Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основания этничности. Родство, секс, власть.Стр 1 из 26Следующая ⇒
Теории этноса и этничности. Конструктивизм Конструктивизм (от лат. constructio – строительство, созидание) – альтернативный примордиализму научный подход, возникший в западноевропейской науке в XX веке и получивший широкое распространение в различных постмодернистских концепциях. Представители конструктивизма рассматривают и трактуют этнос, не как первозданную общность людей, а как социальный и интеллектуальный «конструкт», искусственное социальное образование, созданное в результате целенаправленной деятельности интеллектуальных и политических элит (писателей-интеллектуалов, учёных, политиков, художников). Используя систему социального устройства и обеспечения, образования, средства массовой информации и коммуникаций, представители элит ради достижения своих, часто эгоистических целей, стремятся воспользоваться силой этого реального «конструкта», воздействуя на сознание членов этнического коллектива, чтобы посредством осуществления ими коллективных действий добиться нужного результата. Среди наиболее ярких представителей конструктивизма выделяют Б. Андерсона, В. А. Тишкова.
· Оно воображённое, потому что члены даже самой маленькой нации не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них. · Оно ограниченное, так существуют границы, где начинается другая нация. · Оно суверенное, и идеал суверенности – отдельное независимое государство. · Нация - сообщество, потому что «независимо от фактического неравенства и эксплуатации, которые в каждой нации могут существовать, нация всегда понимается как глубокое, горизонтальное товарищество…» В. А. Тишков, российский этнолог и историк, определяет этнос как «группу людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности, и все эти признаки — результат особых усилий, особенно процесса нациостроительства». Основания этничности. Родство, секс, власть. Расселяясь по планете, люди сохранили биологическое единство, но делились на общности, называемые народами или культурами. Ключевые признаки народа: язык, территория, культура, управление, менталитет, название, самосознание. Этничность – понятие изменчивое и непостоянное, и нужно знать её основные механизмы и движущие признаки: родство, секс, власть. 1. Родство. В ранних культурах родство охватывает львиную долю социальных связей. Родство как этничность в миниатюре, хорошо выраженное в русском языке связью понятий род–народ, было и остается элементарным основанием устойчивой общности, системой взаимопомощи и безопасности. Родство охватывало не только людей, но и все обитаемое пространство, выражаясь в топонимии и других символах и маркерах территории, от курганов до петроглифов. Родство, распространенное на окружающую среду и ее обитателей, создавало «свою землю» — родину. Движение родства могло расширять и перемещать «родину», причем помимо естественного размножения и расселения родственной группы действовали механизмы так называемого фиктивного, или символического, родства. Родство охватывало «буквально все отношения людей»: у австралийцев «даже чужеземцы, после установления с ними дружественных отношений, непременно зачислялись в определенные родственные категории и назывались “старшими братьями”, “сыновьями сестер». 2. Секс Наряду с родством, фундаментальным основанием близости и общности во все времена был секс. Родство и секс близки и подчас выглядят гранями одного явления: секс образует родство в потомках, а родство регламентирует сексуальное поведение. В социальном пространстве родство и секс служили «двумя ногами» движения. Широко распространенные в преданиях и практике разных народов дальние поездки за женами были едва ли не универсальным механизмом экспансии родства-свойства. В древности, как и в этнографической современности, заключение брака связывало территории и их обитателей, и брачные связи были нередко шагами в освоении новых земель («В русских сказках за тридевять земель в тридесятое царство ходили не за едой, а за красавицами»). 3. Власть Третье измерение и основание этничности — власть. Искусство подчинения стаи-стада (этноса) с древнейших времен предполагало иерархию «вождей и людей». Этот порядок уходит корнями в социальное поведение пра-людей и представляет собой ключевой принцип организации природы. Пирамида власти напоминает муравейник, сложенный из множества «индивидуальных властей». Однако ни одна из них, включая верховную, не охватывает всей совокупности деятельностных схем, что создает функцию связи-зависимости, реализуемую агентами управления. Появление агентов управления, для которых деятельностным полем была собственно иерархия, а миссия состояла в соподчинении и использовании других деятельностных схем, было триумфом социальности. Если экологическая адаптация и ранние формы хозяйства представляли собой усовершенствованные природные схемы добывания пищи, то социальная адаптация с участием агентов управления означала соподчинение деятельностных схем, разделение их на управляемые и управляющие. Это было развитием предшествующих природных отношений травоядных и хищников и в то же время их новым качеством, когда объектом промысла (добычи) выступало не стадо животных или поле злаков, а общность людей. Иначе говоря, пользователи природы оказались в пользовании агентов управления, выделившихся в социальную элиту. Управление людьми, включая войну, культ, насилие и благодеяние, превратилось в разветвленную схему власти — поле деятельности элиты. Успешнее схемы власти развивались на теле «травоядных» (собирательских) сообществ, лишенных, в отличие от охотников, выраженных качеств хищника. Не случайно первые громоздкие системы господства выросли в самых «травоядных» (собирательско-аграрных) областях южного пояса Азии. Становление производящего хозяйства как преобразование собирательства в земледелие произошло, вероятно, не по желанию самих собирателей, а по воле управляющей ими элиты. По существу, земледелие — организованное собирательство, и земледельцами стали «собранные собиратели». В этом смысле «управленческая революция» предопределила и повлекла за собой эпохальные цивилизационные явления неолита. Первые признаки крупных организованных сообществ людей приходятся на начало голоцена, время истребления мамонтовой фауны и кризиса крупной загонной охоты. Вероятно, именно тогда «загонщики» переключились со стад зверей на сообщества людей. К тому же времени относятся первые опыты приручения диких животных (собак, коз, овец). Скорее всего, в круг приручаемых попали и группы собирателей. При универсальности естественной (этологической) иерархии как свойства и регулятора человеческих сообществ искусственная (государственная) иерархия возникала в условиях столкновений (контактов и конфликтов) различных сообществ. Государство — это иерархия в квадрате, система, сложившаяся при соподчинении иерархий.
|