Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и законы развития бытия. Детерминизм и индетерменизмСтр 1 из 9Следующая ⇒
Проблемы бытия. Бытие как философская категория и 2. Общая характеристика бытия в мире. Уровни бытия Бытие - философская категория, которая обозначает независимое от сознания существование объективной реальности - космоса, природы, человека. (Если она вас спросит, «как это так, что значит существовать без сознания?», приведите в пример парализованного человека. Он существует, но сознания у него нет, ибо атрофированы нервные окончания мозга. Понимаю, что пример печальный, но для того, чтобы понять термин, самый точный). Тут важны Хайдеггер и Ясперс В творчестве Хайдеггера два периода: ранний и поздний. Нам больше важен ранний: Человек существует и его бытие есть фактическая жизнь ёпта (она протекает во времени, конкретна, случайна, уникальная и неповторимая вся такая). Фактическая жизнь представляет подлинное бытие. У Хайдеггера жизнь - «здесь-бытие»: возможность быть, существовать, реализовываться в настоящем, становление чего-то другого, чего не было ранее. Подлинное существование человека состоит в жизни лицом к смерти (короче, если ты мужик, если есть яйца, понимаешь, что сдохнуть можешь, ты живёшь). Это позволяет человеку переносить временность бытия, именно в этом раскрывается смысл человеческого бытия (ахуенно: смысл бытия заключается в понимании смерти). Но самый угар состоит в том, что в конце жизни до Хайдеггера дошло, что рационально бытие познать невозможно. Общая характеристика бытия: 1. Антитеза: Бытие - Ничто 2. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга 3. Мир - беспредельная и непреходящая целостность 4. Природное и духовное, индивидуальное и общественное существуют 5. Мир - реальность, с которой человеку приходится сосуществовать Бытие по способу существования делится на два: мир физических состояний и психических. Два вида в совокупности дают 4 категории: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, бытие социальное. Три уровня Бытия у Ясперса (норм мужик): 1. Мир - рассматривается человеческая жизнь в мире 2. Экзистенция - собственное существование человека, не зависящее от внешних условий) 3. Трансценденция - нечто потусторонние, что составляет основу жизни. Если за 3 пункт брать теорию о Богу, то, согласно Ясперсу, 1) он есть, 2) есть требование, которое идёт из трансценденции в мир через нашу свободу, 3) реальность мира обладает наличным бытием между богом и экзистенцией. Мераб Мамардашвили рассматривал философию и как мышление о предметах под углом зрения конечной цели истории и мироздания. А такой целью является стремление стать человеком. Принципы и законы развития бытия. Детерминизм и индетерменизм Я не поняла, зачем был включен этот тезаурус. Вообще, принципы и законы (Бытие-Ничто, все дела) развития написаны в 1 и 2 билетах, которые я имела наглость объединить. Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. причинно-следственной связи! Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. В домарксистском Д.: он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистич. связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного характера обществ. жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ. жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление к-рых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности. Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. То есть, всё случайно. Детерминизм бывает: космологический (природа), теологический (Бог), антропологический, этический (человеческая воля). Индетерминизм бывает: онтологический (причины нет) и методологический (причина не может быть определена). Индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки.
|