогда". Таким образом, строка вполне переводима и на русский язык: " Если условие выполняется, тогда сделать что-то..."

Здесь условие - выражение логического типа (логические выражения были рассмотрены нами ранее в уроке №10). Если выражение является истинным (True), т.е. условие выполняется, то выполняется последовательность команд, указанная после THEN. Если же условие не выполняется, данный блок пропускается. В случае, если команд, ассоциированных с условием, несколько, то они заключаются в BEGIN... END:

if {условие} then begin Команда 1; Команда 2; Команда 3 end;

Данную форму записи условного оператора можно назвать сокращённой. Есть и полная форма. Дело в том, что сокращённая форма позволяет выполнить блок команд при выполнении заданного условия, но при этом мы теряем из вида тот случай, когда условие не выполняется. Для нашего примера с делением чисел сокращённой формы недостаточно.

Полная форма даёт возможность указать две последовательности команд: одну - для случая, если условие выполняется, а другую - если не выполняется. Третьего не дано... Синтаксис:

if {условие} then
{команды, если условие выполняется}
else
{команды, если условие не выполняется}

ELSE - англ. " иначе, в противном случае": " Если условие выполняется, то сделать что-то, а в противном случае сделать что-то другое".

Аналогично, если требуется выполнить несколько команд, они заключаются в BEGIN... END:

if {условие} then begin {...} {команды, если условие выполняется} {...} end else begin {...} {команды, если условие не выполняется} {...} end;

Пример.

В качестве примера создадим программу расчёта сопротивления электрической цепи, состоящей из двух сопротивлений. Предоставим возможность выбора типа соединения - последовательное или параллельное.

Для начала создадим интерфейс. Разместим на форме 2 поля TEdit для ввода величин сопротивлений (Edit1, Edit2). Для выбора типа соединения разместим 2 TRadioButton с соответствующими надписями (RadioButton1, RadioButton2). Результат будем выводить в TLabel (Label1), а вычисления будем производить при нажатии на кнопку TButton (Button1). Получиться должно примерно следующее:

Далее дважды щёлкаем по кнопке и пишем обработчик.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var R1, R2, R: Real; begin R1: =StrToFloat(Edit1.Text); R2: =StrToFloat(Edit2.Text); if RadioButton1.Checked then R: =R1+R2 else R: =(R1*R2)/(R1+R2); Label1.Caption: ='Сопротивление цепи: '+FloatToStr(RoundTo(R, -2))+' Ом'; end;

Комментарии и пояснения:

1) В качестве исходных данных имеются 2 сопротивления - R1 и R2. Результирующее сопротивление - R. Для всех трёх переменных указан вещественный тип данных (Real), т.к. значения сопротивлений могут быть дробными числами.

2) Сначала мы заносим в переменные R1 и R2 числа, введённые в Edit1 и Edit2.

3) Далее мы применяем условный оператор, чтобы узнать, какой из двух TRadioButton выделен. Если выделен первый, то применяем формулу последовательного сопротивления (сумму): R = R1 + R2. Проверять, выделен ли второй, смысла нет, так как их всего 2 - если не выделен первый, значит выделен второй. Для параллельного сопротивления формула следующая: R = (R1 * R2) / (R1 + R2). Таким образом, в зависимости от выбранного типа соединения значение переменной R будет вычислено по соответствующей формуле.

4) Наконец, выполняется вывод результата в Label1. В приведённом коде использована функция RoundTo(). Эта функция округляет вещественное число до указанного знака после запятой. В данном случае округление ведётся до двух цифр. Это сделано для того, чтобы в Label1 не попал весь длинный ряд чисел после запятой, а попали все первые две цифры. Функция RoundTo() описана в модуле Math, с которым мы однажды работали. Этот модуль необходимо подключить, добавив его имя в uses (см. в самом начале модуля в редакторе кода):

uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Math;

Запустим программу и проверим её работоспособность.

Примечание: в примерах, показанных в данном уроке, фигурные скобки (" {" и " }") указаны всего лишь для удобства обозначения, что в конкретном месте кода программы должно что-то находиться - переменная, набор команд и т.д. В коде реальной программы данных скобок быть не должно!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал