Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олбанская кампания






Для выработки программ и координации действий, направленных на устранение сегрегации и завоевание политических прав негры создали в 1957 г. новую организацию – «Конференцию южного христианского руководства» (КЮХР) (Southern Christian Leadership Conference) со штаб-квартирой в Атланте, десятками филиалов и тысячами активистов на Юге. Ее президентом был избран М.Л.Кинг. В том же году - во многом благодаря усилиям и самого Кинга - Конгресс США принял первый со времен Реконструкции федеральный акт об избирательных правах негров. В 1958 и 1959 гг. были организованы грандиозные марши молодежи за десегрегацию средних школ на Вашингтон в поддержку решения Верховного суда США 1954 года о десегрегации школ, выполнение которого на практике блокировалось властями южных штатов. Участники этих двух маршей - около 40 тыс. человек - представили конгрессу США петиции с 500 тыс. подписей, собранных в кэмпусах и молодежных центрах.

 

Новая важная фаза в борьбе за гражданские права началась в 1960 г., когда 1 февраля четверо чернокожих студентов расселись на места для белых в сегрегированной закусочной в одном из универмагов компании «Вулворт» в Гринсборо (штат Северная Каролина). Их заставили уйти, но на следующий день их примеру последовали десятки и сотни других негритянских студентов. Так началась волна сидячих забастовок-демонстраций. К концу марта ненасильственные сидячие демонстрации за десегрегацию мест общественного пользования проводились уже более чем в 50 городах. Они подкреплялись «лежачими», «коленопреклоненными» и «купальными» демонстрациями в библиотеках, театрах, церквях и плавательных бассейнах. Примечательно, что к протестующим неграм присоединялись и белые студенты. Вначале эти акции проводились стихийно, но уже в апреле 1960 г. был сформирован «Студенческий координационный комитет ненасильственных действий» (СККНД) (Student Nonviolent Coordinating Committee). Развернулось широкомасштабное движение сидячих демонстраций, поддержанное КЮХР, Национальной Ассоциацией и другими негритянскими организациями. Кстати, в том же году за участие в подобной акции в Атланте был арестован М.Л.Кинг. Протестующие студенты символически избрали Кинга лидером своего движения. Многие из них носили с собой памятку со словами: «Помни об учении Иисуса Христа, Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Помни о любви и ненасилии.» Были выработаны специальные правила поведения для участников демонстраций в закусочных, которые призывали не отвечать насилием на насилие, воздерживаться и не отвечать на оскорбления, вести себя вежливо и дружелюбно, сидеть прямо и всегда лицом к стойке Благодаря сидячим демонстрациям в течение 1960 г. были десегрегированы закусочные более чем в 150 городах южных штатов.

 

В марте 1960 г. «Конгресс расового равенства» (КРР) призвал «перенести сидячие забастовки-демонстрации на дороги» страны. Этот призыв был поддержан КЮХР и СККНД. Так было положено начало «рейдам свободы» - своеобразным партизанским набегам на разветвленную систему сегрегации. Целью «рейдов» была проверка пользования общественным транспортом и общественными местами в соответствии федеральным законом, привлечение внимания общественности к фактам сегрегации. Это ненасильственное вторжение с Севера началось 4 мая 1961 г., когда первая группа участников акции выехала из Вашингтона на междугородном автобусе на юг страны. В Аннистоне (штат Алабама), их автобус подожгли, по прибытии в Бирмингем участники «рейда» были жестоко избиты разъяренной толпой, а в штате Миссисипи их арестовали за «нарушение порядка».

 

«Рейды свободы» длились все лето. Черные и белые молодые добровольцы на междугородных автобусах приезжали в южные штаты, группами врывались на автобусные станции, в кафетерии, магазины, мотели, садились или бросались на пол, добивались равного с белыми обслуживания. Такие демонстрации протеста нарушали размеренный и привычный порядок работы. Расисты отвечали на мирную тактику студентов актами насилия и беззакония: над студентами глумились, их избивали, автобусы поджигались. Многие участники «рейдов» были арестованы и отданы под суд. Но движение ширилось. Массовые митинги солидарности прокатились по многим городам страны. В результате владельцы многих торговых и коммунальных предприятий вынуждены были отказаться от практики сегрегации в своих заведениях. Комиссия по регулированию торговли между штатами со своей стороны также была вынуждена запретить сегрегацию в автобусах дальнего следования, поездах и подведомственных ей предприятиях. Кинг охарактеризовал «рейды свободы» как «психологически решающий момент в нашей законной борьбе».

 

Новой ареной борьбы за гражданские права стал город Олбани (штат Джорджия). Здесь в январе 1961 г. развернулась кампания за десегрегацию мест общественного пользования, которую возглавил местный негритянский лидер У.Андерсон. На помощь зарождавшемуся движению в Олбани пришел «Студенческий координационный комитет ненасильственных действий». В декабре сюда прибыла группа участников «рейдов свободы» из 10 человек. Все они были арестованы. Через день сотни олбанских негров вышли на демонстрацию протеста. Полицией были произведены массовые аресты. На собрании лидеров олбанского движения было решено пригласить в город Мартина Лютера Кинга и его помощников. 15 декабря Кинг и его соратники прибыли в город. Хотя на этот раз у них не было четко продуманной стратегии ведения борьбы, 16 декабря доктор Кинг и У.Андерсон возглавили демонстрацию из шестисот человек к зданию муниципалитета. Разрешения на марш не было и все участники демонстрации были арестованы.

 

Олбанское движение ширилось. Массовые митинги и практические семинары по активному ненасилию, проводимые активистами КЮХР, чередовались с «незаконными демонстрациями» к местному муниципалитету, сидячими забастовками в библиотеках и других местах, а также молитвенными бдениями (эквивалент известных в конце1980-х—начале1990-х гг. в России «вахт мира»).

 

Организовывались выборочные бойкоты магазинов, чтобы сорвать самый доходный в городе коммерческий сезон и тем самым вынудить владельцев ряда магазинов принять на работу черных продавцов. Однако, в процентном отношении к белому населению негров в Олбани было явно недостаточно для оказания эффективного экономического давления на сегрегированные структуры. Кроме того, как и в Монтгомери, здесь был проведен бойкот городских автобусов.

 

Тактике ненасильственных действий олбанский шеф полиции Лори Притчетт противопоставил тактику массовых арестов. Демонстрантов арестовывали под любым предлогом и бросали в тюрьмы. Сам Кинг был трижды арестован в ходе олбанской кампании за несанкционированное проведение демонстраций. Полиция не использовала здесь собак, дубинки и пожарные брандспойты для наведения «порядка». Свою жестокость полисмены проявляли в местах, недосягаемых для журналистских камер - в казармах и сараях, превращенных во временные тюрьмы. Национальная американская и международная пресса не раз выражала симпатии протестующим чернокожим гражданам Олбани, но от федерального правительства так и не удалось добиться реальной поддержки.

 

С перерывами олбанская кампания длилась вплоть до лета 1962 г. По призыву Кинга реализовать гандистский лозунг «Заполним тюрьмы!» пять процентов чернокожего населения побывало за решеткой. Случись подобное в Нью-Йорке, то тюрьмы заполнили бы 50 тысяч негров. Позже доктор Кинг писал, вспоминая опыт олбанского движения: «Если в народе найдется пять процентов, готовых идти в тюрьму за праведное дело, несомненно, ничто не сможет помешать его окончательной победе» [16].

 

Но и противостояние властей было ожесточенным. В Олбани были закрыты парки, библиотеки, остановлены автобусы - не только для черных, но и для белых - с целью сохранения сегрегации.

 

Движение потерпело поражение. Из олбанской неудачи Кинг извлек ценный урок: чтобы удар достиг цели, нельзя распылять силы, нужно сосредоточиться на каком-то одном аспекте проблемы. Таким образом, на поражение в этой кампании повлияли следующие основные причины: отсутствие единства среди руководителей негритянской общины (многие из них видели в Кинге и его соратниках «чужаков» и боялись мести белых расистов после того, как лидеры КЮХР уедут из города), отсутствие четко разработанной стратегии и незнание местной специфики. Критики Кинга объявили ненасилие мертвой доктриной, забывая при этом ряд существенных достижений в Олбани: в движении приняли участие почти все (!) чернокожие жители города, парки, библиотеки и автобусные линии были закрыты даже для белых (!) к олбанскому противостоянию было приковано внимание всего мира; здесь была внедрена новая форма протеста для движения за гражданские права - массовая уличная демонстрация.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал