Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Движение на Севере
С 1966 г. центр событий, связанных с черным движением, переместился на Север, где назревали вспышки стихийных восстаний в черных гетто, которыми будет ознаменовано лето 1967 г. Причиной этих волнений явилась массовая миграция черных в северные города США в поисках работы, рост безработицы и нищеты. Теперь главный акцент в движении за гражданские права ставился на повседневных жизненных проблемах чернокожей бедноты, а именно: борьба за право на труд и равную оплату, за решение жилищных проблем в черных гетто, за равное медицинское обслуживание.
Тревожным предвестником массовых беспорядков в черных гетто летом 1967 г. стали волнения в августе 1965 г. в Уоттсе, бедном черном районе Лос-Анджелеса. Экономическое процветание Америки 60-х гг., стремительная автоматизация производства и прогресс в области научно-технической революции негативно сказывались на большинстве жителей трущоб крупных промышленных центров. Из-за резкого снижения потребности в неквалифицированной рабочей силе многие из них оставались без работы и пополняли люмпенизированную, отчаявшуюся и взрывоопасную людскую массу. Между тем, десятилетие активной борьбы за гражданские права дало чернокожим американцам чувство гордости за принадлежность к черной расе, чувство самоуважения и достоинства. Отныне они не желали быть «неграми» и называли себя афроамериканцами или черными американцами. Популярность приобретал лозунг «Черное - это прекрасно!» В черных гетто северных городов зрел пожар, стихийный гнев обездоленных масс прорывался наружу.
Именно в это время молодой и экспансивный лидер СККНД Стокли Кармайкл выдвинул радикальный лозунг «власть черных» (Black Power), который поддержали некоторые ведущие организации движения за гражданские права. Тревожная тенденция к расколу в движении отчетливо обозначилась во время знаменитого марша на столицу штата Миссисипи г.Джексон летом 1966 г. Этот марш, получивший название «Поход против страха», не был заранее спланированной акцией. Все началось с того, что Джеймс Мередит, известный тем, что в 1962 г. он стал первым черным студентом «белого» Университета Миссисипи, вместе с группой друзей решил пройти пешком по штату Миссисипи и лично убедиться в тех изменениях, которые принесла Югу десятилетняя борьба за гражданские права. Но уже 6 июня 1966 г., на второй день похода, он был тяжело ранен из ружья маньяком-расистом. В мемфисскую больницу, куда был доставлен Мередит, слетелись лидеры крупнейших негритянских организаций - КЮХР, СККНД, КРР и др. - и договорились о проведении массового марша на Джексон по маршруту Мередита. Этот марш отличался от всех предыдущих акций, которые организовывали лидеры КЮХР и другие поборники интеграции. Белых участников похода на Джексон было мало, а молодые черные радикалы все более ожесточенно оспаривали в дискуссиях во время остановок эффективность ненасильственных методов. Стокли Кармайкл ратовал за марш исключительно с черными участниками без «белых хлюпиков и либералов». Когда участники похода дошли до Гринвуда, Кармайкл в своем выступлении перед шестью тысячами демонстрантов заявил: «Власть черных - вот чего мы хотим!». Мартин Лютер Кинг предложил заменить этот лозунг другим – «Равенство черных», но молодые радикалы настояли на своем. Так лозунг «власть черных» стал символом идеологического раскола в движении за гражданские права. После марша на Джексон развернулась широкая дискуссия вокруг «власти черных».
Сторонники этого националистического лозунга отвергали интеграцию с белыми и стояли фактически на следующих позициях:
1. Расовая гордость и самоуважение.
Движение «силы черных» явилось естественной реакцией отчаявшихся бедных слоев чернокожего населения на продолжающееся ухудшение их жизненного уровня, на фактическое сохранение расовой дискриминации в американском обществе. Опасность распространения таких сепаратистских взглядов заключалась в том, что лозунг «власть черных», конечно же, мог пробудить сознание афроамериканца, но он ни в коем случае не пробуждал совесть белого человека. Кроме того, он мог оттолкнуть от движения белых сторонников негритянского равноправия. «Негр отчаянно нуждается в чувстве достоинства и гордости, и я думаю, что «власть черных» - это попытка развить эту гордость, - писал Кинг. - В необходимости силы нет сомнения... Но употребление фразы «власть черных» создает впечатление, что негры могут добиться своих целей сами по себе, что для этого они ни в ком, кроме самих себя, не нуждаются. Нам следует помнить, однако, что мы составляем лишь десять или одиннадцать процентов населения» [23]. Кинг и его соратники отвергали лозунг «власть черных» из-за того оттенка горечи и ненависти, который в нем явно присутствовал. Они справедливо считали, что на чувстве горечи и ненависти нельзя построить возлюбленное сообщество черных и белых. По их мнению, путь к равенству для черных американцев лежал не через сепаратизм, а через консолидацию всех белых и цветных в США.
Борьба черных американцев за гражданские права отличалась от борьбы за независимость, например, в Африке или Индии. После обретения независимости Индией или африканскими государствами, колонизаторы покидали порабощенные ими страны. В США ситуация была иной: здесь и угнетатель, и угнетенный были гражданами одной страны. Поэтому подлинное освобождение черных американцев могло основываться только на интеграции. Стратегия ненасилия Кинга и его сторонников зиждилась на вере в возможность братства и предполагала убеждение и перевоспитание оппонента моральной силой и стойкостью. Кинг говорил: «Не могу поверить, что Бог хочет, чтобы я ненавидел. Я устал от насилия... И я не позволю моему угнетателю диктовать мне, какой метод я должен использовать... У нас есть сила... сила, которой нет у пуль и винтовок. Эта сила стара, как проникновенное учение Иисуса из Назарета и так же нова, как методы Махатмы Ганди» [24].
Опасения сторонников ненасильственных методов борьбы подтвердились жарким летом 1967 года, когда во многих городах США вспыхнули стихийные расовые волнения, кульминацией которых стали закончившиеся кровавой бойней мятежи в Ньюарке и Детройте. Кровавые столкновения на улицах, погромы, пожары в черных гетто, десятки убитых и сотни раненых - таков был общий итог этих бунтов, продемонстрировавших пагубность и неэффективность лозунгов черных националистов. События лета 1967 г. в очередной раз подтвердили, что именно ненасилие является конструктивной доктриной для разрешения расовых и социальных конфликтов. На Юге оно «парализовывало бешеных сегрегационистов, жаждущих возможности физически раздавить негров. Прямое ненасильственное действие дало неграм возможность выйти на улицы с активным протестом и в то же время отводило винтовки угнетателя, ибо даже он не мог убивать при свете дня невооруженных мужчин, женщин и детей. Вот почему за десять лет протеста на Юге было меньше жертв, чем за десять дней мятежей на Севере» [25].
Итак, с 1966 г. внимание лидеров движения за гражданские права было приковано к бедственному положению в уже бурлящих черных гетто на Севере страны. Чтобы добиться существенного прогресса в борьбе за полное равноправие черных американцев, необходимо было немедленно решать социально-экономические проблемы, то есть добиваться от властей принятия экстренных мер по уменьшению безработицы и нищеты среди миллионов жителей черных трущоб. Справедливый гнев обездоленных людей нужно было направить в русло позитивных и организованных действий. Чтобы привлечь внимание широкой общественности к положению в черных гетто, КЮХР перенесла свою штаб-квартиру в Лоундейл - трущобный район Чикаго, где жило 140 тысяч бедняков, и объявило о проведении в 1966 г. затяжной кампании «войны с трущобами». Главными задачами кампании были поставлены десегрегация школ, улучшение жилищных условий, создание новых рабочих мест, строительство новых муниципальных квартир с низкой квартплатой.
В гетто северных городов влияние церкви было намного слабее, чем на юге страны, что осложняло для КЮХР задачу объединения жителей черных трущоб в борьбе за свои экономические и социальные права. В Чикаго Кингу и его соратникам удалось сплотить вокруг этих целей местные негритянские, профсоюзные и другие общественные организации. Здесь частично были заимствованы идеи Ганди из его «конструктивной программы» общественного переустройства и использовались различные методы ненасильственного нажима на местные власти: от «арендного бойкота», когда жильцы отказываются вносить квартплату домовладельцам, не выполняющим условия контрактов, «забастовок наоборот» {сноска: КЮХР использовала опыт Данило Дольчи, который применял «забастовки наоборот» на Сицилии как одну из форм конструктивного протеста, тем самым обеспечивая безработных работой}, когда безработные добровольно берутся за починку домов и мостовых, а их труд оплачивается за счет средств, полученных в результате «арендного бойкота», до митингов и маршей протеста в белых кварталах и пригородах Чикаго, в которых принимали участие также и белые священнослужители и монахини.
Чикагская кампания, длившаяся весь 1966 год, к сожалению, не принесла полностью ожидаемых результатов, хотя определенные успехи были все же достигнуты. Заставить городские власти этого мегаполиса сесть за стол переговоров само по себе было большой моральной победой. Также были созданы союзы квартиросъемщиков, отстаивающие права местных жителей перед «сламлордами» - владельцами трущобных домов. К концу 1966 г. здесь также удалось добиться создания более 900 новых рабочих мест. Одной из целей «чикагского движения» было драматизировать обстановку и привлечь внимание общественности к проблемам черных гетто до того, как в них произойдет социальный взрыв. Кампания ненасильственного протеста в Чикаго не смогла уберечь город от всплеска стихийных насильственных выступлений, учиненных здесь позднее воинствующими черными радикалами. Однако, по мнению многих американских исследователей событий тех лет, именно Кинг и его соратники сумели на некоторое время направить стихийный гнев и разрушительную энергию отчаявшихся бедняков из черного гетто в русло организованного ненасильственного протеста для решения вполне конкретных задач. Не будь тогда людей Кинга в Чикаго, то уже в 1966 г. там могла бы повториться трагедия Уоттса.
В 1967 г. после летних мятежей в 128 городах США Мартин Лютер Кинг выдвинул идею массового гражданского неповиновения, чтобы показать Америке всю драматичность экономической проблемы бедняков и подтолкнуть правительство к конкретным шагам в этом направлении. Кампании гражданского неповиновения в национальном масштабе отличались бы несомненно большей эффективностью, чем восстания в гетто, использующие тактику партизанской войны. Они могли бы быть более продолжительными и дорогостоящими для общества, и при этом не нести в себе такого разрушительного потенциала. Кроме того, правительству было бы намного сложнее подавить их превосходящей силой. Эта идея массового гражданского неповиновения конкретизировалась в тщательной подготовке «похода бедняков» на Вашингтон с требованием от Конгресса принятия акта об экономических правах, который должен был гарантировать всем бедным американцам - черным и белым - работу и прожиточный минимум. Для этого планировалось, чтобы колонны из трех тысяч черных и белых активистов - авангард акции - двинулись на столицу из разных штатов. В Вашингтоне они должны были разбить демонстративный палаточный городок, блокировать городские магистрали, устроить сидячие забастовки в правительственных учреждениях, то есть парализовать работу всего правительственного механизма. Для поддержки этой акции предполагалось проведение мощной кампании демонстраций и митингов по всей стране.
Начало марша намечалось на 22 апреля 1968 года...
Но Мартину Лютеру Кингу так и не довелось возглавить «поход бедняков» на американскую столицу. В конце марта 1968 г. он приехал в Мемфис, штат Теннесси, чтобы организовать демонстрацию солидарности в поддержку местных бастующих черных мусорщиков, требовавших надбавки к заработной плате наравне с белыми коллегами и признания властями их профсоюза. 4 апреля пуля убийцы оборвала жизненный путь «барабанщика справедливости», самоотверженно стремившегося изменить Америку и мечтавшего о дне, когда черные и белые американцы «сядут за стол братства»...
Мусорщики Мемфиса все же победили. Произошло это 16 апреля, спустя двенадцать дней после убийства Кинга. Это была также и его последняя победа...
В движении за гражданские права начинался спад. Сказывалось отсутствие общепризнанного и авторитетного лидера, каким был Мартин Лютер Кинг. Внимание всей Америки было приковано к Вьетнаму.
Летом 1968 г. соратнику Кинга Ралфу Абернети удалось провести «поход бедняков» на Вашингтон, но он был малоуспешен. Конгресс США принял закон о десегрегации в продаже и аренде жилых домов, но фактические экономическое неравенство черных, естественно, не было устранено. Борьба против фактической дискриминации чернокожих американцев продолжается по сей день.
Оценивая опыт ненасильственного американского движения за гражданские права 60-х гг., следует отметить, что его лидеры главным аспектом борьбы считали не расовый, а социальный. За двенадцать лет организованной и целенаправленной деятельности движение добилось законодательного, формального равенства для черных американцев. Были решены социальные и политические проблемы сегрегации.
Благодаря Мартину Лютеру Кингу и его соратникам ненасильственное черное движение опиралось на организованные дисциплинированные действия масс. Прямые действия в форме маршей, бойкотов и демонстраций привели в движение черный Юг, пробудили его политическое сознание, вооружили его мужеством и эффективным методом борьбы - ненасилием. Они пробудили в черных американцах чувство самоуважения, гордости и уверенности в своих силах. Они заставили американское общество иными глазами взглянуть на своих черных сограждан. Лидеры движения учили его участников добиваться организационного оформления их протеста, учиться находить политических союзников в лице профсоюзных, общественных и других организаций. В ходе акций протеста черные американцы вначале добивались принятия законов, обеспечивающих их интересы, а затем требовали исполнения этих законов местными властями.
Отличительной особенностью этого периода ненасильственной борьбы за гражданские права было то, что все кампании протеста начинались на местном уровне. Ситуация драматизировалась созданием «созидательной напряженности», кризисов, и это привлекало внимание общественности и средств массовой информации на национальном, а порой и международном уровнях. Акции солидарности с протестующими разворачивались по всей стране и оказывали давление на правительство, которое не могло более игнорировать проблемы чернокожего населения и вынуждено было принимать конкретные меры, направленные на их решение.
Истина о силе и действенности ненасилия в борьбе за социальные изменения еще раз в середине нашего века была продемонстрирована черной Америкой всему миру. Предположение Ганди о роли черных американцев в деле распространения доктрины ненасилия подтвердила сама история.
|